Доклад
«Состояние системы образования города, перспективы его развития в свете Послания Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства»
Құрметті Дархан Алтайұлы!
Құрметті әріптестер! Тамыз мәжілісінің қонақтары!
Бүгінгі Қазақстан – қоғам өмірінің барлық салаларында жақсы өзгерістерге жетіп, экономикасы, білімі мен мәдениеті тұрақты дамыған, ынтымағы жарасып, берік нығайып келе жатқан еңселі ел болып табылады.
Білім беру жүйесінің одан әрі дамуының және арттыруының басым бағыттары Қазақстан Республикасы Президенті Н.Назарбаевтың «Қазақстан-2050»стартегиясы», Қазақстан халқына Жолдауымен бекітіліп, Қазақстан Республикасының 2011-2020 жылдарға білім беру саласын дамытудың мемлекеттік жоспарымен анықталды.
12 жылдық білім беруге көшуге байланысты Қазақстан Республикасының әлемдік білім беруге енуі, педагогтар қауымынан нақты міндеттер мен оны жүзеге асыруда жаңаша көзқарасты, яғни инновациялық қызметті талап етеді.
Білім сапасын қамтамасыз ету, Қазақстан Республикасының дамуының жалпы стратегиясындағы мемлекеттік саясаттың маңызды міндеттерінің бірі болып отыр.
Алдымызға қойылған мақсат пен міндеттерді абыроймен орындау үшін көп еңбек пен біліктілік қажет.
Уважаемые коллеги! Гости нашей конференции!
Последние три года система образования республики
претерпевает динамичные изменения, направленные на улучшение её качества. Слова Президента о том, что образование является ценностью и основой успеха как отдельного человека, так и страны в целом, подчеркивают его особую значимость в реализации стратегии развития государства, а качество образования и воспитания является главным приоритетом государственной политики.
Результативность и эффективность деятельности работников системы образования определяется достижением плановых показателей Государственной программы.
Важнейшим средством успешной реализации поставленных задач является совершенствование инфраструктуры и материально-технической базы учреждений.
Всего организованным обучением и воспитанием охвачено свыше 50000 детей и подростков. За 3 года сеть учреждений образования увеличена со 115 до 134 объектов и представлена государственными и негосударственными организациями образования, реализующими программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего и дополнительного образования.
Анализ обозначенных в планах МОН РК показателей и индикаторов реализации Госпрограммы позволяет сделать вывод, что система среднего образования города справляется с поставленными задачами.
По ряду показателей Программы, уже на сегодня обеспечено 100% выполнение – это организация подвоза, обеспечение учебниками всех учащихся и бесплатным питанием детей из малообеспеченных семей, отсутствие 3-х сменных и аварийных школ.
Существенным условием материальной поддержки нуждающихся детей является 3-х % отчисление бюджетных средств в «фонд всеобуча». Этот показатель является одним из высоких в республике.
Равный доступ всех детей независимо от возраста, пола, национальности и состояния здоровья к получению качественного образования через развитие инклюзивного образования является одной из первоочередных задач государственной образовательной политики. В системе образования города системно и последовательно реализуется обозначенный Госпрограммой комплекс мероприятий в движении от равных прав к равным возможностям в доступе к качественному образованию для всех детей. Предпринимаются эффективные меры по улучшению условий обучения детей с ограниченными возможностями. Обеспечен 100% охват нуждающихся в обучении на дому.
Из РБ выделено свыше 36 млн. тенге на современное специальное интерактивное оборудование для 83 детей-инвалидов, обучающихся на дому.
В рамках дефицита ученических мест начато строительство школы на 600 мест в п. Кенжеколь, разработана ПСД на строительство школы на 1200 мест в районе Амангельды-Ворушина. Все это позволяет обеспечить условия для перехода на 12-летнее образование и профилизацию обучения.
В рамках реализации программы «Балапан» в городе Павлодаре за три последних года сеть дошкольных учреждений увеличилась на 20 детских садов, в том числе возвращено по назначению 17 зданий бывших детских садов, расширены площади действующего детского сада № 2, введены в строй 2 ДДУ, при 20 школах города открыты мини-центры.
В ходе реализации Программы социальной ответственности бизнеса получают развитие такие формы социального партнёрства как выкуп зданий бывших детских садов и безвозмездная передача в коммунальную собственность города дошкольных учреждений крупными предприятиями LTD «Нефтехим» и АО «Алюминий Казахстана».
Ведется работа по стимулированию частных поставщиков услуг в сфере дошкольного образования. Государственный образовательный заказ размещен в 4-х частных дошкольных организациях на 271 место.
Все это позволило довести средний показатель охвата дошкольным образованием детей от 2 до 6 лет до 83%, детей от 3 до 6 лет обеспечить местами на 100%.
Следует отметить особое внимание и поддержку акимата области и города в решении проблем расширения сети дошкольных учреждений.
В целях обеспечения детям равных стартовых возможностей в получении образования проводится определенная работа по расширению сети коррекционных дошкольных учреждений. Работают специализированные детские сады для тубинфицированных и тубвиражных детей, детей с нарушением зрения задержкой развития, нарушением речи. В 2013 году детский сад № 39 перепрофилирован в специализированное дошкольное учреждение для детей с нарушением интеллекта.
Вместе с тем проблема обеспечения детей особенно 2-летнего возраста дошкольными учреждениями остается. Несмотря на то, что на начало нового учебного года отделом образования выданы свыше 4500 путевок, 5,5 тысяч детей ожидают своей очереди.
Решение проблемы – в строительстве новых дошкольных учреждений и возврате в коммунальную собственность и восстановлении зданий бывших детских садов.
модернизации образования является совершенствование материально-технической базы подведомственных учреждений.
Анализ динамики финансирования учреждений за последние три года, свидетельствует о том, что бюджеты республики, области, города выделяют значительные средства на развитие образования: объем финансирования сферы образования города увеличен на 25%.
За 2011,2012 год проведен ремонт 59 учреждений. В текущем году отремонтировано 8 ДДУ, 27 школ на сумму свыше 450 млн.(четырехсот пятидесяти миллионов) тенге.
Совершенствуется материально-техническое оснащение школ и дошкольных учреждений: приобретено оборудование для прачечных и столовых 48 садов, технологическое оборудование столовых 27 школ.
Расходы бюджета в расчете на 1 воспитанника ДДУ выросли по сравнению с 2010 годом со 134 до 203 тысяч тенге, объем затрат на дошкольное образование составляет 33, 6% от всего бюджета сферы образования города.
В целях подготовки к внедрению с 2015 года 12-летнего обучения в 2013 году выделены средства в сумме 30,0 млн. тенге на обновление 324 (трехсот двадцати четырех) комплектов мебели для начальных классов 38 школ. Вместе с тем, в 2014-2015 году требуется дополнительное оснащение школ мебелью, оборудованием игровых для приема 6-летних детей.
Финансирование системы образования позволяет сегодня создавать условия для эффективной инновационной деятельности учреждений по организации профильного обучения, раннего изучения иностранного языка, апробации модели полиязычия и 12-летнего общего среднего образования.
В целях реализации запросов родителей и учащихся получают развитие образовательные учреждения разных типов и видов. Это позволяет учащимся в полной мере реализовать свои интеллектуальные запросы, способности и потребности в образовании высокого уровня.
34 школы города (74%) обеспечивают подготовку по программам повышенного уровня. Сохраняется и получает развитие сеть специализированных классов (гимназических, лицейских, профильной подготовки). Контингент в этих классах увеличился за последние три года на 15% и составляет около 7000 учащихся.
Имеет положительную динамику число участников инновационной деятельности: доля их возросла до 31%. Следует отметить активность в осуществлении значимых инноваций педагогических коллективов школ: № 2, 9, 16, 17, 19, 25, 34, 36, 39, 41, 42, Стикс.
модернизации образования является введение системы «электронного обучения». Стремительное развитие информационных технологий требует постоянного обновления компьютерного парка школ.
35 школ города включились в эксперимент в рамках «электронного обучения». В экспериментальном режиме начали функционировать учебные кабинеты, электронные учительская и библиотека, начато формирование базы электронных журналов.
В 2012 году компьютерный парк школ пополнился 533 компьютерами на сумму около 60 млн. тенге, выделенных из средств городского и областного бюджетов.
Это позволило снизить средний показатель учащихся на 1 компьютер с 14,3 до 6,6.
Школы города оснащены 117(ста семнадцатью) универсальными кабинетами с интерактивным оборудованием, 83 кабинетами физики, 48 –химии, 50 кабинетами биологии новой модификации. В 2013 году запланировано приобретение 7 кабинетов химии из средств республиканского бюджета на сумму 28,7 миллионов тенге.
Созданные на уровне современных требований условия будут способствовать реализации программных целей Национального плана по развитию функциональной грамотности по формированию информационной компетенции школьников, повышению качества образования и воспитания
Мы с вами являемся свидетелями кардинальных мер, предпринимаемых руководством страны для повышения статуса педагога, направленных на стимулирование качества его труда, заботу о его здоровье.
На протяжении последних лет отмечается положительная динамика образовательного и качественного уровня педагогического корпуса.
На сегодняшний день педагогический корпус Павлодара характеризуется достаточным уровнем профессиональной компетентности: 92% педагогических работников школ с высшим образованием, 66,6% - имеет высшую и первую категории. В условиях модернизации усиливаются требования к аттестации учителей. Особо ценным сегодня является умение вести преподавание на английском языке, наличие ученой степени магистра, совершенное владение информационными технологиями, а самое важное - умение обеспечить высокое качество образования для всех учащихся. По итогам аттестации педкадров 2013 года присвоены и подтверждены высшая категория – 245 (двумстам сорока пяти) , 1 категория – 191 учителю.
Отрадно отметить и факт увеличения притока молодых специалистов в учреждения образования. В 2013 году в общеобразовательные школы города прибудет по распределению 87 молодых специалистов. И от нас, уважаемые коллеги, зависит их вхождение в педагогическую профессию, профессиональный творческий рост.
Вместе с тем, анализ показывает, что сохраняется тенденция ежегодного увеличения числа учителей со стажем работы свыше 20 лет. Поэтому системная работа по выращиванию молодых кадров, их поддержка и методическое сопровождение является важнейшим направлением деятельности методического кабинета и кадровой политики каждого руководителя школы.
Пока еще недостаточно высокими остаются качественные показатели профессионального уровня педкадров в дошкольных учреждениях : только 64 % имеют высшее образование, 31,1% - первую и высшую категорию.
Это связано с интенсивным развитием сети дошкольных учреждений. Поэтому сегодня остро стоит вопрос дефицита квалифицированных кадров для детских садов, в том числе медицинских работников, диетических сестер, поваров.
В учебном году отдел образования продолжил работу по созданию условий для повышения мотивации, карьерного роста педагогов. Вопросы повышения профессионального мастерства решаются методическим кабинетом отдела системно и целенаправленно на всех уровнях.
В практике работы сложилась система ресурсного обеспечения методического сопровождения всех категорий педработников, успешно функционирует развитая система социального партнёрства в сфере повышения профессиональной компетентности педагогов с учебными заведениями региона.
Профессиональная активность педагогов города проявляется в участии в работе экспертных групп министерства образования, республиканских Центров, в участии в конкурсах, семинарах и конференциях республиканского и международного уровня, участие в конкурсах профессионального мастерства. В 2012-2013 учебном году в городских и областных профессиональных конкурсах приняло участие около 2000 педагогических работников.
В 2012 – 2013 проведено 267 методических семинаров на базе дошкольных учреждений, школ, учреждений дополнительного образования с охватом более 3000 педагогов.
Следует отметить возрастающий интерес учительства к научной и исследовательской деятельности. Из 245 (двухсот сорока пяти) участников конкурса «Лучшее методико - дидактическое пособие» призовые места заняли 152 педагога.
Можно выделить целую плеяду педагогов-новаторов, способных генерировать новые идеи, творчески мыслить Среди них: Ташимова Алима, Бабич Ирина, Жумабаева Асия, Лаврентий Елена, Ауталипова Салтанат, Барвих Светлана, Кабдракишева Айгуль, Жаксылыкова Жанара, Узбен Айна, Сечко Татьяна, Ахметова Гульзада.
Способствуют формированию положительного имиджа профессии учителя принимаемые государственные меры. Конкурсы профессионального мастерства «Лучший педагог» и «Лучшая организация среднего образования», получившие юридический статус в новой редакции Закона РК «Об образовании», дают существенный материальный и моральный стимул как отдельному педагогу, так и целому педколлективу.
Школа-гимназия №9 в 2012 году стала победителем областного этапа республиканского конкурса «Лучшая организация образования», учитель химии школы-лицея №16 Бабич И.М. - обладателем республиканского гранта «Лучший преподаватель».
Росту профессионального мастерства способствует и новый формат курсовой подготовки учителей. Курсовую подготовку на курсах нового формата третьего уровня в 2012 году прошли 105 педагогов. В 2013 году планируется прохождение курсов третьего уровня 174 (ста семьюдесятью четырьмя) педагогами, второго и первого по 23 педагога.
Качество образования обозначено главой нашего государства в числе 5-ти приоритетных направлений социальной модернизации как важнейший показатель казахстанского стандарта качества жизни.
Его обеспечение связано с модернизацией учебно-воспитательного процесса и повышением эффективности и доступности образовательных услуг.
Итоги Единого национального тестирования 2013 года вывели систему образования города на 2 позицию после выпускников областных специализированных школ для одаренных детей. Средний балл выпускников - 81, 38б., что выше республиканского и областного показателей (область 76,55 б., республика – 74,5 б.)
Среди школ города, показавших наиболее высокий средний балл на ЕНТ 2013 года, отмечаются школы: № 7,1, 11,35, 41.
Сопоставительный анализ с итогами 2012 года демонстрирует положительную динамику по ряду направлений:
§ 26 школ (70%) города показали результаты выше областного показателя;
§ самый высокий результат - 123 балла набрали выпускники СОШ №17 Морякин Антон, СОШ №35 Рамазанова Айдана;
§ все выпускники выпускники –претенденты на аттестат «Алтын белгі» школ №17, 25, 28, 33, 7, 22, 36 подтвердили отличные знания.
§ у учащихся школ и классов с государственным языком обучения наблюдается увеличение среднего балла с 72 в 2012 году до 79,84 балла в 2013. Наивысший результат показан выпускниками школы №40 с. Павлодарское(104 б).
Следует заметить, что выпускники 20 школ (54%) показали результат ниже городского показателя, 8 школ снизили свои показатели. Только 50% претендентов на аттестат «Алтын белгі» подверждают отличные знания.
Причины низкой результативности в обучении во многом связаны с отсутствием объективности у педагогов в оценке знаний учащихся, отсутствием системного подхода к организации учебно-воспитательного процесса и бессистемным внутришкольным контролем.
В новом стандарте образования, учебных программах и нормативных документах по организации начала 2013-2014 учебного года регламентированы требования по систематизации внутришкольного контроля по линии администрации школы, учителей-предметников, прописаны объемы и нормы контрольных и практических работ, требования к уровню подготовки учащихся. В этой связи в текущем учебном году необходимо спланировать контроль по вопросам эффективности управленческой деятельности и внутришкольного контроля во всех общеобразовательных школах города.
В решении проблемы качества немалую роль играет умение определять и развивать природные задатки детей.
8 победителей Международных интеллектуальных конкурсов и соревнований из школ № 4, 9 (2), 20, 25(3) 35 приказом МОН РК были освобождены от сдачи ЕНТ 2013 года. За олимпийской сборной города на протяжении более 10 лет сохраняется звание лучшей в области. Команду общеобразовательных школ города Павлодара на областной олимпиаде достойно представили учащиеся школ №4, 5, 9, 16, 19, 21, 25, 29, 34, 36, 39, Стикс.
Серебряными призерами Республиканской олимпиады 2013 года стали учащиеся школ № 9 Нурбаева Асем, школы «Стикс» Толумбекова Лязиза и Севрюкова Юлия
Вместе с тем, требует совершенствования работа по развитию детской одаренности педагогическими коллективами школ № 6,12,13,18,23,27,28,31,32.
За всеми успехами и достижениями школьников стоит колоссальный труд педагогов, которые создают условия для реализации их возможностей, оказывают поддержку молодым талантам.
Уважаемые коллеги! Мы выражаем Вам благодарность за вклад в формирование интеллектуальной нации 21 века!
Реализация трёхъязычного подхода в обучении – долговременная и стратегически важная задача.
Глава государства в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» подчёркивает особую значимость качественного обучения казахскому, русскому и английскому языкам как главным ресурсам конкурентоспособности казахстанского образования. Такой подход, по словам нашего Президента, «…должен поощряться на государственном уровне». Госпрограмма определяет основные тенденции развития полиязычного образования. Изучение языков приобретает исключительную значимость и является обязательным компонентом профессиональной подготовки выпускников школ, которая нацеливает на подготовку конкурентоспособных молодых специалистов в разных областях науки и техники.
В рамках реализации данного направления продолжена экспериментальная деятельность школ № № 14 и 42 по организации УВП в условиях трехъязычного обучения. Продолжено апробирование экспериментальных курсов по математике и биологии на английском языке, истории Казахстана на казахском языке.
В школе № 39 в направлении расширения сферы полиязычия продолжено обучение в гимназических классах с немецким языком обучения.