В г. Павлодаре проживает 77 050 детей, в том числе - 744 из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 282 находятся в государственных учреждениях, 462 проживают в семьях опекунов и попечителей и патронатных воспитателей.
С целью создания психологической, юридической помощи кандидатам в усыновители, опекунам (попечителям) и патронатным воспитателям, благоприятных условий пребывания и воспитания ребенка в приемной семье, решения первоочередных задач проблемы сиротства, своевременного выявления детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и защиты их прав и интересов, в секторе опеки и попечительства отдела образования г. Павлодара создана школа приемных родителей.
Школа в своей деятельности руководствуется нормативными и правовыми актами Республики Казахстан в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Деятельность школы приёмных родителей состоит из последовательных этапов. 1-й этап ориентирован для начинающих, не имеющих ни опыта, ни подготовленных документов. Представлен следующими разделами: мотивационный (одобрить решение о принятии ребенка в семью, сформировать позитивное общественное мнение), законодательный (ознакомить различными формами семейного устройства, о правах и обязанностях приемных родителей, о социальных льготах), административный (предоставить перечень требуемых документов, порядок и последовательность прохождения инстанций для семейного устройства детей - на данном этапе работа в основном проводится в форме индивидуальной беседы, предоставления информации на бумажном носителе или через интернет-ресурс). 2-й этап для оформивших документы и находящихся в стадии поиска детей или тех, кто недавно принял ребенка в семью. Представлен следующими разделами: медицинский этап (ограничения для приемных родителей по состоянию здоровья, особенности состояния здоровья детей), психологический этап (психология семьи, особенности возрастной психологии детей, процесс адаптации). 3-й этап диагностико-корректирующий (основан на изучении актов обследования жилищно-бытовых условий, где проживает приемная семья).
С 2014 года введен государственный стандарт и регламент государственный услуги по установлению опеки или попечительства и оформлению договора о патронатном воспитании. Внедрение данных видов услуг несколько видоизменяет работу школы, так как «Законодательный» и «Административный» разделы первого этапа, который предполагал работу с группой людей, четко регламентирован сроком приема каждого услогополучателя и не должен превышать 30 минут, что привело к проведению индивидуальной консультации (период подведения итогов и выход на новый уровень (2015 - 2016 годы) обусловлен с введением еще двух видов государственных услуг: постановка на учет кандидатов в усыновители и назначение единовременных пособий усыновителям).
Для семей, в которых уже проживает ребенок, данный этап работы реализуется через учебные заведения в рамках работы Службы поддержки семьи (СПС) в форме групповой работы, через семинары-тренинги, круглые столы. Ежегодно учебные заведения предоставляют планы, анализы работы СПС, к отчетам прилагают буклеты, программы проведения, фото- и видео отчеты о проведенных мероприятиях с опекунами и патронатными воспитателями. Для кандидатов в усыновители занятия проводятся специалистами сектора опеки и попечительства 1 раз в месяц по тематическому плану. Два раза в год опекуны и патронатные воспитатели сдают отчеты, в которых информируют о расходовании пособий на содержание подопечных, об успехах в учебе, состоянии здоровья, достижениях, увлечениях, занятиях в кружках. Также два раза в год сектором собираются акты обследования жилищно-бытовых условий проживания опекаемых.
Всего в городе имеется 395 приемных семей, в которых проживает 462 ребенка. В целом, анализ показал, что в 95% случаев опекунами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становятся родственники. В приемных неродственных семьях проживает 14 детей.
За последние три года из этого числа усыновлены 12 детей, что составило 46% из общего числа детей, которые находились под опекой в неродственных семьях.
По сравнению с прошлыми годами наблюдается сокращение количества детей, поставленных на первичный учет (в 2014 году- 123 ребенка, в 2015 году -121, в 2016 году -96).
Из 96 вновь выявленных детей в 34 случаях сведения поступили от родственников, которые впоследствии устроили детей в свои семьи, в 62 случаях - из учреждений образования и здравоохранения. Прежде чем поместить ребенка в государственные учреждения, рассматривается вопрос приоритетного устройства его в семьи родственников и только в случае их отсутствия или нежелания оформить опеку или попечительство несовершеннолетний направляется в государственное учреждение. Из 62 детей устроены в приемные неродственные семьи 11 детей, остальные направлены в детские дома. Конечно же, наилучшим устройством жизни детей-сирот является семейное, поэтому одним из основных направлений работы служб социальной поддержки является создание для детей условий, наиболее приближенных к семейным. Социальная работа с приемными семьями направлена на оказание помощи в решении проблем посредством оказания необходимых услуг и консультаций в правовой, медицинской, педагогической сферах. Ребенку-сироте необходима особая помощь и особый педагогический подход для обеспечения в дальнейшем такому ребенку нормальной социализации и равных возможностей с другими группами населения. Такая работа проводится в школьных службах поддержки семьи.
Каждый ребенок желает воспитываться в семье, где его любят и поддерживают. Задача взрослых помочь ребенку адаптироваться в новой семье, создать благоприятный психологический климат, оказать ему помощь в реализации его личностных качеств, талантов, приобретении нужной профессии.


