Дацюк Александр Фёдорович, учитель истории
Жаңартылған білім беру мазмұныніске асыруда мұғалімніңқәсіби дамуындағы жаттықтырушының рөлі
Роль школьного тренера в профессиональном развитии учителя в реализации обновленного содержания образования
Актуальность опытаобусловлена изменением мировоззрения людей, динамичностью и скоротечностью исторических событий. На первый план выходит технологический прогресс. Современному миру нужно поколение, которое легко адаптируется к изменениям. Репродуктивная передача знаний становится неактуальной, поэтому на первый план выходит метапознание – обучение тому, как учиться. Именно школьный тренер через организацию активных методов обучения ведет коллег к повышению саморазвития и тем самым способствует росту качества знаний и умений учащихся.
Гипотеза. Если деятельность школьного тренера будет направлена на развитие навыка преподавания учителей, то это положительно скажется на успеваемости учащихся.
Сущность опыта учителя заключается в том, что внедряется процесс обучения учителей через коучинги, тренинги, менторинг с целью применения и внедрения новых подходов в преподавании и обучении. Данный аспект проявится у учащихся в понимании обновленного содержания образования.
Новизна опыта.В работе представлен инструментарий деятельности школьного тренера со своими коллегами. Описаны обязанности обеих сторон для достижения ситуации успеха и преодоления барьеров в обучении.
Ведущая идея: внедрение обновленного содержания образования является объективным процессом, обусловленным реалиями глобализации, уровнем развития педагогической науки. В современной образовательной практике происходят изменения, которые по-разному сказываются на учителях и учащихся. Учащиеся получат ту информацию, которую преподнесет учитель. Но часто учителя, владея актуальным материалом, не могут его грамотно изложить. Поэтому внедрение новых подходов в преподавании и обучении – это есть социальный заказ общества и государства в целом.
Теоретическую и методологическую базу опыта составляют 7 модулей в преподавании и обучении (Руководство для учителя. Астана: NIS, UniversityofCambridge, 2012); конструктивистская теория обучения и эффективное обучение (Hattie, Руководство для учителя. Астана: NIS, UniversityofCambridge, 2016); мотивационное обучение, методы оценивания (Руководство школьного тренера. Астана: NIS, UniversityofCambridge, 2017).
В плане накопления опыта разработаны и реализованы на практике коучинг-занятия, тренинги, менторинг с коллегами.
Результатом практического этапа изучения темы стало составление инструментария деятельности школьного тренера:
1. Создание группы для продуктивной деятельности
1.1. выбор коллег для работы; 1.2. проведение анкетирования; 1.3. анализ анкетирования, выявление педагогических барьеров, выбор тематики занятий.
2. Каждый учитель обязан:
2.1. понимать, зачем он работает в обучающейся группе; 2.2. внедрять на практике приобретенные умения и навыки; 2.3. психологически быть готовым к победам и неудачам, о которых необходимо сообщать тренеру; 2.4. индивидуально консультироваться с тренером по внедрению изменений; 2.5. выполнять индивидуальные задания; 2.6. заниматься поиском дополнительной информации.
3. Школьный тренер обязан:
3.1. обобщить все педагогические проблемы учителей и выбрать одну наиболее актуальную; 3.2. применять дифференцированный подход к каждому учителю; 3.3. внедрять новые подходы в преподавании и обучении на коучинг-занятиях; 3.4. акцентировать внимание на приёмах каждого этапа урока; 3.5. применять различные виды оценивания на занятиях; 3.6. заниматься поиском дополнительной информации.
4. Проведение занятий раз в неделю:
4.1. Анализировать каждое занятие с коллегами (активность коллег, динамика изменений, процесс применения приёмов и стратегий); 4.2. анализировать свою деятельность после каждого занятия (положительные и отрицательные моменты занятий).
5. Посещение урока по приглашению коллег с целью проследить динамику адаптации к новым условия преподавания и обучения.
6. Школьный тренер учитывает динамику прогресса обучения учителей и результатов оценивания.
7. Подведение итогов деятельности.
Результативность исследования определяется следующими факторами:
-положительной динамикой восприятия учителями изменений в образовании;
-разработкой инструментария деятельности школьного тренера;
-высокими показателями учащихся в защите научных проектов (в период 2016-2019 учебных годов на городском уровне 1 третье место, на Республиканском уровне 3 третьих места, 2 вторых места, 1 первое место, на Международном уровне – 1 второе место).
Практическая значимость.Материалы работы могут быть использованы в качестве инструментария по работе школьного тренерства. Коучинги могут быть взяты в качестве источника решения педагогических проблем.
Перспективность опыта заключается в том, что благодаря внедрению новых подходов в преподавании и обучении в рамках обновленного содержания образования меняется мировоззрение учителей, формируется новый тип мышления у учащихся, что, в свою очередь, положительно сказывается на результатах обучения.
Для реализации опыта достаточно условий образовательной школы, организации открытых мероприятий на уровне города, которые сопровождаются методической литературой и хорошей мотивацией педагогов.