ПАВЛОДАР ҚАЛАСЫНЫҢ БІЛІМ БЕРУ МЕКЕМЕЛЕРІНІҢ ВЕБ-САЙТТАРЫ
kense.oo.ap@pavlodar.gov.kz
140 000 Павлодар қ., Кривенко көшесі, 25
32-21-67
сенім телефоны/Call-орталық
8 7182 32 19 37

Сайт отдела образования города Павлодара
Сайттың аналитикасы
Бір жылда
Бір айда
Бір аптада
Кеше
«ПАВЛОДАР ҚАЛАСЫНЫҢ № 26 ЖАЛПЫ ОРТА БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІ» ММ ГУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26 ГОРОДА ПАВЛОДАРА»
29-05-2020 16:04
«ПАВЛОДАР ҚАЛАСЫНЫҢ № 26 ЖАЛПЫ ОРТА БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІ» ММ ГУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26  ГОРОДА ПАВЛОДАРА»

Резник Анна Васильевна, орыс тіліжәне әдебиеті мұғалімі

Оқу сауаттылығының қалыптасуының қажетті шарты ретінде мағыналық оқуды оқытудың стратегиялық тәсілі

   Стратегиальный подход к обучению смысловому чтению как необходимое условие формирования читательской грамотности

  Актуальностьопыта. Государственная политика в сфере школьного обучения стремится существенно улучшить показатели базовых видов грамотности.  Читательская грамотность  - один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. От уровня читательской деятельности зависит качество всего процесса обучения. Главной преградой на пути формирования читательской грамотности становится низкий уровень культуры чтения учеников. Школьники не читают, так как не умеют этого делать: несоответствие между техническим навыком чтения и осознанностью прочитанного порождает пассивного читателя, а недооценка  работы над пониманием текста на уроках русского языка и литературы приводит к тому, что ребенок, владеющий технической стороной чтения, не может понять значения и смысла отдельных слов и целого высказывания и, как следствие, объяснить, интерпретировать, оценить прочитанное. Особенно остро данная проблема проявляется на средней ступени обучения, в 5-7 классах. Кроме того, предлагаемый педагогический опыт является актуальным, так как обусловлен сложившимися противоречиями между требованиями, предъявляемыми к уровню сформированности читательской грамотности у учащихся, и недостаточной разработанностью программ и методик, позволяющих повысить уровень читательской грамотности учеников.

Цель опыта: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс стратегий смыслового чтения, способствующих повышению уровня читательской грамотности учеников 5-7 классов.

Для проверки достоверности выдвигаемой гипотезы сформулированы следующие задачи:

  1. изучить сущность и особенности процесса смыслового чтения в методической литературе и практике обучения;
  2. определить содержание и обосновать критерии сформированности читательской грамотности у учащихся 5-7 классов;
  3. систематизировать известные и разработать собственные стратегии  по развитию навыков смыслового чтения;
  4. опытно-экспериментальным путем доказать эффективность применяемых стратегий.

Новизна опыта состоит в попытке разработать систему стратегий по формированию навыков смыслового чтения у учащихся 5-7 классов на материале произведений, изучаемых в рамках предметов «Русская литература», «Русский язык». При разработке стратегий учитывались возрастные особенности школьников: предметное мышление, ориентир на игровую деятельность и на визуализацию образов.

Адресность опыта. Опыт адресован учителям русского языка и литературы любого уровня квалификации. и ориентирован на учащихся 5-7 классов как на аудиторию, когда возможно формирование читательских умений и интересов учащихся.

Ведущая идеяопыта.

Главное условие повышения уровня читательской грамотности  -  освоение учащимися стратегий смыслового чтения. Система стратегий, помимо общепринятых предтекстовых, текстовых и послетекстовых, включает стратегии  по «декодированию» текста (расширение лексического запаса учащихся, определение значение незнакомых слов, усвоение предметного содержания речи, понимание смысла слов и их соединений).

Стратегии направлены на  усвоение предметного содержания речи, понимание смысла слов и их соединений.

Для работы с текстом на каждом из этапов ученик выбирает свои стратегии. В случае успешности выбранной стратегии учащийся запоминает способы своего действия, операции, используемые ресурсы, переносит стратегию в другие ситуации, делает ее универсальной. Стратегии чтения, обеспечивая понимание текста, помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения, повышают уровень читательской грамотности.

Ожидаемые результаты реализации. Положительная динамика  сформированности читательских умений (ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации в тексте) – 20»% – 25%.