Касимова Карлыгаш Файзулловна,учитель русского языка и литературы
Білім беру мазмұнын жаңарту жағдайында қазақ тілінде оқытатын мектептерде орыс тілі мен әдебиеті бойынша эссе жазу арқылы оқушылардың шығармашылық қабілеттерін және сыни ойлауын дамыту
Развитие творческих способностей и критического мышления у учащихся через написание эссе по русскому языку и литературе в школах с казахским языком обучения в условиях обновления содержания образования
Актуальность педагогического опыта заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, что способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры, что является попыткой научить детей видеть и слышать слово, расширить словарный запас, строить свою речь письменно так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками. Решение задач критического мышления, связанных с развитием познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Самым важным фактором реализации данного опыта является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно писать эссе и аргументировать собственную позицию по определенному вопросу.Сущность педагогического опыта: освоить методы и приемы по формированию творческих способностей, компетенции по критическому мышлению через написание эссе по русскому языку.
Новизна решения педагогической задачи: раскрыть содержание понятия «развитие творческих способностей», «развитие критического мышления» через написание «эссе» по русскому языку и литературе в школах с казахским языком обучения в условиях обновления содержания образования.
Ведущая педагогическая идея: признать, что современное общество предъявляет своим гражданам требование овладения навыками творческого и критического мышления, навыками грамотного письма в форме эссе.
Какие противоречия решает: противоречия между государственным стандартом и программой, где в школах с казахским языком обучения ведущим навыком является коммуникативный навык, навык говорения, а не письмо. Но в суммативных оцениваниях за четверть и раздел есть обязательная проверка письменной речи в виде эссе.
Основные этапы педагогического опыта:
-изучение теоретической литературе по развитию творческих способностей, критического мышления у учащихся, выработка навыков написания эссе;
-формирование собственного опыта по данной теме;
-обобщающий этап.
Практическое значение опыта, практический эффект:
- разработка задания творческого характера по стратегиям критического мышления, что предваряют начальный этап работы по написанию эссе;
- выработка опытов написания эссе, прозаическое сочинение со свободной композицией небольшого объема;
-обобщение опыта с точки зрения, что эссе – есть показатель уровня интеллекта учащихся в условиях обновления содержания образования.
Перспективы развития: Создание программы факультативного курса для учителей русского языка и литературы по теме «Развитие творческих способностей и критического мышления у учащихся через написание эссе по русскому языку и литературе в школах с казахским языком обучения в условиях обновления содержания образования».
Цель исследования- это определение места эссе в системе работы по развитию речи, поиск наиболее эффективных средств, методов, приемов написания эссе. Развитие таких навыков, как самостоятельное творческое и критическое мышление посредством письменного изложения собственных мыслей через эссе на уроках русского языка и литературы.
Объект исследования: система работы по обучению и написанию творческих работ с использованием стратегии критического мышления через эссе.
Предмет исследования: творческое и критическое осознание обучаемыми темы эссе, научение четкому и грамотному формулированию мысли, структурированию информации, использованию основных понятии, выделению причинно-следственных связей, иллюстрированию опыта соответствующими примерами, аргументированию своих выводов.
Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей и критического мышления через написание эссе на уроках русского языка и литературы будет эффективным, если будут:
- выбраны эффективные творческие задания;
- применены целенаправленные и оптимальные стратегии критического мышления;
- ознакомлены обучающиеся со спецификой эссе.
Основная цель систематизации педагогического опыта и его обобщения – проведение исследования для определения места эссе в системе работы по развитию речи, поиска наиболее эффективных средств, методов, приемов написания эссе через развитие таких навыков, как самостоятельное творческое и критическое мышление.