Размер шрифта:
↑Наверх
ВЕБ-САЙТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙГОРОДА ПАВЛОДАРА
kense.oo.ap@pavlodar.gov.kz
140 000, г. Павлодар, ул. Кривенко, 25
32-21-67
телефон доверия/Call-центр
8 7182 32 19 37

Сайт отдела образования города Павлодара
Аналитика сайта
За год
За месяц
За неделю
Вчера
«ПАВЛОДАР ҚАЛАСЫНЫҢ Б.МОМЫШҰЛЫ АТЫНДАҒЫ ЖАЛПЫ ОРТА БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІ» ММ ГУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. Б.МОМЫШҰЛЫ ГОРОДА ПАВЛОДАРА»
29-05-2020 16:10
«ПАВЛОДАР ҚАЛАСЫНЫҢ  Б.МОМЫШҰЛЫ АТЫНДАҒЫ ЖАЛПЫ ОРТА БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІ» ММ ГУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. Б.МОМЫШҰЛЫ ГОРОДА ПАВЛОДАРА»

Касимова Карлыгаш Файзулловна,учитель русского языка и литературы

Білім беру мазмұнын жаңарту жағдайында қазақ тілінде оқытатын мектептерде орыс тілі мен әдебиеті бойынша эссе жазу арқылы оқушылардың шығармашылық қабілеттерін және сыни ойлауын дамыту

Развитие творческих способностей и критического мышления у учащихся через написание эссе по русскому языку и литературе в школах с казахским языком обучения в условиях обновления содержания образования

              Актуальность педагогического опыта  заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, что способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов  обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры, что   является попыткой научить детей видеть и слышать слово, расширить словарный запас, строить свою речь письменно  так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками. Решение  задач критического мышления, связанных с развитием  познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.  Самым важным фактором реализации данного опыта является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно писать эссе и аргументировать собственную позицию по определенному вопросу.Сущность педагогического опыта: освоить методы и приемы по формированию творческих способностей, компетенции по критическому мышлению через написание эссе по русскому языку.

Новизна решения педагогической задачи: раскрыть содержание понятия «развитие творческих способностей», «развитие критического мышления» через написание  «эссе» по русскому языку и литературе в школах с казахским языком обучения в условиях обновления содержания образования.

Ведущая педагогическая идея: признать, что современное общество предъявляет своим гражданам требование овладения навыками творческого и критического мышления, навыками грамотного письма в форме эссе.

Какие противоречия решает: противоречия между государственным стандартом и программой, где в школах с казахским языком обучения ведущим навыком является коммуникативный навык, навык говорения, а не письмо. Но в суммативных  оцениваниях за четверть и раздел есть обязательная проверка письменной речи в виде эссе.

Основные этапы педагогического опыта:

-изучение теоретической литературе по развитию творческих способностей,  критического мышления у  учащихся, выработка навыков написания эссе;

-формирование собственного опыта по данной теме;

-обобщающий этап.

     Практическое  значение опыта, практический эффект:

     - разработка задания творческого характера по стратегиям критического мышления, что предваряют  начальный этап работы по написанию эссе;

-  выработка  опытов  написания эссе, прозаическое сочинение со свободной композицией небольшого объема;

-обобщение   опыта с точки зрения, что эссе – есть показатель уровня интеллекта учащихся в условиях обновления содержания образования.

Перспективы развития:  Создание программы факультативного  курса для учителей русского языка и литературы по теме «Развитие творческих способностей и критического мышления у учащихся через написание эссе по русскому языку и литературе в школах с казахским языком обучения в условиях обновления содержания образования».

Цель исследования- это определение места эссе в системе работы по развитию речи, поиск наиболее эффективных средств, методов, приемов написания эссе.   Развитие таких навыков, как самостоятельное творческое и критическое мышление посредством  письменного изложения собственных мыслей через эссе на уроках русского языка и литературы.

Объект исследования:  система работы по обучению и  написанию творческих работ с использованием стратегии критического мышления через эссе.

Предмет исследования: творческое  и критическое осознание обучаемыми  темы эссе, научение четкому и грамотному формулированию  мысли, структурированию  информации, использованию основных  понятии, выделению причинно-следственных связей, иллюстрированию  опыта соответствующими примерами, аргументированию  своих выводов.

Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей и критического мышления через написание эссе на уроках русского языка и литературы будет эффективным, если будут:

  • выбраны эффективные творческие задания;
  • применены целенаправленные и оптимальные стратегии критического мышления;
  • ознакомлены обучающиеся со спецификой эссе.

Основная цель систематизации педагогического опыта и его обобщения – проведение исследования для определения места эссе в системе работы по развитию речи, поиска наиболее эффективных средств, методов, приемов написания эссе через развитие таких навыков, как самостоятельное творческое и критическое мышление.