Пятых Ирина Васильевна, преподаватель эстетики, режиссер
Балалар журналистикасы – тәрбиеленушілердің коммуникациялық біліктіліктерін арттыру инновациялық әдісі ретінде
Детская журналистика как инновационный подход в повышении коммуникативной компетенции дошкольников
Дошкольное образование на сегодняшний день претерпевает колоссальные изменения. Одной из ключевых компетентностей в дошкольном возрасте выступает коммуникативная компетентность.
В настоящее время разработано достаточное количество образовательных программ, направленных на формирование первичных навыков журналистики, но предназначены они, как правило, для учащихся среднего звена или старших классов.
В связи с тем, что потребности и возможности у дошкольников стали довольно обширными, возникает необходимость создание дополнительной вариативной программы, где бы дошкольники получили такую практику, которая поможет ему овладевать коммуникативными навыками.
Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили цель моей работы: развитие коммуникативных навыков у дошкольников через детскую журналистику.
Задачи:
1. Развивать готовность ребенка получать в диалоге необходимую информацию.
2. Развивать готовность отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей.
3. Развивать умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей задачу.
Новизна вариативной программы «Юный журналист»:
1. Вариативная программа «Юный журналист» предполагает развитие коммуникативных навыков через развитие способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением.
2. В рамках авторской вариативнойпрограммы обеспечено сочетание различных видов коммуникативной деятельности, которая состоит в стремлении к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке.
Овладение коммуникативными навыками по программе «Юный журналист» идет по нескольким направлениям:
"Журналистика – творческая деятельность" предусматривает ознакомление юных корреспондентов с понятием журналистики как вида творческой деятельности, знакомит обучающихся со структурой редакций СМИ, с обязанностями их сотрудников.
«Основы интервью» формирует знания о правилах успешного интервью, умения вести диалог – беседу, формулировать вопросы.
«Фоторепортёр» знакомит детей с новой профессией фоторепортера, особенностях работы, о специальном оборудовании.
"Содержательная модель газеты" речь идёт об умении находить темы, о роли заголовка к материалу.
"Этика журналистского «Я»" подразумевает разговор о неписаных законах профессии журналиста, ответственность журналиста, основные правила общения.
«Детки ТВ» создание и ведение детского телеканала с освещением событий в жизни дошкольного учреждения и социума.
Основные инновационные технологии, методы, приемы,
формы работы для развития коммуникативной компетенции
Информационно-коммуникативные технологии активно используются для развития коммуникативных навыков у детей.
Освоение ИКТ позволило выпустить ежеквартальную газету я/сада № 126 «Жили-были», где освещается жизнь детского сада. Работа начинается с выбора темы. В беседе мы обсуждаем самые актуальные темы на данный момент. Это могут быть важные дела и мероприятия, проходившие в группах, или в нашем городе, стране.
В настоящее время мы начали работу над съёмкой видеороликов к знаменательным датам. По желанию детей распределяем роли, в свободное время разучиваем с детьми стихи, готовим интервью, ставим сценки. Особое внимание при подготовке уделяем использованию выразительных средств речи. Затем снимаем готовый материал на видеокамеру, редактируем, и выпускаем видеоролик «в эфир».
Музейная педагогика - инновационная педагогическая технология стала новой формой работы по развитию коммуникативных навыков. В условия детского сада был организован «мини-музей» «История фотоаппарата» и «мини–музей» театральной куклы,музей «Новогодней игрушки». Одним из современных и интереснейших методов обучения и развития остается технология ТРИЗ
Использование мнемотаблиц на занятиях «Юный журналист» получило достаточно широкое распространение. Применение данной технологии позволяет значительно облегчить процесс обучения детей.
Формирование коммуникативных умений и навыков невозможно без введения полиязычия в образовательный процесс.
Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения. Дети упражняются в умении начинить и заканчивать беседу.
Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов, стало новой формой работы с детьми для развития коммуникативный навыков и умений. Из ЛЕГО-элементов дети могут делать микрофоны, кинокамеры, фотоаппараты и вести репортаж из места событий.
Психогимнастика как здоровьесберегающая технология помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Ролевая игра является важным методом обучения общению и закрепления
умений и навыков коммуникативного поведения.
Таким образом, правильно выбранные формы работы способствуют становлению коммуникативной компетентности ребенка в речевой деятельности, а так же обеспечивают становление значимых для возраста личностных качеств.
Для того чтобы отследить результативность нашей работы по развитию коммуникативных навыков, мы проводим диагностику дошкольников. Результаты свидетельствуют о том, что уровень речевой и коммуникативной компетентности повысился. Анализ мониторинга позволяет сделать вывод, что уже в дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников.
Надеемся, что наш опыт поможет коллегам – практикам и в совершенствовании взаимодействия с семьями с целью коррекции детско-родительских отношений, формирования у дошкольников речевой и коммуникативной компетентности, позволит и детям и взрослым раскрепоститься, научит их общаться друг с другом, повысит эмоциональный настрой, сплотит семью.