Литвинчук Марина Николаевна, учитель информатики
Информатика сабағында Web 2.0 сервисін оқушылардың оқуға деген қызығушылықтарын көтеру құралы ретінде қолдану
Использование Web 2.0 сервисов как средство повышения мотивации учащихся к обучению на уроке информатики
Одной из главных проблем в казахстанском образовании является низкая мотивация учащихся. Многие школьники учатся не для того, чтобы приобрести знания, а потому, что учение для них является обязательным. Передо мною, как перед учителем, возник вопрос: можно ли помочь ученику приобрести интерес к знаниям и школе, в частности к моему предмету? Я считаю, что можно, если сделать некоторые изменения в процессе обучения. Например, использовать инновационные методы и средства в обучении. Одним из таких оптимальных средств обучения учащихсяявляются сервисы Web 2.0.
Сервисы Web 2.0 – интересный инструмент для выгодного представления творческих идей. Их применение на уроке меняет отношение обучающихся к предмету и учителю, повышает познавательный интерес и мотивацию, позволяет интенсифицировать процесс обучения и как следствие повысить качество образования. В ходе урока сервисы Web 2.0 помогают заинтересовать современного подростка, обычно неплохо владеющего офисным пакетом, чем-то совершенно новым. Новизна активизирует познавательный интерес, ведь в своей деятельности большинство из учащихся никогда не работали с подобными интересными инструментами.Особая роль сервисов Web 2.0 в образовании заключается в том, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решения отдельных педагогических задач, но и придают качественно новые возможности обучению, стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения и образования.
Рассмотрим некоторые сервисы, основанные на технологии Web 2.0.
Очень удобным и простым приложением для создания мультимедийных интерактивных учебных материалов является сервис LearningApps.org – является приложением для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Основная идея интерактивных заданий заключается в том, что ученики могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что способствует формированию познавательного интереса и повышению мотивации к обучению учащихся. Важно отметить, что правильность выполнения заданий проверяется мгновенно, что реализует формативное оценивание на уроках.
Следующими сервисами, работающими по технологии Web 2.0, являются сервисы по визуализации информации – сервисы для создания облаков слов. Сервисы для создания облаков слов – полезный в обучении инструмент, который находит успешное применение практически на всех этапах урока. Облака слов могут быть созданы учителем и использоваться как один из приёмов, применяемых на уроке, и самими учащимися самостоятельно при выполнении домашнего задания или на уроке в компьютерном классе. Сервисами для создания облако слов являются Wordle, Tagul, Tagxedo,Wordclouds, показавшееся мне самыми приемлемыми.
На уроках информатики в 3 – 4 классах я использую ребусы как метод стимулирования и повышения мотивации к обучению. Также решая ребус, учащийся тренирует внимание, совершенствует мыслительные процессы. Учителю необходимо потратить много времени, чтобы получить ребус к уроку или внеклассному занятию. В сети Интернет появляются все новые и новые сервисы по разработке ребусов, так называемые – генераторы ребусов. Один из таких генераторов ребусов – Rebus1 (http://rebus1.com/).
Самыми объективными и наиболее полезными для использования на уроке информатики я считаю сервисы Google. При использовании в образовательном процессе сервисов Google можно отметить следующие преимущества: возможность организации совместной продуктивной деятельности обучающихся, совместное создание документов, карт, сайтов увлекает обучающихся идеей коллективного творчества; сервисы Google составляют инструментальную основу инновационных педагогических технологий деятельностного типа; обучение становится личностно-ориентированным; работа с коллективными документами позволяет включить в деятельность каждого ученика, сделать его вклад весомым, что, естественно, влияет на самооценку обучающегося, служит мотивом для саморазвития; значительно возрастает мотивация участников образовательного процесса (это связано с активным включением обучающегося в деятельность, интересную ему именно возможностью работать в социальных сетях); повышается положительное оценивание родителями деятельности ребенка, т.к.домашний компьютер используется для обучения и развития подростка, а не только для общения в социальных сетях.
Исходя из результатов анкетирования учащихся и сравнительного анализа качества обучения, можно сделать вывод, что современная ситуация требует от учителя-предметника освоения новых технологий, создания новых методов и приемов работы. И если использование презентаций, интерактивных досок уже становится довольно привычной практикой, то сервисы Web 2.0 дают возможность учителю-предметнику перейти на новый уровень взаимоотношений с учениками. При использовании сервисов Web 2.0 происходит активное вовлечение в процесс обучения, формируются умения обобщать, анализировать, систематизировать информацию по теме, работать в группе, находить информацию в различных источниках.