Центром занятости и развития детской одаренности «Павлодар дарыны» отдела образования г. Павлодар с 15по 22октября 2020 года проведен дистанционный конкурс научных проектов по общеобразовательным предметам для учащихся 8 - 11 классов.
Конкурс проводился по четырем направлениям: «Научно-технический прогресс – как ключевое звено экономического роста» (секции: физика, техника, науки о Земле и Космосе); «Математическое моделирование экономических и социальных процессов»(секции: математика, прикладная математика, экономика, информатика); «Здоровая природная среда – основа реализации стратегии «Казахстан–2050» (секции: биология, химия, охрана окружающей среды и здоровья человека); «Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты» (секции: история, краеведение, этнокультуроведение, человек и общество, языкознание литература). В конкурсе научных проектов школьников приняли участие 200 учащихся из 36 общеобразовательных школ г. Павлодар, которые представляли 200 исследовательских работ по 19секциям. Самыми многочисленными были проекты в секциях по охране окружающей среды (24), краеведение (19), этнокультуроведение (17), физика (17).
В первом направлении всего 15 призовых мест из школ №№ 2, 7, 18, 20, Б. Момышулы, 27, 30, 35, 36, 37, Кенжекольская, Жетекшинская.
Во втором направлении 12 призовых мест из школ №№ К.Макпалеева, № 20 , 21, Б.Момышулы, 34, Жетекшинской.
В третьем направлении 28 призовых мест из школ №№ 1, 11, 17, 20, 21,Б.Момышулы, 24, 25, 29, 32, 36, 37,39, 41.
В четвертом направлении 63 призовых места из школ №№ 1, 2, 6,7, 11, К.Бекхожина, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 21, Б.Момышулы, 25, 26, 27, 28, 29, 34, 35, 36, 37, 39, 40, Кенжекольской.
Дипломами I степени награждены 20 учащихся:Алимов Никита,11 класс СОШ № 11;Козина Дарья,9 класс ШЛ № 16;Березовская Дарья,11 класс СОШ № 17;Апушева Дина, Гомар Амина, 9 класс;Холодько Арина, 10 класс ШЛ № 20;Мигачева Дарья, 9 класс, Канапья Айнара, 10 класс, Кайкенова Данель, 11 класс СОШ №21;Ирсаева Карина, 8 классшколы имени Б. Момышұлы;Жансеитова Аружан, 10 класс,Наурызбай Іңкәр, 9 класс СОШ №25;Сафронова Анастасия, 8 класс СОШ № 26;Мартынов Илья, 10 класс, Любкивская Камила, 8 классСОШ №29;Юрьевич Семен, 8 класс СОШ № 34;Ғұмар Ернұр, 11 класс,Ахметова Шолпан, 10 класс, Базарбаева Дильназ, 11 класс СОШ №37;Никитенко Ксения, 10 класс СОШ № 41.
Дипломами II степени награждены 37 учащихся из школ №2, 7, 11, 14, 17, 18, ШЛ №20, 21, имени Б. Момышулы, 25, 27, 28, 29,34, 35, 37, 39,40, 41, КСОШ.
Дипломами III награждены 59 учащихся из школ № 1, имени К. Макпалеева, 7, 11, ШЛ № 16, 17, 18, 19, ШЛ № 20, 21, имени Б. Момышулы, 24, 25, 26, 27, 28, 30, 32, 34, 36, 37, 39, 40, 41, КСОШ, ЖСОШ.
Юрьевич Семен учится в 8 классе СОШ № 34 инновационного типа г. Павлодара. Семена всегда интересовали вопросы, связанные с информационно-коммуникационной сферой деятельности человека. Совместно с преподавателем информатики Матюшевой А.А. было начато создание портала автоматизированного управления школой. Основной целью была организация горячего питания и исключение очереди в школьных столовых.Еще одно направление - возможность получения в любое времянеобходимой информации. К концу 2019-2020 учебного года портал был успешно создан, но полноценную апробацию, к сожалению, пройти не удалось в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией.
В секции литература (казахская)НаурызбайІнкәр, учащаяся 9 класса СОШ № 25, выбрала тему проекта «Вид на Семипалатинский полигон в казахской литературе». В проекте выявлены художественные особенности произведений казахстанских писателей по данной тематике. Описание того периода сосредоточено на мастерстве автора, описавшего казахскую степь в связи с происходящими событиями в обществе. Она изучает этот проект более2 лет и намерена в дальнейшем продолжить работу над проектом.Научный труд Жансеитовой Аружан, ученицы 10 класса СОШ№ 25, представляет собой исторический анализ роли великих женщин степи в истории страны. В настоящее время актуально изучение деятельности и наследия женщин Казахского ханства. В ее работе использовались различные архивные документы об отмене калыма, о принятии Закона о браке и семье, письма Бопай – ханши Тевкелеву и другие документы.
Исследовательская работа, выполненная ученицей 11 класса СОПШДО№17 Березовской Александрой, раскрывает очень интересную и познавательную для языкознания тему «Лимерик, как жанр английской литературы». Созданные более 170 лет назад английским художником-пейзажистом, поэтом Эдвардом Лиром юмористические пятистишия для детей, снискали признание и среди взрослых читателей.
В современном мире новые лимерики продолжают лучшие традиции английского поэта. Диапазон их чрезвычайно широк – от сцен из жизни простого человека до новейших научных достижений. Лимерики популярны среди людей всех возрастов и профессий. Многие переводчики лимериков начинали сочинять свои собственные. Общепризнаны лучшими переводы С.Я. Маршака.Александру заинтересовали особенности этого уникального жанра, его структура, последовательность изложения событий,трудности перевода при работе с короткими юмористическими стихотворениями, построенными на обыгрывании бессмыслицы.
Она отмечает, что лимерик при кажущейся легкости и изящности пятистишия, очень сложен при передаче его содержания в стихотворной форме, так как он относится к «жестким формам» стиха, где строго соблюдается и размер, и способ рифмовки, и количество строк. Если что-то нарушено – это не лимерик! Работая над проектом, А. Березовская раскрыла специфику образа мысли англичан, характерные черты национального английского юмора, расширила словарный запас и лингвострановедческие знания по предмету «Английский язык».
Исследовательскую работу на тему «Условия развития двуязычия у школьников» выполнил учащийся 9 Ә класса СОШ № 1 Құдайбергенұлы Санжар.
Данная исследовательская работа направлена на выявление условий развития казахско-русского двуязычия у школьников. Во введении доказывается актуальность исследования, сформулированы цели и задачи исследования.
Автор в своей работе использует такие методы, как анкетирование учащихся, а также анализ речевых ситуаций. Анкетирование учащихся проводилось дистанционно. Речевые ситуации общения школьников с друзьями, родственниками, родителями и т.д. были записаны во время их непосредственного общения в обычной повседневной жизни, а также были использованы диалоги из переписки школьников с одноклассниками, братьями и сестрами, друзьями, родителями и т.д. в социальных сетях, мессенджерах.
Алимов Никита, учащийся 11 класса СОПШМТ №11, в своем проекте рекомендует социальное взаимодействие государственных и общественных организаций, предпринимателей и студентов, школьников и их родителей, как потенциально активных агентов действия по осуществлению предлагаемой модели. Проект использует такие ресурсы региона, как Баянаульский национальный парк, археологический памятник «Гусиный перелет», пойма р. Иртыш, мощный промышленный и научный потенциал, которые обеспечивают формирование особых черт экологической культуры как модернизированной формы общественного сознания жителей Павлодарской области.
В перспективе работы над данной проблемой планируется более подробное изучение дорожной карты по решению экологических проблем регионов Казахстана, в том числе и нашей области и расширение аудитории для социологических исследований уровня экологических знаний и культуры более старшей возрастной категорией населения.
Осуществление предлагаемых подходов на практике позволит не только детям, но и взрослому населению области получать информацию, видеть должное отношение к природе и, главное, конкретно изучать и улучшать природную среду Павлодарской области.
Учащиеся, занявшие 1,2,3 места, проходят на областной отборочный этап, где получают рецензию для участия во втором областном этапе.