Всемирный День борьбы с сахарным диабетом
Из истории возникновения Всемирного Дня борьбы с сахарным диабетом.
(Символ, утвержденный ООН, для обозначения сахарного диабета) Всемирный день борьбы с диабетом (World Diabetes Day) был введен в 14 ноября 1991 году Международной диабетической федерацией (International Diabetes Federation) и Всемирной организацией здравоохранения (World Health Organization). Этот день служит важным напоминанием всему прогрессивному человечеству о том, что распространённость заболевания неуклонно возрастает. Благодаря деятельности IDF Всемирный День Диабета охватывает миллионы людей во всём мире и объединяет диабетические общества 145 стран с благородной целью повышения осведомлённости о сахарном диабете и его осложнениях. Ежегодно наметив тему, непосредственно касающуюся лиц с диабетом, IDF не стремится сконцентрировать все усилия на акции одного дня, а распределяет активность на весь год. Первые упоминания об этой болезни встречаются еще в папирусах Древнего Египта в 3-м тысячелетии до н.э. Само название «Диабет» в переводе с греческого означает «проходить насквозь» -т.е. вода совсем не задерживается в организме, а вся выходит. Сахарный диабет входит в тройку заболеваний, наиболее часто приводящих к инвалидизации населения и смерти.По данным ВОЗ, сахарный диабет увеличивает смертность в 2—3 раза и сокращает продолжительность жизни. Каждый учитель должен знать о сахарном диабете. Согласитесь, сентябрь приносит родителям куда больше волнений, чем их чадам-школьникам, с трудом привыкающим после свободы каникул к дисциплине и учебе. Ну, а забот и тревог у “наших” мам и пап, чьи больные дети тоже недавно сели за парты, еще больше. Ведь теперь горизонт их влияния ограничен, и за школьными стенами бурлит жизнь, в которой труднее, нежели дома, обеспечить больному оптимальный режим и исключить осложнения. Но детские диабетологи во всем мире едины в том, что их юные пациенты должны оставаться в своем прежнем окружении сверстников — специализированные “школы-теплицы” стали бы для них не самым подходящим местом как в плане формирования здоровой психологической установки на взрослую жизнь, так и по причине их неизбежной отдаленности от дома, а значит и большей оторванности детей от семьи. А раз так, то не миновать нам разговора вокруг проблемы “больной ребенок — обычная школа”. И здесь к цепочке “врач — родители — пациент…” неизбежно добавятся новые звенья: “классный руководитель (учитель начальных классов) — школьная медсестра — воспитатель продленной группы — преподаватель физкультуры“. То есть те взрослые, на которых в стенах школы ложится основной груз ответственности за здоровье ученика, страдающего сахарным диабетом. Полагаем, дополнительную эту ношу они примут на свои плечи без особого энтузиазма и вряд ли станут постоянными читателями нашего журнала (если, конечно, проблемы диабета не касаются самих лично или близких родственников). Но сегодняшний урок, надеемся, им пригодится. Постараемся убедить педагогов, что повышенная забота о больном воспитаннике отнюдь не потребует от них каких-то чрезвычайных действий, сверхусилий в ущерб остальной работе и личному свободному времени. Мы советуем Вам, уважаемые родители, на ближайшем собрании в классе вместе с учителем Вашего ребенка обсудить эту проблему. Кратко рассказать о том, что Вы уже сами узнали от врача и из литературы.- Сахарный диабет — хроническое пожизненное заболевание, сопряженное с риском для жизни, с серьезными осложнениями и многочисленными сопутствующими патологиями.
- В отличие от взрослых дети страдают исключительно наиболее тяжелой, инсулинозависимой формой диабета, при которой бывают необходимы ежедневные инъекции инсулина на протяжении длительного времени.
- Наряду с медикаментозной терапией тактика лечения в обязательном порядке требует строгого соблюдения режима дня, диеты, регулярных дозированных занятий физкультурой.
- Больному ребенку чрезвычайно важен психологически здоровый микроклимат в процессе учебы. Нервные стрессы, физические и эмоциональные перегрузки для него гораздо опаснее, чем для здоровых сверстников.
- ребенок много пьет и на уроках часто просится “выйти из класса”, в туалет;
- в школьной столовой отличается отменным аппетитом, но тем не менее начал заметно худеть. (Особое внимание толстячкам: ожирение — сильнейший фактор риска заболеть диабетом).
- ученик стал хуже учиться, быстрее, чем раньше, утомляться, раздражителен и непослушен.
- За два часа до урока физкультуры обязателен прием пищи.
- Полезны гимнастические упражнения, легкая атлетика, спортивные игры — но без перегрузок! Вредны силовые виды спорта (борьба, тяжелая атлетика), нежелательна по причине повышенного травматизма спортивная гимнастика на снарядах.
- Туристические походы не противопоказаны, однако обувь для долгой ходьбы должна быть абсолютно удобной, чтобы ни в коем случае не натереть мозоли; носки чистыми и сухими — не забыть сменить их на привале, чтобы не сопрели ноги; нужно беречься от комаров и мошкары и уж тем более не расчесывать укусы — раны, расчесы, лопнувшие мозоли, потертости при диабете часто нагнаиваются и долго, трудно заживают.
- Во время спортивных соревнований, если очень не хочется сидеть среди болельщиков, можно вооружиться судейским свистком или стартовым флажком, секундомером — это ведь надо еще посмотреть, кто важнее в горячие деньки на школьном стадионе: член судейской бригады или чемпион…
- сердцебиение, дрожь, головная боль;
- сильная потливость и бледность;
- чувство голода;
- необычное поведение, раздражительность.
- Дать сладкое питье, или 2-3 кусочка сахара, или несколько конфет (у больного такой “НЗ” всегда должен быть при себе).
- Если ребенок без сознания — не пытаться поить или кормить его — срочно вызвать “скорую помощь”, а в сельской школе воспользоваться любым другим транспортом для скорейшей доставки ребенка в больницу.
- Предупредить о случившемся родителей.
- потеря аппетита, усиление жажды, повышенное мочеиспускание, резкая слабость, сонливость;
- запах ацетона изо рта;
- в отдельных случаях тошнота, рвота, боли в животе.
- дать теплой воды БЕЗ САХАРА;
- вызвать с работы родителей для сопровождения больного к врачу.