Размер шрифта:
↑Наверх
Сенім телефоны
8(718-2)-54-54-51
email: sosh29@goo.edu.kz
Мекенжайы: Қазақстан Республикасы Павлодар қаласы, Катаев көшесі 22
Жетекшісі: 54-54-33. Қабылдау бөлмесі: 54-54-51
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Дүйсенбі сағат 16.00-ден 18.00-ге дейін Бейсенбі 15:30-дан 17:30-ға дейін
Главное достоинство учителя - это:
Голосовать
Человеческие качества - 156
Любовь к детям - 137
Блестящее знание предмета - 73
Качество подготовки к экзаменам - 72
Всего проголосовало: 438
Смотреть результат
In a year
In a month
In a week
Yesterday
Работа психолога с психологической травмой.
07-10-2009 18:00

Внутренний мир ребёнка состоит из ярких, счастливых и дорогих для него картин воспоминаний. И вдруг в это радостное и безмятежное существование вторгается травма!

Черная, жестокая и нелепая, всегда неожиданная, физическая травма несёт с собой и физические потери, которые, на фоне пережитой угрозы для жизни, часто сопровождаются и психологической травмой.

Работа психолога с психологической травмой.

Внутренний мир ребёнка состоит из ярких, счастливых и дорогих для него картин воспоминаний. И вдруг в это радостное и безмятежное существование вторгается травма! Черная, жестокая и нелепая, всегда неожиданная, физическая травма несёт с собой и физические потери, которые, на фоне пережитой угрозы для жизни, часто сопровождаются и психологической травмой. Причиной всего этого могут быть дорожная авария или теракт, тяжёлый ожог или собственная болезнь, смерть близкого человека или его болезнь ... Ребёнок может пережить психологический шок, даже если он был лишь очевидцем трагического события, а не непосредственным его участником. При этом сила его эмоций настолько высока, что сбивает все отлаженные механизмы психологической защиты. У ребёнка исчезают как ощущение защищённости и целостности собственного тела, а так же чувство уверенности в себе и в близких людях.

Психологическая травма – реактивное психическое образование (реакция на значимые для данного человека события), вызывающее длительные эмоциональные переживания и имеющее длительное психологическое воздействие.

Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие: обман, предательство, разочарование, несправедливость, насилие, смерть близкого человека, переживания потери, любой кризис, болезнь, понимание того, что человек смертен и т.п.

Чувства, которые сопровождают травмы и их последствия; переживание нанесенной и не исцеленной раны:

- Обида: – «это несправедливо, так не должно быть, все против меня»;

- Тревога, страх, которые начинают проявляться позднее как чувство неуверенности в себе, неадекватности, неполноценности;

- Стыд и неконструктивное чувство вины (те случаи, когда вина не обоснована, или тогда, когда вина побуждает человека не к покаянию, а к переживаниям: «меня нельзя простить, я хуже всех и т.п.»);

- Изоляция, потерянность;

- Чувство бессмысленности жизни, мира в целом.

Знает ли человек о своих ранах? Далеко не всегда, знание своих ран – это путь к исцелению, негативные переживания или неконструктивные способы поведения, которые служат причиной обращения к психологу, обычно, не связываются с травмой, особенно если она случилась давно.

Люди, перенесшие психологическую травму, нередко реализуют жизненный сценарий, направленный на саморазрушение (склонность к суициду, алкоголизм, наркотики, тяга к правонарушительным действиям. Статистика показывает, что 70% насильников в детстве пережили насилие). Причина такой склонности к аутоагрессии может крыться в том, что человека преследует чувство вины, выступающее базовым переживанием любого травматического стресса. Либо человек, переживший травму, стремиться к ее повторению для того, чтобы отреагировать на нее, и невольно подставляет себя под травмирующие ситуации.

Если психотравмирующие события были пережиты в детстве, они притягивают к себе человека всю жизнь. Он психологически может остаться в том времени, и в том возрасте, когда произошла травма. То есть, фактически, переживший травму человек может останавливаться в своем личностном развитии. Если коротко, то психологической травмой можно назвать процесс переживания эмоционально значимых событий отрицательного характера, который в той или иной мере приводит к нарушению нормального функционирования психики человека.

Основными симптомами посттравматического синдрома являются: повышение тревожности, навязчивые страхи, воспоминания о пережитом, нарушение сна, ухудшение аппетита или переедание, притупление эмоций, депрессия.

Помощь пострадавшим.

Дети (так же, как и взрослые), однажды пережив травму, нуждаются в специальной помощи, включающей как различные виды психотерапии, так и медикаментозное лечение (в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей пациента).

Очень важно, чтобы первичная психологическая помощь в той или иной выбранной специалистом оптимальной форме была оказана сразу после травмы, с тем, чтобы усилить у пострадавшего степень осознания произошедшего. Именно поэтому, на место происшествия (аварии, теракта и т.д.) обязательно направляется психолог, чтобы очень осторожно и с помощью специальной методики помочь потерпевшим восстановить в памяти детали и последовательность произошедшего с ними, словесно описать эмоции и их интенсивность.

Многие родители, занятые уходом за ребёнком, перенесшим травму, не понимают смысла и необходимости такого рода психологической помощи.

Не говорить и не вспоминать о трагическом произошедшем, возможно, и проще, но тем самым создаются предпосылки к тому, что ''необработанный'' страх поселится в детской душе надолго, а может и навсегда!

Методика «картинки» или переформирование образов.

Методика поможет преодолеть пострадавшему с помощью психолога различные переживания, воспоминания связанные с унижением, оскорблениями или травмами.

Шаг 1. Вспомните самое непpиятное пеpеживание из своей жизни. Это одно событие или цепь событий? Если цепь – то необходимо выбрать самое неприятное.

Шаг 2. Это событие подвижно или статично? Если подвижно, то его необходимо остановить, сконцентрировавшись на одном моменте, самом неприятном. (как стоп-кадр)

Шаг 3. Далее нужно представить это событие в виде картинки или фотографии на воображаемом стенде в углу кабинета, на удобном (или наименее дискомфортном) расстоянии от клиента, но в видимых пределах комнаты.

Шаг 4. Теперь можно попытаться «отодвинуть» изображение подальше, за видимые границы комнаты. Спросить ребёнка, лучше или хуже он себя чувствует.

Шаг 5. После этого можно «состарить» фотографию или перенести её мысленно на старую газету, или иными способами «ухудшить» травмирующее изображение.

Шаг 6. Далее воображаемое изображение можно «уничтожить».

Шаг 7. Завершить работу и далее действовать по алгоритму.

Теперь, с помощью данной методики, вы сможете побороть некоторые психологические травмы.

Рекомендация для родителей ребёнка, перенесшего травму:

Если в Вашей семье произошёл несчастный случай или вы заметили резкое изменение в поведении ребёнка (проявление агрессивности или, наоборот, подавленности, расстройств сна и питания и т. д.), то помимо обычной врачебной помощи необходимо обратиться к психологу для оказания первой психологической помощи.

Построение новых отношений, нового поведения включает, как правило, и пересмотр мировоззрения, который позволяет избавиться от чувств обиды, тревоги, несправедливости, бессмысленности мира, построить новые отношения с людьми и ведёт к дальнейшему познанию и принятию самого себя.

Мукушева Д.Е.- психолог ГУ СОШ № 29 г. Павлодара.