Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок. Логоритмические занятия включают в себя: ходьбу или марширование под музыку; игры для развития дыхания; упражнения для артикуляции; ритмические задания; речевые упражнения; пальчиковые игры.
Цели и задачи логоритмики.
Главная цель логоритмики — развитие речи ребенка и устранение речевых нарушений. Для этого логоритмические упражнения включают в себя такие задачи: развить чувство ритма и такта; научить правильному речевому дыханию; улучшить общую и мелкую моторики; развить внимание, память и слуховое восприятие; включить в речь ребенка мимику и жесты; научить плавности произнесения слов и фраз. Связь моторного и речевого ритмов.
Логопеды считают, что движение и речь тесно связаны между собой. Точнее — моторный и речевой ритмы. Ритмичные движения легко запомнить и воспроизвести их “на автомате”. А их моторный ритм связан с темпом произнесения слов (речевым ритмом). То есть, если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.
Виды упражнений
Логоритмические упражнения довольно разнообразны.
Занятие можно строить так, чтобы чаще использовать те игры, которые помогут в коррекции речевой проблемы. Например, если ребенок заикается, следует добавить в занятие побольше упражнений для дыхания, темпа и ритма. А если малышу не дается произнесение каких-то звуков, стоит сделать упор на артикуляционные упражнения и упражнения для коррекции звукопроизношения.
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.
Эти упражнения развивают силу голоса, улучшают артикуляцию и учат правильному дыханию для плавной речи.
“Подуем на плечо”.
Подуем на плечо (голова прямо — вдох, голова повернута — выдох). Подуем на другое (дуют на плечо).
Нам солнце горячо пекло дневной порою (поднимают голову и руки вверх, дуют через губы).
Подуем и на грудь мы (дуют на грудь)
И грудь свою остудим.
Подуем мы на облака (опять поднимают лицо и дуют)
И остановимся пока.
Потом повторим все опять — Раз, два, три, четыре, пять (маршируют на месте)
Для развития артикуляции подойдет такое упражнение:
“Рыжик” Раз-два-три-четыре-пять
Будем с Рыжиком гулять! (маршируют)
Раз-два-три-четыре Рот откроем мы пошире (широко раскрывают рот) Пожевали, (жевательные движения)
Постучали (стучат зубами)
И с котенком побежали (двигают языком вперед-назад).
Кот снежинки ртом ловил (ловят ртом воображаемые снежинки)
Влево, вправо он ходил. (двигают языком вправо-влево)
Скучно Рыжику, ребятки,
Поиграем с ним мы в прятки (закрывают ладошками глаза, прячутся).
Для развития силы голоса можно использовать такой прием: петь тихо, как мышки, или говорить громко, как слоники.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения.
В таких упражнениях дети ритмично проговаривают текст, сопровождая его действиями. Это позволяет научиться координировать речь с движениями или жестами.
“Как на горке”
Как на горке снег, снег, (показывать руками «горку»)
Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)
И под горкой снег, снег, (показывать руками «под горкой») Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)
А под снегом спит медведь. (сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)
Тише, тише, не шуметь (пальчик ко рту, грозить пальчиком).
“Мы капусту режем”
Мы капусту режем, режем (движения прямыми ладошками вверх-вниз).
Мы морковку трем, трем (потереть кулачок о кулачок).
Мы капусту солим, солим (поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем).
Мы капусту жмем, жмем (сжимать и разжимать кулачки).
Ритмические упражнения В этих упражнениях дети ударяют ладонями по коленкам или по бубну в определенном ритме . Такие игры учат чувствовать ритм в музыке, движениях и словах.
“Бум”
С барабаном ходит Ежик. Бум-бум-бум! (на слова “Бум-бум-бум” равномерно ударяют ладонями по коленям).
Целый день играет ежик: Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами..Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно. Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум!
И удары раздавались: Бум-бум-бум!
Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули! Бум-бум-бум!
“Туки-ток”
Туки-ток, туки-ток! (ударять кулаком о кулак) Так стучит молоток.
Туки-туки-туки-точки! (стучать кулачками по бедрам) Застучали молоточки.
Логоритмические занятия
Пальчиковые игры:
Эти игры развивают речь через мелкую моторику рук. Для выполнения упражнений можно использовать небольшие предметы — мячики, палочки, карандаши и т.д.
“Осенний букет”
Раз, два, три, четыре, пять –Будем листья собирать (сжимать и разжимать кулачки).
Листья березы,
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец) Мы соберем,
Маме осенний букет отнесем (сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки).
«Дружная семья»
Этот пальчик – дедушка,
(загибаем поочередно пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
(хлопаем в ладоши)
“Птичка”
Птичка, птичка,
На тебе водички («звать» птичку, помахивая кистью одной руки к себе, другую ладошку сложить чашечкой).
Спрыгни с веточки ко мне,
Дам я зернышки тебе («сыпать корм» одной рукой на ладошку другой).
Клю-клю-клю… (стучать указательными пальцами по коленям в разных ритмах).
Артикуляционные упражнения
Такие упражнения нужны, чтобы развивать подвижность языка, губ и челюсти. Их выполняют примерно по 5-7 раз.
“Подуем на чай” Нужно вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке “у”, и выдохнуть долгой струей.
“Вкусное варенье” Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть должна быть неподвижной.
“Язычок”
Просыпается язык,
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка: “Эй, какая там погодка?”( Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз, к подбородку. Затем убрать язык в рот
Рекомендации по проведению занятий
Логоритмикой нужно заниматься около двух раз в неделю. Если у ребенка есть проблемы с речью, то нужно заниматься в два раза чаще. Чтобы заинтересовать малыша, стоит использовать яркие картинки и игрушки. Занятия должны приносить положительные эмоции. Поэтому нельзя кричать на ребенка или сердиться, если у него что-то не получается. Наоборот, он должен чувствовать поддержку. Если упражнение не получается, следует отложить его на некоторое время. Для занятий нужна разнообразная музыка. Это могут быть и веселые детские песенки, и звуки природы, и классика (вальс, марш и т.д.). Необходимо проговаривать слова стихотворения или песенки в медленном темпе. Это нужно затем, чтобы ребенок успевал соотнести текст с движениями рук, ног и туловища. Сначала ребенок выполняет упражнение одновременно со взрослым. После этого можно перейти к самостоятельному выполнению.
Родителям стоит понимать, что занятия логоритмикой не дают мгновенного эффекта. Улучшения в речи ребенка будут заметны примерно через полгода. Но если нарушения были серьезные — возможно, для достижения результата потребуется год. У детей, которые занимаются логопедической ритмикой, можно заметить: четкое произношение; хорошую артикуляцию; правильное речевое дыхание; выразительную мимику; отличную моторику; хорошее чувство такта и ритма; плавные и аккуратные движения и жесты. Логоритмика — это хороший способ в игровой форме справиться с нарушениями речи у детей. Логоритмические упражнения не только улучшают звукопроизношение, но и учат чувству ритма, правильному дыханию, артикуляции, развивают внимание, слух и память. Детям необходимо заниматься несколько раз в неделю в течение полугода. В этом случае логоритмические упражнения дадут максимальный эффект
