Общие рекомендации родителям детей с ОВЗ
Уважаемые родители, вы должны обратить внимание на такие основы
воспитания как:
обеспечение для детей равных прав на образование;
обучение навыкам самообслуживания;
обучение отстаиванию своего мнения.
Недопустимо ограничивать самостоятельность ребенка, выполнять за него
каждое действие. Нужно поощрять самообслуживание, обучать детей даже с
тяжелыми степенями умственной отсталости.
Родители (совместно с и педагогами) обязаны:
создать атмосферу доброжелательности и психологической безопасности;
успехи ребенка сравнивать только с его же достижениями, а не другими
детьми;
стараться без оценочно принимать ребенка;
ориентироваться на сохраненные навыки, положительные личностные
качества как потенциал для коррекции;
мыслить позитивно, не акцентировать внимание на особенностях;
постепенно знакомить ребенка с его реальными особенностями, развивать
таланты и способности, чем воспитывать чувство самоуважения и
самоценности.
Чтобы добиться этого:
1. Проявляйте инициативу, обращайтесь за помощью к специалистам
учреждения, получите индивидуальные, семейные консультации.
Старайтесь прислушиваться и следовать рекомендациям специалистов,
занимающихся с вашим ребёнком.
Помните, вы не виноваты, что так случилось. Примите ситуацию как
данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том,
как жить дальше. Помните, что все ваши страхи и «тёмные» мысли ребёнок
чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего вашего ребёнка
постарайтесь найти в себе силы с надеждой и оптимизмом смотреть в
будущее, живя в настоящем.
Если нужно, обращайтесь за помощью к таким же родителям, помогайте
друг другу, делитесь переживаниями, поддерживайте друг друга. Преодолеть
сложный период может помочь психолог или те родители, у которых ребёнок
с похожими трудностями, и они успешно преодолели нелёгкий период.
Общайтесь с другими родителями, делитесь опытом, вашими успехами в
обучении, воспитании, общении, перенимайте чужой опыт. Это поможет вам
и детям найти друзей, спутников жизни. Тренируйте эффективные способы
поведения.
2. Читайте. Читайте как можно больше. Изучайте доступную информацию,
чтобы быть «в теме», знать особенности развития вашего ребенка и пути
помощи, приемы, игры, возможности. Постоянно возвращайтесь к уже
прочитанному, стимулируйте себя, ведь информация забывается, мы устаём,
мы привыкаем к текущему положению вещей, попросту – расслабляемся,
перестаём поддерживать связь со специалистами, ежедневно играть и
заниматься с ребёнком. А ведь чтобы поддержать ребёнка и помочь его
развитию, занятия ежедневные и регулярные – условие необходимое.
3. Соблюдайте ВСЕ рекомендации учителя – логопеда. Нарушения
речевого развития – препятствие для развития в целом, поэтому необходимо
ежедневно тренировать ребёнка в выполнении артикуляционной гимнастики
и других заданий учителя-логопеда.
4. ОБЩАЙТЕСЬ С РЕБЕНКОМ. Самооценка ребёнка во многом зависит
от оценки окружающих его людей. Важно, чтобы ребёнок верил в свои силы,
испытывал состояние комфорта, защищённости, позитивного
мировосприятия и интереса. Для этого очень большое значение имеет
общение. Интересуйтесь событиями жизни ребёнка, его мнением. Например,
задайте своему ребёнку вопросы о том, что он нового узнал сегодня в саду.
Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память.
Помните, чтобы ребёнок знал, как себя вести и что сказать в разных
ситуациях, его надо этому научить. Просто наблюдая за вами, «со временем»,
он этому не научится. Учите, что надо сказать, когда сказать, как подойти,
что ответить в том или ином случае.
Отрабатывайте разные ситуации общения сначала в игре (приход в гости,
поздравление с днем рождения, звонок по телефону маме на работу, разговор
с чужим человеком на улице и т.п.), а потом и в реальной ситуации. На
первых порах всегда будьте рядом, подсказывайте, поддерживайте ребёнка.
Учите просить о помощи, помогать другим.
Создавайте условия для общения ребенка со сверстниками, друзьями, т.к.
никакие средства массовой информации не заменят живого общения. Чем
раньше ребёнок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что
он сможет легче адаптироваться в будущем. Старайтесь сохранять
спокойствие, доброжелательность, дружелюбие в общении с детьми, между
собой и с другими людьми. Ребёнку с первых месяцев жизни важно ощущать
стабильность и спокойствие своего окружения.
5. Что делать НЕ НАДО. Не смотрите на ребёнка как на маленького,
беспомощного. Не рекомендуется постоянно его опекать. Не подчиняйте всю
жизнь в семье ребёнку, не делайте за него всё, включая и то, что без особого
труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно
в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и
самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе,
чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим,
но его необходимо организовывать не "над", а "рядом". Ребёнок в 4-5 лет
может и должен, самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать свою
одежду в шкаф, убирать игрушки, помогать накрывать на стол и убирать со
стола, может вытереть пыль и протереть полы. Ребёнок – ваш главный
помощник. Приучайте его выполнять домашние обязанности и поручения,
ухаживать за собой, следить за чистотой, развивайте умения и навыки по
самообслуживанию и т.д., поскольку это стимулирует развитие и
приспособительную активность, делает ребёнка самостоятельным и менее
зависимым. Предоставляйте ребёнку разумную самостоятельность в
действиях и принятии доступных ему решений.
Хвалите детей, когда у них получается что-то сделать или чего-то достичь.
Не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все. Дарите ребёнку свою
любовь и внимание, и помните, что есть и другие члены семьи, которым вы
тоже нужны.
Помогайте ребёнку в сложных ситуациях. Научитесь обоснованно,
спокойно и терпеливо отказывать в случае необходимости, это позволит
ребёнку ориентироваться в социальных условиях среды, проще говоря –
понять, что хорошо, а что плохо, какое поведение правильное, а какое
неправильное, когда и почему. Излагайте свои мысли четко, конкретно,
последовательно, коротко – для детей с ЗПР это важное условие.
Интересуйтесь мнением ребёнка, внимательно выслушайте его, прежде чем
критиковать. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если
он в чем-то ошибается. Будьте готовы принять точку зрения ребёнка и
согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в
ребёнке чувство самоуважения.
6. Помните о домашних занятиях. При задержке психического развития у
ребёнка ослаблена память, не сформировано произвольное внимание,
замедлено развитие мыслительных процессов, поэтому материал, изученный
в детском саду, необходимо повторять и закреплять дома, тренировать и
отрабатывать использование знаний и умений в разных условиях.
Первоначально задания выполняются ребёнком с активной помощью
родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности. Необходимо
приучать ребёнка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует
спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить
своевременный и разумный характер.
Важно определить, кто именно из взрослых будет заниматься с ребёнком по
заданию дефектолога. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено
в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребёнка без
лишних слов, помогает усвоению учебного материала. Занятия должны
носить занимательный характер обязательно! Мы не учимся, мы – играем.
При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием,
убедитесь, что вам все понятно. В затруднительных случаях
консультируйтесь у педагога. Подберите необходимый наглядный
дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель –
дефектолог.
И главное - занятия должны быть регулярными. Вспоминать узнанное,
закреплять знания вполне возможно во время прогулок, поездок, по дороге в
детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной
деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов. Занятия
должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.
Игры и занятия должны быть разнообразными, чередуйте занятия по
развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления.
Чтобы ребёнку было легче удерживать внимание, не забывайте про
«переменки» - через 8-10 минут после начала занятий поиграйте в
подвижную игру, сделайте несколько физических упражнений.
Выделите дома специальное отдельное место для игр, занятий и отдыха.
Позвольте ребёнку самостоятельно следить за порядком и чистотой этих
мест.
Будьте терпеливы с ребёнком, доброжелательны, но достаточно
требовательны.
Отмечайте малейшие успехи, учите ребёнка преодолевать трудности.
Обязательно посещайте консультации педагога и открытые занятия
педагогов.
7. Развивайте у детей специальные умения и навыки. Помогайте найти
скрытые таланты и возможности ребёнка. Стимулируйте его
приспособительную активность; помогайте в поиске скрытых возможностей.
Научите детей техникам концентрации внимания, переключения внимания,
расслабления, регуляции эмоционального состояния, отдыха.
8. Помните о своих интересах и желаниях. Живите полноценной жизнью,
получайте удовольствие от любимых занятий, хобби, участвуйте в
интересных событиях, читайте интересную литературу (специальную и
художественную). Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо
больше сможете дать и вашим детям.
9. Отслеживайте, как идет развитие ребёнка. Вспомните школьные годы и
заведите дневник наблюдений. Записывайте, что нового в поведении,
эмоциональном развитии, чему ребенок научился, что узнал. Такой дневник –
ваш стимул и поддержка, перечитывая записи, вы увидите, как идет развитие,
сможете понять, что необходимо делать, чему научить, что повторить, а что
скорректировать. Подобные записи ведут все специалисты. Станьте
специалистом по своему ребёнку. Это придаст вам уверенности и
спокойствия, организует вашу жизнь.
10. Заботьтесь о здоровье и прививайте этот навык детям. Занимайтесь
спортом (плавайте, катайтесь на велосипеде, лыжах, санках и т.д.), гуляйте,
ведите активный образ жизни, следите за питанием. Научите детей
заботиться о других – это стимулирует развитие.
Заботьтесь о себе. Следите за своей внешностью, поведением,
эмоциональным самочувствием. Ваше самочувствие, здоровье и настроение –
основа качества жизни вашей семьи. Ваша бодрость и вера в лучшее лучше
всего поможет ребенку справляться с трудностями, даст ему внутреннюю
опору на всю жизнь.
Поддерживайте дружеские отношения с близкими, родственниками,
друзьями и знакомыми.
Доброжелательно, спокойно, терпеливо и уверенно реагируйте на интерес
посторонних к вашему ребёнку в присутствии незнакомых людей и вашего
ребёнка. Это позволит детям сформировать такой же стиль поведения и
отношений.
Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно.
Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
11. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение ребенка у
врачей, к которым направляют специалисты. Задержка психического
развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но,
как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит
та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых
систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому
сопровождение врачом–неврологом необходимо: он может выявить признаки
органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на
него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю
заторможенность или возбудимость ребёнка, нормализовать сон,
активизировать работу клеток головного мозга.
