Телефон доверия
8(7182)662332
Адрес: г.Павлодар, ул. Генерал Смағұлов, д 76 email: sad52@goo.edu.kz
8(7182)662332-руководитель 8(7182)662250-бухгалтерия 8(7182)325080-вахта
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
Вторник с 15.00 до 18.00 Четверг с 09.00 до 11.00
За год0
За месяц0
За неделю0
Вчера0
Общие рекомендации родителям детей с ОВЗ

Общие рекомендации родителям детей с ОВЗ

Уважаемые родители, вы должны обратить внимание на такие основы

воспитания как:

 обеспечение для детей равных прав на образование;

 обучение навыкам самообслуживания;

 обучение отстаиванию своего мнения.

Недопустимо ограничивать самостоятельность ребенка, выполнять за него

каждое действие. Нужно поощрять самообслуживание, обучать детей даже с

тяжелыми степенями умственной отсталости.

Родители (совместно с и педагогами) обязаны:

 создать атмосферу доброжелательности и психологической безопасности;

 успехи ребенка сравнивать только с его же достижениями, а не другими

детьми;

 стараться без оценочно принимать ребенка;

 ориентироваться на сохраненные навыки, положительные личностные

качества как потенциал для коррекции;

 мыслить позитивно, не акцентировать внимание на особенностях;

 постепенно знакомить ребенка с его реальными особенностями, развивать

таланты и способности, чем воспитывать чувство самоуважения и

самоценности.

Чтобы добиться этого:

1. Проявляйте инициативу, обращайтесь за помощью к специалистам

учреждения, получите индивидуальные, семейные консультации.

Старайтесь прислушиваться и следовать рекомендациям специалистов,

занимающихся с вашим ребёнком.

Помните, вы не виноваты, что так случилось. Примите ситуацию как

данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том,

как жить дальше. Помните, что все ваши страхи и «тёмные» мысли ребёнок

чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего вашего ребёнка

постарайтесь найти в себе силы с надеждой и оптимизмом смотреть в

будущее, живя в настоящем.

Если нужно, обращайтесь за помощью к таким же родителям, помогайте

друг другу, делитесь переживаниями, поддерживайте друг друга. Преодолеть

сложный период может помочь психолог или те родители, у которых ребёнок

с похожими трудностями, и они успешно преодолели нелёгкий период.

Общайтесь с другими родителями, делитесь опытом, вашими успехами в

обучении, воспитании, общении, перенимайте чужой опыт. Это поможет вам

и детям найти друзей, спутников жизни. Тренируйте эффективные способы

поведения.

2. Читайте. Читайте как можно больше. Изучайте доступную информацию,

чтобы быть «в теме», знать особенности развития вашего ребенка и пути

помощи, приемы, игры, возможности. Постоянно возвращайтесь к уже

прочитанному, стимулируйте себя, ведь информация забывается, мы устаём,

мы привыкаем к текущему положению вещей, попросту – расслабляемся,

перестаём поддерживать связь со специалистами, ежедневно играть и

заниматься с ребёнком. А ведь чтобы поддержать ребёнка и помочь его

развитию, занятия ежедневные и регулярные – условие необходимое.

3. Соблюдайте ВСЕ рекомендации учителя – логопеда. Нарушения

речевого развития – препятствие для развития в целом, поэтому необходимо

ежедневно тренировать ребёнка в выполнении артикуляционной гимнастики

и других заданий учителя-логопеда.

4. ОБЩАЙТЕСЬ С РЕБЕНКОМ. Самооценка ребёнка во многом зависит

от оценки окружающих его людей. Важно, чтобы ребёнок верил в свои силы,

испытывал состояние комфорта, защищённости, позитивного

мировосприятия и интереса. Для этого очень большое значение имеет

общение. Интересуйтесь событиями жизни ребёнка, его мнением. Например,

задайте своему ребёнку вопросы о том, что он нового узнал сегодня в саду.

Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память.

Помните, чтобы ребёнок знал, как себя вести и что сказать в разных

ситуациях, его надо этому научить. Просто наблюдая за вами, «со временем»,

он этому не научится. Учите, что надо сказать, когда сказать, как подойти,

что ответить в том или ином случае.

Отрабатывайте разные ситуации общения сначала в игре (приход в гости,

поздравление с днем рождения, звонок по телефону маме на работу, разговор

с чужим человеком на улице и т.п.), а потом и в реальной ситуации. На

первых порах всегда будьте рядом, подсказывайте, поддерживайте ребёнка.

Учите просить о помощи, помогать другим.

Создавайте условия для общения ребенка со сверстниками, друзьями, т.к.

никакие средства массовой информации не заменят живого общения. Чем

раньше ребёнок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что

он сможет легче адаптироваться в будущем. Старайтесь сохранять

спокойствие, доброжелательность, дружелюбие в общении с детьми, между

собой и с другими людьми. Ребёнку с первых месяцев жизни важно ощущать

стабильность и спокойствие своего окружения.

5. Что делать НЕ НАДО. Не смотрите на ребёнка как на маленького,

беспомощного. Не рекомендуется постоянно его опекать. Не подчиняйте всю

жизнь в семье ребёнку, не делайте за него всё, включая и то, что без особого

труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно

в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и

самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе,

чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим,

но его необходимо организовывать не "над", а "рядом". Ребёнок в 4-5 лет

может и должен, самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать свою

одежду в шкаф, убирать игрушки, помогать накрывать на стол и убирать со

стола, может вытереть пыль и протереть полы. Ребёнок – ваш главный

помощник. Приучайте его выполнять домашние обязанности и поручения,

ухаживать за собой, следить за чистотой, развивайте умения и навыки по

самообслуживанию и т.д., поскольку это стимулирует развитие и

приспособительную активность, делает ребёнка самостоятельным и менее

зависимым. Предоставляйте ребёнку разумную самостоятельность в

действиях и принятии доступных ему решений.

Хвалите детей, когда у них получается что-то сделать или чего-то достичь.

Не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все. Дарите ребёнку свою

любовь и внимание, и помните, что есть и другие члены семьи, которым вы

тоже нужны.

Помогайте ребёнку в сложных ситуациях. Научитесь обоснованно,

спокойно и терпеливо отказывать в случае необходимости, это позволит

ребёнку ориентироваться в социальных условиях среды, проще говоря –

понять, что хорошо, а что плохо, какое поведение правильное, а какое

неправильное, когда и почему. Излагайте свои мысли четко, конкретно,

последовательно, коротко – для детей с ЗПР это важное условие.

Интересуйтесь мнением ребёнка, внимательно выслушайте его, прежде чем

критиковать. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если

он в чем-то ошибается. Будьте готовы принять точку зрения ребёнка и

согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в

ребёнке чувство самоуважения.

6. Помните о домашних занятиях. При задержке психического развития у

ребёнка ослаблена память, не сформировано произвольное внимание,

замедлено развитие мыслительных процессов, поэтому материал, изученный

в детском саду, необходимо повторять и закреплять дома, тренировать и

отрабатывать использование знаний и умений в разных условиях.

Первоначально задания выполняются ребёнком с активной помощью

родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности. Необходимо

приучать ребёнка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует

спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить

своевременный и разумный характер.

Важно определить, кто именно из взрослых будет заниматься с ребёнком по

заданию дефектолога. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено

в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребёнка без

лишних слов, помогает усвоению учебного материала. Занятия должны

носить занимательный характер обязательно! Мы не учимся, мы – играем.

При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием,

убедитесь, что вам все понятно. В затруднительных случаях

консультируйтесь у педагога. Подберите необходимый наглядный

дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель –

дефектолог.

И главное - занятия должны быть регулярными. Вспоминать узнанное,

закреплять знания вполне возможно во время прогулок, поездок, по дороге в

детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной

деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов. Занятия

должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.

Игры и занятия должны быть разнообразными, чередуйте занятия по

развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления.

Чтобы ребёнку было легче удерживать внимание, не забывайте про

«переменки» - через 8-10 минут после начала занятий поиграйте в

подвижную игру, сделайте несколько физических упражнений.

Выделите дома специальное отдельное место для игр, занятий и отдыха.

Позвольте ребёнку самостоятельно следить за порядком и чистотой этих

мест.

Будьте терпеливы с ребёнком, доброжелательны, но достаточно

требовательны.

Отмечайте малейшие успехи, учите ребёнка преодолевать трудности.

Обязательно посещайте консультации педагога и открытые занятия

педагогов.

7. Развивайте у детей специальные умения и навыки. Помогайте найти

скрытые таланты и возможности ребёнка. Стимулируйте его

приспособительную активность; помогайте в поиске скрытых возможностей.

Научите детей техникам концентрации внимания, переключения внимания,

расслабления, регуляции эмоционального состояния, отдыха.

8. Помните о своих интересах и желаниях. Живите полноценной жизнью,

получайте удовольствие от любимых занятий, хобби, участвуйте в

интересных событиях, читайте интересную литературу (специальную и

художественную). Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо

больше сможете дать и вашим детям.

9. Отслеживайте, как идет развитие ребёнка. Вспомните школьные годы и

заведите дневник наблюдений. Записывайте, что нового в поведении,

эмоциональном развитии, чему ребенок научился, что узнал. Такой дневник –

ваш стимул и поддержка, перечитывая записи, вы увидите, как идет развитие,

сможете понять, что необходимо делать, чему научить, что повторить, а что

скорректировать. Подобные записи ведут все специалисты. Станьте

специалистом по своему ребёнку. Это придаст вам уверенности и

спокойствия, организует вашу жизнь.

10. Заботьтесь о здоровье и прививайте этот навык детям. Занимайтесь

спортом (плавайте, катайтесь на велосипеде, лыжах, санках и т.д.), гуляйте,

ведите активный образ жизни, следите за питанием. Научите детей

заботиться о других – это стимулирует развитие.

Заботьтесь о себе. Следите за своей внешностью, поведением,

эмоциональным самочувствием. Ваше самочувствие, здоровье и настроение –

основа качества жизни вашей семьи. Ваша бодрость и вера в лучшее лучше

всего поможет ребенку справляться с трудностями, даст ему внутреннюю

опору на всю жизнь.

Поддерживайте дружеские отношения с близкими, родственниками,

друзьями и знакомыми.

Доброжелательно, спокойно, терпеливо и уверенно реагируйте на интерес

посторонних к вашему ребёнку в присутствии незнакомых людей и вашего

ребёнка. Это позволит детям сформировать такой же стиль поведения и

отношений.

Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно.

Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

11. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение ребенка у

врачей, к которым направляют специалисты. Задержка психического

развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но,

как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит

та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых

систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому

сопровождение врачом–неврологом необходимо: он может выявить признаки

органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на

него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю

заторможенность или возбудимость ребёнка, нормализовать сон,

активизировать работу клеток головного мозга.