Тема опыта: Экологическое образование в условиях сельской школы
Минаева Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы, государственное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 40 города Павлодара»
Ведущей педагогической идеей, по мнению автора, является сознательное отношение к своему здоровью, и воспитание гармонично-развитой личности. Формирование у учащихся гуманных отношений к природе, воспитание чувств в духе полной гармонии с природой и человеческим обществом.
Основным способом формирования нового мышления и образа жизни, характеризующихся гармонией в отношениях человека с окружающей средой, является непрерывное экологическое образование, воспитание и просвещение. В настоящее время эта сфера человеческой деятельности, от которой зависит фактически все наше будущее, по-прежнему находится в тени и слишком медленно набирает силу. Как можно реализовать эту сложную задачу? Только в рамках непрерывного экологического образования, начиная с самого младшего возраста, с учетом психологических возрастных особенностей. Чтобы выстроить систему экологических ценностей и сделать их приоритетными и воспринимаемыми, необходимо организовать воспитание и познание в соответствии с естественными этапами психического развития ребенка.
Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
1. Подготовить нормативное и программное обеспечение для реализации проекта.
2. Определить основные пути и принципы формирования экологического образования учащихся с учетом условий сельской школы.
3. Разработать оптимальные пути организации экологического образования в школе.
4. Организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся.
Проблема экологического образования в настоящее время, в эпоху надвигающейся экологической катастрофы, является одной из самых актуальных и трудноразрешимых проблем. Экологическое образование должно стать непрерывным и сопровождать человека всю жизнь.
Новизна педагогического опыта заключается в том, что в настоящее время проблема формирования экологического мировоззрения приобретает особое значение. Постепенно возникает понимание роли экологического образования как основы новой морали и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни человечества. Осознание значения знания экологических закономерностей и экологизации воспитания становится постепенно задачей не только педагогических работников, но и общественности.
Практическая значимость опыта состоит в возможности эффективного формирования у учащихся гуманных отношений к природе, воспитания чувств в духе полной гармонии с природой и человеческим обществом.
Тәжірибе тақырыбы:«Түзету сыныптарындағы математика сабағында саралай оқытумен келу» .
Тема опыта: Дифференцированный подход на уроках математики в коррекционных классах.
Голубничая Светлана Николаевна, математика мұғалімі, «Павлодар қаласының № 40 жалпы орта білім беру мектебі» мемлекеттік мекемесі
Голубничая Светлана Николаевна, учитель математики, государственное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 40 города Павлодара»
Педагогическая идея.
Главной педагогической установкой является формирование положительной мотивации учения у школьников. Ключевым моментом в организации учебного процесса является создание таких условий, при которых каждый из обучаемых испытал бы учебный успех, смог увидеть свои достижения.
Актуальность и перспективность опыта.
Дифференциация обучения является залогом максимального развития детей с самыми разными способностями.
В преподавании математики дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой этого предмета. Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих школьников.
Дифференцированная форма учебной деятельности учащихся предусматривает их самостоятельную работу по дифференцированным заданиям.
Еще древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему - наполовину решить ее, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема многих образовательных учреждений на современном этапе развития школы - «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями, с психо-социо-генетической индивидуальностью.
Основные методические проблемы: как учить этих детей математике, как изменить их отношение к учению. Задачи преподавания математики в классах коррекции вижу в том, чтобы: дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность; через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся и, по возможности, наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств; воспитывать самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до конца.
Новизна опыта.
Считаю, что при работе в классах коррекции целесообразно применять эффективные в данных условиях формы обучения: дифференцированный подход, практические упражнения на различных этапах урока. Методы, средства обучения, воспитания и развития технологии уровневой дифференциации и индивидуализации необходимо адаптировать к конкретным условиям, т.е. к классу коррекции (ЗПР).
Тәжірибе тақырыбы:«Бастауыш сыныптарда үйлестіру қабілеттерін арттыруда дене тәрбиесінің әдістері мен тәсілдері» .
Тема опыта: средства и методы физического воспитания, координационных способностей в младших классах
Кочетков.А.А. Павлодар қаласы № 40 ЖОМ дене тәрбиесі пәні мұғалімі
Кочетков Артем Алексеевич, учитель физической культуры средней
образовательной школы города Павлодара.
Ведущей педагогической идеей, по мнению автора, является сознательное отношение к своему здоровью, и воспитание гармонично-развитой личности. Применение различных средств как физических, так и гимнастических упражнений с динамическим характером на уроках физической культуры может качественно повысить уровень координационных способностей детей 7-9 лет.
Поэтому в этом возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а так же приобретения знаний, умений и навыков при выполнений упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «Золотым возрастом» имея в виду темп развития координационных способностей. Целью опыта является развитие и совершенствование координационных способностей у детей 7-9 лет в общеобразовательной школе по средствам специальных физических упражнений. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по развитию равновесия.
2. Развивать план и методы развития координационных способностей.
3. Выявить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей.
Актуальность опыта направлена на координационное совершенствование молодежи к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни.
Уровень координационных способностей определяется следующими способами:
1. Умением быстро реагировать на различные сигналы.
2. Точно и быстро выполнять двигательное действия за минимальное время.
3. Приспосабливаться к различным ситуациям.
Новизна педагогического опыта заключается в том, что определены целесообразные объемы специальных упражнений, применяемых в развитии равновесия учащихся для построений эффективного комплекса упражнений и включения его в уроки физкультуры.
Практическая значимость опыта состоит в возможности эффективно развивать равновесие в основе программного материала за минимальный короткий промежуток времени. Исследования педагогического опыта ориентируется на учения Максименко А.М., Лях В.И., Сулейменова И.И., Агимарина Б.А., Мейксон Г.Б.
Творческий подход позволил добиться следующих результатов:
Ягусевич Саша занял 1 и 2 места на открытом чемпионате города по лыжам.
Дементей Николай - 3 место в кроссе «За здоровый Казахстан».
Шакенов Диас и Аяпбергенов Чингиз -3 место на пятом Республиканском турнире по вольной борьбе, посвященной памяти Ж..Ж..Кенжигалиева.
Эффективность работы учителя подтверждается высоким уровнем обучаемых. Опыт работы обобщен школьным методическим объединением и методическим кабинетом отдела образования г. Павлодара.
Заместитель директора по УВР:_______________ Минаева Е.И.
« Павлодар қаласынын № 40 жалпы орта білім беру мектебі» ММ
ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 города Павлодара»
Кобец Галина Ивановна
учитель физической культуры
«Жас шаңғы тебушілердің негізгі физикалық қасиеттерін кезең-кезеңмен дамыту»
«Поэтапное развитие основных физических качеств юных лыжников»
Главной целью представленного опыта является использование во внеклассной работе основных принципов ведения спортивной тренировки, а также научное обоснование поэтапно-возрастного развития основных физических качеств школьников, подготовка в условиях сельской школы спортсменов, способных показывать стабильно высокие результаты на городских и областных спартакиадах школьников. В группу были отобраны учащиеся 3-4 классов. Критериями отбора являлись показатели скорости, координации, гибкости, ловкости, способности быстро ориентироваться в необычной ситуации.
Ведущей педагогической идеей опыта является воспитание гармонично развитой личности, осознанно подходящей к занятиям физической культурой и спортом.
Сущность опыта заключается в физической подготовке учащихся школы, способных показывать высокие спортивные и учебные результаты.
Новизна решения педагогической задачи заключается в применении в процессе обучения поэтапно-возрастного развития основных физических качеств (а также то, что кроссовая подготовка является всего лишь средством физической подготовки до 13-14 лет).
Практическое значение опыта состоит в том, что можно добиться высоких результатов не только у учащихся, занимающихся в спортивной секции, но и применяя эту методику в учебной деятельности можно поднять результаты учебных спортивных нормативов. Это подтверждают результаты сдачи Президентских тестов в экспериментальном классе.
С целью реализации поставленных задач на практике в процессе подготовки юных лыжников с учетом сенситивных периодов и соблюдением основных принципов подготовки применялись следующие методы:
- повторный метод;
- интервальный метод;
- круговая тренировка;
- фартлек;
- игровой метод;
- самостоятельная работа.
Для полноценной и плодотворной работы предлагались следующие средства:
- ОРУ;
- СБУ;
- подвижные игры с элементами, направленными на развитие определённого физическогокачества;
- спортивные игры;
- упражнения с отягощениями;
- упражнения с эспандерами;
- кроссовый бег, кросс-походы;
- бег по пересечённой местности;
- велотренировки;
- имитационные упражнения;
- ходьба, бег на лыжах;
- эстафеты различного характера.
Для создания безопасных и комфортных условий проведения занятий разработаны определённые правила для учащихся:
1. Строгое соблюдение правил ТБ.
2. Ответственность перед собой и перед товарищами.
3. Регулярность занятий.
4. Правила гигиены и правильного питания.
Для достижения поставленной цели у учащихся стимулировалась мотивация к занятиям через:
- необходимость занятий физической культурой и спортом для укрепления здоровья;
- рассказ о спортивных достижениях старших учащихся;
- возможность более полного проявления личных физических и морально-волевых качеств;
- организация активного отдыха, занимающихся в каникулярное время;
- участие в городских соревнованиях;
- возможность поступления в учебные заведения по специальности – физическая культура.
Спортивная деятельность строится с учётом возрастных физиологических особенностей организма учащихся. Важное место отводится коррекционной деятельности, направленной на предупреждение ошибок, ведущих к появлению технических погрешностей. Содержание тренировочного занятия выстроено с учётом индивидуальных способностей учащихся.
Для реализации опыта на практике необходимы следующие условия:
- квалификация учителя (знание методики преподавания, психологии и возрастных физиологических особенностей учащихся);
- желание учащихся заниматься в секции;
- наличие материально-технической базы.
Результаты опыта: проведение занятий в лыжной секции без форсирования нагрузки и с учетом поэтапного развития основных физических качеств позволило добиться следующих результатов:
- с 2004 года по2006-й школьная команда в числе призеров в командном зачете и эстафете;
- с 2009года по 2011-й школа является лидером (1-е командные места) во IIлиге городской спартакиады школьников.
Главным результатом деятельности является:
- общее физическое развитие учащихся, укрепление их здоровья;
- социальную адаптацию учащихся;
- создание собственной системы подготовки учащихся;
- содействие в выборе будущей профессии учащимися;
- воспитание личности.
Тема опыта: «Психолого- педагогические особенности детей, обучающихся в классах коррекции и учебно-познавательная деятельность с ними.»
Продан Галина Ивановна , бастауыш сынып мұғалімі, «Павлодар қаласының № 40 жалпы орта білім беру мектебі» мемлекеттік мекемесі
Продан Галина Ивановна, учитель начальных классов, государственное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 40 города Павлодара»
Педагогическая идея.
Создание условий для учебно-познавательной деятельности учащихся, обучающихся в классах коррекции, с учётом их психолого- педагогических особенностей.
Актуальность и перспективность опыта.
Актуальная проблема многих образовательных учреждений на современном этапе развития школы - «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями, с психо-социо-генетической индивидуальностью.
Каждому учителю приходиться сталкиваться с учащимися, которые испытывают немалые трудности при усвоении учебного материала. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в усвоении учебных знаний и умений из-за низкой работоспособности вследствие соматической ослабленности, частичного отставания в развитии высших психических функций, возникающих в неблагоприятных микросоциальных условиях обучения и развития.
У этих детей обнаруживается нарушение памяти, мыслительных процессов, вместе с тем для них характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, обусловленный низкой учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов. При этом наблюдается недостаточный самоконтроль, неустойчивая и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность, неустойчивое внимание.
Помочь таким детям можно только после выявления причин трудностей, которые носят и психологический, и физиологический характер.
Для развития и коррекции личностного развития школьника необходима система коррекционной работы, использование ряда психолого-педагогических разработок, способов и приёмов активизации мыслительной деятельности. Под коррекционной работой понимается исправление или ослабление недостатков психического и физического развития, содействие возможно большему приближению развития детей с определёнными интеллектуальными недостатками к уровню развития нормальных детей.
Новизна педагогического опыта заключается в том, что при работе в классах коррекции целесообразно применять эффективные формы обучения, дифференцированный подход, практические упражнения на различных этапах урока. В классах выравнивания необходимо применять современные методы, средства обучения и воспитания.
Практическая значимость опытасостоит в возможности эффективного формирования у учащихся коррекционных классов мотивации учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов.