Сенім телефоны
87182546323
email: sosh5@goo.edu.kz
Мекенжайы: Павлодар облысы, Павлодар қаласы, Лермонтов көшесі 129
8(7182)549580
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Сәрсенбі сағат 16.00-ден 18.00-ге дейін
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Развитие читательских интересов школьными средствами
Развитие читательских интересов школьными средствами

 

Развитие читательских интересов школьными средствами

массовой работы.

 

О.В.Ерменкова

г.Павлодар, библиотека школы № 5.

Однажды прикоснувшись к удивительному миру книги, человек «заболевает ею навсегда». Если почувствовать вкус чтения , то без него уже трудно будет обходиться в жизни. Для нас ,библиотекарей, мир книг – самый замечательный мир , поэтому мы хотим, чтобы в нем жили другие люди , и особенно дети. И чтобы в этом мире была атмосфера доброты и взаимопонимания. Именно такая атмосфера и должна быть во всех школьных мероприятиях. Ведь не зря над дверью Александрийской библиотеки в Древнем Египте было написано «Аптека для души». Если представить место библиотеки в учебно-воспитательном плане, то она выглядит следующим образом – это учебная и воспитательная работа.  Для меня, как для библиотекаря, более интересна вторая направляющая линия, ведь это связь непосредственно с учеником. Это и подготовка совместно с активом библиотеки материалов по основным направлениям воспитательной работы , и оказание практической помощи, и самостоятельное проведение мероприятий. А совместная  работа библиотекаря и учителя помогает приблизиться к основной цели – формированию духовно богатой личности,  к ученику и даже его родителям. И именно об этом я хочу рассказать. Чтобы привлечь потенциальных читателей и заинтересовать имеющихся , библиотека всегда должна быть привлекательной для них.  Перед нами, школьными библиотеками, такая проблема, казалось бы , не стоит. Ведь ведется или нет массовая работа – читальный зал и абонемент постоянно востребованы , переполнены, а библиотекари всегда загружены работой. И все-таки  школьной библиотеке не избежать перемен. Рано или поздно, непосредственное общение «библиотекарь – читатель» выйдет на первый план после наступившей компьютерной гонки. А у нас в библиотеке  СОШ №5 общение никогда и не было на втором плане, поэтому  массовая работа не просто нужна нам , а крайне необходима.Что же мы делаем, чтобы заинтересовать читателя ? Конечно же, спрашиваем его о том , что ему интересно. Затем делаем то , что ему интересно и именно с тем человеком, который умеет делать это интересно. На мой взгляд ,важен особенно последний пункт, так как не каждый человек может правильно общаться .Поэтому проблема номер один – обучение нас библиотекарей общению. И , конечно же, необходимо проанализировать интересы и потребности наших школьников, разработать  планы проведения необходимых мероприятий. И окажется ,что наши дети пишут замечательные стихи ,прекрасно рисуют и фотографируют, вышивают и делают прекрасные поделки. Поэтому – то, конкретно в нашей библиотеке неизменным успехом пользуются различные конкурсы. Например, на базе нашей библиотеки проводилось конкурсов более чем по двенадцати различным темам. Конечно же, это и конкурсы рисунков, чтецов, загадок, литературные, конкурсы плакатов. Как видно ,это конкурсы различных форм ,но они еще и различной тематики, поэтому и была достигнута одна цель – дети активно в них участвуют , им это интересно и нравится, так как везде присутствуют элементы игры и азарт соревнования. В пользу конкурсов говорит и то , что они проходят по нескольким номинациям , имеют нескольких победителей. И поэтому дети получают не только моральное удовлетворение, но и материальное вознаграждение в качестве призов. А после ряда конкурсов можно издать альбом или сборник рисунков , нарисованных юными художниками школы. Думаю, что при конкурсе чтецов дети должны объяснять причину своего выбора того или иного стихотворения, так как при этом они знакомят остальных с творчеством поэта и привлекают к его творчеству других ребят. А ,например, конкурс рисунков прочитанных книг ,сопровождается у нас рассказами о писателях и их произведениях. Конкурсный характер массовых мероприятий позволяет детям проявлять  творческую активность, индивидуальность, артистизм. Конечно же, школьная библиотека – это давно уже не просто собрание книг, она имеет в своей практике мультимедиа – продукты и другие цифровые носители. Но на мой взгляд , непосредственное общение не заменит ничто. Поэтому  в нашей библиотеке ему и уделяют большое внимание. В своей практике мы используем театр , игры, беседы с элементами диспута, диспуты , игры – угадайки, беседы с элементами тестирования, круглые столы. Яркими и содержательными получаются мероприятия, подготовленные совместно с учителями эстетического цикла. Примером тому могут служить проведенные у нас в библиотеке – это «Ярмарка творчества и творческих идей» и «Ярмарка. Казахское рукоделие». Эти мероприятия включали в себя ряд других: беседу – экскурс в историю прикладного искусства, выставки изделий школьных мастеров и выставки книг, выступления музыкальных и танцевальных групп.Проводим мы мероприятия совместно с историками , литераторами , казаховедами. Библиотекой организовывались тематические встречи с интересными людьми : историками – краеведами, поэтессой, художником-ювелиром, фотохудожником, художником(бывшим учеником нашей школы). Такие мероприятия способствуют объединению таких трех важных направлений в нашей работе, как краеведение, эстетическое воспитание и проф.ориентация. Плюс таким встречам дает и то , что дети берут автографы у знаменитых людей, эти люди приносят свои книги, изделия ,картины и фотографии. А вот проанализировав свою массовую работу по проф.ориентации, я пришла к выводу , что библиотека достаточно скучно пропагандирует литературу по этому вопросу. Поэтому второй учебный год приглашаю в читальный зал на встречу с учениками представителей различных профессий. У нас были в гостях ученица нашей школы, которая работала в парикмахерском салоне и педагог нашей школы. И , конечно же, библиотека активно работает с психологом нашей школы. С ребятами проводился тест «Карта интересов»(интересы и выбор профессии). Конечно же, мы используем в работе интерактивную доску, однако, при этом в мероприятии присутствуют ролевые игры, т.е. опять происходит непосредственное общение друг с другом и обязательно с книгой.   Выше я уже отметила какие формы массовой работы мы используем в своей библиотеке. А вот о методах не упомянула. Однако ,на мой взгляд, это очень важно. Вы наверное заметили , что в основном это мероприятия «двухстороннего общения». И это главный успех мероприятия , что оно пройдет интересно. Да вы наверное и сами замечали ,когда говорит только библиотекарь или выступающие , то бывает скучновато. В этом я убеждалась не раз на своем опыте. Поэтому сейчас я обязательно использую такие приемы ,как приведение примеров из личной жизни ,примеры из жизни знакомых, а затем плавно провожу взаимосвязь с литературными произведениями. И если я встречаюсь с классом первый раз , то привожу примеры не из программных произведений. И только при следующих встречах обязательно упоминаю о них. Когда используешь такие приемы , то дети сами невольно вступают в разговор и приводят примеры из своей жизни, как правило учитель тоже не остается в стороне. Еще , что сопутствует успеху- это примеры из жизни нашего города, ведь детей больше заинтересуют эти сведения. Другой прием , который я использую в проведении массовых мероприятий – это проведение взаимосвязи с прошлым и настоящим. Так было на мероприятиях «Волшебные сказки» , «Права и обязанности детей» , «Слова назидания Абая». Если бы я просто зачитала детям  «Слова назидания»,то может быть у них в памяти осталось не так много материала. А когда начали проводить взаимосвязь с нашим временем и непосредственно с их классом ,то получился очень интересный разговор . После которого дети буквально все захотели прочесть «Слова назидания».Успех? Конечно, успех ! А вот в беседе о правах детей , я наоборот приводила примеры из жизни детей в прошлом. Третий прием, который можно использовать – это тесты. Их я использовала в мероприятиях по ЗОЖ .При беседе «Недостаток витамин укорачивает жизнь»(начальная школа) вопросы тестов были виде рисунков, и дети на них отвечали необычно, тоже рисунками. Можно даже купить по фрукту или овощу и вручить тем детям, кто правильно ответил на вопрос. Тесты хороши и на мероприятиях по ПДД , что тоже мной опробовано.Следующий прием – это домашнее задание.Ни одно мероприятие я не провожу не дав задания классу. Даже, казалось бы, библиотечный урок «Знакомство с научно-популярной литературой» ,где мы должны сами учить детей ,тоже  не обошелся без домашнего задания. Дети при подготовке к нему использовали интернет и «атаковали» детскую городскую библиотеку №6. Поэтому на уроке они защищали свои рефераты, а на круглом столе «Летом я влюбился в эту книгу» дети, например,  зачитывали свои сочинения. А вот на обсуждении темы «Книга в моем доме» детям задавались такие вопросы , как - самая редкая книга , самая удивительная книга в вашем доме  и они настолько увлеклись ,что даже стали хвастаться друг перед другом, разговор был очень интересным. И диалог на тему «Читать стоит …Читать не стоит…Стоит ли читать?...» прошел «сверх» интересно. Ведь он проходил по методу программы «Культурная революция», которая идет на канале РТР. Мы взяли только свою тему. Много ли литературы пришлось детям прочесть при подготовке к данным мероприятиям? Много! И это тоже успех! Ведь дети читают до и после мероприятия. Еще я использую элементы неожиданности. Например, на мероприятии по ЗОЖ, дети отгадав загадку ,получали из мешка подарки ( те предметы, которые были отгадкой). Это было для них сюрпризом. Сюрпризом для детей становится и то , что выступая  активно на мероприятиях , они получают оценки в журнал по тому или иному предмету. Это , конечно , делается по договору с учителем. Естественно, они будут стремиться читать!Привлечение детей из класса ,актива библиотеки  к проведению мероприятий тоже является плюсом, так как дети – слушатели тоже хотят проводить мероприятия сами, а это уже ведет к тому, что они обязательно обратятся к книге. Мероприятия я стараюсь проводить по циклам. Например, «Неделя библиотечной грамотности» , «Неделя ПДД», «ЗОЖ» и т.д.  Конечно же , веду работу с родителями. И начала я ее только с родителями одного класса, когда дети учились еще в первом классе. Сейчас они уже в третьем. Опять же в работе применялись те же методы и формы: беседы, анкетирование, выставка рисунков прочитанных детьми книг. Родители были очень рады видеть рисунки своих детей. А вручение грамот самым читающим детям на родительском собрании было для детей и родителей приятно вдвойне. После этого те дети, которые в этом классе не читали, пришли в библиотеку. С родителями и детьми также проводилось анкетирование и его результаты были оглашены на собрании. После чего состоялся диалог с родителями. И он проходил очень даже активно, что говорит о заинтересованности родителей в чтении детей. В этом году планируем провести конкурс в классе на самую читающую семью. С этими детьми и родителями я планирую работать до окончания школы детьми. И каждый год мы будем работать совместно с родителями и классным руководителем над повышением качества чтения их детей.   В процессе работы, я поняла, что необходимо только разработать свою методику работы и применять ее для проведения любого мероприятия , а также обязательно анализировать свою работу. Ведь без анализа работы мы просто будем стоять на месте и ни о каком развитии читательских интересов речи не пойдет. Я не варюсь в « собственном соку» , а приглашаю для проведения мероприятий  библиотекарей из детской шестой библиотеки, областной детской ,вожу детей  в областную библиотеку для взрослых и детскую библиотеку номер шесть. Причем не только на мероприятия , но и оказать посильную помощь в их работе. Бывают у нас гости из музеев, центра «Шаңырақ», музыкального колледжа и школы № 19 с казахским языком обучения .В качестве резюме можно ,пожалуй ,отметить ,что для проведения мероприятий усилия требуются вовсе не героические. Главное – желание сделать жизнь поинтереснее. А как каждый решает по-своему.