Сенім телефоны
87182546323
email: sosh5@goo.edu.kz
Мекенжайы: Павлодар облысы, Павлодар қаласы, Лермонтов көшесі 129
8(7182)549580
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Сәрсенбі сағат 16.00-ден 18.00-ге дейін
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Роль библиотеки в правовом воспитании учащихся (ж.Воспитание школьника, 2011,№10)
Роль библиотеки в правовом воспитании учащихся (ж.Воспитание школьника, 2011,№10)

 

 

          Ерменкова О.В.

Заведующая библиотекой

             СОШ № 5

                  Роль библиотеки в правовом воспитании учащихся.

                            (из опыта работы библиотеки СОШ № 5,г. Павлодар)

Обеспечение прав ребенка является одной из наиболее важных проблем человечества. Конституция и законы Республики Казахстан предусматривают широкий круг прав человека, в том числе прав ребенка. Сегодня 191 страна мира подписала Конвенцию о правах ребенка. Казахстан присоединился к Конвенции о правах ребенка в 1994 году. Принятие Конвенции о правах ребенка стало значительным событием в области прав детей.И, конечно же, школьная библиотека, как одно из структурных подразделений учебного заведения, играет огромную роль в правовом воспитании школьников. В нашей библиотеке воспитательная работа ведется по разным направлениям, одним из которых является «право». Девиз, под которым работает библиотека в этом  направлении – это «Правовое государство начинается в школе».Подросток – это личность, обремененная энергией: ее у него больше, чем необходимо. Поэтому, если эта энергия не имеет объекта приложения, то она направлена по каналу разрушения. При этом значимость работы библиотеки возрастает. Именно в библиотеке чаще всего ребенок знакомится с теми литературными героями, с которых можно брать пример. Поэтому вопросам правового воспитания уделяется так много внимания. Библиотека имеет свой план работы, который предусматривает проведение мероприятий каждый месяц и в разных параллелях. Важную роль в профилактике правонарушений  играют книги и статьи по правовому воспитанию. В своей работе мы используем следующую литературу: «Конвенция о правах ребенка» (выдержки из нее помещены не стенде «Уголок читателя»), «Памятка для детей и родителей о правах ребенка в вопросах и ответах», «Гражданственность и участие в управлении», «Азбука права». В библиотеке оформлены, как постоянно действующие выставки и стенды, так и временные: «Подросток: право и закон», «Закон – это порядок и справедливость», «Мы и право», «Мы и закон». Целевая установка и тема книжных выставок определяется с учетом состава аудитории. Исходя из этого, нам представляется целесообразным по проблемам правового воспитания выставки организовывать дифференцированно для трех категорий читателей: школьников, учителей и родителей. Экспонируемые книги для подростков рассказывают им о роли права в их жизни. Например, «Мы и право», «Мы и закон». Для родителей и учителей мы оформляем такие выставки, как: «Правовое воспитание подростков», «Вопросы правового воспитания подростков». Возле выставок постоянно проводятся мини – обзоры и правовые пятиминутки. Кроме выставок библиотекари ведут подбор материала в тематические папки: «Трудные дети», «Законы РК», «ЗОЖ», «Профилактика вредных привычек», «О дружбе и вежливости», а также в папку «Работа с родителями».Семья занимает особое место в обществе. Подростки и родители независимо от желания или по желанию, особенно когда реализуются личные, социально-экономические интересы, сталкиваются с фактами, событиями, имеющими правовые последствия. Низкий уровень правовых знаний родителей в значительной степени снижает эффективность семейного воспитания детей, поэтому правовое обучение родителей в настоящее время приобретает исключительно важнейшее значение. Библиотекари делают подбор литературы на открытые уроки и родительские собрания. Например, по таким темам: «Воспитание в семье», «Досуг детей в семье», «Азбука семейной жизни», «Воспитание в семье и твое здоровье», «Все начинается с семьи». Проводила библиотека и конкурс «Самая читающая семья». Заведующая библиотекой пока ведет работу с родителями конкретно в одном классе, начиная с первого класса, она посещала родительские собрания, проводила анкетирование среди детей и родителей, выставки рисунков. Сейчас дети уже учатся в 5 «А» классе. Работает она совместно с классными руководителями: сначала с Демьяненко С.Д. ,а теперь с Габбасовой З.Б. На данный момент готовиться собрание по теме «Детей не надо воспитывать – с детьми надо дружить», где  будут затронуты и вопросы правового воспитания детей. Прежде чем провести такое собрание заведующая библиотекой проконсультировалась с психологом школы Темирхановой Р.Т.. С психологом школы библиотека сотрудничает очень тесно. Также библиотека активно работает по данной тематике совместно с учителями школы, например, с учителем истории Столяровым В.П., который неоднократно предоставлял материал по правовому воспитанию для книжных выставок и подготовки тестов для детей. Этот материал использовался очень активно и учителями школы.Работа библиотеки посвящена и такой важной проблеме – понятию права. Чтобы убедить наших слушателей в практической полезности данных мероприятий, мы объясняем в своих беседах, что право сопровождает человека с момента его рождения. Именно право, особенно когда проблему невозможно решить моральными нормами, помогает регулировать взаимодействие людей, дает ответы на многочисленные вопросы: что можно, как поступить правильно и так далее. Мы объясняем: раз правила обязательны для всех, то они закрепляются в официальных документах государства. Библиотека работает и в таком направлении, как «Я – гражданин». По Конституции РК Президент является главой государства, его высшим должностным лицом и выступает символом и гарантом единства народа, прав и свобод человека и гражданина. Поэтому мы уделяем большое внимание беседам о Президенте РК, его деятельности. В библиотеке оформлены постоянно действующие выставки «Мой Президент», «История развития Конституции РК». Понятие гражданин неразрывно связано с понятиями «честь» и «достоинство». Каждый гражданин Казахстана должен знать все о государственных символах РК. Поэтому библиотека постоянно проводит на данную тему беседы, утренники, круглые столы. Антиобщественное поведение подростков нередко начинается с обыкновенных дисциплинарных проступков, таких как нарушение «Правил для учащихся». В своих беседах мы обязательно делаем акцент на образование : какие  имеют права и обязанности дети в школе. Задача библиотеки приблизить школьника к тем правовым понятиям, которые встречаются на его пути, помочь узнать их значение.  В библиотеке проходили такие мероприятия: беседа «Твои права и обязанности», конкурс рисунков «Рисуем детство», турнир знатоков «Что такое закон», круглый стол «Мои права», к Всемирному дню ребенка - беседа «Я – гражданин» и беседа «Конвенция о правах ребенка». Мероприятия по правовому воспитанию мы проводим не только в классах, но и в отряде «Книгочей». Отряд принимал участие в акциях «Отряд без правонарушений» и «Скажи нет вредным привычкам». Было выпущено 12 листовок на эти темы. Руководитель отряда Ерменкова О.В. провела беседу на тему «Конвенция о правах ребенка. Обязанности детей». В своих мероприятиях мы пытаемся через основные, наиболее часто встречающиеся в нашей жизни понятия, ситуации приблизить детей и их родителей к пониманию права, раскрыть смысл и содержание отдельных терминов и выражений. Отрадно заметить, что во всех мероприятиях активное участие принимают непосредственно дети. Это приобщает их к культуре поведения, чтения, эстетике и этике. Большую работу библиотека проводит и по такому направлению, как «Я в культуре». Ведь большое значение для профилактики правонарушений имеет для ребенка воспитание культуры поведения. Именно с этого и начинается воспитание детей. В свою работу библиотекари включают мероприятия и о культуре поведения на природе. Очень надеемся, что наши дети смогут уяснить культурную ценность права, по достоинству оценить его практическую значимость.