Раз- словечко, два – словечко.
Проблема развития и формирования лексического строя речи дошкольников очень актуальная на сегодняшний день. Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Предлагаем Вашему вниманию серию игр, которые помогут пополнить словарный запас детей старшего дошкольного возраста.
«Сравни»:
по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко;
по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу;
по прочности - веревку и нитку, камень и глину;
по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей;
по высоте - куст и дерево, гору и холм".
"Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?"
Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый, звонкий, смелый, отважный
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий
Крепкий, далекий, прочный, надежный
«На картинку посмотри, одним словом назови, где живут - скажи»
В … водятся: окунь, лещ и щука. Это - …
В … поспели земляника, черника, брусника. Это - …
В … много маслят, лисичек, рыжиков. Это - …
В … живут лиса, медведь, заяц, волк, белка, ёж. Это - …
На … слышны голоса соловьев, дроздов, синиц. Это - …
В … растут березы, сосны, ели. Это - …
«Подбери слова, которые подходят к этому действию»:
Прыгает – (заяц, мальчик, лягушка …)
Плавает –
Печет –
Светит –
«Догадайся по описанию, о каких предметах идет речь»:
- круглый деревянный обеленный
- круглый воздушный легкий
- колючая ароматная красная
- колючая лесная пышная
- вкусная хрустящая рыжая
- вкусный хрустящий зеленый
«Какие слова бывают?»
Прочитайте ребенку стихотворение М. Пляцковского "Какие бывают слова".
Есть сладкое слово - конфета.
Есть быстрое слово - ракета.
Есть кислое слово - лимон.
Есть слово с окошком - вагон.
Затем педагог спрашивает у детей, что они знают о словах (слова разные, слов много), предлагает вспомнить и назвать разные слова. Особо поощряет детей, которые произносят слова громко, ясно, отчетливо; одобряет, что никто не повторяет уже сказанное, отмечая большое количество произнесенных слов. Затем просит детей назвать только ЛАСКОВЫЕ слова (солнышко, березка, слоненок …); слова, звучащие ГРОМКО (гром, тигр, гроза …); ТИХИЕ слова (мышонок, уснули, шепчет …).
«Назови другой предмет»
Который, такой же белый, как и снег; такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня.
Метод. актив я/с № 93
