С целью развития навыков исследовательской деятельности и интеллектуального творчества школьников Региональным учебно-методическим центром дополнительного образования «Ертіс дарыны» проведен областной этап республиканского конкурса исследовательских проектов по общеобразовательным предметам среди учащихся 8 - 11 классов. Конкурс проведен 30 ноября 2022 года в Торайгыров университете. Приняли участие 58 учащийся общеобразовательных школ г. Павлодара, победители областного отборочного этапа.
Павлодарские школьники представили 53 проекта по 13 секциям: физике, математике, информатике, экономике, химии, биологии, по охране окружающей среды и здоровью человека, истории, по человеку и общество, краеведению, казахской, русской литературе, этнокультуроведению, казахскому, русскому, английскому языкознании.
По итогам конкурса 29 участников с 27 проектами школ г. Павлодара по 13 секциям заняли призовые места, из них дипломом І степени награждены 5 учащихся с 5 проектами, дипломом ІІ степени - 8 учащихся с 7 проектами, дипломом ІІІ степени - 16 учащийся с 15 проектами.
I место в секции «Русская литература» за проект «Жанровое своеобразие произведения З. Наурзбаевой, К. Калаус «Приключения Бату и его друзей» заняла Королёва Дарья, учащаяся 9 класса школы № 17. В научной работе Королевой Дарьи рассмотрены особенности казахстанского фэнтези, его национальная специфика, проведен литературоведческий анализ, с целью выявления нравственно-воспитательного потенциала казахстанской прозы. Одним из результатов работы стал конструктор фэнтези, созданный на основе тюркской мифологии, который будет способствовать развитию читательского интереса и творческих способностей детей и подростков.
I место в секции «Человек и общество» за проект «Проблема социализации и обеспечения жильем детей-сирот» заняла учащаяся 11 класса школы имени Ж. Ташенева Нұрболат Аружан. В своем проекте она исследовала социальные проблемы сирот и пути их решения в области. Она является волонтером и посещает Дом малюток и детские дома.
I место в секции «Физика» за проект «Исследование поверхностного натяжения растворов стиральных порошков» заняла учащаяся 9 класса Жетекшинской школы Твердохлеб Дарья. Цель - изучение поверхностного натяжения растворов стиральных порошков различными методами лабораторного исследования. Тема работы выбрана не случайно, проделанные исследования могут быть полезны для хозяек в подоборе моющих средств для сохранения вещей, стиральной машинки.
I место в секции «Охрана окружающей среды и здоровья человека» за проект «Сравнительная оценка качества пресных водоемов Павлодарского региона» занял Кунанбаев Ернар, учащийся 9 класса школы-лицея имени А. Бокейхана. В ходе исследовательской работы проведена оценка химического состава проб воды озер Жасыбай, Торайгыр, Малыбай, Бозайгыр и Аулиеколь Павлодарской области за последние два года экспресс-тестом гейзера, на соответствие нормам содержание нитратов, нитритов, общего железа и органических соединений. Новизна работы: на основе выявленных данных были созданы карты-чертежи пяти озер с использованием программы Paint 3D, разработан краткий экологический паспорт с дополненным биогеографическим контентом для иностранных туристов и отдыхающих с QR-кодировкой. Предлагает разместить эти QR-кодированные контенты рядом с озерами, местами отдыха.
I место в секции «Краеведение» за проект «Изучение истории края на основе археологических памятников» занял Басаров Ислам, учащийся 8 класса школы № 26. Ислам вместе с научным руководителем Омаровым Дулат Боранбаевичем на основе археолических памятников Павлодарского Прииртышья изучили историю родного края, начиная с времен палеолита. Исследовали исторические документы и археолические памятники, сумели создать карту на основе дневников наблюдения до позднего средневековья.
В дальнейшем, 13 - 14 декабря 2022 года победители и призеры примут участие в тестировании по общеобразовательным предметам. Для участия в республиканском конкурсе по итогам тестирования проекты естественно-математического направления будут представлены в Республиканский научно-практический центр «Дарын» для рецензирования экспертной комиссией. Авторы 12 проектов, набравшие наибольшее количество баллов по предметам общественно-гуманитарного направления, примут участие в республиканском этапе по 6 секциям.