Размер шрифта:
↑Наверх
Сенім телефоны
8(7182)548075
email: sad112@goo.edu.kz; @yasli_sad_112 on Instagram
Мекенжайы: Естай көшесі, 91/1
8(7182)548075 басшы, 8(7182)548076 вахта, 8(7182)548073 бухгалтерия
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Сәрсенбі 09.00- 13.00 Жұма 14.00-17.00
Бір жылда
Бір айда
Бір аптада
Кеше
прием моделирования в развитии речи детей
21-04-2011 06:44
прием моделирования в развитии речи детей

                                                    Прием моделирования в развитии речи детей

 

Проводя целенаправленную работу по развитию речи детей, я пришла к выводу: необходимо использовать способы, облегчающие процесс усвоения, прежде всего – наглядность.

Работу я вела одновременно в нескольких направлениях: обогащение словаря, что помогает детям ориентироваться в окружающем, формирование грамматического строя речи, развитие коммуникативной функции речи. Все это и обеспечивало развитие связной речи.

Практика показала, что наиболее эффективным приемом развития связной речи является моделирование.

Многофункциональные модели мною использовались на занятиях и в самостоятельной деятельности – для обобщения у детей представлений об окружающем. На основе модели я готовила и проводила разнообразные дидактические игры и упражнения.

Наиболее простыми являются предметные модели, сложными – схематические.

Работу начинала с сенсорной модели. Ставила цель – осознанно самостоятельно обследовать предмет, внимательно его рассматривать, ощупывать, нюхать, с тем, чтобы получить о нем разнообразную информацию (о величине, цвете, форме, пространственном положении и т. д.)

Показываю ребенку картинку.

1.      Изображение кисти руки

–   Что можно сказать о яблоке, если потрогать его рукой?

2.      Изображение глаза

–   Что можно сказать о яблоке, когда ты на него посмотришь?

3.      Изображение рта

–   Что ты можешь сказать о яблоке, если попробуешь его?

4.      Изображение носа

–   Понюхай яблоко. Что ты можешь сказать?

5.      Изображение уха

–   Потряси и послушай яблоко. Ты что-нибудь слышишь?

Предлагала посмотреть на картинки-подсказки (модели) и попробовать рассказать о яблоке.

Таким образом, у детей получился рассказ: «Я вижу яблоко. Оно большое, круглое, один бок красный. Кожица у яблока холодная, гладкая. Само яблоко ароматное, душистое, на вкус сочное, сладкое».

Рассматривание предмета необходимо сопровождать обследованием.

Набор операций с предметом я предлагала в зависимости от его характера (например, игрушку не надо пробовать на вкус).

При обследовании предметов предлагала следующие модели.

1. Изображение знака вопроса

Модель подсказывает ребенку, что он должен назвать предмет, который рассматривает (это кукла, мяч и т. д.).

2. Изображение радуги

– Расскажите, какие это игрушки (предмет)

– Из чего состоит? (Что у нее есть?)

     3. Изображение кисти руки

– Как ты будешь играть?

В результате  получался рассказ об игрушке (предмете).

Некоторые ребята затруднялись в понимании и употреблении обобщающих слов. Моделирование обобщающих понятий: рассматривание группы предметов, выделение одинаковых признаков. Например, при рассматривании коровы, собаки, рыбки из аквариума, курицы дети отмечали, что все эти животные живут рядом с человеком либо в доме человека. Модель изображения дома.

         – Человек за ними ухаживает, кормит их (модель изображения кисти руки)

– Животные приносят пользу (модель изображения стакана с молоком)

Таким образом, дети приходили к выводу, что домашними животными мы называем зверей и птиц, которые живут рядом с человеком, человек за ними ухаживает, кормит, они, в свою очередь,  приносят пользу человеку.

Смоделировать можно любое обобщающее понятие (посуда, игрушки, и др).

Для развития связной речи я применяла модели при составлении описательного рассказа, придумывания начала, окончания рассказа. Это своеобразный план рассказа о чем-либо, который не нужно запоминать, он перед глазами. Например, сочиняем сказку:

–       Жила-была девочка Аня. Взяла Аня корзинку и пошла в лес. В лесу грибов много-много. Насобирала Аня полную корзину грибов и пошла домой.

Дети по схеме повторяли сказку.

Я учила детей пересказу традиционным приемом, но из детей, ни один ребенок не назвал все пять характеристик внешности петушка, максимум названных признаков оказалось четыре, минимум –один. Затем при пересказе рассказов К. Ушинского «Гуси», «Петушок с семьей» мы зарисовала простые схемы, отражающие последовательность описания внешнего вида петушка и гусей.

После зарисовки условной схемы и пересказа с опорой на нее результаты изменились: пять признаков петушка назвали четверо детей, четыре – трое детей, три – один ребенок.

Наглядность (схемы-рисунки, панно, условные схемы) я использовала при заучивании стихотворений.

Вывод:положительные результаты обучению детей связной речи и пересказу свидетельствуют об эффективности использования приема моделирования.

Воспитатель я/с № 112 Чайкина Г.Ф.