В СОШ № 23 психолог школы, совместно с психологом центра «Рауан», провели обследование по диагностике девиантного поведения среди учащихся 7-10 классов. Цель обследования – выявление группы риска.
При диагностике использованы следующие методики:
1. Тест Айзенка (подростковый вариант в адаптации Т.В. Матолина).
2. Опросник Кеттелла (в адаптации А.Ю. Панасюка).
Целью первой методики – тест Айзенка – является получение данных по эмоциональной стабильности (нейротизма), активности.
Вторая методика позволяет оценить выраженность следующих факторов личности: общительность (A), эмоциональная стабильность (C), социальная зрелость (H), тревожность (O), напряженность (Q4).
Снижение оценки по фактору A свидетельствуют о холодности, формальности в общении, бескомпромиссности. Для учащегося с пониженной активностью по этому фактору затруднителен контакт с людьми, они избегают коллективных мероприятий.
Снижение оценки по фактору C указывают на неспособность управлять своими эмоциями, находить им адекватное объяснение и реалистическое выражение.
Низкие оценки по фактору H получают учащиеся с неустойчивостью поведения в условиях стресса, застенчивые, осторожные, сдержанные в общении.
Высокая оценка по фактору O свидетельствует о тревожности, чувствительности, склонности к самообвинению и страху.
Высокие оценки по фактору Q4 отражают напряженность, возбуждение, выражение явления фрустрированности (т.е. неудовлетворительности).
Наиболее неблагоприятно сочетание высоких оценок O и Q4 с низкими оценками по фактору C. Такое сочетание факторов можно рассматривать как проявление дезадаптации учащегося, его эмоционального неблагополучия.
По результатам выявлено несколько учащихся. С данными ребятами проводятся индивидуальное консультирование и коррекционная работа, тренинги когнитивно-поведенческого направления.
Таким образом, своевременная работа позволит избежать многих негативных моментов и создать благоприятную обстановку в классе с учетом особенностей каждого. Правильное использование рекомендаций позволяет ускорить процесс сплочения коллектива, а также будет способствовать адекватному восприятию учащимися окружающей действительности и себя самих.