Телефон доверия
8(7182)-60-42-89
email: sosh24@goo.edu.kz
Адрес: 140001, г. Павлодар, проспект Нурсултана Назарбаева, 190
8(7182)-60-42-89
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
Понедельник с 11:00 до 13:00 ч.
За год
За месяц
За неделю
Вчера
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Национальная академия образования им. И. Алтынсарина

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО  ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ

 

Методические рекомендации

Астана, 2016

Рекомендовано к изданию ученым советом Национальной академии образования им. И. Алтынсарина (протокол № 11 от 20 декабря 2016 года)

 Методические рекомендации по организации и подготовке к итоговой аттестации выпускников школ.– Астана: НАО имени И. Алтынсарина, 2016. –  47 с.

 

В настоящем пособии даны методические рекомендации по итоговой аттестации выпускников общеобразовательной школы в условиях разделения итоговой аттестации в организациях среднего образования и поступления в высшие учебные заведения.

  Методические рекомендации адресованы руководителям и методистам областных (районных) методических кабинетов, руководителям организаций системы образования, учителям, обучающимся и родителям.

 © Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2016

  

Введение

 В рамках интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство, развития конкурентоспособности отечественного образования необходимо кардинальное обновление школьного образования, ориентированного на переход от концепции «образование на всю жизнь» к пониманию необходимости «обучения в течение всей жизни»[1].

Обновление содержания образования – это пересмотр структуры и содержания программ, методов обучения. Результатами внедрения должно стать создание образовательной среды, благоприятной для развития личности.

Обновление содержания образования позволит повысить не только качество образования в стране, но и обеспечит вхождение Казахстана в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, и в этом заключается национальный аспект процесса обновления содержания образования.

Новый стандарт основан на компетентностном подходе: от ожидаемых результатов, а не от определенного объема материала, подлежащего обязательному усвоению, как это было в традиционной школе.

Прежде всего, это означает изменение восприятия ученика, переход от авторитарности в преподавании, который, к сожалению, пока превалирует в современной школе, к сотрудничеству. Цели обучения становятся общими для ученика и учителя.

В рамках обновления содержания образования меняется и формат итоговой аттестации. Государственный выпускной экзамен –  одна из форм итоговой аттестации обучающихся в организациях среднего образования, являющаяся необходимым условием для получения ими документа государственного образца, свидетельствующего об окончании курса среднего образования. Экзамен будет проводиться в школах.

Единое национальное тестирование – одна из форм отборочных экзаменов для поступления в высшие учебные заведения. Тестирование будет проводиться на базе вузов.

            Экзаменационные материалы основываются на действующих учебных программах для 10-11 классов общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 с изменениями и дополнениями согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 июня 2015 года № 393. Формирование базы тестовых заданий для выпускного экзамена и ЕНТ будет осуществляться по материалам учебников, утвержденных приказами Министра образования и науки РК в 2016 году (от 8 января 2016 года № 13; от 6 апреля 2016 года № 251).

 

1.     Организация итоговой аттестации выпускниковшкол

 Государственной программой развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы определено, что «в целях совершенствования действующего формата ЕНТ будут предусмотрены разделение процедуры ЕНТ на итоговую аттестацию в школе и вступительные экзамены в вуз, а также расширение использования тестов, ориентированных на определение способностей к дальнейшему обучению, уровня логического мышления, владение английским языком, а также базовых компетенций (функциональная грамотность).

Таким образом, с 2016-2017 учебного года  для выпускников школ вводится новый формат Единого национального тестирования (далее – ЕНТ), является вступительным экзаменом в высшие учебные заведения.

Итоговая аттестация – это государственные выпускные экзамены для обучающихся 11(12) классов, проводимые в организациях среднего образования.

Закон Республики Казахстан «Об образовании» определяет итоговую аттестацию обучающихся следующим образом: это «процедура, проводимая с целью определения степени освоения ими объема учебных дисциплин, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования».

Согласно Типовым правилам проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования (16.11.2016 г.) (далее – Типовые правила)обучающиеся 11(12) класса, освоившиеобщеобразовательные учебные программыобщего среднего образования, сдаютитоговую аттестацию в виде пятиэкзаменов,один из которых –по выбору. 

Итоговая аттестация для обучающихся 11(12) класса проводится в следующих формах:

1) письменногоэкзамена по родному языку и литературе (язык обучения) в форме эссе;

2) письменногоэкзамена по алгебреи началам анализа;

3) устногоэкзамена поисторииКазахстана;

4) тестированияпо казахскому языку в школах с русским, узбекским, уйгурскимитаджикским языками обучения и тестированияпо русскому языку в школах с казахским языком обучения;

5) тестирования по предметам по выбору(физика, химия, биология, география, геометрия, всемирная история, литература, иностранный язык (английский, французский, немецкий), информатика).

Формы проведения экзаменов

Письменный экзамен по родному языку и литературе(язык обучения школы) проводится в форме эссе. На экзамен отводится 3 астрономических часа.

На выбор выпускников будут предложены 5 тем; конверты с темами эссе вскрываются за 15 минут до начала экзамена;  объем эссе – 200-250 слов. Темы для эссе будут определяться Министерством образования и науки РК.

Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. В эссе не может быть анализа широкого круга проблем. Оно предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей. В содержании эссе оцениваются в первую очередь умение четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

-     мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов;

-     мысль должна быть подкреплена доказательствами, поэтому за тезисом следуют аргументы.

Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный  опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Предпочтительнее приводить два аргумента в пользу каждого тезиса, так как  один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

-     вступление

-     тезис, аргументы

-     тезис, аргументы

-     тезис, аргументы

-     заключение.

При этом вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении  резюмируется мнение автора). Очень важно, чтобы обучающиеся осознали, что языку эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.

Из формальных правил написания эссе выделяют только одно – наличие заголовка. Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательного повторения выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок. Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.

Следует выделить наиболее типичные ошибки при написании эссе:

-     утомительные предисловия;

-     недостаточное количество деталей;

-     перечисление утверждений без иллюстрации их примерами; 

-     многословие, т.е. эссе ограничено определенным количеством слов;  

-     длинные фразы, которые не доказывают правоту автора,  короткие предложения при этом  часто производят больший эффект. Эффективно, когда в эссе длинные фразы чередуются с короткими;

-     использованиенаучных терминов, слов из энциклопедий, которое перегружает эссе и отвлекает внимание читателя, приуменьшая его значение.

Письменный экзамен по алгебре и началам анализа состоит из 5 заданий.

Задания направлены на выявление степени усвоения теоретического материала, понятий и приемов, умения решать задачи, уровня функциональной грамотности. На экзамен отводится 5 астрономических часов.

Эссе в 11(12) классе оценивается двумя оценками, письменная экзаменационная работа по алгебре и началам анализа – одной.

Устный экзамен по истории Казахстана проводится по экзаменационным билетам. Количество составляемых билетов – 25; вкаждом билете будет 3 вопроса, из них два вопроса по теории материала по всем основным разделам и темам курса истории Казахстана с древности до нашего времени, третий вопрос – задание творческого характера (работа с исторической картой,  терминологией, характеристика исторической личности.

На устном экзамене для подготовки ответа обучающемуся предоставляется не менее 20 минут. Если обучающийся не ответил на вопросы по билету, Комиссия разрешает ему взять второй билет (оценка в данном случае снижается на 1 балл).

На тестирование по казахскому языку в школах с неказахским  языком обучения или тестирование по русскому языку в школах с нерусским языком отводится 80 минут. Тест состоит из 40 вопросов, разделенных на три блока:

-     лексико-грамматический блок – 20 тестовых заданий с выбором одного правильного ответа;

-     блок «Аудирование» – 10 тестовых заданий, который включает 2 текста по 200-250 слов и имеет несколько правильных ответов;

-     блок «Чтение», состоящий из 10 тестовых заданий, в которых 2 текста, по 200-250слов.

Выпускник может максимально набрать 60 баллов: за 20 тестовых заданий с выбором одного правильного ответа 20 баллов, 20 заданий  с двумя и более правильными ответами  максимально оцениваются  в 40 баллов.

Тестирование по предметам на выбор. На выбор выпускника предлагаются следующие предметы:Физика, Химия, Биология, География, Геометрия, Всемирная история, Литература, Иностранный язык (английский, французский, немецкий), Информатика.

Тестирование по предметам по выбору (кроме предметов «Иностранный язык» и «Информатика») содержит 40 тестовых заданий, которые будут максимально оценены в 60 баллов, так как  двадцать тестовых заданий будут  с выбором одного правильного ответа (это 20 баллов) и  двадцать заданий – с двумя и более правильными ответами, которые будут максимально оценены  в 40 баллов. На тестирование по предметам на выбор Биология, География, Всемирная история отводится 80 минут. На тестирование по предметам на выбор  Физика, Химия, Геометрия отводится 3 академических часа (так как тестовые вопросы предполагают решение задач и построение чертежей).

Иностранный язык состоит из трех блоков:  лексико-грамматический (20 вопросов с одним возможным ответом), блок «Аудирование» (10 вопросов на основании двух текстов объемом 200-250 слов), блок «Чтение» (10 тестов заданий, 2 текста, 200-250 слов). На тестирование по иностранному языку отводится 80 минут.

По предмету «Информатика» экзамен будет состоять из тестирования и практических заданий. Этот предмет сдается по следующему принципу:

1.  20 тестовых заданий, в которых только один возможный правильный вариант ответа;

2.  10 практических заданий.

На экзамен по информатике отводится также 80 минут.

             Тестирование проводится в пределах учебных предметовс помощью тестовых заданий, разработанных Республиканским государственным казенным предприятием  «Национальный центр тестирования» (далее – НЦТ) в соответствии с ГОСО.НЦТ отвечает за проведение и оценку результатов, составляет базу заданий, доставляет данный материал в органы образования.

В случае несогласия с оценкой, выставленной за экзамен, обучающийся имеет возможность обратиться до 13 часов следующего дня после объявления экзаменационной оценки в Экзаменационную комиссию по итоговой аттестации обучающихся (далее – Комиссия), созданную при районных, городских отделах образования и областных управлениях образования.

Типовыми правилами предусмотрено освобождение обучающихся от итоговой аттестации в следующих случаях:

- по состоянию здоровья; 

- инвалиды І-II группы, инвалиды детства, дети-инвалиды;

- участники летнихучебно-тренировочных сборов, кандидаты в сборную команду Республики Казахстан для участия в международныхолимпиадах (соревнованиях).

Досрочная итоговая аттестация выпускников 11 (12) классов допускается в случае выезда обучающихся за границу для поступления на учебу либо на постоянное место жительства и проводится в форме итоговых экзаменов или государственных выпускных экзаменов не ранее, чем за 2 месяца до окончания учебного года.

Выпускникам 11 (12) классов, выезжавшим на учебу за рубеж по линии международного обмена школьниками и окончившим там образовательные учреждения, необходимо пройти итоговую аттестацию за 11-й класс в организациях образования Республики Казахстан. С учетом отметок по предметам, изучавшимся за рубежом, годовых и итоговых оценок, полученных в предыдущих классах в организациях образования, и после прохождения итоговой аттестации им выдается аттестат об общем среднем образовании.

Финалисты программ международного обмена школьников числятся в контингенте общеобразовательных школ, в которых они обучались до выезда по линии международного обмена школьников, на период их полного курса обучения.

Проверка письменных работ и подтверждение оценок претендентов по казахскому языку и литературе, русскому языку и литературе, уйгурскому/узбекскому/таджикскому языку, алгебре и началам анализа,  выставленных Комиссиями организаций образования, а также рассмотрение актов по проверке документов претендентов на знак «Алтын белгі» на соответствие требованиям Правил и Положения о знаке «Алтын белгі», представленных управлениями образования областей, городов Алматы и Астаны, республиканскими организациями образования, осуществляется Республиканской комиссией.

Для детей с особыми образовательными потребностямии (далее –ООП), обучающихся в специальных классов общеобразовательных школ вопрос о необходимости проведения итоговойаттестации в специальных коррекционных учрежденияхрешается районным, городским отделом образования или управлением образованияв соответствии с медицинским диагнозомобучающихся.

Экзаменационные материалы итоговой аттестации в специальных коррекционных учреждениях разрабатываются управлениями образования.

Для детей с ООП, которые проходят итоговую аттестацию, предоставляется дополнительное время при сдаче экзамена согласно решению Комиссиипо итоговой аттестации обучающихсяв соответствии с рекомендациями школы.

Претенденты на знак «Алтын белгі» будут сдавать итоговую аттестацию в своих школах. Выпускникам 11 (12) класса, показавшим примерное поведение и имеющим годовые и итоговые оценки «5» по всем предметам в период учебы с 5 по 11 (12) классы ипрошедшим итоговую аттестацию по завершенииобщего среднего образования на оценку «5»,выдается аттестат об общем среднем образовании «Алтын белгі» в соответствии с формой, утвержденнойприказом №39, и знак «Алтын белгі».

До 30 марта 2017 года приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан «О завершении 2016-2017 учебного года» будут установлены сроки итоговой аттестации.

Все материалы итоговой аттестации составляются и доставляются Национальным центром тестирования до управлений образования, далее управлениями образования до школ.

Оценивание письменных и устных экзаменов, а также листы ответов тестирования будут проверяться в школе Комиссией по предмету на основании предоставленных им кодов правильных ответов.
Материалы итоговой аттестации (листы ответов, книжка вопросник и т.д.) хранятся в школе в течение 3-х лет.

 

2. Требования к содержанию  итоговой аттестации выпускников школ, критерии оценивания

 Экзаменационные материалы к государственным выпускным экзаменам по предметам «Родной язык и литература» (язык обучения), «Алгебра и начала анализа»  и «История Казахстана» разрабатываются Национальным центром тестирования МОН РК.

Государственный экзамен по родному языку и литературе(язык обучения) представлен в форме эссе, включающий пять тем разной проблематики, сгруппированных в соответствии  с определенной  структурой: две литературные темы, три темы являются свободными.  

В случае выбора первой или второй темы эссерекомендуется опираться на авторскую позицию и формулировать свою точку зрения. Необходимо аргументировать свои тезисы, опираясь на литературные произведения.

В  случае  выбора  третьей  или   четвертой   или   пятой   темы   эссеможно аргументировать свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.).

Также прилагаются краткие инструкции для обучающихся.

Структура и содержание экзаменационной работы.

Две первые темы комплекта связаны с анализом художественных произведений,  изученных  в рамках  курса  «Литература».  Они  подобраны  таким  образом,  чтобы    в экзаменационном материале были представлены произведения двух литературных эпох: литературы XIX в. и XX в. При этом разнообразно представлены литературные роды и жанры художественных произведений.

Темы эссе, связанные с поэзией, должны раскрываться выпускником на примере не менее двух стихотворений. Темы эссе,  связанные  с произведениями  малой  эпической  формы,  раскрываются   на примере   одного-двух   произведений   (их   количество   может   быть   увеличено по усмотрению выпускника).

Три последние темы являются свободными, они предполагают написание эссе по философской или этико-нравственной проблематике. При написании эссе-рассуждения на одну из этих тем выпускником могут быть приведены аргументы с опорой  как на содержание художественных произведений, так и на жизненный  опыт  обучающегося  (личные  впечатления,  собственные  размышления на тему и т.п.).

Темы эссе, сформулированные в форме цитаты, представляющей собой высказывание одного из представителей  культуры, нацеливают на свободное рассуждение, которое может содержать как аргументы, подтверждающие справедливость суждения, так и контраргументы, доказывающие право на существование иной точки зрения.

Необходимо выбрать только одну из предложенных тем эссе, а затем написать эссена эту тему в объеме 200-250 слов. Если в эссеменее 200 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается в 0 баллов.

Необходимо тщательно  продумать композицию эссе.

Эссенеобходимо писать четко и разборчиво, с соблюдением норм речи.

Участникам экзамена разрешается     пользоваться    орфографическими и толковыми словарями.

Продолжительность экзаменационной работы.

На выполнение экзаменационной работы по родному  языку и литературе отводится 3 астрономических  часа. В продолжительность выполнения экзаменационной работы по учебным предметам не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж обучающихся, выдачу экзаменационных материалов, заполнение экзаменационных работ).

Оценивание результатов экзамена по русскому языку (письменная форма).

Для оценки экзаменационной работы используется комплекс критериев оценивания, соответствующий определенному типу заданий: эссена литературную тему, эссена свободную тему.

При    проверке  эссеоценивается уровень сформированности следующих умений:

-     создавать текст в соответствии с заданной темой;

-     логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть эссе- рассуждения;

-     подбирать убедительные аргументы, создавая аргументированное высказывание; выявлять отношение автора к поставленным проблемам,  сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения;

-     осуществлять выбор языковых средств в соответствии с родом, жанром и темой эссе; оформлять текств соответствии с нормами литературного языка.

Рекомендованы   следующие   подходы    к оценке    экзаменационных    работ   по языку обучения:

-     экзаменационная  работа  оценивается  путем   сложения   баллов  по указанным критериям и их перевода в пятибалльную систему оценивания;

-     эссе на литературную тему, эссена свободную тему оцениваются по  критериям, указанным в представленной ниже таблице.

Результирующие  баллы  за экзаменационную  работу   определяются,   исходя  из следующих положений:

-     если баллы, выставленные двумя экзаменаторами, совпали, то эти баллы являются окончательными;

-     если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экзаменаторами, то окончательные баллы определяются как среднее арифметическое баллов двух экзаменаторов с округлением в соответствии с правилами округления чисел;

-     если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экзаменаторами, то назначается дополнительная (третья) проверка.

Существенным расхождением в баллах, выставленных двумя экзаменаторами, является расхождение в 8 и более баллов.     

 Форма

Аспекты оценивания

Баллы

Максимальный первичный балл

Эссе

Содержание

8

18

Грамотность

10

 

Эссе на литературную тему оценивается по критериям, представленным в следующей таблице.

Среди критериев, по которым оценивается эссе, первый критерий  (глубина раскрытия темы эссеи убедительность суждений) является основным. Если по первому критерию эссе оценивается в 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается.

 

Критерии оцениваниясодержания эссе на литературную тему

 Критерии оценивания

 Баллы

Глубина раскрытия   темы эссе и убедительность суждений

Экзаменуемый раскрывает тему эссе, формулирует свою точку зрения, убедительно обосновывает свои тезисы

3

Экзаменуемый раскрывает тему эссе, формулирует свою точку зрения, но тезисы обосновывает недостаточно убедительно

2

Экзаменуемый раскрывает тему эссе поверхностно и/или не обосновывает свои тезисы

1

Экзаменуемый не раскрывает тему эссе

0

Аргументация  экзаменуемым собственного мнения по теме эссе

Экзаменуемый выразил свое мнение по проблеме, соответствующей теме эссе, и привел не менее двух аргументов в подтверждение этого мнения

3

Экзаменуемый выразил свое мнение по проблеме, соответствующей теме эссе, и привел только один аргумент в подтверждение этого мнения

2

Экзаменуемый выразил свое мнение по проблеме, соответствующей теме эссе, но не привел аргументов, или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе, или экзаменуемый выразил свое мнение по проблеме, не соответствующей теме эссе

1

Композиционная цельность и логичность эссе

Эссе характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности

2

Части эссе логически связаны между             собой, но имеются нарушения композиционной цельности:

мысль повторяется, и/или есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания), и/или есть отступления от темы эссе

1

В эссе не прослеживается композиционного замысла, и/или допущены                    грубые нарушения в последовательности изложения, и/или нет связи между частями и внутри частей эссе

0

Максимальное количество баллов за эссе на литературную тему

8

 

Критерии оценки содержания эссе на свободную тему

 

Критерии оценивания

Баллы

Глубина раскрытия     темы эссе и убедительность суждений

Текст привлекается, но не   всегда        обоснованно (т.е.         вне прямой связи с выдвинутым тезисом)

3

Текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются

0

Композиционная цельность и логичность эссе

Эссе характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности

3

Части            эссе             логически  связаны  между  собой, но имеются нарушения композиционной цельности:

мысль повторяется, и/или есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания), и/или есть отступления от темы эссе

2

В эссе не прослеживается композиционный замысел, и/или допущены грубые нарушения в последовательности изложения, и/или нет связи между частями и внутри частей эссе

0

Максимальное количество баллов за эссе на свободную тему по критериям

8

 Грамотность и фактическая точность речи экзаменуемого оцениваются  по критериям, представленным ниже.

 

Критерии оценивания грамотности и фактической точности речи

 Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемых

 Баллы

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки

2

Допущено две-три ошибки

1

Допущено четыре и более ошибки

0

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка

2

Допущено две ошибки

1

Допущено три и более ошибки

0

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

Фактическая точность письменной речи

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

2

Допущена          одна  ошибка  в изложении материала или в употреблении терминов

1

Допущено две и более ошибки в изложении материала или в употреблении терминов

0

Максимальное количество баллов за эссе или  изложение  по критериям

 

10

 Приведем шкалу пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале.

 

Шкала пересчета первичного балла в отметку по пятибалльной шкале

 Отметка по пятибалльной системе оценивания

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0–4

5–10

11–14

15–18

 

Образцы  экзаменационных материалов (письменная форма) приведены по русскому языку и литературе:

1. Как образы помещиков соотносятся с названием поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»?

2. Драма любви в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

3. «Кто истинно свободен? Тот, кто не раболепствует собственным страстям и чужим прихотям» (Ф.Н.Глинка).

4. Размышление о важности внимания к ближнему.

5. Как следует относиться к собственному таланту?

 

Предмет «Алгебра и начала анализа»

При проведении любого письменного экзамена особое внимание должно быть уделено направлению обучения, содержанию экзаменационных заданий, оформлению и оцениванию письменной работы.

О содержании экзаменационных заданий по алгебре и началам анализа

І. Обучение в 10-11 классах общеобразовательных школ проводится по направлениям, кроме этого, отдельные школы (классы) углубленно изучают математику. Соответственно экзаменационные задания должны быть составлены согласно направлению обучения (естественно-математического направление, общественно-гуманитарное направление, углубленное изучение математики).

ІІ. Содержание экзаменационных заданий должно охватить все главы учебной программы для 10-11 классов по алгебре и началам анализа соответственно направлению обучения.

 

Главы учебной программы по предмету

«Алгебра и начала анализа»

 Общественно-

гуманитарное

направление

Естественно-математическое направление

Углубленное

изучение

математики

10 класс

Функция, ее свойства и график

Функция, ее свойства и график

Функция, ее свойства и график

Тригонометрические функции

Тригонометрические функции

Тригонометрические функции

Тригонометрические уравнения и неравенства

Тригонометрические уравнения и неравенства

Тригонометрические уравнения и неравенства

Производная

Производная

Производная

Применение производной

Применение производной

Применение производной

11 класс

Первообразная и интеграл

Первообразная и интеграл

Первообразная и интеграл

Степени и корни. Степенная функция

Степени и корни. Степенная функция

Степени и корни. Степенная функция

Показательная и логарифмическая функции

Показательная и логарифмическая функции

Показательная и логарифмическая функции

Показательные и логарифмические уравнения и неравенства

Показательные и логарифмические уравнения и неравенства

Показательные и логарифмические уравнения и неравенства

 

Уравнения и неравенства, системы уравнений и неравенств

Уравнения и неравенства, системы уравнений и неравенств

 

ІІІ. С учетом указанных глав  рекомендуется экзаменационные задания контрольной работы составить по разделам «Вычисления», «Тождественные преобразования», «Уравнения и их системы», «Неравенства и их системы», «Функция и ее график», «Текстовые задачи» и при этом задания  разделить на уровни А, В, С:

-     для выполнения заданий уровня А учащиеся должны владеть базовыми знаниями и навыками несложных вычислений и преобразований, стандартными приемами решения изаданий т.д.;

-     уровень В – задания среднего уровня сложности;

-     для выполнения заданий уровня С учащиеся должны владеть  глубокими и прочными теоретическими знаниями в объеме, предусмотрен­ном учебной программой.

Учитывая направление обучения, предлагаем распределение экзменационных заданий в контрольной работе:

1) для классов общественно-гуманитарного направления предлагается 5 заданий: три задания из уровня А, два – из уровня В (3А + 2В);

2) для классов естественно-математического направления предлагается 6 заданий: три задания из уровня А, два – из уровня В и одно задание уровня С (3А + 2В + С);

3) для школ (классов) с углубленным изучением математики 6 заданий: по два задания из каждого уровня (2А + 2В + 2С).

Оценование экзаменационной работы по алгебре и началам анализа

При выставлении оценок по математике можно выделить существенные и несущественные ошибки (таблица ).

 

Виды ошибок

Существенные

Несущественные

ошибки, которые показываютнезнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять

неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия

незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках

неточность графика

неумение строить и читать графикифункций

нерациональное решение

вычислительные ошибки, если они не являются опиской

недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях

логические ошибки

небрежное выполнение записей, чертежей или графиков. 

потеря корня или сохранение в ответе  постороннего корня

запись ответа в виде сократимой дроби, иррациональность в знаменателе

 

При оценивании экзаменационных работ учитывается характер существенных и несущественных ошибок. Важно уметь отличать существенные от несущественного при записи выполнении задания. Надо обосновывать все то, что не является очевидным по ходу выполнения задания, и объяснять дополнительные построения, если они производились. Например, нет необходимости пояснять, что обе части уравнения возводятся в квадрат, записывать в общем виде формулы корней квадратного уравнения, тригонометрические тождества и т.д. Однако должны быть обоснованы посторонние корни, отсутствие корней, построение дополнительных линий при выполнении задания на нахождение площади плоской фигуры или объема тела и т.д.

При выставлении оценки за письменную работу по алгебре и началам анализа предлагаются следующие рекомендации.

 

Оценивание письменной работы

 Отметка «5»

Отметка «4»

Отметка «3»

Отметка «2»

Работа выполнена полностью:

5 (ОГН), 6(ЕМН, углубленное изучение) заданий

В работе выполнено правильно 4 (ОГН), 4 или 5 (ЕМН, углубленное изучение) заданий

В работе выполнено правильно не менее 3 заданий

Не выполнено больше половины заданий 

Врешении нет математических ошибок

Допущена одна ошибка или два-три недочета в преобразованиях и вычислениях, рисунках, чертежах или графиках

Допущены две-триошибки или три-четыре недочета в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными знаниями и умениями

Допущено более трех ошибок, показывающих, что учащийся не владеет
обязательными знаниями и умениями по данной теме в полной мере

Логичность и полнота изложения материала

Отдельные неточности в изложении материала

Отдельные нарушения логики изложения материала, неполнота раскрытия материала

Нарушена логика изложения материала

 

Оформление  экзаменнационный работы по алгебре и началам анализа

При оформлении  экзаменнационный работы необходимо соблюдать следующие требования к решению экзаменационных заданий: 

-     правильность решения;

-     обоснованность решения;

-     полнота решения;

-     рациональность решения;

-     соблюдениеправил правописания.

 

Устный экзамен по истории Казахстанапроводится по экзаменационным билетам. Количество составляемых билетов – 25;  каждый билет включает  3 вопроса, из них 2 вопроса по теоретическому материалу по всем основным разделам и темам курса «История Казахстана» с древности до нашего времени.

Рассмотрим структуру и содержание экзаменационного билета:

1-й  вопроссодержит материал курса истории древнего  и средневекового Казахстана.

2-й вопрос– по курсу новой и новейшей истории Казахстана.

3-й  вопрос– задания практического  характера (работа с исторической картой,  терминологией, характеристика исторической личности.

 

Структура и содержание  экзаменационного билета

  

Кол-во вопросов

Макс. балл по вопросам

Кол-во вопросов

1-й вопрос по истории древнего  или средневекового Казахстана

1

10

Устно

2-й вопрос по новой или новейшей истории Казахстана

1

10

Устно

3-й вопрос практического характера

1

10

Устно, письменно

Итого

3

30

 

 

Требования к оцениванию 1-го и 2-го вопросов, каждый из которых оценивается максимально в 10 баллов:

-     базовый уровень ответа – 1-6 баллов;

-     повышенный уровень ответа – 7-10 баллов.

Базовый уровень:

-     знаниеосновных фактов, процессов   и явлений, событий истории Казахстана, периодизации истории Казахстана.

Повышенный уровень:

-     умение анализировать, систематизировать устанавливать причинно-следственные связи событий, характеризовать общественно-политическую ситуацию на основе дополнительных исторических, картографических хронологических источников;

-     обобщать, делать выводы и умозаключения.

Рекомендуются следующие требования к максимальному оцениванию 3-го  вопроса билета в 10 баллов при работе с исторической картой, терминологией и при характеристике исторической личности.

 

При этом критериями  оценивания выступают:

-     локализация объектов и событий на исторической карте;

-     умение отображать исторические факты и события в схемах и составление хронологических таблиц;

-     историческая характеристика личности и оценка его роли;

-     умение рассказывать об историческом событии, опираясь на иллюстративныйматериал.

 

 Критерии оценок

 №

Критерии

Баллы

1

Общий уровень знаний

1 балл

2

Знание конкретной проблемы и использование исторических источников

5 баллов

3

Логическое и аналитическое мышление, стройность и стиль изложения

2 балла

4

Навыки по раскрытию исторического материала

1 балл

5

Способность к конструктивным выводам и умозаключениям

1 балл

 

Примечание:  Ответы на каждый из 3-х вопросов  билета  оцениваются в 10 (десять) баллов. В целом  максимальный суммарный балл за 3 вопроса составляет 30 баллов.

Шкала пересчета         первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале представлена ниже.

 

Шкала пересчета

 

Отметка

по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0–4

5–16

17–24

25–30

 

 

Продолжительность экзамена зависит от количества учащихся в классе (параллели). Выпускнику отводится 20 минут на подготовку ответа по билету.

Использование на экзамене современных технических средств и приспособлений запрещается. Все необходимые дополнительные материалы (карты, схемы, таблицы и т.д.) готовит учитель.

 

 

Заключение

 Качественные изменения в содержании среднего образования влекут за собой изменения в системе оценивания.

Неотъемлемой частью содержания образования является объективная и достоверная система оценки учебных достижений обучающихся.

Во все времена существовали самые различные способы проверки знаний и умений.В процессе исторического развития менялись формы, приемы выставления отметок, частотность проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры воздействия на обучающихся, мотивационные  элементы и многие другие факторы.

  Использование критериально-ориентированного подхода и дихотомической системы оценивания значительно повышают уровень объективности и достоверности оценки достижения обучающихся в условиях перехода на новые стандарты образования.

Эффективность содержания, организационных основ и модели данной технологии оценивания подтверждена результатами  внедрения в ряде школ Казахстана (НИШ, Мирас и др.), что позволило выявить количественные и качественные параметры результативности критериального оценивания.

При этом в процедуре новой системы оценивания должна преобладать деловая ориентация, а не личностная, то есть оценка процесса деятельности обязана превалировать над оценкой результата.

Стимулирование и поощрение надо направить на успешное освоение обучающимися приемов учебной деятельности, способов формирования в себе лучших нравственных качеств – таких, как старательность, настойчивость в достижении поставленной перед собой задачей, организованность.

При организации процедуры оценивания не следует забывать о существовании у любого обучающегося важнейшей потребности в самоуважении, самоутверждении, в поддержании и повышении чувства собственного достоинства. От того, будет ли удовлетворяться эта потребность в учении, общении с  одноклассниками и учителями, существенно зависит его принципиальное отношение к образовательной деятельности.

В  данных методических рекомендациях даются разъяснения по вопросам экзаменационного материала по предметам «Родной язык и литература», «Алгебра и начала анализа», «История Казахстана». В методических рекомендациях комментируются подходы к отбору содержания экзаменационных материалов, описываются экзаменационные модели и типы заданий, формулируются требования по организации и проведению экзамена, даются рекомендации по оцениванию экзаменационных работ участников экзамена, приводятся образцы заданий.

 

Приложение 1

 Шкала перевода баллов тестирования в оценки аттестата об общем среднем образовании

 № п/п

Предмет

2
(неудовлет

ворительно)

3
(удовлет

ворительно)

4
(хорошо)

5
(отлично)

1

Казахский язык для школ с русским,   узбекским, уйгурскимитаджикским языками обучения

0 – 8

9 – 24

25 – 32 

33 – 40

2

Русский язык для школ с казахским языком обучения

0 – 8

9 – 24

25 – 32 

33 – 40

3

Геометрия

0 – 12

13 – 36

37 –48

49 – 60

4

Физика

0 – 12

13 – 36

37 –48

49 – 60

5

Химия

0 – 12

13 – 36

37 –48

49 – 60

6

Биология

0 – 12

13 – 36

37 –48

49 – 60

7

География

0 – 12

13 – 36

37 –48

49 – 60

8

Всемирная история

0 – 12

13 – 36

37 –48

49 – 60

9

Русская литература

0 – 12

13 – 36

37 –48

49 – 60

10

Казахская литература

0 – 12

13 – 36

37 –48

49 – 60

11

Английский язык

0 – 8

9 – 24

25 – 32 

33 – 40

12

Французский язык

0 – 8

9 – 24

25 – 32 

33 – 40

13

Немецкий язык

0 – 8

9 – 24

25 – 32 

33 – 40

14

Информатика

0 – 6

7 – 13

14 – 20 

21 – 27