Информация о работе по вопросам семейного неблагополучия в ГУ «СОШ№29»
Деятельность школы по вопросам профилактики безнадзорности несовершеннолетних и раннему выявлению семейного неблагополучия, профилактики негативных явлений в детской среде, организации работы с родителями по вопросам правовой ответственности и воспитания несовершеннолетних руководствуется следующей нормативно-правовой базой:
-Конвенция о правах ребёнка.
-Декларация прав ребёнка.
-«Семейный кодекс Республики Казахстан»;
-Закон «Об образовании в Республике Казахстан»;
-Закон РК «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупрежении детской безнадзорносности и беспризорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года № 345-II
«О правах ребенка в Республике Казахстан»;
- Национальная стратегия действий в интересах детей в Республике Казахстан на 2016-2020 гг.
-Административный кодекс РК (ответственность родителей).
-Ведомственные Постановления и приказы по данному направлению работы.
I.Диагностика.
1. В начале учебного года социальный педагог совместно с классными руководителями выявляет различные категории семей с помощью анкетирования. По полученным данным оформляется социальный паспорт. По данным социального паспорта школы можно проследить динамику критериев, характеризующих родителей по различным направлениям:
Всего в школе обучается 1737 детей (класс – комплектов – 69).
Возрастной состав родителей. С каждым годом увеличивается количество родителей молодого возраста.
Уровень образования родителей. Образовательный уровень родителей средний:
с высшим образованием составило – 920 человек;
среднее специальное - 1019 человек;
среднее – 290 человек.
Материальный достаток. Материальный достаток семей по школе – средний (70% родителей имеют средний достаток).
Семья по составу делится на полные и неполные семьи:
неполные (воспитывает мать – 201, воспитыват отец – 17 детей, воспитывается с отчимом – 27 детей, воспитываются с мачехой – 3 ребёнка, воспитываются под патронатом/ опекой – 12 детей, из них: бабушкой/дедушкой - 4 ребёнка, опека (усыновление) – 3 ребёнка, тётя/дядя – 3, брат/сестра-2.
На основании анкетирования составляется план работы на учебный год, целью которого является: профилактика раннего семейного неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних в семье.
Семья “социального риска” - это семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающие её возможности в создании благоприятных условий для жизни полноценного развития её членов. Проблемы и сложные взаимоотношения между детьми и родителями, когда ущемляются права и интересы ребёнка есть и в полных семьях. В этой связи перед школой стоят следующие задачи:
Задачи:
- Сдерживание распространения социального сиротства посредством координации действий всех заинтересованных организаций и усиления профилактической работы с неблагополучными семьями с целью сохранения семьи для ребенка;
- Выявление и устранение причин и условий, способствующих раннему семейному неблагополучию и безнадзорности несовершеннолетних в семье.
- Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
- Проведение социально-профилактических мероприятий по оказанию помощи семьям в решении возникших проблем.
В нашей школе работа по защите прав и законных интересов, профилактике и устранению социально опасного положения несовершеннолетних строится на взаимодействии всех заинтересованных служб по своевременному выявлению неблагополучных семей.
Выявление детей, находящихся в социально опасном положении, их признание таковыми осуществляется по результатам изучения положения несовершеннолетнего в семье. По результатам изучения, комиссией оформляется акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Акт обследования социальным педагогом, классным руководителем выносится на заседание Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (проводится каждый третий четверг), куда приглашаются родители, и принимается соответствующее решение.
Ежедневно классными руководителями проводится визуальное наблюдение детей из этих семей и беседа с детьми и родителями из неблагополучных семей, происходит постоянное наблюдение за процессом взаимоотношений детей из неблагополучных семей со сверстниками, за взаимоотношениями родителей с детьми, способы их общения. Начиная с сентября проводятся ежемесячные рейды с целью обследования условий проживания несовершеннолетних, проведения бесед по вопросам воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних, беседы и консультации по устройству неохваченных обучением детей. Были проведены комплексные рейды с ЗДВР, инспектором ОДН, социальным педагогом, классными руководителями по питейным заведениям, автостоянкам в микрорайоне школы и по квартирам учащихся с целью обеспечения полной посещаемости учащимися школы и профилактики правонарушений.
Всего с начала учебного года проведено – 18рейдов. Посещено – 72семьи.
Сопровождение детей, находящихся в социально опасном положении, начинается с разработки плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, в который включаются те виды неблагополучия, которые были прописаны в первичном акте, именно по каждому ребенку и его семье. Согласовываем этот план с участковым инспектором ОДН, учреждением здравоохранения, при необходимости с другими заинтересованными службами. План утверждается директором школы. Составляется матрица социального благополучия семьи.
С целью получения полной информации о семье, где ребенок находится в социально опасном положении специалистами проводится социальное обследование положения несовершеннолетнего в семье (социальный педагог, психолог, инспектор ОДН). Его результаты заслушиваются на заседании Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений и при необходимости вносятся корректировки в процесс сопровождения, т.е. дополнения к плану помощи. Промежуточные отчеты заслушиваются на заседаниях Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не реже одного раза в квартал. С начала учебного года проведено 7заседаний Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Систематически проводятся сверки по неблагополучным семьям и несовершеннолетним, состоящим на учёте. Раз в неделю психологом и социальным педагогом школы проводится вскрытие «Ящика доверия» и принятие конкретных мер по поступившим жалобам. За текущий период жалоб не обнаружено.
Консультативная помощь
В школе проводится определённая работа по оказанию психолого-педагогической и консультативной помощи как детям, так и родителям.
За период с сентября по настоящее время проведено:
С родителями:
- Оформлен информационный стенд с информацией и перечнем служб и организаций, оказывающих поддержку и помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
-
Разработаны памятки для родителей: «Современные подростки – особенности воспитания. Проблемы», «Проблемы компьютерной зависимости», «Права ребенка», «Права и обязанности родителей»;
- Индивидуальные и групповые беседы для родителей: «Жестокое обращение с детьми. Что это такое?», «Ребенок имеет право…»
- Тематические дни – «День семьи»;
- Тренинг для родителей «Стань примером своему ребёнку. Психолого-педагогическая помощь родителям первоклассников»
- Общее родительское собрание: «Защита прав и достоинства ребенка», «Особенности семейного воспитания, условия и пути повышения педагогической культуры семьи».
- 20 профилактических бесед родителями, 27 консультаций, 12 фактов оказания психолого-педагогической помощи родителям и детям.
С учащимися:
- Акция «Я дарю тебе улыбку!»;
- Проведены групповые занятия в рамках работы клуба «Подросток»: «Разрешение конфликтов», «Я и общество», «Цена грубого слова», «Дети в современном мире» (простые правила самосохранения).
Работа с педагогическим кадром имеет важную роль. В должностной инструкции прописана работа педагогов с неблагополучными семьями.
- Консультации для педагогов: «Работа классного с руководителя с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми».
- Семинар-практикум «Правовое воспитание в школе»
- Исследование «Типы семей»
Совместная деятельность:
- с отделом опеки и попечительства отдела образования г. Павлодара
- с КДН по передаче информации о неблагополучных семьях в целях социально-педагогического сопровождения и принятия решений по этим семьям;
- с Южным ОПОДН
Проблемы: профилактические работы проводятся, но больших положительных результатов нет, т.к родители не выполняют свои родительские обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей.
На практике педагогически несостоятельные семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказывающих негативное воздействие на детей. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо, как правило, длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений и с детьми, и с родителями. Обобщение длительных наблюдений, которые велись в процессе индивидуальной социально-педагогической работы с такими семьями позволили выделить наиболее типичный путь изучения семей – патронаж.
Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческого сообщества – по семье. Семья в мире большого выбора, новых технологий и услуг теряется. Возникают проблемы семьи, не только как подструктуры общества, но и как самостоятельной системы. Именно эти проблемы разрушают семью из нутрии. Этого допускать нельзя, иначе общество тоже станет постепенно разрушаться. Нужно помогать и поддерживать семью.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Каждый классный руководитель знает, что провести родительское собрание не так-то просто. Нужно изыскивать возможность встречаться с родителями не только на собраниях, но и на практикумах. Такие встречи позволяют укреплять взаимодействие. Каждый раз, набирая новых первоклассников, на первых собраниях мы проводим анкетирование родителей, чтобы узнать, кто они, сколько им лет, где работают, как воспитывают своего ребенка, с какими знаниями, социальным опытом переступят порог школы?
АНКЕТА
Уважаемые, родители! Прошу вас заполнить анкету. Информация из анкеты будет использована для заполнения обязательной школьной документации.
Ф. И.О. ученика
________________________________________________
№ сотового телефона ученика_______________________________________
Дата рождения _________________________________________________
Национальность_________________________________________________
Посещал ли детский сад?_________________________________________
Год поступления в 1-й класс ____________________________________
Год поступления в № 29___________________________________________
Дополнительные внешкольные заня тия ребенка (кружки, секции и т. д.)
________________________________________________________________
Есть ли еще дети в семье? (укажите имя и возраст) ________________________________________________________________
Родители:
|
Ф. И. О. |
Место работы |
Должность |
Рабочий телефон |
№ сотового телефона, e-mail |
папа |
|
|
|
|
|
мама |
|
|
|
|
|
Домашний адрес_____________________________________________________
Родственные связи |
Ф. и. о. |
Домашний телефон |
Сотовый телефон |
|
|
|
|
|
|
|
|
Домашний телефон________________________________________________
Лица, у которых ребенок часто бывает и с которыми можно связаться при необходимости или в экстренных ситуациях (бабушка, дедушка, тетя, дядя, друзья семьи и т, д.):
Каждому учителю важно видеть в лице родителей своих единомышленников, чтобы выработать общие позиции по вопросам воспитания детей, не сводя педагогическое просвещение к нотациям, нравоучительным беседам, помочь увидеть ребенка с иной позиции, расширить их педагогический арсенал.
Приглашаем родителей на открытые уроки и занятия, наши праздники, совместные экскурсии, поездки за город, ежегодные презентации семей, их творческого опыта или достижений учеников.
Но, большую роль всё-же играют родительские собрания-практикумы
Задачи практикума:
- выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов на воспитание детей;
-осмысление нравственных категорий «любовь в семье», «согласие», «совесть», «ответственность» и др.;
- развитие детско-родительских отношений;
- развитие умения предъявлять накопленный опыт в творческой форме;
- воспитание уважительного отношения детей к своим родителям.
Обеспечение:
- рисунки учеников, творческие работы учащихся, видеоролики с записями
их размышлений и поздравлений;
- мультимедийные презентации;
- карточки для групповой работы;
- музыкальное сопровождение.
Такие встречи проводим раз в полугодие. Тематика определяется по результатам анкетирования родителей и анализом особенностей взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.
Темы практических встреч с родителями
Класс |
Тема |
Дата |
1-й |
«При солнышке - тепло, при матери - добро» |
Ноябрь |
1-й |
«Родословная моей семьи» |
Апрель |
2-й |
«Свободное время. Свободно для чего?» |
Октябрь |
2-й |
«Игра - дело серьезное» |
Февраль |
3-й |
«Любовь открывает мир» |
Ноябрь |
3-й |
«Что такое «можно» и «нельзя» |
Апрель |
4-й |
«Познавательная деятельность ребенка или как не потерять интерес к учению» |
Октябрь |
4-й |
«Мир моей семьи» |
Февраль |
Педагогические приемы, которые используем при проведении практикумов, носят продуктивный характер. Принципы отбора таких приемов также определяются педагогической ситуацией:
> на занятиях нет посторонних, все являются участниками;
> мы обсуждаем ситуацию, а не тех, кто в ней участвует;
> мы не перечисляем того, что делать не надо, важно прийти к положительному решению;
> в классе нет своих и чужих, все дети наши.
> Игра с детства для ребенка является неотъемлемой частью жизни. Начинаю собрания с игры, чтобы расположить уставших после работы мам и пап к общению. Например:
- Игра«Цепочка приветствий». Каждый из присутствующих называетсебя так, как он хотел бы, чтобы его называли, а взрослый, сидящий рядом, приветствует его именно так, как этот человек захотел;
- игра «Задай вопрос - найди единомышленника». Детям порой приходится отвечать на сложные вопросы. Взрослея, они задают вопросы гораздо сложнее тех, что имеются в школьных учебниках. Ведущий задает «детский» вопрос, а взрослые, ответив на него, встают и меняются местами;
- варианты вопросов: «Почему я должен убирать в комнате? Здесь чисто!», «На улице темно и холодно. Зачем я должен идти в школу?» и т. д.
Такие игры позволяют родителям понять, что многие из них сталкиваются с подобными проблемами и можно найти того, кто поделится опытом их разрешения.
> «Пойми меня». Дети заранее готовят рисунки, объясняют понятия, сочиняют продолжение сказки. Задача родителей - найти работу своего ребенка, попытаться понять ход мыслей ребят класса.
Рисунок «Мое ласковое имя».Дети с помощью рисунка показывают ласковый вариант своего имени или домашнее прозвище. Свои работы ребята не подписывают, задача родителей - найти на выставке свое «солнышко» или «рыбку». Те, кто имеет опыт совместного творчества с детьми, как правило, не затрудняются выполнить задание, другие сядут вместе с ребенком и сделают их первую творческую работу. Радость общая гарантирована «Слова, на которых держится дом». Дети заранее объясняют слова, которые, по их мнению, объединяют семью, я записываю их на видеокамеру. Родители смотрят, пытаются понять, о чем говорят дети.
> «Незаконченное предложение». Этот прием распространен, но я предлагаю родителям узнать ход мыслей своего ребенка. Например, закончи предложение: «Я уже большой, чтобы...», «Я еще маленький, чтобы...»
Родительское собрание «Любовь открывает мир»
Учитель. У меня в руках симпатичная игрушка - Мышка-почтальон. Пока звучит музыка, вы передаете его по рукам, музыка остановилась - вытаскиваете одно утверждение и читаете его. Те, кто согласен с этим утверждением, подходят ко мне, образуют творческую группу и приветствуют еще раз друг друга. Оставшиеся родители вновь передают игрушку и собирают единомышленников.
Предложения из конверта
> Я пишу вместе с ребенком сценарий его детского праздника, продумываю вместе меню, покупаю призы, утверждаю список приглашенных.
> Я обсуждаю с ребенком конфликтные ситуации, не считая, что ребенок разберется сам.
> Я лучший помощник для своего маленького ученика при выполнении домашнего задания.
> Я обязательно обсуждаю с ребенком прожитый день.
Все оставшиеся занимают 5-й стол.
Иногда в погоне за благополучием, зарабатыванием денег, выстраиванием карьеры мы забываем о семье, детях, отмахиваемся и недооцениваем то время, когда наши дети слушают нас, мечтают о раннем возвращении с работы, доверяют безусловно и безоговорочно. Предлагаю вам поработать в проблемных группах и проиграть наиболее типичные жизненные ситуации общения с ребятами:
- разговор по душам;
- обсуждение прожитого дня;
- конфликтная ситуация, проблемные ситуации во взаимоотношениях;
- совместное творчество, общее дело;
- анализ трудной ситуации, совет, как поступить.
Предлагаю вам объединиться в группы детей и родителей для совместного творчества. Прочитайте внимательно задания в ваших группах:
- «Сердечные тайны» - разговор по душам. Создайте портрет нашего ребенка таким, каким вы его себе представляете. Можете разделиться: одни рассказывают о мальчиках, другие - о девочках, а можете все вместе создать словесный портрет ребенка;
- «Взгляд со стороны». Создайте портрет идеального родителя, такого, каким бы вам хотелось стать, но на что порой не хватает сил и времени;
- «Мудрые советчики» - анализ ошибок и достижений. Часто в - «Мост примирения» - выход из конфликта. В жизни возникают ситуации, когда мы не можем найти общий язык с ребенком, в общении возникают сложности. Так бывает и среди ребят-ровесников, и между детьми в семье. Постройте схему разрешения конфликта. Пример. Дочь не хочет надевать теплую одежду - оформить шарф вышивкой или нашивкой, сделать его любимой вещью - ребенок ходит одетым и не простывает. Можно предложить конфликтные ситуации:
> Ребенок не предупредил о своем походе к друзьям, задерживается дольше установленного срока.
> Поздним вечером в воскресенье выясняется, что не выполнено довольно объемное домашнее задание и еще нужно выучить стихотворение.
> Ссора с братом или сестрой.
> Вечером вы пришли с работы: в комнате беспорядок, посуда не убрана, на просьбу прибрать ребенок заявляет: «Почему это должен делать я?»
- «Важные правила». Наш ребенок часто нуждается в советах, как поступить, какой кружок выбрать, как себя вести в той или иной ситуацииОформите свод правил, которые помогут ребенку выбрать верную дорогу.
Родители и дети работают, можно включить фоновую музыку.После завершения работы каждая группа выступает, затем все вместе делаем выводы.
Подведение итогов
Как всем приятно в детстве Забыть мороз и стужу,
В огнях любви согреться, Почувствовать, что нужен,
Прильнуть к кому-то сердцем, Съесть мамин вкусный ужин
Проблемы все решить. И обо всем забыть.
На такие собрания к нам приходят гости: мои коллеги, школьный психолог. По их мнению, подобная форма работы с родителями позволяет организовать взаимодействие, так как и дети, и родители выступают равноправными партнерами - участниками тренингов, игровых заданий, инсценировок. Я согласна с мнением коллег, но при этом подчеркиваю, что необходимо показывать родителям положительные примеры эмоционального, интеллектуального и духовного общения со своими детьми. На собраниях нет негативной оценки, все участники присоединяются к положительному социокультурному опыту, действует принцип «Делай как я, делай вместе со мной».
Родители отмечают, что наши встречи расширяют их «педагогический арсенал». Как правило, многие в случае затруднения при общении с ребенком прибегают к таким мерам воздействия: «поругать, наказать, лишить». Вместе родители учатся практическим навыкам позитивного общения с детьми на основе согласия и сотрудничества, а значит, получают уроки любви и доброты.
Главное в моей работе - выстроить такие отношения с детьми