Телефон доверия
8(718-2)-54-54-51
email: sosh29@goo.edu.kz
Адрес: Республика Казахстан г. Павлодар, ул. Катаева 22
Руководитель: 54-54-33 Приемная: 54-54-51
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
Понедельник с 16:00 до 18:00 Четверг с 15:30 до 17:30
Главное достоинство учителя - это:
Голосовать
Человеческие качества - 156
Любовь к детям - 140
Блестящее знание предмета - 73
Качество подготовки к экзаменам - 72
Всего проголосовало: 441
Смотреть результат
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Работа с детьми из неблагополучных семей

Информация о работе   по вопросам семейного неблагополучия в ГУ «СОШ№29»

Деятельность  школы  по вопросам профилактики безнадзорности несовершеннолетних и раннему выявлению семейного неблагополучия, профилактики  негативных явлений в детской  среде, организации  работы с родителями по вопросам правовой ответственности и воспитания несовершеннолетних руководствуется следующей нормативно-правовой базой:

-Конвенция  о правах ребёнка.

-Декларация прав ребёнка.

-«Семейный кодекс Республики Казахстан»;

-Закон «Об образовании в Республике Казахстан»;

-Закон РК «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупрежении детской безнадзорносности и беспризорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года № 345-II
«О правах ребенка в Республике Казахстан»;

- Национальная стратегия действий в интересах детей в Республике Казахстан на 2016-2020 гг.

-Административный кодекс РК (ответственность родителей).

-Ведомственные Постановления и приказы  по данному направлению работы.

 

I.Диагностика.

1. В начале учебного года социальный педагог совместно с  классными руководителями выявляет различные категории семей  с помощью анкетирования. По полученным данным оформляется социальный паспорт.  По данным социального паспорта школы можно проследить динамику критериев, характеризующих родителей по различным направлениям:

Всего в школе обучается 1737 детей (класс – комплектов – 69).

Возрастной состав родителей. С каждым годом увеличивается количество родителей молодого возраста.

Уровень образования родителей. Образовательный уровень родителей средний:

с высшим образованием составило – 920 человек;

среднее специальное  - 1019 человек;

среднее – 290 человек.

Материальный достаток.  Материальный достаток семей по школе – средний (70% родителей имеют средний достаток).

Семья по составу делится на полные и неполные семьи:

 неполные (воспитывает мать – 201, воспитыват отец – 17 детей, воспитывается  с отчимом – 27 детей, воспитываются с мачехой – 3 ребёнка, воспитываются под патронатом/ опекой – 12 детей, из них: бабушкой/дедушкой  - 4 ребёнка, опека (усыновление) – 3 ребёнка, тётя/дядя – 3, брат/сестра-2.

На основании анкетирования составляется план работы на учебный год, целью которого является: профилактика раннего семейного неблагополучия и  безнадзорности несовершеннолетних в семье.

Семья “социального риска” - это семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающие её возможности в создании благоприятных условий для жизни полноценного развития её членов. Проблемы и сложные взаимоотношения между детьми и родителями, когда ущемляются права и интересы ребёнка есть и в полных семьях. В этой связи перед школой стоят следующие задачи:

Задачи:

  1. Сдерживание распространения социального сиротства посредством координации действий всех заинтересованных организаций и усиления профилактической работы с неблагополучными семьями с целью сохранения семьи для ребенка;
  2. Выявление и устранение причин и условий, способствующих раннему семейному неблагополучию и  безнадзорности несовершеннолетних в семье.
  3. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
  4. Проведение социально-профилактических мероприятий по оказанию помощи семьям в решении возникших проблем.

В нашей школе работа по защите прав и законных интересов, профилактике и устранению социально опасного положения несовершеннолетних строится на взаимодействии всех заинтересованных служб по своевременному выявлению неблагополучных семей.

Выявление детей, находящихся в социально опасном положении, их признание таковыми осуществляется по результатам изучения положения несовершеннолетнего в семье.  По результатам изучения, комиссией оформляется акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Акт обследования социальным педагогом, классным руководителем выносится на заседание Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (проводится каждый третий четверг), куда приглашаются родители, и принимается соответствующее  решение.

Ежедневно классными руководителями проводится визуальное наблюдение детей из этих семей и беседа с детьми и родителями из неблагополучных семей, происходит постоянное наблюдение за процессом взаимоотношений детей из неблагополучных семей со сверстниками, за взаимоотношениями родителей с детьми, способы их общения. Начиная  с сентября проводятся ежемесячные рейды  с целью обследования  условий проживания несовершеннолетних, проведения бесед по вопросам воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних, беседы и консультации по устройству неохваченных обучением детей. Были проведены комплексные рейды с ЗДВР, инспектором ОДН, социальным педагогом, классными руководителями по питейным заведениям, автостоянкам в микрорайоне школы и по  квартирам учащихся с целью обеспечения полной посещаемости учащимися школы и профилактики правонарушений.

Всего с начала учебного года проведено – 18рейдов. Посещено – 72семьи.

Сопровождение детей, находящихся в социально опасном положении, начинается с разработки плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, в который включаются те виды неблагополучия, которые были прописаны в первичном акте, именно по каждому ребенку и его семье. Согласовываем этот план с участковым инспектором ОДН,  учреждением здравоохранения,  при необходимости с другими заинтересованными службами. План  утверждается директором школы. Составляется матрица  социального благополучия семьи. 

С целью получения полной информации о семье, где ребенок находится в социально опасном положении специалистами проводится социальное обследование положения несовершеннолетнего в семье (социальный педагог, психолог, инспектор ОДН). Его результаты заслушиваются на заседании Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений  и при необходимости вносятся корректировки в процесс сопровождения, т.е. дополнения к плану помощи. Промежуточные отчеты заслушиваются на заседаниях Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не реже одного раза в квартал. С начала учебного года проведено 7заседаний Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Систематически проводятся сверки по неблагополучным семьям и несовершеннолетним, состоящим на учёте. Раз в неделю психологом и социальным педагогом школы проводится вскрытие  «Ящика доверия» и принятие конкретных мер по поступившим жалобам. За текущий период жалоб не обнаружено.

Консультативная помощь

В школе проводится определённая работа по оказанию психолого-педагогической и консультативной помощи как детям, так и родителям.

 За период с сентября по настоящее время проведено:

С родителями:

  1. Оформлен информационный стенд с информацией и перечнем служб и организаций, оказывающих поддержку и помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  2. Разработаны  памятки для родителей: «Современные подростки – особенности воспитания. Проблемы», «Проблемы компьютерной зависимости», «Права ребенка», «Права и обязанности родителей»;
    1. Индивидуальные и групповые беседы для родителей: «Жестокое обращение с детьми. Что это такое?», «Ребенок имеет право…»
    2. Тематические дни – «День семьи»;
    3. Тренинг для родителей «Стань примером своему ребёнку. Психолого-педагогическая помощь родителям первоклассников»
  3. Общее родительское собрание:  «Защита прав и достоинства ребенка», «Особенности семейного воспитания, условия и пути повышения педагогической культуры семьи».
  4. 20 профилактических бесед родителями, 27 консультаций, 12 фактов оказания психолого-педагогической помощи родителям и детям.

С учащимися:

  1. Акция «Я дарю тебе улыбку!»;
  2. Проведены групповые занятия в рамках работы клуба «Подросток»: «Разрешение конфликтов», «Я и общество», «Цена грубого слова», «Дети в современном мире» (простые правила самосохранения).

 

Работа с педагогическим кадром  имеет важную роль. В должностной инструкции прописана работа педагогов с неблагополучными семьями. 

  1. Консультации для педагогов: «Работа классного с руководителя с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми».
  2. Семинар-практикум «Правовое воспитание в школе»
  3. Исследование «Типы семей»

Совместная деятельность:

- с отделом опеки и попечительства отдела образования г. Павлодара

- с КДН  по передаче информации о неблагополучных семьях в целях социально-педагогического сопровождения и принятия решений по этим семьям;

 - с Южным ОПОДН

 

Проблемы: профилактические работы проводятся, но больших  положительных результатов  нет, т.к родители не выполняют свои родительские обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей.

На практике педагогически несостоятельные семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказывающих негативное воздействие на детей. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо, как правило, длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений и с детьми, и с родителями. Обобщение длительных наблюдений, которые велись в процессе индивидуальной социально-педагогической работы с такими семьями позволили выделить наиболее типичный путь изучения семей – патронаж.

Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческого сообщества – по семье. Семья в мире большого выбора, новых технологий и услуг теряется. Возникают проблемы семьи, не только как подструктуры общества, но и как самостоятельной системы. Именно эти проблемы разрушают семью из нутрии. Этого допускать нельзя, иначе общество тоже станет постепенно разрушаться. Нужно помогать и поддерживать семью.

  

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Каждый классный руководитель знает, что провести родительское собрание не так-то просто. Нужно изыскивать возможность встречаться  с родителями не только на собраниях, но и на практикумах. Такие встречи позволяют укреплять взаимодействие. Каждый раз, набирая новых первоклассников, на первых собраниях мы проводим анкетирование родителей, чтобы узнать, кто они, сколько им лет, где работают, как воспитывают своего ребенка, с какими знаниями, соци­альным опытом переступят порог школы?

 

АНКЕТА

Уважаемые, родители! Прошу вас  заполнить анкету. Информация из анкеты будет  использована для заполнения обязательной школьной документации.

Ф. И.О. ученика

________________________________________________

№ сотового телефона  ученика_______________________________________

Дата рождения   _________________________________________________

Национальность_________________________________________________

Посещал ли детский сад?_________________________________________

Год поступления в 1-й класс ____________________________________

Год поступления в № 29___________________________________________

Дополнительные внешкольные заня тия ребенка (кружки, секции и т. д.)

________________________________________________________________

Есть ли еще дети в семье? (укажите имя и возраст) ________________________________________________________________

Родители:

 

Ф. И. О.

Место

работы

Должность

Рабочий

телефон

№ сотового телефона, e-mail

папа

 

 

 

 

 

мама

 

 

 

 

 

 

 

Домашний адрес_____________________________________________________

Родственные

связи

Ф. и. о.

Домашний

телефон

Сотовый

телефон

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашний телефон________________________________________________

Лица, у которых ребенок часто бывает и с которыми можно связаться при необходимости или в экстренных ситуациях (бабушка, дедушка, тетя, дядя, друзья семьи и т, д.):

 

 

 

 

Каждому учителю важно видеть в лице родителей своих единомышленников, чтобы выработать общие позиции по вопросам воспитания детей, не сводя педагогическое просвещение к нотациям, нравоучительным беседам, помочь увидеть ребенка с иной позиции, расширить их педагогический арсенал.

Приглашаем  родителей на  открытые уроки и занятия, наши праздники, совместные экскурсии, поездки за город, ежегодные презентации семей, их творческого опыта или достижений учеников.

Но, большую роль всё-же играют родительские собрания-практикумы

Задачи практикума:

-        выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов на воспитание детей;

-осмысление нравственных категорий «любовь в семье», «согласие», «совесть», «ответственность» и др.;

-        развитие детско-родительских отношений;

-        развитие умения предъявлять накопленный опыт в творческой форме;

-        воспитание уважительного отношения детей к своим родителям.

Обеспечение:

-        рисунки учеников, творческие работы учащихся, видеоролики с записями

их размышлений и поздравлений;

-        мультимедийные презентации;

-        карточки для групповой работы;

-        музыкальное сопровождение.

Такие встречи проводим раз в полугодие. Тематика определяется по результатам анкетирования родителей и анализом особенностей взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.

Темы практических встреч с родителями

Класс

Тема

Дата

1-й

«При солнышке - тепло, при матери - добро»

Ноябрь

1-й

«Родословная моей семьи»

Апрель

2-й

«Свободное время. Свободно для чего?»

Октябрь

2-й

«Игра - дело серьезное»

Февраль

3-й

«Любовь открывает мир»

Ноябрь

3-й

«Что такое «можно» и «нельзя»

Апрель

4-й

«Познавательная деятельность ребенка или как не потерять интерес к учению»

Октябрь

4-й

«Мир моей семьи»

Февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогические приемы, которые используем при проведении практикумов, носят продуктивный характер. Принципы отбора таких приемов также определяются педагогической ситуацией:

>       на занятиях нет посторонних, все являются участниками;

>       мы обсуждаем ситуацию, а не тех, кто в ней участвует;

>       мы не перечисляем того, что делать не надо, важно прийти к положительному решению;

>       в классе нет своих и чужих, все дети наши.

>       Игра с детства для ребенка является неотъемлемой частью жизни. Начинаю собрания с игры, чтобы расположить уставших после работы мам и пап к общению. Например:

-        Игра«Цепочка приветствий». Каждый из присутствующих называетсебя так, как он хотел бы, чтобы его называли, а взрослый, сидящий рядом, приветствует его именно так, как этот человек захотел;

-        игра «Задай вопрос - найди единомышленника». Детям порой приходится отвечать на сложные вопросы. Взрослея, они задают вопросы гораздо сложнее тех, что имеются в школьных учебниках. Ведущий задает «детский» вопрос, а взрослые, ответив на него, встают и меняются местами;

-        варианты вопросов: «Почему я должен убирать в комнате? Здесь чисто!», «На улице темно и холодно. Зачем я должен идти в школу?» и т. д.

Такие игры позволяют родителям понять, что многие из них сталкиваются с подобными проблемами и можно найти того, кто поделится опытом их разрешения.

>       «Пойми меня». Дети заранее готовят рисунки, объясняют понятия, сочиняют продолжение сказки. Задача родителей - найти работу своего ребенка, попытаться понять ход мыслей ребят класса.

Рисунок «Мое ласковое имя».Дети с помощью рисунка показывают ласковый вариант своего имени или домашнее прозвище. Свои работы ребята не подписывают, задача родителей - найти на выставке свое «солнышко» или «рыбку». Те, кто имеет опыт совместного творчества с детьми, как правило, не затрудняются выполнить задание, другие сядут вместе с ребенком и сделают их первую творческую работу. Радость общая гарантирована  «Слова, на которых держится дом». Дети заранее объясняют слова, которые, по их мнению, объединяют семью, я записываю их на видеокамеру. Родители смотрят, пытаются понять, о чем говорят дети.

>       «Незаконченное предложение». Этот прием распространен, но я предлагаю родителям узнать ход мыслей своего ребенка. Например, закончи предложение: «Я уже большой, чтобы...», «Я еще маленький, чтобы...»

Родительское собрание «Любовь открывает мир»

Учитель. У меня в руках симпатичная игрушка - Мышка-почтальон. Пока звучит музыка, вы передаете его по рукам, музыка остановилась - вытаскиваете одно утверждение и читаете его. Те, кто согласен с этим утверждением, подходят ко мне, образуют творческую группу и приветствуют еще раз друг друга. Оставшиеся родители вновь передают игрушку и собирают единомышленников.

Предложения из конверта

>       Я пишу вместе с ребенком сценарий его детского праздника, продумываю вместе меню, покупаю призы, утверждаю список приглашенных.

>       Я обсуждаю с ребенком конфликтные ситуации, не считая, что ребенок разберется сам.

>       Я лучший помощник для своего маленького ученика при выполнении домашнего задания.

>       Я обязательно обсуждаю с ребенком прожитый день.

Все оставшиеся занимают 5-й стол.

Иногда в погоне за благополучием, зарабатыванием денег, выстраиванием карьеры мы забываем о семье, детях, отмахиваемся и недооцениваем то время, когда наши дети слушают нас, мечтают о раннем возвращении с работы, доверяют безусловно и безоговорочно. Предлагаю вам поработать в проблемных группах и проиграть наиболее типичные жизненные ситуации общения с ребятами:

-        разговор по душам;

-        обсуждение прожитого дня;

-        конфликтная ситуация, проблемные ситуации во взаимоотношениях;

-        совместное творчество, общее дело;

-        анализ трудной ситуации, совет, как поступить.

Предлагаю вам объединиться в группы детей и родителей для совместного творчества. Прочитайте внимательно задания в ваших группах:

-        «Сердечные тайны» - разговор по душам. Создайте портрет нашего ребенка таким, каким вы его себе представляете. Можете разделиться: одни рассказывают о мальчиках, другие - о девочках, а можете все вместе создать словесный портрет ребенка;

-        «Взгляд со стороны». Создайте портрет идеального родителя, такого, каким бы вам хотелось стать, но на что порой не хватает сил и времени;

-        «Мудрые советчики» - анализ ошибок и достижений. Часто в -    «Мост  примирения» - выход из конфликта. В жизни возникают ситуации, когда мы не можем найти общий язык с ребенком, в общении возникают сложности. Так бывает и среди ребят-ровесников, и между детьми в семье. Постройте схему разрешения конфликта. Пример. Дочь не хочет надевать теплую одежду - оформить шарф вышивкой или нашивкой, сделать его любимой вещью - ребенок ходит одетым и не простывает. Можно предложить конфликтные ситуации:

>       Ребенок не предупредил о своем походе к друзьям, задерживается дольше установленного срока.

>       Поздним вечером в воскресенье выясняется, что не выполнено довольно объемное домашнее задание и еще нужно выучить стихотворение.

>       Ссора с братом или сестрой.

>       Вечером вы пришли с работы: в комнате беспорядок, посуда не убрана, на просьбу прибрать ребенок заявляет: «Почему это должен делать я?»

-        «Важные правила». Наш ребенок часто нуждается в советах, как поступить, какой кружок выбрать, как себя вести в той или иной ситуацииОформите свод правил, которые помогут ребенку выбрать верную дорогу.

Родители и дети работают, можно включить фоновую музыку.После завершения работы каждая группа выступает, затем все вместе делаем выводы.

Подведение итогов

Как всем приятно в детстве                              Забыть мороз и стужу,

В огнях любви согреться,                                 Почувствовать, что нужен,

Прильнуть к кому-то сердцем,                         Съесть мамин вкусный ужин

Проблемы все решить.                                               И обо всем забыть.

На такие собрания к нам приходят гости: мои коллеги, школьный психолог. По их мнению, подобная форма работы с родителями позволяет организовать взаимодействие, так как и дети, и родители выступают равноправными партнерами - участниками тренингов, игровых заданий, инсценировок. Я согласна с мнением коллег, но при этом подчеркиваю, что необходимо показывать родителям положительные примеры эмоционального, интеллектуального и духовного общения со своими детьми. На собраниях нет негативной оценки, все участники присоединяются к положительному социокультурному опыту, действует принцип «Делай как я, делай вместе со мной».

Родители отмечают, что наши встречи расширяют их «педагогический арсенал». Как правило, многие в случае затруднения при общении с ребенком прибегают к таким мерам воздействия: «поругать, наказать, лишить». Вместе родители учатся практическим навыкам позитивного общения с детьми на основе согласия и сотрудничества, а значит, получают уроки любви и доброты.

Главное в моей работе - выстроить такие отношения с детьми