Телефон доверия
8(718-2)-54-54-51
email: sosh29@goo.edu.kz
Адрес: Республика Казахстан г. Павлодар, ул. Катаева 22
Руководитель: 54-54-33 Приемная: 54-54-51
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
Понедельник с 16:00 до 18:00 Четверг с 15:30 до 17:30
Главное достоинство учителя - это:
Голосовать
Человеческие качества - 155
Любовь к детям - 136
Блестящее знание предмета - 73
Качество подготовки к экзаменам - 72
Всего проголосовало: 436
Смотреть результат
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Энциклопедии. Словари. Справочники

Библиотечный урок

3-4 класс

Хочешь плыть по океанам,

Опускаться в глубину,

Побывать во многих странах,

И домчаться на Луну,

Быть отважным следопытом

В чащах вековых –

Все края тебе открыты

На страницах КНИГ.

 Урок проводиться в виде телепередачи для детей «Хочу всё знать». Библиотекарь может провести обзор литературы в начале урока, как предложено, или же половину обзора провести в конце (после телепередачи), чтобы не слишком утомить детей. В таком случае вопросы для телепередачи задают по той литературе, по которой был сделан обзор. Конверты с вопросами телезрителей  раздают командам поровну. На поиск ответа, с помощью справочной литературы, даётся 5 минут.

(Смотри приложение в конце текста)

Цель урока:Заинтересовать детей справочной литературой.

Задача урока:Научить детей пользоваться справочной

                            литературой.

Оборудование:Для проведения урока необходимо сделать

                              самодельный телевизор, размер экрана по   

                             диагонали 49 см.

Подготовить пакеты для вопросов, подписанные: «От Васи», «От Светы» и т.д. Обязательна книжная выставка, на которой экспонируются детские энциклопедии и маленькие энциклопедические словарики, какие есть в библиотеке.

На экране телевизораво время обзорапоявляются слова: «Энциклопедия», «Словарь», «Справочник».

Вопросы для урока

1.    Волк зверь вредный или полезный?

         («Что такое. Кто такой» т.1 стр.246)

2.    Все акулы хищники?

         («Что такое. Кто такой» т.1 стр.45)

3.    За что получил маленький жучок название «Божьей коровки»?

(Дмитриев Ю. «Книга природы» стр.60)

4.    Почему жука назвали «Бомбардиром»?

(Мамаев Б.М. «Школьный атлас – определитель насекомых»

стр. 54)

5.    Что означает крылатое выражение «А Васька слушает да ест»?

(Ашукин Н.С. «Крылатые слова» стр.10)

6.    Что означает выражение «В поте лица»?

         (Ашукин Н.С. «Крылатые слова» стр.79)

7.    Найдите значение слова «Воля».

       (Лапатухин М.С. «Школьный толковый словарь русского языка»    

        стр.60)

8.    Найдите значение слова «Пароход».

(Розанова В.В. «Краткий толковый словарь русского языка»

 стр. 130)

9.    Какие « Жанры живописи» вы можете назвать?

(«Искусство» Энциклопедия стр. 126-130)

10.Какие металлы называют «Благородными»?

(Ивич А. «70 богатырей» стр.13)

11. Как правильно говорить «Алфавит» или «Алфавит»?

          (Баранов М.Т. «Школьный орфографический словарь русского   

          языка» стр.14)

12. Как правильно произнести «Каталог» или «Каталог»?

          (Баранов М.Т. «Школьный орфографический словарь русского

          языка»стр.84)

13. Найдите значение польского слова «Франт».

          (Одинцов В.В. «Школьный словарь иностранных слов» стр.186)

14. Найдите значение французского слова «Банкет».

(Одинцов В.В. «Школьный словарь иностранных слов» стр.31)

15.Какие инструменты относятся к «духовым»?

          (Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для    

          учащихся» стр.101)

16.К какому виду инструментов относятся «ложки»?

( Михеева Л. «Музыкальный словарь в рассказах» стр.88)

17.Что означает выражение «Бить баклуши»?

         (Жуков В.П. «Школьный фразеологический словарь русского     

          языка» стр.27)

18.Что означает выражение «Язык проглотишь»?

         (Быстрова Е.А. «Учебный фразеологический словарь русского           

          языка» стр.251)

19.Сколько видов птиц относится к древнему отряду «Куриных»?

         («Энциклопедический словарь юного натуралиста» стр.145)

20.Какое второе название имеют насекомые «Бабочки»?

         («Энциклопедический словарь юного натуралиста» стр.17)

          Ребята, Вы наверное любите смотреть различные познавательные телепередачи. Нравятся они вам? Конечно, нравятся. Потому что именно из этих телепередач можно узнать много нового и интересного. Давайте представим себе, что это не библиотека, а студия и нам предстоит вести телепередачу «Хочу всё знать». А готовиться к телепередаче помогут нам книги.

          Современная библиотека – это безбрежное море, а порой даже океан литературы, в которых читатель должен всегда чувствовать себя хорошим пловцом. У каждого из вас есть друзья. Друзьям рассказывают секреты, их посвящают в тайны, к друзьям обращаются в трудную минуту за помощью, за советом. Ну а можно ли справочную литературу считать своим другом?

Давайте проверим.

(На экране телевизора появляются слова «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», «СЛОВАРЬ», «СПРАВОЧНИК»).

          Слово «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» происходит от греческого слова и означает «круг знаний». Её читают, когда что-нибудь нужно узнать, проверить. Кто из вас не интересовался, почему в море вода солёная, сахар сладкий, снег белый, сколько на Земле морей и океанов и так далее. Именно в энциклопедии вы найдёте ответы на все интересующие вас вопросы. Все рассказы в энциклопедии распологаются в алфавитном порядке от А до Я.

(Представляются энциклопедии «Что такое. Кто такой» т.1; «Искусство»; Ивич А. «70 богатырей»; «Энциклопедический словарь юного натуралиста»)

          Кроме этой энциклопедии для вашего возраста издаются книги энциклопедического характера. Давайте познакомимся с ними.

(Представлются книги Ю. Дмитриева «Книга природы» и Мамаева Б.М. «Школьный атлас – определитель насекомых»)

          Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова. Ими обозначают народные поговорки, присловья, всевозможные образные выражения, возникшие из народных обычаев, ремёсел.

( Представляется книга Ашукина Н.С. «Крылатые слова»)

         Существует несколько типов словарей. «Словарь – это сборник слов в алфавитном порядке, с пояснениями, толкованиями или  с переводом значений слов с одного языка на другой». Словари – это увлекательные книги, дающие читателю массу знаний. В словаре можно навести справку о значении неизвестного или малоизвестного слова, его написании, иллюстративных примеров, научить правильному проиношению.

(Представляются книги: Лапатухин М.С. «Школьный толковый словарь русского языка»; Баранов М.Т. «Школьный орфографический словарь русского языка»; Одинцов В.В. «Школьный словарь иностранных слов»; Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся»)

 Фразеологизмы, используемые в современном русском языке, имеют различное происхождение. Одни из них возникли в далёком прошлом, другие созданы в последние десятилетия.

(Представляется книга Жукова В.П. «Школьный фразеологический словарь русского языка»)

         Вот теперь вы знаете, что такое энциклопедия, словарь,

справочник и как ими пользоваться. Начнём нашу телепередачу.

Давайте разделимся на две команды и послушаем условия игры. Обе команды получают конверты с вопросами и начинают искать ответы в предложенной справочной литературе. На подготовку даётся 5 минут.

За каждый правильный ответ команда получает по 2 очка, за неполный ответ и дополнение 1 очко. Выступают все по очереди, ответы ищут группой. Побеждает та команда, которая наиболее полно и интересно ответит на вопросы и наберёт наибольшее колличество баллов.