Телефон доверия
8(718-2)-54-54-51
email: sosh29@goo.edu.kz
Адрес: Қазақстан Республикасы Павлодар қаласы, Катаев көшесі 22
Жетекшісі: 54-54-33. Қабылдау бөлмесі: 54-54-51
Back to the main page of the department of education
График приема граждан:
Дүйсенбі сағат 16.00-ден 18.00-ге дейін Бейсенбі 15:30-дан 17:30-ға дейін
Главное достоинство учителя - это:
Голосовать
Человеческие качества - 155
Любовь к детям - 136
Блестящее знание предмета - 73
Качество подготовки к экзаменам - 72
Всего проголосовало: 436
Смотреть результат
In a year
In a month
In a week
Yesterday
"Менің құқықтарым" тақырыбы бойынша дөңгелек үстел

Букина О.П. средняя школа №29, г. Павлодар

Цель: Способствовать знакомству учащихся с правами и обязанностями школьников.

Задачи: 1. Способствовать обучению учащихся определять, что такое «можно» и что такое «нельзя» в школе, на улице, общественных местах.

               2. Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков школьника.

               3. Способствовать воспитанию положительных качеств личности.

Оборудование: Книжная выставка «Дети имеют права»;

                            Карточки с ответами.

Ход мероприятия:

Ведущий (Библиотекарь):

Ребята, когда вы приходите в школу, то первое, с чем вы должны познакомиться – это правила поведения в школе, на улице, в общественном месте. Эти правила записаны в документах, которые называются: «Правила для учащихся», «Правила пользования библиотекой», «правила дорожного движения». (Библиотекарь знакомит ребят с этими документами)

Тысячи лет назад на Земле появились люди и вместе с ними появились главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать, и чего нет. С раннего детства дети задают вопросы: «Что такое хорошо?», «Что такое плохо?». Давайте вспомним стихи, в которых об этом говориться.

1-й чтец:

Крошка сын к отцу пришёл,

И спросила кроха:

Что такое хорошо?

Что такое плохо?

 

Если бьёт дрянной драчун

Слабого мальчишку,

Я такого не хочу

Даже вставить в книжку.

Этот вот кричит: Не трожь

Тех, кто меньше ростом!

Этот мальчик, так, хорош,

Загляденье просто!

2-й чтец:

Если ты порвал подряд

И книжицу и мячик,

Про такого говорят:

Плоховатый мальчик.

 

Если мальчик любит труд,

Тычет в книжку пальчик,

Про такого пишут тут:

Он хороший мальчик.

3-й чтец:

Этот в грязь полез и рад,

Что грязна рубаха,

Про такого говорят:

Он плохой, неряха.

Этот чистит валенки,

Моет сам галоши.

Он хотя и маленький,

Но вполне хороший.

 

4-й чтец:

Мальчик радостный пошёл

И решила кроха:

«Буду делать хорошо,

И не буду - плохо».

                                В. Маяковский

Ведущий (Библиотекарь):

Ребята, кто из вас ответит: как вы понимаете слова «гражданин», «государство»? (ученики высказывают свои мнения)

Понятие «Гражданин» известно с далёких времён. Так, ещё в Римской империи и других рабовладельческих государствах появилась потребность в определении принадлежности к государству. Сегодня это понятие определяет, что человек принадлежит государству, это взаимосвязь человека с государством. Его отношения с государством закрепляется законами государства, Конституцией.

Понятие гражданина неразрывно связано с такими понятиями, как честь, долг, достоинство, любовь к Родине. (Честь – моральные качества человека: его соответствующие принципы;

Долг – честно выполненные обязательства; Достоинство – положительное качество)

5-й чтец:

Сильнее долга силы нет,

Крепче долга брони нет,

Нежнее долга чувства нет,

Суровее долга судьбы нет,

Выше долга вершины нет.

                                   Б. Момыш-улы

6-й чтец:

Вдыхая благодатный ветер,

Пустыня древняя, цвети!

Так надо жить на белом свете –

Чтоб людям пользу принести.

                                  К. Мырзалиев

7-й чтец:

Красотой и мужеством, я знаю,

Каждая земля наделена.

Но отчизна, словно мать родная,

В целом мире у меня одна.

Жизнь её дала мне степь и горы,

Шумный день и тихую зарю,

Мать отчизна! Я вступаю гордо

Гордо и молчу и говорю!

                                 Ж. Молдагалиев

Ведущий (Библиотекарь):

В стране, где будут соблюдаться законы, где все будут хорошо трудиться, государство будет процветать, все люди будут хорошо жить.

8-й чтец:

Выйдут в поле трактора,

В цех войдут бригады,

Для своей родной страны

Все трудиться рады.

                                А. Барто

Ведущий (Библиотекарь):

Правила учитывают традиции, обычаи и культуру общества. Правила обязательны для всех и они закреплены в официальных документах государства. А что же такое право? Право- это совокупность правил, которые утверждены государством.

А какие права есть у школьника? И есть ли у него права?  (дискуссия)

Определение прав школьника:

- право на учёбу;

- право на каникулы;

- право на занятиях в кружках и секциях;

- право на общение друг с другом;

- право на помощь в учёбе.

Школьник не имеет права:

- опаздывать без уважительной причины;

- не выполнять домашнего задания;

- плохо учиться;

- пропускать уроки без уважительной причины;

- врать старшим;

- обижать младших и своих сверстников;

- драться;

- молчать если его обижают.

Так появилась Всеобщая декларация прав человека, которая принята Организацией Объединённых Наций в 1948 году, а в 1989 году – принята Конвенция о правах ребёнка. Республика Казахстан присоединилась к этой Конвенции в 1994 году. В этих главных документах о правах ребёнка говориться, что каждый ребёнок имеет право на жизнь, имя, гражданство, заботу родителей независимо от расы, цвета кожи, пола.

Согласно определению, данному в Конвенции, «Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста».

Давайте познакомимся со статьями Декларации и ответим на вопросы. (Книга «Твои права» дискуссия)

Прочитав любую сказку, любой рассказ, роман или повесть, просмотрев любой художественный фильм или спектакль, можно поразмышлять о нарушении или торжестве каких Прав Человека в них идёт речь. Потому что нет ни одного произведения, где так или иначе не затрагивались права человека.

А сейчас я предлагаю разбиться на две команды.  Я буду рассказывать эпизоды из сказок, а вы должны правильно выбрать и показать ту карточку, где описано, какое право ребёнка нарушено.

1. Была зима. Шёл январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.

Люди сидели в домах и топили печки.

В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метёт вьюга, а потом вернулась к тёплой печке и сказала падчерице:

- Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников.

Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает её в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники! Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их не ищи. Только пропадёшь в лесу, увязнешь в сугробах.

А сестра говорит ей:

- Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет! Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.

Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.

(С. Маршак «Двенадцать месяцев» нарушено право ребёнка на заботу родителей)

2. С первых же дней мачеха стала обижать девушку. Она плохо одевала и кормила её и заставляла делать самую тяжёлую работу. Девушка и полы подметала, и посуду мыла, и бельё стирала.  Спала она на чердаке под самой крышей, на полу, на соломенной подстилке, а сёстры её жили в тёплых, светлых комнатах и спали на чистых постелях под шёлковыми одеялами.

Окончив работу, бедная девушка садилась возле камина, у ящика с золой.

Однажды молодой королевич устроил бал и пригласил к себе всех богатых людей. Девушкины сёстры тоже получили приглашение.

Когда она причёсывала сестёр, они говорили ей:

- А, что, хотелось бы тебе поехать на бал?

- Ах, сестрицы, вы всё смеётесь надо мной!

- Ха-ха-ха! – смеялись сёстры. – Вот было бы весело, если бы ты и в самом деле пришла на бал в своём грязном платье!

Наконец сёстры сели в карету и уехали.

Девушка долго смотрела им вслед, а потом принялась плакать.

(Ш.Перро «Золушка» нарушено право на отдых, игры)

 

3. На площади собралось много детей. Те, что были посмелее, привязывали свои санки к большим крестьянским саням и катили до самых городских ворот.

И вот в самый разгар катанья, неизвестно откуда, появились большие белые сани.  Того, кто сидел в них, совсем нельзя было разглядеть – белая меховая шапка была надвинута до самых бровей, воротник белой меховой шубы поднят до самых глаз. Сани неторопливо объехали вокруг площади два раза.  Мальчик привязал к ним свои санки, и вдруг большие сани понеслись быстрей ветра.

Несколько раз пытался мальчик отвязать свои санки, но стоило ему взяться за верёвку – человек в белой шубе кивал ему, и он ехал дальше.

Наконец они выехали за городские ворота. Мальчик на ощупь распутал верёвку, которой были связаны сани, но его маленькие санки точно приросли к большим саням и вихрем неслись всё дальше и дальше.

Мальчик громко закричал, но ему никто не отозвался.  Снег валил, санки мчались, то ныряя в сугробах, то прыгая через изгороди и канавы.

Вдруг большие сани остановились, и тот, кто сидел в них, встал во весь рост. Это была высокая, статная, величавая женщина в ослепительно белой шубе и шапке из чистого снега. Поцелуй её был холоднее льда. И он позабыл и соседскую девочку, и бабушку, и всех домашних.

В тот же миг они взвились на чёрное облако.

Женщина жила среди вечных снегов и нетающих льдин. Метели возвели стены её чертогов, буйные ветры пробили в них двери. На самой середине замёрзшего озера стоял ледяной трон.

(Г.Х. Андерсен «Снежная королева» нарушено право ребёнка: жить со своими родителями)

 

4. Два храбрых братца  пошли гулять.

По дороге они пели и плясали.  А когда вошли в лес, то так расшумелись, что разбудили волка, который спал под сосной.

И вдруг они увидели настоящего живого волка!

Волк приготовился к прыжку, щелкнул зубами, моргнул правым глазом, но поросята вдруг опомнились и, визжа на весь лес, бросились наутёк.

Сверкая пятками и поднимая тучи пыли, поросята неслись каждый к своему дому.

Ниф-Ниф первый добежал до своей соломенной хижины и едва успел захлопнуть дверь перед самым носом волка.

Волк начал дуть: «Ф-ф-ф-у-у-у!»

С крыши дома слетали соломинки, стены дома тряслись.

Волк ещё раз глубоко вздохнул и дунул во второй раз: «Ф-ф-ф-у-у-у!»

Когда волк дунул в третий раз, дом разлетелся во все стороны, как будто на него налетел ураган.

Но Ниф-Ниф ловко увернулся и бросился бежать. Через минуту он был уже у двери Нуф-Нуфа.

Волк принялся дуть. Дом немного покосился. Волк дунул второй, потом третий, потом четвёртый раз.

С крыши слетали листья, стены дрожали, но дом всё ещё стоял.

И, только когда волк дунул в пятый раз, дом зашатался и развалился.

В ужасе бросились поросята бежать. Братья мчались к дому Наф-Нафа.

Волк нагонял их огромными скачками. Но ему опять не повезло. Брат быстро впустил их в дом.

(С. Михалков «Три поросёнка» нарушено право жить в своём доме и чувствовать себя хозяином)

5. Девочка дёрнула за верёвочку, дверь отворилась.

Когда она вошла, Волк закрылся одеялом до самого носа, чтобы девочка его не узнала, и говорит:

- Поставь горшочек масла да пирожок и полежи со мной, отдохни с дороги!

Девочка легла рядом с Волком и говорит:

- Бабушка, какие у вас длинные руки!

- Это, внучка, чтобы получше обнимать тебя.

- Бабушка, какие у вас большие уши!

- Это, внучка, чтобы получше слышать тебя.

- Бабушка, какие у вас большие глаза!

- Это, внучка, чтобы получше видеть тебя.

- Бабушка, какие у вас большие зубы!

- Это для того, чтобы съесть тебя.

С этими словами Волк бросился на девочку и проглотил её.

(Ш. Перро «Красная шапочка» нарушено право ребёнка на жизнь и свободу)

 

6. Злой колдун обманом похитил девушку и увёз её далеко на остров.

Джигит Байсерэ пошёл искать красавицу и увидел дом, в котором была девушка, прикованная цепью к стене.

(Казахская народная сказка «Айгуль» нарушено право: никто не должен содержаться в рабстве)

7. Однажды Алдару – Косе пожаловался бедный сосед. По его словам он уже два года пас байский скот. И был у них уговор: если бедняк не исполнит воли бая и поступит ему наперекор, то бай вправе прогнать его в любое время, не оплатив за труд. Этим уговором ловко пользовался хитрец.  Бедняки по нескольку месяцев задарма пасли его скот, а бай за надуманную провинность прогонял их со двора.

- А другого уговора не было? – полюбопытствовал у соседа Алдар.

- Было ещё одно условие, – ответил бедняк. – Если бай по какому–либо поводу выйдет из себя и начнёт кричать на работника, тот вправе забрать половину поголовья.

- О! Это прекрасно! Теперь–то я найду способ проучить плута.

(Алдар Косе защита прав бедных)

 

8. Тут появился перед ними сам Бармалей и, размахивая саблей, закричал:

- Эй вы, мои верные слуги! Возьмите этого глупого доктора со всеми его глупыми зверями и посадите в тюрьму, за решётку! Завтра я разделаюсь с ними!

Подбежали слуги Бармалея, схватили доктора, схватили Крокодила, схватили всех зверей и повели их в тюрьму. Они бросили своих пленников в тюрьму, и лохматый старик запер их там на ключ.

А ключ отдал Бармалею. Бармалей унёс его и спрятал у себя под подушкой.

Свинка захрюкала, собака завыла. А крокодил заплакал такими большими слезами, что на полу сделалась широкая лужа.

(К. Чуковский «Доктор Айболит» жестокое, бесчеловечное обращение)

( Подводятся итоги. Награждаются победители.)

Ведущий (Библиотекарь):

А теперь я прошу вас всех встать, повернуться лицом друг к другу, протянуть ладошку другому и пожать её.

Я с вами не прощаюсь, а говорю до свидания!