Букина О.П. средняя школа №29, г. Павлодар
Цель: Способствовать знакомству учащихся с правами и обязанностями школьников.
Задачи: 1. Способствовать обучению учащихся определять, что такое «можно» и что такое «нельзя» в школе, на улице, общественных местах.
2. Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков школьника.
3. Способствовать воспитанию положительных качеств личности.
Оборудование: Книжная выставка «Дети имеют права»;
Карточки с ответами.
Ход мероприятия:
Ведущий (Библиотекарь):
Ребята, когда вы приходите в школу, то первое, с чем вы должны познакомиться – это правила поведения в школе, на улице, в общественном месте. Эти правила записаны в документах, которые называются: «Правила для учащихся», «Правила пользования библиотекой», «правила дорожного движения». (Библиотекарь знакомит ребят с этими документами)
Тысячи лет назад на Земле появились люди и вместе с ними появились главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать, и чего нет. С раннего детства дети задают вопросы: «Что такое хорошо?», «Что такое плохо?». Давайте вспомним стихи, в которых об этом говориться.
1-й чтец:
Крошка сын к отцу пришёл,
И спросила кроха:
Что такое хорошо?
Что такое плохо?
Если бьёт дрянной драчун
Слабого мальчишку,
Я такого не хочу
Даже вставить в книжку.
Этот вот кричит: Не трожь
Тех, кто меньше ростом!
Этот мальчик, так, хорош,
Загляденье просто!
2-й чтец:
Если ты порвал подряд
И книжицу и мячик,
Про такого говорят:
Плоховатый мальчик.
Если мальчик любит труд,
Тычет в книжку пальчик,
Про такого пишут тут:
Он хороший мальчик.
3-й чтец:
Этот в грязь полез и рад,
Что грязна рубаха,
Про такого говорят:
Он плохой, неряха.
Этот чистит валенки,
Моет сам галоши.
Он хотя и маленький,
Но вполне хороший.
4-й чтец:
Мальчик радостный пошёл
И решила кроха:
«Буду делать хорошо,
И не буду - плохо».
В. Маяковский
Ведущий (Библиотекарь):
Ребята, кто из вас ответит: как вы понимаете слова «гражданин», «государство»? (ученики высказывают свои мнения)
Понятие «Гражданин» известно с далёких времён. Так, ещё в Римской империи и других рабовладельческих государствах появилась потребность в определении принадлежности к государству. Сегодня это понятие определяет, что человек принадлежит государству, это взаимосвязь человека с государством. Его отношения с государством закрепляется законами государства, Конституцией.
Понятие гражданина неразрывно связано с такими понятиями, как честь, долг, достоинство, любовь к Родине. (Честь – моральные качества человека: его соответствующие принципы;
Долг – честно выполненные обязательства; Достоинство – положительное качество)
5-й чтец:
Сильнее долга силы нет,
Крепче долга брони нет,
Нежнее долга чувства нет,
Суровее долга судьбы нет,
Выше долга вершины нет.
Б. Момыш-улы
6-й чтец:
Вдыхая благодатный ветер,
Пустыня древняя, цвети!
Так надо жить на белом свете –
Чтоб людям пользу принести.
К. Мырзалиев
7-й чтец:
Красотой и мужеством, я знаю,
Каждая земля наделена.
Но отчизна, словно мать родная,
В целом мире у меня одна.
Жизнь её дала мне степь и горы,
Шумный день и тихую зарю,
Мать отчизна! Я вступаю гордо
Гордо и молчу и говорю!
Ж. Молдагалиев
Ведущий (Библиотекарь):
В стране, где будут соблюдаться законы, где все будут хорошо трудиться, государство будет процветать, все люди будут хорошо жить.
8-й чтец:
Выйдут в поле трактора,
В цех войдут бригады,
Для своей родной страны
Все трудиться рады.
А. Барто
Ведущий (Библиотекарь):
Правила учитывают традиции, обычаи и культуру общества. Правила обязательны для всех и они закреплены в официальных документах государства. А что же такое право? Право- это совокупность правил, которые утверждены государством.
А какие права есть у школьника? И есть ли у него права? (дискуссия)
Определение прав школьника:
- право на учёбу;
- право на каникулы;
- право на занятиях в кружках и секциях;
- право на общение друг с другом;
- право на помощь в учёбе.
Школьник не имеет права:
- опаздывать без уважительной причины;
- не выполнять домашнего задания;
- плохо учиться;
- пропускать уроки без уважительной причины;
- врать старшим;
- обижать младших и своих сверстников;
- драться;
- молчать если его обижают.
Так появилась Всеобщая декларация прав человека, которая принята Организацией Объединённых Наций в 1948 году, а в 1989 году – принята Конвенция о правах ребёнка. Республика Казахстан присоединилась к этой Конвенции в 1994 году. В этих главных документах о правах ребёнка говориться, что каждый ребёнок имеет право на жизнь, имя, гражданство, заботу родителей независимо от расы, цвета кожи, пола.
Согласно определению, данному в Конвенции, «Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста».
Давайте познакомимся со статьями Декларации и ответим на вопросы. (Книга «Твои права» дискуссия)
Прочитав любую сказку, любой рассказ, роман или повесть, просмотрев любой художественный фильм или спектакль, можно поразмышлять о нарушении или торжестве каких Прав Человека в них идёт речь. Потому что нет ни одного произведения, где так или иначе не затрагивались права человека.
А сейчас я предлагаю разбиться на две команды. Я буду рассказывать эпизоды из сказок, а вы должны правильно выбрать и показать ту карточку, где описано, какое право ребёнка нарушено.
1. Была зима. Шёл январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.
Люди сидели в домах и топили печки.
В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метёт вьюга, а потом вернулась к тёплой печке и сказала падчерице:
- Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников.
Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает её в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники! Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их не ищи. Только пропадёшь в лесу, увязнешь в сугробах.
А сестра говорит ей:
- Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет! Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.
Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.
(С. Маршак «Двенадцать месяцев» нарушено право ребёнка на заботу родителей)
2. С первых же дней мачеха стала обижать девушку. Она плохо одевала и кормила её и заставляла делать самую тяжёлую работу. Девушка и полы подметала, и посуду мыла, и бельё стирала. Спала она на чердаке под самой крышей, на полу, на соломенной подстилке, а сёстры её жили в тёплых, светлых комнатах и спали на чистых постелях под шёлковыми одеялами.
Окончив работу, бедная девушка садилась возле камина, у ящика с золой.
Однажды молодой королевич устроил бал и пригласил к себе всех богатых людей. Девушкины сёстры тоже получили приглашение.
Когда она причёсывала сестёр, они говорили ей:
- А, что, хотелось бы тебе поехать на бал?
- Ах, сестрицы, вы всё смеётесь надо мной!
- Ха-ха-ха! – смеялись сёстры. – Вот было бы весело, если бы ты и в самом деле пришла на бал в своём грязном платье!
Наконец сёстры сели в карету и уехали.
Девушка долго смотрела им вслед, а потом принялась плакать.
(Ш.Перро «Золушка» нарушено право на отдых, игры)
3. На площади собралось много детей. Те, что были посмелее, привязывали свои санки к большим крестьянским саням и катили до самых городских ворот.
И вот в самый разгар катанья, неизвестно откуда, появились большие белые сани. Того, кто сидел в них, совсем нельзя было разглядеть – белая меховая шапка была надвинута до самых бровей, воротник белой меховой шубы поднят до самых глаз. Сани неторопливо объехали вокруг площади два раза. Мальчик привязал к ним свои санки, и вдруг большие сани понеслись быстрей ветра.
Несколько раз пытался мальчик отвязать свои санки, но стоило ему взяться за верёвку – человек в белой шубе кивал ему, и он ехал дальше.
Наконец они выехали за городские ворота. Мальчик на ощупь распутал верёвку, которой были связаны сани, но его маленькие санки точно приросли к большим саням и вихрем неслись всё дальше и дальше.
Мальчик громко закричал, но ему никто не отозвался. Снег валил, санки мчались, то ныряя в сугробах, то прыгая через изгороди и канавы.
Вдруг большие сани остановились, и тот, кто сидел в них, встал во весь рост. Это была высокая, статная, величавая женщина в ослепительно белой шубе и шапке из чистого снега. Поцелуй её был холоднее льда. И он позабыл и соседскую девочку, и бабушку, и всех домашних.
В тот же миг они взвились на чёрное облако.
Женщина жила среди вечных снегов и нетающих льдин. Метели возвели стены её чертогов, буйные ветры пробили в них двери. На самой середине замёрзшего озера стоял ледяной трон.
(Г.Х. Андерсен «Снежная королева» нарушено право ребёнка: жить со своими родителями)
4. Два храбрых братца пошли гулять.
По дороге они пели и плясали. А когда вошли в лес, то так расшумелись, что разбудили волка, который спал под сосной.
И вдруг они увидели настоящего живого волка!
Волк приготовился к прыжку, щелкнул зубами, моргнул правым глазом, но поросята вдруг опомнились и, визжа на весь лес, бросились наутёк.
Сверкая пятками и поднимая тучи пыли, поросята неслись каждый к своему дому.
Ниф-Ниф первый добежал до своей соломенной хижины и едва успел захлопнуть дверь перед самым носом волка.
Волк начал дуть: «Ф-ф-ф-у-у-у!»
С крыши дома слетали соломинки, стены дома тряслись.
Волк ещё раз глубоко вздохнул и дунул во второй раз: «Ф-ф-ф-у-у-у!»
Когда волк дунул в третий раз, дом разлетелся во все стороны, как будто на него налетел ураган.
Но Ниф-Ниф ловко увернулся и бросился бежать. Через минуту он был уже у двери Нуф-Нуфа.
Волк принялся дуть. Дом немного покосился. Волк дунул второй, потом третий, потом четвёртый раз.
С крыши слетали листья, стены дрожали, но дом всё ещё стоял.
И, только когда волк дунул в пятый раз, дом зашатался и развалился.
В ужасе бросились поросята бежать. Братья мчались к дому Наф-Нафа.
Волк нагонял их огромными скачками. Но ему опять не повезло. Брат быстро впустил их в дом.
(С. Михалков «Три поросёнка» нарушено право жить в своём доме и чувствовать себя хозяином)
5. Девочка дёрнула за верёвочку, дверь отворилась.
Когда она вошла, Волк закрылся одеялом до самого носа, чтобы девочка его не узнала, и говорит:
- Поставь горшочек масла да пирожок и полежи со мной, отдохни с дороги!
Девочка легла рядом с Волком и говорит:
- Бабушка, какие у вас длинные руки!
- Это, внучка, чтобы получше обнимать тебя.
- Бабушка, какие у вас большие уши!
- Это, внучка, чтобы получше слышать тебя.
- Бабушка, какие у вас большие глаза!
- Это, внучка, чтобы получше видеть тебя.
- Бабушка, какие у вас большие зубы!
- Это для того, чтобы съесть тебя.
С этими словами Волк бросился на девочку и проглотил её.
(Ш. Перро «Красная шапочка» нарушено право ребёнка на жизнь и свободу)
6. Злой колдун обманом похитил девушку и увёз её далеко на остров.
Джигит Байсерэ пошёл искать красавицу и увидел дом, в котором была девушка, прикованная цепью к стене.
(Казахская народная сказка «Айгуль» нарушено право: никто не должен содержаться в рабстве)
7. Однажды Алдару – Косе пожаловался бедный сосед. По его словам он уже два года пас байский скот. И был у них уговор: если бедняк не исполнит воли бая и поступит ему наперекор, то бай вправе прогнать его в любое время, не оплатив за труд. Этим уговором ловко пользовался хитрец. Бедняки по нескольку месяцев задарма пасли его скот, а бай за надуманную провинность прогонял их со двора.
- А другого уговора не было? – полюбопытствовал у соседа Алдар.
- Было ещё одно условие, – ответил бедняк. – Если бай по какому–либо поводу выйдет из себя и начнёт кричать на работника, тот вправе забрать половину поголовья.
- О! Это прекрасно! Теперь–то я найду способ проучить плута.
(Алдар Косе защита прав бедных)
8. Тут появился перед ними сам Бармалей и, размахивая саблей, закричал:
- Эй вы, мои верные слуги! Возьмите этого глупого доктора со всеми его глупыми зверями и посадите в тюрьму, за решётку! Завтра я разделаюсь с ними!
Подбежали слуги Бармалея, схватили доктора, схватили Крокодила, схватили всех зверей и повели их в тюрьму. Они бросили своих пленников в тюрьму, и лохматый старик запер их там на ключ.
А ключ отдал Бармалею. Бармалей унёс его и спрятал у себя под подушкой.
Свинка захрюкала, собака завыла. А крокодил заплакал такими большими слезами, что на полу сделалась широкая лужа.
(К. Чуковский «Доктор Айболит» жестокое, бесчеловечное обращение)
( Подводятся итоги. Награждаются победители.)
Ведущий (Библиотекарь):
А теперь я прошу вас всех встать, повернуться лицом друг к другу, протянуть ладошку другому и пожать её.
Я с вами не прощаюсь, а говорю до свидания!