Около 15 лет назад в Японии обнаружили новую болезнь — компьютерная эпилепсия. Такой диагноз ставят детям дошкольного возраста. Врачи установили, что увлеченность компьютерными играми и многочасовые бдения у компьютера влияют на психику. Дети часто находятся в состоянии раздражения. Иногда их поведение в быту становится агрессивным.
Малыши часто испытывают головную боль, вплоть до рвоты.
Были зафиксированы случаи, когда дети теряли сознание. В Японии дети с такими симптомами несколько лет находятся под наблюдением врачей.
Как пояснили специалисты, на уровне физиологии это выглядит следующим образом. В пределах нервной системы действуют процессы возбуждения и торможения, которые обуславливают друг друга. Когда постоянно поступают сигналы возбуждения, а процессы торможения не успевают справляться с ними, у ребенка возникает невроз. Одновременно усиливается давление на сердечно-сосудистую систему. Часто подобный синдром случается и у учащихся начальных классов и подростков 13-15 лет. Врачи рекомендуют проводить дошкольникам не более сорока минут в день у компьютера во избежание серьезных последствий для ребенка. Это в Японии. Но не все благополучно и у нас.
Врачи опасаются проявлений синдрома компьютерной эпилепсии у приморских дошкольников. Родителей просят быть внимательными к виртуальному досугу своих детей. Быстро сменяющиеся световые кадры отрицательно действуют на нервную систему. В группе риска находятся те, кто родился недоношенным, перенес родовую травму или внутриутробную гипоксию. Как передает корреспондент РИА "Дейта" об этом в ходе пресс-конференции во Владивостоке сообщила семейный психолог, сотрудник Института клинической психиатрии и психологии Людмила Миргородская.
"Позволять дошкольнику проводить три часа за компьютером — это откровенно рисковать. Нагрузка распространяется не только на спину, позвоночник и мышцы, но и на головной мозг. Ребенок возбуждается и его непросто вывести из этого состояния. На этой почве у детей возникают нервные заболевания", — отметила психолог.
Ученикам младших классов настоятельно не рекомендуется проводить перед компьютером больше 10 минут в день. В средней школе — более 20 минут, а старшеклассникам — дольше получаса. Об этом читателям MedPulse рассказал главный офтальмолог Минздравсоцразвития, директор Московского научно-исследовательского института глазных болезней имени Гельмгольца профессор Владимир Нероев.
Детский глаз еще не сформировался
Несмотря на массовую компьютеризацию российских школ, подобные санитарные нормы вряд ли будут пересматриваться. Но проблема даже не в том, что обязательные уроки информатики длятся дольше предписанных норм. Просто выросло уже целое поколение школьников, которые проводят все свое свободное время исключительно за мониторами.
Согласно санитарно-эпидемиологическим нормам, учащиеся 1-4-х классов могут проводить перед компьютером не более 10 минут, с 5 по 7-й класс разрешенный период увеличивается до 15 минут, с 7 по 9-й класс — до 20 минут. Старшеклассникам разрешено смотреть в монитор не более 30 минут на первом уроке и не более 20 — на втором.
Такие нормативы установлены неспроста. "Чем младше человек, тем более его глаза подвержены вреду от компьютера, — подчеркнул профессор Нероев. — У маленьких детей в первую очередь развивается близорукость. Глаз еще не сформировался, а постоянное мелькание на мониторе и зрительное напряжение вредит его формированию. Достаточно посмотреть на школьников и студентов в высокотехнологичной Японии — большинство ходят в очках". В российских школах уроки по 10 минут, как ни крути, не введут даже для первоклашек. Однако педагоги говорят, что это и не нужно.
Первый урок — по здоровью глаз
По словам Владимира Нероева, если на такие факторы, как наследственность, экология, приобретенные или врожденные заболевания глаза, накладывается еще и повышенная зрительная нагрузка, то это может привести к появлению заболеваний или резкому прогрессированию уже имеющихся глазных недугов. Последствия могут быть ужасными — вплоть до слабовидения и слепоты. Опасения более чем справедливые, учитывая массовую компьютеризацию школ, курс на которую последние несколько лет держит правительство страны.
Примечательно, что самый первый урок 1 сентября 2011 года был посвящен во всех московских школах как раз компьютерам и информационным технологиям. Кроме того, с этого учебного года в образовательных учреждениях ряда регионов начнут внедрять электронные учебники, дневники и классные журналы. Также будет усилена работа по проведению в школы высокоскоростного Интернета и обновлению "компьютерного парка" классов. В частности, мэр Москвы Сергей Собянин недавно заявил о намерении "избавить школы от рухляди", увеличить количество компьютеров с восьми до 20 на сотню учеников, обеспечить всех первоклашек ПК. Кроме того, столичные педагоги этой осенью получат более 10 тыс. ноутбуков. Одной только техники для столичных школ будет приобретено на 270 млн. рублей, а программное обеспечение для них обойдется в 40 млн. рублей.
Нужны ли электронные учебники?
Сторонники компьютеризации школ считают, что негативных последствий не будет. Электронные учебники требуют дополнительного источника освещения, так что портить глаза, читая в темноте, не получится чисто физически. Кроме того, школьникам теперь будет достаточно взять один учебник с разными электронными "начинками" вместо десяти кило "макулатуры". "При этом режим дня надо организовать так, чтобы ребенок не смотрел в экран монитора целый день", — говорит профессор Нероев.
Впрочем, эксперты отмечают, что у цифровых букварей есть и недостатки. Бумажные учебники учат детей работать с книгой, прививают опрятность, аккуратность, поисковые навыки и развивают память. Электронные учебники, по словам эксперта, такую воспитательную функцию практически не выполняют.
Источник: medpulse.ru