-
7-8 месяцев, но он по-прежнему не реагирует на речь, адресованную ему, а также не поворачивает голову, когда вы называете его имя.
-
12 месяцев, но кроха не употребляет в своей речи от 8 до 10 коротких слов, типа «мама», «папа», «баба», «ням», «ав-ав».
-
2 года, но он совсем не разговаривает, общается жестами.
-
2,5 года, но ребенок не умеет объединять слова в небольшие фразы, типа «дай пить».
-
3 года, но он неточно воспроизводит элементарные ритмы, не может выполнять обычные артикуляционные движения (высунуть по просьбе язык, например), не научился глотать слюну.
-
3-4 года, но малыш сокращает длинные слова, искажая их до неузнаваемости; переставляет слоги в слове; произносит не слова, а лишь отдельные слоги; не выговаривает слова полностью, до конца; неправильно произносит звуки, путает их; не делает паузы между словами и фразами.
-
5 лет, но дошкольник не может составить простое предложение, описывая картинку; у него не получается установить во время рассказа последовательность действий (просто перечисляет предметы); не пытается составлять грамматически правильные предложения, в которых слова должны быть согласованы (род, число, падеж); не использует в речи союзы и предлоги.
-
Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
-
«Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).
-
Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки)
-
Разрезные картинки из двух и более частей.
-
Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
-
Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.
-
Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ), ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕРЕЧИ (ПРИЛОЖЕНИЕ К КАРТЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ОТ 4 до 7 ЛЕТ)
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
- Исследование слухового внимания
- Дифференциация звучащих игрушек (бубен, погремушка, дудочка, гармоника)
Ребенок стоит около стола, на котором есть бубен, погремушка, дудочка, гармоника.
Инструкция: «Послушай, как звучат эти предметы. (Логопед демонстрирует.) Сейчас ты отвернешься и постараешься отгадать, какой инструмент звучал».
Оценка:
3 балла – не допускает ошибок;
2 балла – путает звучание игрушек, допущена 1 ошибка;
1 балл – допущено 2 – 3 ошибки;
0 баллов – допущено 4 и более ошибок.
- Определение направления звука (звучащей игрушки)
Ребенок стоит в центре кабинета логопеда с завязанными глазами.
Инструкция: «Послушай, где прозвучала погремушка. Покажи это место рукой.»
Оценка:
3 балла – не допускает ошибок;
2 балла – путает только «вверху-внизу», либо «слева-справа» или допустил 1 любую ошибку;
1 балл – допущено 2 – 3 ошибки;
0 баллов – допущено 4 и более ошибок.
1.2. Восприятие и воспроизведение ритма
Ребенок сидит за столом, держит в руке карандаш.
Инструкция: «Мы поиграем в игру «Эхо». Прилетел дятел в лес и начал клювом стучать по дереву (--..). А эхо отвечает (--..)». Логопед стучит карандашом по столу, ребенок повторяет предложенный ритм.
Оценка:
3 балла – правильно воспроизводит все варианты ритма;
2 балла – неправильно воспроизводит 1 ритмический рисунок;
1 балл – неправильно воспроизводит 2-3 ритмических рисунка:
0 баллов – неправильно воспроизводит 4 и более ритмических рисунка.
1.3. Зрительное восприятие
- Восприятие цвета
Логопед показывает ребенку «волшебный» цветок.
Инструкция: «Помоги мальчику Пете вспомнить названия всех цветов, а то девочка Аня его совсем запутала. Покажи, где синий цвет. Покажи, где красный цвет. И т.д.
Оценка:
3 балла – задание выполнено без ошибок;
2 балла – допущена 1 ошибка;
1 балл – допущено 2-3 ошибки;
0 баллов – допущены 4-5 и более ошибок.
1.4.Зрительно-пространственный гнозис и праксис
- Схема тела
Инструкция: «Покажи правую (левую) руку. Покажи правую (левую) ногу. Покажи правый (левый) глаз. Покажи правое (левое) ухо. Возьмись правой рукой за левое ухо. Возьмись левой рукой за правое ухо.
Оценка:
3 балла – задание выполнено без ошибок;
2 балла – допущена 1 ошибка;
1 балл – допущено 2-3 ошибки;
0 баллов – допущено 4 и более ошибок.
- Зрительная ориентировка в пространстве
Инструкция: «Покажи предметы, которые находятся справа( слева, вверху, внизу, впереди, сзади).
Оценка:
3 балла – задание выполнено без ошибок;
2 балла – допущена 1 ошибка;
1 балл – допущено 2-3 ошибки;
0 баллов – допущено 4 и более ошибок.
- Конструктивный праксис
Инструкция: «Эта картинка разрезана на части. Попробуй ее сложить, чтобы получилась целая».
Оценка:
3 балла – складывает картинку без ошибок;
2 балла – может сложить с помощью опорной картинки;
1 балл – складывает прямо на опорной картинке;
0 баллов – не может сложить картинку или складывает с ошибками.
- Динамический праксис
Инструкция: «Сделай правой рукой:кулак-ладонь-ребро. Сделай левой рукой: кулак-ладонь-ребро. Выполняй движения по порядку: правая руке – ладонь, левая рука – кулак; правая рука – кулак, левая рука – ладонь».
Оценка:
3 балла – задание выполнено без ошибок;
2 балла – допущена 1 ошибка;
1 балл – допущено 2-3 ошибки;
0 баллов – допущено 4 и более ошибок;
1.5. Состояние ручной моторики
- 4 года
Инструкция: «Покажи попугая (первый и второй пальцы сложены в кольцо), посчитай пальцы на правой руке, на левой руке, на обеих руках сразу. Нарисуй заборчик, дорожку, кружок. Помоги кукле расстегнуть кофту, застегнуть пальто».
- 5 лет
Инструкция: «Покажи козу на левой руке, на правой руке, на обеих руках сразу. Поиграй на пианино. Нарисуй дорожку, дорисуй забор. Нарисуй человека. Помоги застегнуть и расстегнуть пуговицы, завязать и развязать шнурки».
- 6 лет
Инструкция: «Покажи корову на правой руке, на левой руке, на обеих руках сразу. Поиграй на пианино. Нарисуй дорожку, волны в море, облако, человека, дорисуй забор. Помоги застегнуть и расстегнуть пуговицы, завязать и развязать шнурки».
Оценка:
3 балла – точно и правильно выполнены все задания;
2 балла – не выполнено или задание выполнено неточно , или отмечается наличие синкинезий;
1 балл – не выполнено 2-3 задания;
0 баллов – не выполнено 4 и более заданий.
1.6. Состояние общей моторики
Инструкция: «Я буду считать, а ты сжимай мячик правой (левой ) рукой; попади мячиком в корзинку; кидай мне мячик быстро (медленно); Возьми мячик в правую (левую руку); Сожми мячик сначала правой рукой, затем левой рукой, опять правой рукой и т.д.
Оценка:
3 балла – точно и правильно выполнил все задания;
2 балла – не выполнил или выполнил неточно задание или отмечается наличие синкинезий;
1 балл – не выполнил 2-3 задания;
0 баллов – не выполнил 4 и более заданий.
- СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Обследование осуществляется общепринятым методом.
Оценка:
3 балла – нет ошибок;
2 балла – нарушена 1 группа звуков;
1 балл – нарушены 2-3 группы звуков;
0 баллов – нарушены 4 и более групп звуков.
3.ПОДВИЖНОСТЬ АРТИКУЛЯТОРНОГО АППАРАТА
Инструкция: «Подними брови (удивись); нахмурь брови (рассердись); прищурь оба глаза; надуй (втяни щеки); Выполни упражнения: «Улыбка-трубочка», «Покажи зубки (оскал)»; Сделай губками «тпру»; Покажи широкий (узкий)язычок; Подними (опусти) кончик языка за верхние (нижние)зубки; Покачай язычок влево-вправо; Цокай как лошадка».
4 года: 3 раза выполнить движения и упражнения;
5-6 лет: 5 раз выполнить движения и упражнения;
Оценка:
3 балла – точно и правильно выполнил все задания;
2 балла – не выполнил или выполнил неточно задание или отмечается наличие синкинезий;
1 балл – не выполнил 2-3 задания;
0 баллов – не выполнил 4 и более заданий.
4.ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ
Обследование осуществляется общепринятым методом.
Оценка:
3 балла – все параметры – норма, использует все виды интонаций;
2 балла – все параметры имеют различные особенности, использует 2 вида интонаций;
1 балл – все параметры имеют различные особенности, использует 1 вид интонаций;
0 баллов – все параметры имеют различные особенности, речь интонационно не окрашена.
5.ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО – СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
Инструкция: «Я буду говорить тебе слова, а ты послушай и постарайся за мной их повторить». (Аналогично проговариваются предложения.)
Оценка:
3 балла – все слова и предложения воспроизводятся без ошибок (не учитываются ошибки, связанные с нарушением звукопроизношения);
2 балла – допускает ошибки в предложениях;
1 балл – допускает ошибки в словах и предложениях;
0 баллов – речь невнятная.
6.СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (слухо-произносительной дифференциации звуков речи)
- Повторение слогов с оппозиционными звуками
Инструкция: «Давай поиграем в игру «Эхо». Я буду произносить разные звуки, а ты за мной повторяй». Ребенку предлагается повторить слоги с оппозиционными звуками.
Оценка:
3 балла – воспроизводит слоги без ошибок;
2 балла – неправильно воспроизводит 1 столбик слогов;
1 балл – неправильно воспроизводит 2-3 столбика слогов;
0 баллов – неправильно воспроизводит все слоги.
- Дифференциация оппозиционных звуков в словах
Инструкция: «Покажи картинку, на которой нарисована трава, а теперь ту, на которой нарисованы дрова». Так ребенку предлагаются все пары картинок.
Оценка:
3 балла – задание выполнено без ошибок;
2 балла – допущено 1-2 ошибки;
1 балл – допущено 3-4 ошибки;
0 баллов – неправильное выполнение 5 и более заданий.
7.СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
-Определение наличия заданного звука в слове
Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе слова. Если в слове замычит корова (м-м-м-м), подними флажок».
Оценка:
3 балла – все задания серии выполнены правильно;
2 балла – неправильно выполнено 1-2 задания;
1 балл – неправильно выполнены 3-4 задания;
0 баллов – неправильно выполнены 5 и более заданий.
-Выделение ударного гласного звука в начале слова
Инструкция: «Назови первый звук в словах: Аня, аист, осы, утки и т.д.»
Оценка:
3 балла – все задания серии выполнены правильно;
2 балла – неправильно выполнено 1-2 задания;
1 балл – неправильно выполнены 3-4 задания;
0 баллов – неправильно выполнены 5 и более заданий.
-Определение первого согласного звука и последнего согласного звука в слове
Инструкция: «Скажи, какой первый звук в слове «мак»? и т.д.»; «Скажи, какой последний звук в слове «дом»? и т.д.»
Оценка:
3 балла – все задания серии выполнены правильно;
2 балла – неправильно выполнено 1-2 задания;
1 балл – неправильно выполнены 3-4 задания;
0 баллов – неправильно выполнены 5 и более заданий.
- Определение последовательности звуков в слове
Инструкция: «Послушай слово «мак». Какой первый звук ты слышишь? Какой второй звук? Какой последний звук в этом слове?»
Оценка:
3 балла – сделан правильный анализ всех слов;
2 балла – сделан правильный анализ 3 слов;
1 балл – сделан правильный анализ 1-2 слов;
0 баллов – анализ слова сделать не может или выполняет все задания с ошибками.
- Определение количества звуков в словах
Инструкция: «Сколько всего звуков в слове?» Ребенок называет звуки и загибает пальцы.
Оценка:
3 балла – сделан правильный синтез всех слов;
2 балла – сделан правильный синтез 3 слов;
1 балл – сделан правильный синтез 1-2 слов;
0 баллов – синтез слова сделать не может или выполняет все задания с ошибками.
8.ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ (импрессивной речи)
-Объем словаря
Инструкция: «Постарайся запомнить, что я скажу, и выполни мою команду». «Покажи, где кукла. И т.д.». «Посади куклу, мишку и т.д.».
Оценка:
3 балла – все задания серии выполнены правильно;
2 балла – правильно выполнены 3 задания серии;
1 балл – правильно выполнено 1-2 задания серии;
0 баллов – не выполнил ни одного задания серии или путает картинки, действия.
-Словоизменение
Инструкция: «Покажи, где стол. Покажи, где столы». «Покажи, где находится ложка (в стакане, на стакане и т.д.)»
Дети 4-5 лет употребляют предлоги «в», «на», «над», «под», «за». Дети 6 лет употребляют предлоги «под», «за», «из-под», «из-за», «около», «перед».
Оценка:
3 балла – все задания серии выполнены правильно;
2 балла – правильно выполнены 3 задания серии;
1 балл – правильно выполнено 1-2 задания серии;
0 баллов – не справился ни с одним заданием или путает картинки.
-Словообразование
Инструкция: «Покажи, где виноград. Покажи, где виноградинка. Покажи бусы. Покажи бусинку. Покажи картинку, на которой девочка входит (переходит, подходит, уходит, заходит)».
Оценка:
3 балла – показывает все картинки без ошибок;
2 балла – допущено не более 1 ошибки в каждой серии или только в одной серии;
1 балл – допущено не более 2-3 ошибок в каждой серии или только в одной серии;
0 баллов – допущено 4 и более ошибок в каждой серии или только в одной серии.
-Понимание словосочетаний и простых предложений
Инструкция: «Покажи ключом карандаш, ключ карандашом». «Покажи, где на картинке хозяин собаки. Покажи, где на картинке собака хозяина и т.д.».
Оценка:
3 балла – выполняет все задания без ошибок;
2 балла – допущена 1 ошибка;
1 балл – допущено 2-3 ошибки;
0 баллов – все задания выполнены с ошибками.
-Понимание простых распространенных предложений
Инструкция: «Покажи картинку, на которой девочка рвет цветы (девочка играет в мячик, девочка убирает комнату).
Оценка:
3 балла – выполняет все задания без ошибок;
2 балла – допущена 1 ошибка;
1 балл – допущено 2 ошибки;
0 баллов – все задания выполнены с ошибками.
-Понимание вопросительных предложений
Инструкция: «Посмотри на картинку: Кого ловит девочка? Чем девочка ловит бабочку? Кто ловит бабочку?».
Оценка:
3 балла – на все вопросы отвечает правильно;
2 балла – допущена 1 ошибка;
1 балл – допущено 2 ошибки;
0 баллов – на все вопросы отвечает неправильно или вообще затрудняется ответить.
-Понимание связной речи
Инструкция: «Послушай внимательно рассказ. Постарайся запомнить, что я тебе расскажу».
После чтения рассказа логопед задает ребенку вопросы по тексту.
Оценка:
3 балла – ответил на все вопросы правильно;
2 балла – допущена 1 ошибка;
1 балл – допущено 2-3 ошибки;
0 баллов – не понял содержания.
9.ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
1.Состояние активного словаря
-Номинативный словарь
Инструкция: «Посмотри и назови картинки, которые ты знаешь». Логопед предлагает ребенку не менее 6 картинок по каждой лексической теме. Детям 5-6 лет, после называния картинок, задается дополнительный вопрос: «Как ты думаешь, какие картинки художник мог здесь еще нарисовать?»
Оценка:
4 года
3 балла – правильно названы 6 картинок;
2 балла – допущена 1 ошибка или затрудняется назвать 1 картинку;
1 балл – допущено 2 ошибки или затрудняется назвать 2 картинки;
0 баллов – допущено 3 и более ошибок или затрудняется назвать 3 и более картинок.
5-6 лет
3 балла – правильно названы 6 картинок, самостоятельно подбирает 2-4 слова по теме;
2 балла – правильно названы 6 картинок, самостоятельно подобрать слова не может;
1 балл – допущена 1 ошибка или затрудняется назвать 1 картинку;
0 баллов – допущено 2 и более ошибок или затрудняется назвать более 2 картинок.
-Обобщающие понятия
Инструкция: «Посмотри на картинки и подумай, как их можно назвать одним словом».
(Примечание: номинативный словарь и обобщающие понятия можно обследовать параллельно.)
Оценка:
3 балла – названы без ошибок все предложенные обобщающие понятия;
2 балла – названы с ошибкой 1-2 обобщающих понятия или затрудняется назвать 1-2 понятия;
1 балл – названы с ошибкой 3-4 обобщающих понятия или затрудняется назвать 3-4 понятия;
0 баллов – названы с ошибкой 5 и более обобщающих понятий или затрудняется назвать 5 обобщающих понятий.
-Существительные, обозначающие части тела, части предметов
Инструкция: «Расскажи Незнайке, какие существуют части тела; какие части есть у предметов».
Оценка:
3 балла – правильно названы все части тела и всех предметов;
2 балла – из всех предметов, представленных на картинках, названы с ошибкой 1-2 их части или затрудняется назвать 1-2 части;
1 балл – из всех предметов, представленных на картинках, названы с ошибкой 3-4 их части или затрудняется назвать 3-4 части;
0 баллов – из всех предметов, представленных на картинках, названы с ошибкой 5 и более их частей или затрудняется назвать 5 и более их частей.
-Предикативный словарь
4 года
Инструкция: «Посмотри внимательно на животных, которые нарисованы на картинках. Давай покажем Незнайке, кто как голос подаёт». Ребенок имитирует голоса животных. Затем логопед предлагает ребенку ответить на вопросы по предложенным картинкам.
5 лет
Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, кто как передвигается». Ребенку дается время для обдумывания ответа. Затем логопед его спрашивает: «Подумай, что ты делаешь в течение дня?».
6 лет
Инструкция: «Я буду называть животных, а ты постарайся ответить на вопрос: «Кто какие звуки издаёт?». Ребёнок выполняет задание. Затем логопед предлагает следующее задание: «Посмотри на картинки. Здесь нарисованы люди разных профессий. Назови эти профессии (повар, врач, почтальон). Кто что делает?».
Оценка:
3 балла – правильно выполнены все задания;
2 балла – при выполнении заданий допущена 1 ошибка;
1 балл – при выполнений заданий допущено 2 ошибки;
0 баллов – при выполнении заданий допущено 3 и более ошибок.
- Атрибутивный словарь
Инструкция: «Посмотри на «волшебный цветок». У него все лепестки разного цвета. Назови и покажи цвета, которые ты знаешь». Если ребенок не понял инструкцию, то логопед показывает на каждый лепесток и спрашивает: «Какого цвета этот лепесток?»
Оценка:
3 балла – названы и показаны цвета без ошибок;
2 балла – допущена 1 ошибка;
1 балл – допущено 2-3 ошибки;
0 баллов – допущено более 3 ошибок.
- Назвать форму (образование прилагательных)
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Назови предмет и скажи, какой он по форме».
Оценка:
3 балла – задание выполнено без ошибок;
2 балла – допущена 1 ошибка;
1 балл – допущено 2 ошибки;
0 баллов – допущено 3-4 ошибки.
- Подбор антонимов
Инструкция: «Давай поиграем в игру «Наоборот». Я буду называть слово, а ты постарайся ответить наоборот, например: «высоко – низко».
Оценка:
3 балла – задание выполнено без ошибок;
2 балла – допущено 1-3 ошибки;
1 балл – допущено 4-6 ошибок;
0 баллов – допущено 7 и более ошибок.
2. Состояние словоизменения
- Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа
Инструкция:«Посмотри на картинки. Здесь Незнайка нарисовал один предмет, а тут – много предметов. Я буду называть картинку, где предмет один, а ты будешь называть ту картинку, где таких предметов много. Например: «Это стол – это (что?) столы».
Оценка:
3 балла – задание выполнено без ошибок;
2 балла – допущена 1 ошибка;
1 балл – допущено 2-3 ошибки;
0 баллов – допущено более трех ошибок.
- Употребление существительных в косвенных падежах
На столе лежит карандаш и сидит кукла.
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и ответь на мой вопрос: «Что есть (нет)у тебя в руке?». Возьми в руки куклу и ответь на вопрос: «Что есть(нет) у тебя в руках?». «Нарисуй любой предмет карандашом. Ответь на вопрос: «Чем ты рисуешь?». Посмотри на картинку и ответь на вопрос: «Чем пишет папа?».
- Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных
Инструкция: «Девочка и мальчик нарисовали картинки. Посмотри, у девочки получился один шар, а у мальчика много чего? – шаров». Далее логопед дает задания ребёнку по аналогии с образцом.
Оценка:
3 балла – задания выполнены без ошибок;
2 балла – допущена 1 ошибка;
1 балл – допущено 2-3 ошибки;
0 баллов – допущено 4 и более ошибок.
- Согласование прилагательных с существительными в единственном числе
Инструкция: «Раскрась цветными карандашами предметы, которые нарисовал Незнайка. Помоги Незнайке: «Какого цвета получился шар?». Далее логопед даёт задания ребенку по аналогии с образцом.
Оценка:
3 балла – задание выполнено без ошибок;
2 балла – допущена 1 ошибка;
1 балл – допущено 2-3 ошибки;
0 баллов – допущено 4 и более ошибок.
- Употребление предложно-падежных конструкций
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Скажи, где спит собака? Где сидит ворона?». Аналогичные вопросы задаются по другим картинкам.
Оценка:
3 балла – задание выполнено без ошибок, все предлоги употреблены правильно;
2 балла – неверно употребляет 1 предлог;
1 балл – неверно употребляет 2-3 предлога;
0 баллов – неверно употребляет 4 и более предлогов.
- Употребление словосочетаний – числительных 2 и 5 с существительными
Инструкция: «Сосчитай одинаковые предметы на картинке. Считать будем так: «Один дом, два (чего?) …, три …, четыре …, пять (чего?) …». Далее, если ребенок понял задание и умеет считать, то он продолжает считать предметы самостоятельно. Если ребенок не понял задание или не умеет считать, логопед продолжает помогать ему.
Оценка:
3 балла – задание выполнено без ошибок;
2 балла – допущена 1 ошибка;
1 балл – допущено 2-3 ошибки;
0 баллов – допущено 4 и более ошибок.
3. Состояние словообразования
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Волшебник». Я буду называть большие предметы, а ты, как волшебник, будешь «превращать» их в маленькие. Предмет надо назвать ласково.
Оценка:
3 балла – задание выполнено без ошибок;
2 балла – допущена 1 ошибка;
1 балл – допущено 2-3 ошибки;
0 баллов – допущено 4 и более ошибок.
- Образование названий детёнышей животных
Инструкция: «Посмотри на картинку и помоги мамам найти своих детёнышей. Кто у кошки малыш? – котенок». Далее задание выполняется по аналогии.
Оценка:
3 балла – задание выполнено без ошибок;
2 балла – допущена 1 ошибка;
1 балл – допущено 2-3 ошибки;
0 баллов – допущено 4 и более ошибок.
- Образование относительных прилагательных
Инструкция: «Послушай внимательно и ответь на вопрос: «Если шкаф сделан из дерева, то он какой? – деревянный. На следующие вопросы ребенок отвечает по аналогии.
Оценка:
3 балла – задание выполнено без ошибок;
2 балла – допущено 1-2 ошибки;
1 балл – допущено 3-4 ошибки;
0 баллов – допущено 5 и более ошибок.
-Образование притяжательных прилагательных
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, чьи это вещи». Если ребенок не может ответить на вопросы, логопед задаёт ему наводящие вопросы: «Чья сумка у мамы? – мамина». На следующий вопрос ребенок отвечает по аналогии.
Оценка:
3 балла – задание выполнено без ошибок;
2 балла – допущена 1 ошибка;
1 балл – допущено 2-3 ошибки;
0 баллов – допущено 4 и более ошибок.
- Образование приставочных глаголов
Инструкция: «Посмотри, на всех картинках нарисован мальчик. Что он делает?». Если ребенок не может ответить, логопед задаёт вопросы: «Мальчик из дома (что делает?) … - выходит. Мальчик дорогу (что делает?) … - переходит и т.д.».
Оценка:
3 балла – правильно употребляет более 4 приставочных глаголов;
2 балла – правильно употребляет 4 приставочных глагола;
1 балл – правильно употребляет 2-3 приставочных глагола;
0 баллов – правильно употребляет 1 приставочный глагол или не употребляет вообще.
-Образование глаголов совершенного вида
Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, что мальчик делал и что сделал?». Если ребенок не может ответить, то логопед задаёт вопросы по каждой картинке. «Что делал мальчик? – Рисовал велосипед. – Что сделал мальчик? – Нарисовал велосипед». Далее логопед по аналогии задаёт вопросы ребенку.
Оценка:
3 балла – задание выполнено без ошибок;
2 балла – допущена 1 ошибка;
1 балл – допущено 2-3 ошибки;
0 баллов – допущено 4 и более ошибок.
10. СОСТОЯНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
- Пересказ
4-5-6 лет
Инструкция: «Послушай внимательно рассказ. Запомни его название. Затем ты постараешься пересказать его Незнайке».
Оценка:
3 балла – запомнил название рассказа, пересказ полный, логичный;
2 балла – не запомнил название рассказа; пересказал, допуская ошибки, и (или) пересказ неполный;
1 балл – самостоятельно не пересказал, отвечал на наводящие вопросы логопеда;
0 баллов – не мог ответить на вопросы логопеда.
- Рассказ по серии сюжетных картинок
5-6 лет
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Подумай и скажи, кто на них нарисован. Где эти герои были, что произошло потом, чем закончилась история? Постарайся дать рассказу название».
Оценка:
3 балла – дал название рассказу. Рассказ полный, последовательный, без аграмматизмов, включает в себя не менее 5-6 предложений;
2 балла – не смог дать название рассказу. Рассказ логичный, состоит из 3-4 простых предложений;
1 балл – не смог составить рассказ, отвечал на вопросы логопеда полными предложениями;
0 баллов – не смог составить рассказ, отвечал на вопросы логопеда односложно или не отвечал совсем.
Речевая карта
(для детей ФФНР и ФНР)
Фамилия и имя ребёнка
_________________________________________
Дата поступления на логопункт
______________________________________
Дата рождения
_______________________________________________________
Домашний адрес
____________________________________________________
Анамнез, данные о ходе речевого
развития __________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общее развитие
_____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общая и тонкая моторика, состояние артикуляционного
аппарата__________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
Общее звучание речи
____________________________________________________________________________________________________________________
Звукопроизношение
__________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Грамматический строй речи
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние словаря
____________________________________________________________________________________________________________________
Фонематический слух и анализ звукового состава слова
__________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Диагноз________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Динамика продвижения
Речевая карта
(для детей ОНР)
Фамилия и имя ребёнка _____________________________________
Дата поступления на логопункт ______________________________
Дата рождения ____________________________________________
Домашний адрес ___________________________________________
Откуда прибыл ребёнок __________________________________________________________
Анамнез_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общее развитие __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общая и тонкая моторика, состояние артикуляционного
аппарата__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Связная речь____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пересказ_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассказ по сюжетной картине
____________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
Описательный рассказ ___________________________________
Словарь_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Грамматический строй речи__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предложения________________________________________________________________________________________________________
Словоизменения______________________________________________________________________________________________________
Словообразование__________________________________________
Предлоги____________________________________________________________________________________________________________
Синтаксическая связь слов в словообразованиях и предложениях
__________________________________________________________
Общее звучание речи________________________________
Состояние и подвижность артикуляционного аппарата
____________________________________________________________________________________________________________________
Звукопроизношение_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фонематический слух ____________________________________________________________________________________________________________________
Звуковой анализ __________________________________________________________
__________________________________________________________
Звуко-слоговая структура слов ____________________________________________________________________________________________________________________
Заключение о состоянии речевого развития