Размер шрифта:
↑Наверх
Телефон доверия
8 71 82 31 84 16
email: sosh40@goo.edu.kz
Адрес: ул.Береговая, 60/1
318415, 318416, 318408
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
среда с 17.00 до 19.00 часов
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Советы родителям
Когда нужно обратиться к учителю-логопеду?
 
    В определенный момент неспособность ребенка дошкольного возраста выговаривать определенные звуки, коверканье слогов, небольшой словарный запас или неумение связно описывать картинку перестает быть возрастной нормой и начинает тревожить внимательных родителей. Благо, существуют специалисты, которые могут помочь решить проблемы с детской речью. Когда же нужно обратиться за помощью к логопеду?
Некоторые ошибочно полагают, что консультация логопеда бесполезна до тех пор, пока ребенку не исполнится 5 лет. На самом деле, к логопеду можно и нужно обращаться раньше. У ребенка может закрепиться автоматизм неправильного произношения, и тогда его придется переучивать, а не учить, а это намного сложнее и займет больше времени.
Итак, помощь специалиста нужна, если вашему ребенку:
  • 7-8 месяцев, но он по-прежнему не реагирует на речь, адресованную ему, а также не поворачивает голову, когда вы называете его имя.
  • 12 месяцев, но кроха не употребляет в своей речи от 8 до 10 коротких слов, типа «мама», «папа», «баба», «ням», «ав-ав».
  • 2 года, но он совсем не разговаривает, общается жестами.
  • 2,5 года, но ребенок не умеет объединять слова в небольшие фразы, типа «дай пить».
  • 3 года, но он неточно воспроизводит элементарные ритмы, не может выполнять обычные артикуляционные движения (высунуть по просьбе язык, например), не научился глотать слюну.
  • 3-4 года, но малыш сокращает длинные слова, искажая их до неузнаваемости; переставляет слоги в слове; произносит не слова, а лишь отдельные слоги; не выговаривает слова полностью, до конца; неправильно произносит звуки, путает их; не делает паузы между словами и фразами.
  • 5 лет, но дошкольник не может составить простое предложение, описывая картинку; у него не получается установить во время рассказа последовательность действий (просто перечисляет предметы); не пытается составлять грамматически правильные предложения, в которых слова должны быть согласованы  (род, число, падеж); не использует в речи союзы и предлоги.
Не бойтесь обращаться за помощью, даже если ребенок младше 2 лет. Ранняя консультация логопеда – неоценимая польза для родителей. Специалист проанализирует ситуацию и выявит проблему, обучит маму или папу приемам речевой компенсации, разработает специальный комплекс упражнений.
 
Как организовать логопедические  занятия дома
Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь.
Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.
  • Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
  • «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).
  • Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки)
  • Разрезные картинки из двух и более частей.
  • Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
  • Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.
  • Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.
 
 
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМА
 
1. Начните с внимательного изучения тетрадей Вашего ребенка и определения наиболее часто встречающихся у него ошибок.
2. Поговорите с ребенком, объясните ему, что теперь вы будете заниматься совсем иначе, что ошибки у него обязательно исчезнут, и очень скоро он сам это увидит. Основная цель такого разговора – успокоить ребенка и заинтересовать его предстоящей работой, вызвать у него искреннее желание писать без ошибок. Этот положительный эмоциональный настрой совершенно необходим, поскольку занятия по принуждению, при негативном отношении к ним со стороны ребенка не дают и не могут дать положительного результата.
3. Занимайтесь с ребенком обязательно ежедневно, но недолго. Определите заранее вместе с ним ту норму, которую ему предстоит выполнить (в количестве строк или минут и четко соблюдайте ее, никогда не требуя лишнего). Зная заранее о небольшом и вполне определенном объеме работы, ребенок спокойно возьмется за нее и постарается выполнить как можно лучше.
4. Проводите занятия таким образом, чтобы ребенок каждый раз имел возможность видеть их положительный результат, проявляющийся в полном отсутствии ошибок. Каждый раз обязательно похвалите за это ребенка, скажите ему, что «ошибки сдаются», и закончите занятия на оптимистической ноте, обусловленной уверенностью в успехе.
Поработав вместе с Вами 3 – 4 дня или даже целую неделю подряд достаточно настойчиво над одним и тем же правилом, ребенок полностью его усваивает  и обязательно перестанет делать ошибки на это правило. И тогда Вы спокойно перейдете к следующему правилу, периодически вспоминая уже пройденное.
Во всех случаях тренировочные упражнения лучше всего начинать с так называемых предупредительных диктовок, основной целью которых является предупреждение ошибочного написания слов на изучаемое правило. Для этого перед записью каждого «сомнительного» слова необходимо спрашивать ребенка, как он собирается это слово написать. В случае ошибочного ответа нужно еще раз обратится к правилу. И только по мере упрочения навыка правильного написания слов можно постепенно переходить к контрольным диктовкам и к упражнениям на вставку самим ребенком пропущенных букв.
Соблюдение именно такой последовательности в письменных упражнениях приучит ребенка думать, прежде чем писать, что исключит возможность проявления ошибок при письме. Только таким путем можно «приучить» его руку к правильному написанию слов, что в конечном итоге позволит довести навык правильного письма до автоматизма.
И помните, письменная речь – одна из форм существования языка, поэтому нужно помочь ребенку овладеть грамотным письмом, так как это залог успешного обучения в будущем.
 
 
 

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ), ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕРЕЧИ (ПРИЛОЖЕНИЕ К КАРТЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ОТ 4 до 7 ЛЕТ)

 

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

  1. Исследование слухового внимания

- Дифференциация звучащих игрушек (бубен, погремушка, дудочка, гармоника)

Ребенок стоит около стола, на котором есть бубен, погремушка, дудочка, гармоника.

Инструкция: «Послушай, как звучат эти предметы. (Логопед демонстрирует.) Сейчас ты отвернешься и постараешься отгадать, какой инструмент звучал».

Оценка:

3 балла – не допускает ошибок;

2 балла – путает звучание игрушек, допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2 – 3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

- Определение направления звука (звучащей игрушки)

Ребенок стоит в центре кабинета логопеда с завязанными глазами.

Инструкция: «Послушай, где прозвучала погремушка. Покажи это место рукой.»

Оценка:

3 балла – не допускает ошибок;

2 балла – путает только «вверху-внизу», либо «слева-справа» или допустил 1 любую ошибку;

1 балл – допущено 2 – 3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

1.2. Восприятие и воспроизведение ритма

Ребенок сидит за столом, держит в руке карандаш.

Инструкция: «Мы поиграем в игру «Эхо». Прилетел дятел в лес и начал клювом стучать по дереву (--..). А эхо отвечает (--..)». Логопед стучит карандашом по столу, ребенок повторяет предложенный ритм.

Оценка:

3 балла – правильно воспроизводит все варианты ритма;

2 балла – неправильно воспроизводит 1 ритмический рисунок;

1 балл – неправильно воспроизводит 2-3 ритмических рисунка:

0 баллов – неправильно воспроизводит 4 и более ритмических рисунка.

1.3. Зрительное восприятие

- Восприятие цвета

Логопед показывает ребенку «волшебный» цветок.

Инструкция: «Помоги мальчику Пете вспомнить названия всех цветов, а то девочка Аня его совсем запутала. Покажи, где синий цвет. Покажи, где красный цвет. И т.д.

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущены 4-5 и более ошибок.

1.4.Зрительно-пространственный гнозис и праксис

-  Схема тела

Инструкция: «Покажи правую (левую) руку. Покажи правую (левую) ногу. Покажи правый (левый) глаз. Покажи правое (левое) ухо. Возьмись правой рукой за левое ухо. Возьмись левой рукой за правое ухо.

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

- Зрительная ориентировка в пространстве

Инструкция: «Покажи предметы, которые находятся справа( слева, вверху, внизу, впереди, сзади).

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

- Конструктивный праксис

Инструкция: «Эта картинка разрезана на части. Попробуй ее сложить, чтобы получилась целая».

Оценка:

3 балла – складывает картинку без ошибок;

2 балла – может сложить с помощью опорной картинки;

1 балл – складывает прямо на опорной картинке;

0 баллов – не может сложить картинку или складывает с ошибками.

- Динамический праксис

Инструкция: «Сделай правой рукой:кулак-ладонь-ребро. Сделай левой рукой: кулак-ладонь-ребро. Выполняй движения по порядку: правая руке – ладонь, левая рука – кулак; правая рука – кулак, левая рука – ладонь».

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок;

1.5. Состояние ручной моторики

- 4 года

Инструкция: «Покажи попугая (первый и второй пальцы сложены в кольцо), посчитай пальцы на правой руке, на левой руке, на обеих руках сразу. Нарисуй заборчик, дорожку, кружок. Помоги кукле расстегнуть кофту, застегнуть пальто».

- 5 лет

Инструкция: «Покажи козу на левой руке, на правой руке, на обеих руках сразу. Поиграй на пианино. Нарисуй дорожку, дорисуй забор. Нарисуй человека. Помоги застегнуть и расстегнуть пуговицы, завязать и развязать шнурки».

- 6 лет

Инструкция: «Покажи корову на правой руке, на левой руке, на обеих руках сразу. Поиграй на пианино. Нарисуй дорожку, волны в море, облако, человека, дорисуй забор. Помоги застегнуть и расстегнуть пуговицы, завязать и развязать шнурки».

Оценка:

3 балла – точно и правильно выполнены все задания;

2 балла – не выполнено или задание выполнено неточно , или отмечается наличие синкинезий;

1 балл – не выполнено 2-3 задания;

0 баллов – не выполнено 4 и более заданий.

1.6. Состояние общей моторики

Инструкция: «Я буду считать, а ты сжимай мячик правой (левой ) рукой; попади мячиком в корзинку; кидай мне мячик быстро (медленно); Возьми мячик в правую (левую руку); Сожми мячик сначала правой рукой, затем левой рукой, опять правой рукой и т.д.

Оценка:

3 балла – точно и правильно выполнил все задания;

2 балла – не выполнил или выполнил неточно задание или отмечается наличие синкинезий;

1 балл – не выполнил 2-3 задания;

0 баллов – не выполнил 4 и более заданий.

 

  1. СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Обследование осуществляется общепринятым методом.

Оценка:

3 балла – нет ошибок;

2 балла – нарушена 1 группа звуков;

1 балл – нарушены 2-3 группы звуков;

0 баллов – нарушены 4 и более групп звуков.

 

3.ПОДВИЖНОСТЬ АРТИКУЛЯТОРНОГО АППАРАТА

 

Инструкция: «Подними брови (удивись); нахмурь брови (рассердись); прищурь оба глаза; надуй (втяни щеки); Выполни упражнения: «Улыбка-трубочка», «Покажи зубки (оскал)»; Сделай губками «тпру»; Покажи широкий (узкий)язычок; Подними (опусти) кончик языка за верхние (нижние)зубки; Покачай язычок влево-вправо; Цокай как лошадка».

4 года: 3 раза выполнить движения и упражнения;

5-6 лет: 5 раз выполнить движения и упражнения;

Оценка:

3 балла – точно и правильно выполнил все задания;

2 балла – не выполнил или выполнил неточно задание или отмечается наличие синкинезий;

1 балл – не выполнил 2-3 задания;

0 баллов – не выполнил 4 и более заданий.

 

4.ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ

Обследование осуществляется общепринятым методом.

Оценка:

3 балла – все параметры – норма, использует все виды интонаций;

2 балла – все параметры имеют различные особенности, использует 2 вида интонаций;

1 балл – все параметры имеют различные особенности, использует 1 вид интонаций;

0 баллов – все параметры имеют различные особенности, речь интонационно не окрашена.

 

5.ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО – СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Инструкция: «Я буду говорить тебе слова, а ты послушай и постарайся за мной их повторить». (Аналогично проговариваются предложения.)

Оценка:

3 балла – все слова и предложения воспроизводятся без ошибок (не учитываются ошибки, связанные с нарушением звукопроизношения);

2 балла – допускает ошибки в предложениях;

1 балл – допускает ошибки в словах и предложениях;

0 баллов – речь невнятная.

 

6.СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (слухо-произносительной дифференциации звуков речи)

- Повторение слогов с оппозиционными звуками

Инструкция: «Давай поиграем в игру «Эхо». Я буду произносить разные звуки, а ты за мной повторяй». Ребенку предлагается повторить слоги с оппозиционными звуками.

Оценка:

3 балла – воспроизводит слоги без ошибок;

2 балла – неправильно воспроизводит 1 столбик слогов;

1 балл – неправильно воспроизводит 2-3 столбика слогов;

0 баллов – неправильно воспроизводит все слоги.

- Дифференциация оппозиционных звуков в словах

Инструкция: «Покажи картинку, на которой нарисована трава, а теперь ту, на которой нарисованы дрова». Так ребенку предлагаются все пары картинок.

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущено 1-2 ошибки;

1 балл – допущено 3-4 ошибки;

0 баллов – неправильное выполнение 5 и более заданий.

 

7.СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

-Определение наличия заданного звука в слове

Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе слова. Если в слове замычит корова (м-м-м-м), подними флажок».

Оценка:

3 балла – все задания серии выполнены правильно;

2 балла – неправильно выполнено 1-2 задания;

1 балл – неправильно выполнены 3-4 задания;

0 баллов – неправильно выполнены 5 и более заданий.

-Выделение ударного гласного звука в начале слова

Инструкция: «Назови первый звук в словах: Аня, аист, осы, утки и т.д.»

Оценка:

3 балла – все задания серии выполнены правильно;

2 балла – неправильно выполнено 1-2 задания;

1 балл – неправильно выполнены 3-4 задания;

0 баллов – неправильно выполнены 5 и более заданий.

-Определение первого согласного звука и последнего согласного звука в слове

Инструкция: «Скажи, какой первый звук в слове «мак»? и т.д.»; «Скажи, какой последний звук в слове «дом»? и т.д.»

Оценка:

3 балла – все задания серии выполнены правильно;

2 балла – неправильно выполнено 1-2 задания;

1 балл – неправильно выполнены 3-4 задания;

0 баллов – неправильно выполнены 5 и более заданий.

- Определение последовательности звуков в слове

Инструкция: «Послушай слово «мак». Какой первый звук ты слышишь? Какой второй звук? Какой последний звук в этом слове?»

Оценка:

3 балла – сделан правильный анализ всех слов;

2 балла – сделан правильный анализ 3 слов;

1 балл – сделан правильный анализ 1-2 слов;

0 баллов – анализ слова сделать не может или выполняет все задания с ошибками.

- Определение количества звуков в словах

Инструкция: «Сколько всего звуков в слове?» Ребенок называет звуки и загибает пальцы.

Оценка:

3 балла – сделан правильный синтез всех слов;

2 балла – сделан правильный синтез 3 слов;

1 балл – сделан правильный синтез 1-2 слов;

0 баллов – синтез слова сделать не может или выполняет все задания с ошибками.

 

8.ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ (импрессивной речи)

-Объем словаря

Инструкция: «Постарайся запомнить, что я скажу, и выполни мою команду». «Покажи, где кукла. И т.д.». «Посади куклу, мишку и т.д.».

Оценка:

3 балла – все задания серии выполнены правильно;

2 балла – правильно выполнены 3 задания серии;

1 балл – правильно выполнено 1-2 задания серии;

0 баллов – не выполнил ни одного задания серии или путает картинки, действия.

-Словоизменение

Инструкция: «Покажи, где стол. Покажи, где столы». «Покажи, где находится ложка (в стакане, на стакане и т.д.)»

Дети 4-5 лет употребляют предлоги «в», «на», «над», «под», «за». Дети 6 лет употребляют предлоги «под», «за», «из-под», «из-за», «около», «перед».

Оценка:

3 балла – все задания серии выполнены правильно;

2 балла – правильно выполнены 3 задания серии;

1 балл – правильно выполнено 1-2 задания серии;

0 баллов – не справился ни с одним заданием или путает картинки.

-Словообразование

Инструкция: «Покажи, где виноград. Покажи, где виноградинка. Покажи бусы. Покажи бусинку. Покажи картинку, на которой девочка входит (переходит, подходит, уходит, заходит)».

Оценка:

3 балла – показывает все картинки без ошибок;

2 балла – допущено не более 1 ошибки в каждой серии или только в одной серии;

1 балл – допущено не более 2-3 ошибок в каждой серии или только в одной серии;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок в каждой серии или только в одной серии.

-Понимание словосочетаний и простых предложений

Инструкция: «Покажи ключом карандаш, ключ карандашом». «Покажи, где на картинке хозяин собаки. Покажи, где на картинке собака хозяина и т.д.».

Оценка:

3 балла – выполняет все задания без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – все задания выполнены с ошибками.

-Понимание простых распространенных предложений

Инструкция: «Покажи картинку, на которой девочка рвет цветы (девочка играет в мячик, девочка убирает комнату).

Оценка:

3 балла – выполняет все задания без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2 ошибки;

0 баллов – все задания выполнены с ошибками.

-Понимание вопросительных предложений

Инструкция: «Посмотри на картинку: Кого ловит девочка? Чем девочка ловит бабочку? Кто ловит бабочку?».

Оценка:

3 балла – на все вопросы отвечает правильно;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2 ошибки;

0 баллов – на все вопросы отвечает неправильно или вообще затрудняется ответить.

-Понимание связной речи

Инструкция: «Послушай внимательно рассказ. Постарайся запомнить, что я тебе расскажу».

После чтения рассказа логопед задает ребенку вопросы по тексту.

Оценка:

3 балла – ответил на все вопросы правильно;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – не понял содержания.

 

9.ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

1.Состояние активного словаря

-Номинативный словарь

Инструкция: «Посмотри и назови картинки, которые ты знаешь». Логопед предлагает ребенку не менее 6 картинок по каждой лексической теме. Детям 5-6 лет, после называния картинок, задается дополнительный вопрос: «Как ты думаешь, какие картинки художник мог здесь еще нарисовать?»

Оценка:

4 года

3 балла – правильно названы 6 картинок;

2 балла – допущена 1 ошибка или затрудняется назвать 1 картинку;

1 балл – допущено 2 ошибки или затрудняется назвать 2 картинки;

0 баллов – допущено 3 и более ошибок или затрудняется назвать 3 и более картинок.

5-6 лет

3 балла – правильно названы 6 картинок, самостоятельно подбирает 2-4 слова по теме;

2 балла – правильно названы 6 картинок, самостоятельно подобрать слова не может;

1 балл – допущена 1 ошибка или затрудняется назвать 1 картинку;

0 баллов – допущено 2 и более ошибок или затрудняется назвать более 2 картинок.

-Обобщающие понятия

Инструкция: «Посмотри на картинки и подумай, как их можно назвать одним словом».

(Примечание: номинативный словарь и обобщающие понятия можно обследовать параллельно.)

Оценка:

3 балла – названы без ошибок все предложенные обобщающие понятия;

2 балла – названы с ошибкой 1-2 обобщающих понятия или затрудняется назвать 1-2 понятия;

1 балл – названы с ошибкой 3-4 обобщающих понятия или затрудняется назвать 3-4 понятия;

0 баллов – названы с ошибкой 5 и более обобщающих понятий или затрудняется назвать 5 обобщающих понятий.

-Существительные, обозначающие части тела, части предметов

Инструкция: «Расскажи Незнайке, какие существуют части тела; какие части есть у предметов».

Оценка:

3 балла – правильно названы все части тела и всех предметов;

2 балла – из всех предметов, представленных на картинках, названы с ошибкой 1-2 их части или затрудняется назвать 1-2 части;

1 балл – из всех предметов, представленных на картинках, названы с ошибкой 3-4 их части или затрудняется назвать 3-4 части;

0 баллов – из всех предметов, представленных на картинках, названы с ошибкой 5 и более их частей или затрудняется назвать 5 и более их частей.

-Предикативный словарь

4 года

Инструкция: «Посмотри внимательно на животных, которые нарисованы на картинках. Давай покажем Незнайке, кто как голос подаёт». Ребенок имитирует голоса животных. Затем логопед предлагает ребенку ответить на вопросы по предложенным картинкам.

5 лет

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, кто как передвигается». Ребенку дается время для обдумывания ответа. Затем логопед его спрашивает: «Подумай, что ты делаешь в течение дня?».

6 лет

Инструкция: «Я буду называть животных, а ты постарайся ответить на вопрос: «Кто какие звуки издаёт?». Ребёнок выполняет задание. Затем логопед предлагает следующее задание: «Посмотри на картинки. Здесь нарисованы люди разных профессий. Назови эти профессии (повар, врач, почтальон). Кто что делает?».

Оценка:

3 балла – правильно выполнены все задания;

2 балла – при выполнении заданий допущена 1 ошибка;

1 балл – при выполнений заданий допущено 2 ошибки;

0 баллов – при выполнении заданий допущено 3 и более ошибок.

- Атрибутивный словарь

Инструкция: «Посмотри на «волшебный цветок». У него все лепестки разного цвета. Назови и покажи цвета, которые ты знаешь». Если ребенок не понял инструкцию, то логопед показывает на каждый лепесток и спрашивает: «Какого цвета этот лепесток?»

Оценка:

3 балла – названы и показаны цвета без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено более 3 ошибок.

- Назвать форму (образование прилагательных)

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Назови предмет и скажи, какой он по форме».

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2 ошибки;

0 баллов – допущено 3-4 ошибки.

- Подбор антонимов

Инструкция: «Давай поиграем в игру «Наоборот». Я буду называть слово, а ты постарайся ответить наоборот, например: «высоко – низко».

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущено 1-3 ошибки;

1 балл – допущено 4-6 ошибок;

0 баллов – допущено 7 и более ошибок.

2. Состояние словоизменения

- Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа

Инструкция:«Посмотри на картинки. Здесь Незнайка нарисовал один предмет, а тут – много предметов. Я буду называть картинку, где предмет один, а ты будешь называть ту картинку, где таких предметов много. Например: «Это стол – это (что?) столы».

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено более трех ошибок.

- Употребление существительных в косвенных падежах

На столе лежит карандаш и сидит кукла.

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и ответь на мой вопрос: «Что есть (нет)у тебя в руке?». Возьми в руки куклу и ответь на вопрос: «Что есть(нет) у тебя в руках?». «Нарисуй любой предмет карандашом. Ответь на вопрос: «Чем ты рисуешь?». Посмотри на картинку и ответь на вопрос: «Чем пишет папа?».

- Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных

Инструкция: «Девочка и мальчик нарисовали картинки. Посмотри, у девочки получился один шар, а у мальчика много чего? – шаров». Далее логопед дает задания ребёнку по аналогии с образцом.

Оценка:

3 балла – задания выполнены без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

- Согласование прилагательных с существительными в единственном числе

Инструкция: «Раскрась цветными карандашами предметы, которые нарисовал Незнайка. Помоги Незнайке: «Какого цвета получился шар?». Далее логопед даёт задания ребенку по аналогии с образцом.

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

- Употребление предложно-падежных конструкций

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Скажи, где спит собака? Где сидит ворона?». Аналогичные вопросы задаются по другим картинкам.

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок, все предлоги употреблены правильно;

2 балла – неверно употребляет 1 предлог;

1 балл – неверно употребляет 2-3 предлога;

0 баллов – неверно употребляет 4 и более предлогов.

- Употребление словосочетаний – числительных 2 и 5 с существительными

Инструкция: «Сосчитай одинаковые предметы на картинке. Считать будем так: «Один дом, два (чего?) …, три …, четыре …, пять (чего?) …». Далее, если ребенок понял задание и умеет считать, то он продолжает считать предметы самостоятельно. Если ребенок не понял задание или не умеет считать, логопед продолжает помогать ему.

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

3. Состояние словообразования

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Волшебник». Я буду называть большие предметы, а ты, как волшебник, будешь «превращать» их в маленькие. Предмет надо назвать ласково.

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

- Образование названий детёнышей животных

Инструкция: «Посмотри на картинку и помоги мамам найти своих детёнышей. Кто у кошки малыш? – котенок». Далее задание выполняется по аналогии.

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

- Образование относительных прилагательных

Инструкция: «Послушай внимательно и ответь на вопрос: «Если шкаф сделан из дерева, то он какой? – деревянный. На следующие вопросы ребенок отвечает по аналогии.

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущено 1-2 ошибки;

1 балл – допущено 3-4 ошибки;

0 баллов – допущено 5 и более ошибок.

-Образование притяжательных прилагательных

Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, чьи это вещи». Если ребенок не может ответить на вопросы, логопед задаёт ему наводящие вопросы: «Чья сумка у мамы? – мамина». На следующий вопрос ребенок отвечает по аналогии.

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

- Образование приставочных глаголов

Инструкция: «Посмотри, на всех картинках нарисован мальчик. Что он делает?». Если ребенок не может ответить, логопед задаёт вопросы: «Мальчик из дома (что делает?) … - выходит. Мальчик дорогу (что делает?) … - переходит и т.д.».

Оценка:

3 балла – правильно употребляет более 4 приставочных глаголов;

2 балла – правильно употребляет 4 приставочных глагола;

1 балл – правильно употребляет  2-3 приставочных глагола;

0 баллов – правильно употребляет 1 приставочный глагол или не употребляет вообще.

-Образование глаголов совершенного вида

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, что мальчик делал и что сделал?». Если ребенок не может ответить, то логопед задаёт вопросы по каждой картинке. «Что делал мальчик? – Рисовал велосипед. – Что сделал мальчик? – Нарисовал велосипед». Далее логопед по аналогии задаёт вопросы ребенку.

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

 

10. СОСТОЯНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

- Пересказ

4-5-6 лет

Инструкция: «Послушай внимательно рассказ. Запомни его название. Затем ты постараешься пересказать его Незнайке».

Оценка:

3 балла – запомнил название рассказа, пересказ полный, логичный;

2 балла – не запомнил название рассказа; пересказал, допуская ошибки, и (или) пересказ неполный;

1 балл – самостоятельно не пересказал, отвечал на наводящие вопросы логопеда;

0 баллов – не мог ответить на вопросы логопеда.

- Рассказ по серии сюжетных картинок

5-6 лет

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Подумай и скажи, кто на них нарисован. Где эти герои были, что произошло потом, чем закончилась история? Постарайся дать рассказу название».

Оценка:

3 балла – дал название рассказу. Рассказ полный, последовательный, без аграмматизмов, включает в себя не менее 5-6 предложений;

2 балла – не смог дать название рассказу. Рассказ логичный, состоит из 3-4 простых предложений;

1 балл – не смог составить рассказ, отвечал на вопросы логопеда полными предложениями;

0 баллов – не смог составить рассказ, отвечал на вопросы логопеда односложно или не отвечал совсем.

 

 

Речевая карта

(для детей ФФНР и ФНР)

Фамилия и имя ребёнка

_________________________________________

Дата поступления на логопункт

______________________________________

Дата рождения

_______________________________________________________

Домашний адрес

____________________________________________________

 

Анамнез, данные о ходе речевого

развития __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Общее развитие

_____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Общая и тонкая моторика, состояние артикуляционного

аппарата__________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

Общее звучание речи

____________________________________________________________________________________________________________________

Звукопроизношение

__________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

 

 

 

Грамматический строй речи

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Состояние словаря

____________________________________________________________________________________________________________________

 

Фонематический слух и анализ звукового состава слова

__________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

Диагноз________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

                                      Динамика продвижения

 

 

 

                            Речевая карта

                         (для детей ОНР)

Фамилия и имя ребёнка _____________________________________

Дата поступления на логопункт ______________________________

Дата рождения ____________________________________________

Домашний адрес ___________________________________________

Откуда прибыл ребёнок __________________________________________________________

Анамнез_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общее развитие __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общая и тонкая моторика, состояние артикуляционного

аппарата__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Связная речь____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пересказ_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассказ по сюжетной картине

____________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________

 

Описательный  рассказ ___________________________________

Словарь_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Грамматический строй речи__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения________________________________________________________________________________________________________

Словоизменения______________________________________________________________________________________________________

Словообразование__________________________________________

Предлоги____________________________________________________________________________________________________________

Синтаксическая связь слов в словообразованиях и предложениях

__________________________________________________________

Общее звучание речи________________________________

Состояние и подвижность артикуляционного аппарата

____________________________________________________________________________________________________________________

Звукопроизношение_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фонематический слух ____________________________________________________________________________________________________________________

Звуковой анализ __________________________________________________________

__________________________________________________________

Звуко-слоговая структура слов ____________________________________________________________________________________________________________________

 

                   Заключение о состоянии речевого развития