Сенім телефоны
87182546323
email: sosh5@goo.edu.kz
Мекенжайы: Павлодар облысы, Павлодар қаласы, Лермонтов көшесі 129
8(7182)549580
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Сәрсенбі сағат 16.00-ден 18.00-ге дейін
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Рождение читателя. Методики раннего развития в обучении чтению

 

Рождение читателя. Методики раннего развития в обучении чтению

 

"Как хорошо уметь читать!" кто из нас не процитирует с улыбкой знакомые с детства строки. . . Нам. взрослым, порой трудно вспомнить, с чего начался наш читательский опыт, но радость этого открытия остается с нами на всю жизнь. Оказывается, этими забавными значками-буквами можно изобразить и завывание ветра («Слышишь, ветер шумит: «в-в-в»), и «фырканье» чайника на плите («ф-ф-ф»), и жужжание жука, и дробный звук барабана. А первый самостоятельно прочитанный слог настоящее чудо! Маленький человечек узнает букву, переводит ее в звук, произнося протяжно, а на подходе другая, и не нужно между ними паузы рождается слог.

 

Вряд ли можно найти ребенка, который не гордился бы собственным успехом в овладении этим взрослым умением. «Я уже взрослый. Я умею читать!» Известный итальянский педагог Мария Монтессори вспоминает радостное изумление двухлетнего малыша, «случайно» открывшего алфавит: «Он как игрушку схватил деревянную букву, лежащую в коробочке, а пробегавшие мимо дети постарше хором назвали звук. Ребенок взял в ручку другую букву — и снова услышал как она «звучит», показал третью — и история повторилась. Ликованию маленького «дирижера» не было предела!» Этот пример не исключение. И современные педагоги-методисты считают, что примерно с двух(!) лет кроха может успешно начинать знакомство с миром букв и звуков. Однако в школьные годы трудности с чтением доставляют массу хлопот... Радость открытия почему-то сменяется скукой, ощущением тяжкого труда. Проблемы неэффективности чтения как процесса переходят и во взрослую жизнь. Достаточно вспомнить многочисленные курсы скорочтения, призванные заново сформировать, в общем-то, детские навыки и умения.

 

Когда и как учить

Первый шаг в решении данного вопроса — определиться, надо ли уметь читать до поступления в школу? Ведьипрактически в каждой семье найдется хамобольная бабушка, которая из лучших побуждений будет умолять не терзать малыша науками до школьной поры, беречь здоровье, будет приводить бештельные примеры из жизни замечательных людей, которые не то, что точкой — ложкой долго не умели пользоваться! Вспомнит, например, былинного героя Илью Муромца и даже Михайло Васильевича Ломоносова...

Тем не менее учиться читать дошкольнику просто необходимо. «Букварного периода» в современном первом классе явно недостаточно, чтобы научиться читать «с нуля». А ситуация проверки скорости чтения (сама по себе стрессовая для первоклассника) напоминает непростые отношения водителя и инспектора ГИБДД. Ребенка безжалостно штрафуют за недостаточную скорость: нельзя «читать-ехать» медленнее определенного числа слов в минуту. Однако способы овладения словом до школы должны быть далеки от академизма: азбуки только запутывают малыша (где буква, а где звук), а Буквари предусматривают конкретную программу обучения, снабженную дополнительными материалами, согласующимися с другими учебниками.

Существуют специальные методики раннего обучения чтению. Глаза разбегаются от многочисленных учебных пособий. занимательных книг по этой теме. а во многих лицеях и гимназиях для детей открыты подготовительные курсы. На чем же остановиться?

В первую очередь, определим основные принципы, которым должна соответствовать выбранная методика:

• занимательность: материал интересен ребенку (и вам! — когда еще появится возможность «развлекая поучать»), поэтому занятия проходят как веселая игра;

• доступность: не слишком легко — любое обучение предполагает определенную интеллектуальную нагрузку — и в то же время, все понятно — только в этом случае занятия будут интересными;

• дозированность: продолжительность «умной игры» строго индивидуальна. При снижении интереса следует земехтенно прекратить занятие, иначе может сформироваться отрицательное отношение к «урокам». Даже если юный ученик заигрался, лучше закончить через 30—35 минут, сославшись, например, на собственную усталость;

• эффективность: каждое занятие — шаг (пусть скромный) к главной цели.

Время от времени повторяйте пройденное и вслух проговаривайте, чему уже научился начинающий читатель.

 

Отечественные методики

Для начала обращаем ваше внимание на уникальную методику Наталии Александровны Ткаченко. Итог 40-летней работы дает изумительные результаты, но данная методика не на слуху, потому что автор, в первую очередь, успешный педагог-практик и активной популяризацией методики не занимается. Серия состоит из 4-х ступеней — последовательных занятий-игр, каждая из которых рассчитана на овладение определенным навыком: от узнавания буквы до беглого чтения двусложных слов. Ученики — дети от 2 до 6 лет. Оборудование предельно

простое: яркая детская книжка из 8—10 (в зависимости от ступени) листов, каждый из которых представляет собой отдельную игру. Перед вами большая карта с рисунками и маленькие карточки с буквами. Вместе с ребенком вы рассматриваете и доступно объясняете значение каждой картинки: «Это теленок. Как он мычит? М-м-м. А это детки поют: о-о-о». Затем берется карточка с изображением буквы, показывается малышу, произносится звук, который она обозначает («Л», «М», «А»), и карточка накладывается на соответствующую картинку. Например: «Вот девочка показывает врачу горло. Что она говорит? «А-а-а». Берем карточку («Это буква «А») и закрываем картинку». Когда все картинки будут закрыты, маленькие карточки в раз переворачиваются (они хорошо закреплены — так устроена книжка) и образуют одну большую картинку по типу мозаики. Обязательно обсуждаем это открытие с малышом: «Смотри, какая картинка получилась. Значит, мы разложили все карточки правильно!»

Можно рассыпать карточки «лицом» вниз, переворачивать и находить соответствующую картинку. Закрывать картинки по очереди и с нетерпением ждать, получится ли новый рисунок. Получился — значит, все правильно! Главное, каждый раз обсуждать рисунок и четко произносить букву — только не ее название («ЭМ», «ЭН»), а как она «звучит». С каждой ступенькой задания усложняются, но общий принцип остается. Как правило, ребенок легко вовлекается в такую игру и охотно принимает ее правила. Дети овладевают чтением быстро и без усилий. И что не менее важно — с огромным удовольствием. Занятия по методике Ткаченко воспитывают усидчивость, внимание, память. Лексика малыша становится богаче и впоследствии легче усваиваются все школьные предметы. Начинать можно с 2-х лет и продвигаться в комфортном для вас режиме. Большой плюс: не требуется ни дополнительного времени на подготовку материалов, ни специальных знаний.

Множество приверженцев у системы раннего обучения Н.А. Зайцева, известного педагога из Санкт-Петербурга.

Традиционная система обучения чтению по букварю неоправданно сложна и неэффективна», — считает Николай Александрович. Зазубривать названия букв, затем переводить их в звуки, после чего в слоги, а, научившись читать, еще и заучивать классификацию звуков речи — задача не из легких. Однако можно учиться читать (и писать, и считать!) не только не расставаясь с детством, но и максимально погружаясь в него. Помните, добрую сказку о мальчике, очутившемся в изумительно красивом мире музыкальной шкатулки? Каждый звук там олицетворяли необычные герои, создававшие изящный «звучащий» мир: «колотушечки постукивали, бубенчики перезванивались». Подобное ошушение вызывает знакомство с оригинальной системой Зайцева. 

Единицей речи здесь признается так называемый склад — сочетание согласного с гласным, гласный в качестве слога, согласный в закрытом слоге, согласный с «Ъ» или «Ь».

Чтение «по складам» практиковалось еще со времен Л.Н. Толстого. «По складам ребенок учится говорить. Все, что мы произносим — суть комбинация согласного и гласного. Даже Ъ на конце слова после согласной — бывший гласный» — напоминают сторонники данной методики. Основной постулат — в обучении движемся от наглядного образа через конкретное действие к абстрактной логике. В учебный комплект входят:

■ набор заготовок для кубиков (картонные формы, на гранях которых написаны «склады», «звучащие» наполнители и уплотнители); 
■ настенные таблицы; 
■ книга с подробными методическими рекомендациями; 
■ аудиокассета (или, на ваш выбор, компакт-диск) с «попевками», которые надо заучить.

Все это великолепие упаковано в длинную картонную коробку. Вы читаете рекомендации, склеиваете кубики, наполнив их предлагаемым материалом, развешиваете таблицы и... начинается игра!

Кубики никого не оставят равнодушным: они разные по цвету, по объему, по звучанию! Это позволяет почувствовать разницу между гласными и согласными, согласными звонкими и глухими, твердыми и мягкими.

Большие кубики — для твердых складов, маленькие — для мягких. А вы попробуйте объяснить малышу, что [б] — твердый, а [б'] — мягкий. Что же в них «твердого» или «мягкого»? А вот если вместе произнести «БА» и «БЯ», да понаблюдать, как раскрывается рот, не возникнет вопросов, почему склад «БА» — на большом кубике, а «БЯ» — на маленьком.

Большие склады: Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ; ВА-ВО-ВУ-ВЫ и т.д. Маленькие: БЯ-БИ-БЮ-БЬ и т.п.

Кубики различаются по цвету: аа «золотые» (желтые) — хтя складов с гласными;

■ «железные» (серые) — для звонких складов;

■ «деревянные» (коричневые) — для глухих складов;

■ бело-зеленые — для знаков Ъ и Ь.

В каждом — свое наполнение: кусочки дерева, фасолинки, крышечки от напитков, в большом «золотом» — монетки, маленькие наперстки или колокольчики. Ребенок перебирает кубики: «золотые» — звенят, «железные» — гремят, «деревянные» — глухо постукивают. Малыш поворачивает грани кубика, и вы вместе поете: А-О-У-Ы-Э. Сначала большой деревянный, затем золотой, после него — железный. Когда будут освоены все типы размеров и звучаний, переходим к таблице. Пропеваем столбик складов, ищем кубик с той же пропевкой. Постепенно обучаемся и складам, и их классификации.

Замечено, что 4-летний ребенок, играя с кубиками Зайцева 15—20 минут в день, начинает читать «по складам» примерно через 10 занятий. А в школах, куда принимают детей, прошедших подготовку по этой системе (обычно в детском саду, образующем единое образовательное звено), не нужен букварный период. Малыши и так свободно читают со скоростью от 17 до 72 слов в минуту, что соответствует норме во втором полугодии 1-го класса. Самое важное — в процессе обучения постоянно фиксируется ситуация успеха.

Читать — значит чувствовать себя победителем в этой игре. Письмо. Чтение. Счет. Ребенок водит указкой по таблице, напевает: «МО-ЛО-КО», «МО-РЕ», «МА-МА» и учится — писать. Зайцев рекомендует начинать с собственного имени, желательно с полного (не «ВА-НЯ», а «И-ВАН МИ-ХАЙ-ЛО-ВИЧ»), Пишем с помощью кубиков и таблиц названия игрушек, имена близких друзей. Опираемся на зрение, слух, тактильные ощущения — ребенок чутко реагирует на импульсы, идущие от органов чувств.

Методические рекомендации предлагают массу игр и увлекательных заданий. Например, «Чтение в движении»: вы пишете несколько слов и размещаете их в разных углах комнаты. Задаете вопрос, малыш бежит и прочитывает ответ, от которого зависят его последующие действия. Система гармонична и продумана в деталях. И все же ваша собственная фантазия необходима, ведь такой способ обучения глубоко индивидуален, обращен к миру интересов каждого ребенка. А дети, как известно, разные... Девочка готовит для куклы суп или салат — «приготовим» его из кубиков. Какие ингредиенты для этого необходимы? Называем, ищем склады, прочитываем, записываем. Только, чур! — честно, без обмана! Мальчик увлечен железной дорогой, космическими кораблями — действуем по аналогии. Пока малыш ищет нужный склад, он перебирает десятки других, а следовательно, повторяет и узнает новые.

Методика Зайцева не привязана к определенному возрасту. Усложнив задания (изучите рекомендации — это вполне реально), можно устроить своеобразный интенсив-курс: подтянуть какие-то темы, устранить пробелы. Кстати, основы методики успешно используются при обучении (даже взрослых, что, впрочем, неудивительно) иностранным языкам.

К условным «минусам» системы можно отнести необходимость вашего активного творческого участия: при всей доступности такого учения, кубики, пылящиеся на антресолях, сами не запоют и не запляшут, и никакая магия не заставит ваше любимое чадо «вдруг» превратиться в страстного поклонника изящной словесности.

 

 

Метод «шершавых букв»

Пособия Зайцева начали выходить в свет с 1989 года, а методике Марии Монтессори скоро исполнится 100 лет. Чтение и письмо — части общей системы обучения и воспитания, разработанной великим итальянским педагогом. По системе Монтессори сначала учатся писать, и только потом читать, практически выучивают буквы в процессе их «рисования». Детям легко и приятно писать, так как знакомство с графическим обликом буквы происходит постепенно. Выводить палочки в традиционных прописях Монтессори считала колоссальной ошибкой. И предложила «метод самопроизвольного письма». На первом этапе ребенку предлагаются специально подготовленные контурные рисунки, вкладыши, цветные карандаши и пюпитры. Накладывая в определенном порядке рамки и вкладыши, малыш обводит их контуры разными цветами. Каково же изумление крохи, который обнаруживает, что из двух предметов различной формы получается один и тот же рисунок, а именно — линия! Так впервые рождается понятие геометрической фигуры. Затем малыша учат заштриховывать им же очерченную фигуру. Дети заполняют целые страницы огромными квадратами, треугольниками, овалами, трапециями, правильно держа карандаш. Так формируется мускульный механизм, необходимый для управления орудием письма. На втором этапе ребенок изучает буквы алфавита и закрепляет мускульный навык. Дидактический материал состоит из букв, вырезанных из шероховатой бумаги и наклеенных на таблички соответствующего размера, и группы букв на картонных таблицах. Педагог называет звук (сначала изучаются гласные, затем согласные), показывает букву. Малыш громко повторяет и с помощью взрослого пальчиком обводит ее контур в направлении письма. Упражнение повторяется с закрытыми глазами. Таким образом, возникают три ощущения: зрительное, тактильное и мускульное. Нет опасности ошибок — пальчик ребенка чутко реагирует на смену материала. Здесь же диагностируются и исправляются дефекты речи. На третьем этапе дети учатся составлять слова из уже хорошо знакомых букв. Кажется чудом, но малыши, обученные по методу Монтессори, реже делают орфографические ошибки. Затем идет обучение составлению фраз, далее — чтение цельного текста. Закрепление полученных навыков происходит в форме разнообразных игр: вытащить «фант» из корзины, прочесть и взять соответствующий (заранее приготовленный) предмет, игрушку; выполнить записанное действие и т.п. Детей увлекает и завораживает сам механизм чтения. Переход от письма к чтению занимает в среднем две недели, но настоящее уверенное чтение формируется гораздо позже.

Если вы имеете возможность отдать ребенка в группу детского сада, где работают специалисты, владеющие данной методикой, вам можно позавидовать. Поверьте, вреда не будет: дидактические материалы «отполированы» до блеска. В настоящее время эта методика похожа на прекрасно обустроенную магистраль с четкими дорожными знаками и правилами движения. «Подводные камни»: и все-таки Монтессори-педагогика — это особый мир и вычленять из него одну методику, наверное, нецелесообразно.

 

Еще карточку?

В 90-е годы прошлого века особой популярностью пользовалась оригинальная методика Глена Домана. Обучение предполагается начинать при-мерно с полутора лет. Ни букв, ни слогов, ни складов: читать по Доману учатся целыми словами. Из белой бумаги вырезаются полоски размером 10x50см, на которых красным маркером пишутся слова. Высота букв — 7,5 см, толщина — 1,5 см. В первый день ребенку показывается и четко проговаривается 15 слов, на следующий — добавляется еще 5, и так каждый день, постепенно убирая старые и постоянно добавляя новые. В день рекомендуется 3 подхода по 5 повторов. В первом наборе содержатся слова, хорошо знакомые малышу. Затем пишутся названия предметов домашнего обихода, частей тела, животных, а также названия действий. Последние рекомендуется демонстрировать: «Это обозначает «сидеть», а это «прыгать». Далее «читаются» словосочетания. Сначала названия цветов, записанные на обратной стороне соответствующей цветной бумаги: «Это — синий, а это — красный». Далее идут простые предложения («Кот спит». «Вася поет»), затем — распространенные («В лесу растут грибы»). Темп постоянно наращивается. Карточки меняются практически каждые 2—3 дня. Постепенно уменьшается размер шрифта, увеличивается количество слов, с красного цвета записи переходим на черный. Итоговый этап — изготовление собственных книг и совместное чтение с ребенком. Работы Г. Домана издаются немалыми тиражами. Результаты, в общем-то, есть. Однако армии апологетов противопоставлена практически такая же армия разочаровавшихся бывших сторонников. Действительно, вопросов много и они не праздны. А, главное, так трудоемко...

Одна мама на базе этой методики создала свою собственную! Она предполагает следующее:

■ «Песенка» алфавита. Напевать крохе звуки речи. Что-то знакомое, правда? 
■ Рядом с кроваткой ребенка повесить ватман и записывать простые знакомые слова.
■ Написать имя малыша и чаще повторять его, показывая на слово. 
■ В комнате прямо на вещах развесить карточки: диван, цветок, подушка и т.п. 
■ Высший пилотаж: писать с малышом самодельные книги, сочиняя собственные истории, а лучше с самим ребенком «в главной роли».

Талантливая мама Сесиль Лупан призывает каждого поверить в свое дитя, и мы согласимся с ней. При всей неоднозначности двух последних методик совет «выпускать» собственные книги, надо признаться, великолепен.

Учиться читать объективно тяжело. Но каждый родитель в душе надеется, что его ребенок легко этому научится. Если не сейчас, то в ближайшем будущем. И мы изо всех сил стараемся мотивировать и стимулировать становление данного навыка. А стимулом древние греки называли острую палку, которой погоняли быков. Так вот как было бы здорово и незабываемо, если бы стимулом к чтению стала самая дорогая и самая интересная книга на свете — книга про самого себя, написанная мамой и папой.