Цель:
- отразить основные аспекты проделанной работы за прошедший учебный год;
- выявить причины трудностей в вопросах, связанных с воспитанием, социализацией и
адаптацией «трудных подростков»;
- сравнительный анализ за три года;
- рекомендации для дальнейшей работы.
Работа социальной службы школы на протяжении последних трех учебных лет (2007-2010 года) строилась на основе нормативно – правовых актов РК по вопросам воспитания, адаптации детей к школе, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, защиты их прав, интересов, свобод, а также на основе плана воспитательной работы школы, приказов и распоряжений отдела образования. Основу нормативно – правовой базы в работе социального педагога составляют: «Конвенция о правах ребенка», Конституция РК, Закон РК «О правах ребенка в Республике Казахстан», Закон «О браке и семье», Кодекс «Об административных правонарушениях РК»
Для результативной работы службы ежегодно разрабатывается и утверждается 1.«План работы социального педагога школы на весь учебный год», в разделы которого входят такие мероприятия, как:
- обход микрорайона с целью учета детей и подростков в рамках месячника по всеобучу;
- составление социальной карты школы;
- ежедневный контроль над посещаемостью занятий учащимися школы;
- контроль над организацией горячего питания;
- оказание материальной помощи детям – сиротам и детям из малообеспеченных семей;
- просветительская работа с родителями по профилактике правонарушений;
- консультации для классных руководителей;
- заседания совета профилактики.
2.«Программа работы с «трудными» учащимися и неблагополучными семьями», которая включает в себя следующие мероприятия:
- контроль над посещаемостью учащихся, состоящих на учете в ОДН, ВШУ и «группе риска» и выявление причин непосещения;
- посещение квартир учащихся, состоящих на учете в ОДН, ВШУ, «группе риска»;
- индивидуальная работа с «трудными подростками»;
- организация работы общественных воспитателей;
- контроль над поведением учащихся на уроке и во внеурочное время;
- обеспечение социально – педагогической помощи и поддержки семьи, ребенку в проблемах связанных с учебой, воспитанием;
- устранение причин, негативно влияющих на развитие ребенка;
- организация содействия «трудным подросткам» в выборе оптимального варианта обучения и проведения досуга, при котором будут практически исключены какие – либо правонарушения со стороны учащихся.
В соответствии с планом, социально – педагогическая работа строится по следующим основным направлениям:
- нравственно – правовое воспитание, пропаганда здорового образа жизни;
- профилактика употребления психо – активных веществ;
- индивидуальная социально – психологическая работа с учащимися;
- оказание социальной, педагогической, правовой помощи ребенку его семье;
- взаимодействие с внешкольными учреждениями;
- взаимосвязь с общественными воспитателями;
- координация взаимодействия учителей, родителей или лиц их заменяющих,
специалистов различных служб и ведомств, для оказания помощи учащимся
- профилактика асоциального, делинквентного и аддитивного поведения учащихся.
1.Социальный паспорт школы
Каждое направление реализовывалось исходя из целей и задач деятельности в соответствии с реальными проблемами школы, учащихся, родителей. В целях реализации Закона РК от 09.07.2004 г. «О профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждению детской безнадзорности и беспризорности» и «Программы по профилактике правонарушений и борьба с преступностью в городе Павлодаре» ежегодно разрабатывается план организационно – практических мероприятий по профилактике правонарушений и безнадзорности совместно с ОДН. Для осуществления данной цели изучается семейное положение учащихся, система нравственных ценностей и традиций в ней. В августе месяце, с целью предупреждения неявки детей в школу по социальным причинам, проходят рейды, в ходе которых изучаются жилищно – бытовые условия проживания несовершеннолетних.
Невозможно решить проблему, пока ее досконально не изучишь. Поэтому в начале учебного года запланирована подготовка развернутого аналитического материала по итогам рейдов. На первоначальном этапе изучаются социальные паспорта классов, в которых отражена полная информация об учащихся и их родителях. На основании этих данных составляется социальный паспорт школы.
Социальная карта СОШ № 23
|
2008-2009уч год/ 301уч - ся |
2009– 2010уч.год/ 272уч-ся |
2010– 2011уч. год/ 275уч –ся |
|||
|
категория |
кол-во/% |
категория |
кол-во/% |
категория |
кол-во/% |
|
полные семьи |
221 /74 |
полные семьи |
180 / 66 |
полные семьи |
150/ 55 |
|
неполные семьи |
80 /26 |
неполные семьи |
95 / 34 |
неполные семьи |
114/41 |
|
м/ обеспечен. |
72 /22 |
м/ обеспечен. |
66 / 24 |
м/ обеспечен. |
53/19 |
|
многодетные |
6 /3 |
многодетные |
6 /2 |
многодетные |
68/3 |
|
дети - сироты |
7 /2 |
дети - сироты |
5 /2 |
дети - сироты |
7/3 |
|
неблагополучн. |
10 /4 |
неблагополучн. |
17 /62 |
неблагополучные |
17 /62 |
|
ВШУ |
17 /6 |
ВШУ |
14 /5 |
ВШУ |
18/7 |
|
ОДН |
5 /2 |
ОДН |
3 /1 |
ОДН |
4/1 |
|
«группа риска» |
15 /5 |
«группа риска» |
16 /6 |
«группа риска» |
23/9 |
|
правонарушения |
1 |
правонарушения |
3 |
правонарушения |
1 |
Все вышеперечисленные категории учащихся составляют группу повышенного социального риска и являются основным объектом работы социального педагога.
Фактор, оказывающий серьезное влияние на определение жизненных установок детей и организацию семейного воспитания является социальный статус родителей и их образование.
Социальный статус родителей:
|
2008-2009уч год/ 301уч - ся |
2009– 2010уч.год/ 272уч-ся |
2010– 2011уч. год/ 275уч –ся |
|||
|
категория |
кол-во род. |
категория |
кол-во род. |
категория |
кол-во род. |
|
ч/ предприниматель |
3 |
ч/ предприниматель |
5 |
ч/ предприниматель |
2 |
|
рабочий |
213 |
рабочий |
166 |
рабочий |
192 |
|
безработный |
142 |
безработный |
106 |
безработный |
103 |
|
временно не работающие |
164 |
временно не работающие |
178 |
временно не работающие |
171 |
анализируя социальный статус родителей за прошедшие три года можно увидеть, что остается большим число родителей из категории безработных и временно не работающих.
Уровень образования родителей:
|
2008-2009уч год/ 301уч - ся |
2009– 2010уч.год/ 272уч-ся |
2010– 2011уч. год/ 275уч –ся |
|||
|
категория |
кол-во |
категория |
кол-во |
категория |
кол-во |
|
высшее |
56 |
высшее |
42 |
высшее |
27 |
|
средне специальное |
196 |
средне специальное |
181 |
средне специальное |
143 |
|
среднее |
184 |
среднее |
176 |
среднее |
137 |
|
неполное среднее |
76 |
неполное среднее |
48 |
неполное среднее |
10 |
|
без образования |
10 |
без образования |
8 |
без образования |
10 |
анализ образовательного уровня родителей показал следующее: высшее образование имеют 27родителя, что составляет18% от общего числа; средне специальное – 143, что составляет – 52%; среднее – 137 , а неполное среднее – 10, что соответствует 18 % и 6 %.
Результаты показывают низкий уровень образования родителей. Если родители в свое время мало, что могли сами взять от школы, имеют низкий уровень психолого – педагогических знаний, то естественно, эта схема может передаваться из поколения в поколение. У ребенка же взрослая система ценностей отсутствует, он создает свою детскую или подростковую систему, которая отличается от общепринятой, что и является сутью девиантного поведения. Основываясь на полученные результаты, выделяются ошибки семейного воспитания и с их учетом определяются темы родительских лекториев по правовым знаниям.
2.Работа с «трудными подростками»
С целью раннего выявления детей группы повышенного социального риска, принятие мер педагогической, психологической, социальной, правовой помощи учащимся, реализована программа анализа социально – психологического благополучия учащихся, в результате которого составляется список детей «группы риска», определяются пути и методы коррекционной работы с ними.
Одним из главных направлений работы социального педагога с детьми, состоящими на учете в ОДН, ВШУ, «группе риска» является профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, правовой всеобуч. Поэтому в учебном году проводилась работа, направленная именно на предупреждение правонарушений и преступлений подростков. Совместно с инспектором ОДН – Абишевой Б.К. были проведены индивидуальные беседы разъяснительного и воспитательного характера с 40 учащимися, посещены квартиры.
Немаловажную роль в работе с «трудными подростками» играет Совет профилактики, запланированные заседания которого проводились 2 раза в месяц и по мере необходимости. Он является организационно – консультативным органом школы. За 2010 – 2011 учебный год было проведено 12 заседаний, на которых рассмотрено поведение 30 учащихся нарушающих дисциплину и Устав школы.
Заседания проходили в рабочем режиме, невыполнение требований со стороны классных руководителей не наблюдалось, явка родителей в большинстве случаев была обеспечена. На учащихся – «злостных» нарушителей заведены дневники наблюдений, в которых фиксируется поведение, успеваемость, участие в школьной жизни.
Руководствуясь законом «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждения детской безнадзорности и беспризорности» в течение всего учебного года систематически осуществлялись рейды, в которых совместно с классными руководителями принимали участие и родители. Под контролем находились места массового скопления (ТД «Отау», магазин «Москва», ресторан «Ас - ай», торговый рынок «Корт», привокзальная площадь) За истекший период времени было проведено175 рейдов.
Некоторые квартиры посещены неоднократно, с целью контроля над занятостью учащихся в вечернее время и беседы с родителями. Также, при посещении квартир, обследовались материально – бытовые и социально- психологические условия жизни несовершеннолетних.
Но не только под контролем классного руководителя находится «трудный подросток».
Общественные воспитатели, закрепленные приказом по школе за учащимися, состоящими на учете совместно с классными руководителями, инспектором ОДН посещают квартиры, проводят индивидуальные беседы о поведении, внешнем виде, выполнении Устава школы, об ответственности за правонарушение, привлекают их к занятиям в кружках и секциях. Раз в четверть подводятся итоги, определяется следующий этап работы.
С целью освещения проблемы правонарушений среди несовершеннолетних, дважды в году организовывались встречи – беседы с представителями правоохранительных органов, давались разъяснения об ответственности за преступления и правонарушения. И хотя, на протяжении последних трех лет, для работы с «трудными» подростками уделяется большая часть времени, печальным остается факт правонарушения среди учащихся нашей школы. А любое правонарушение подростков начинается с неорганизованности, бесконтрольности со стороны взрослых, с пропусков уроков, бродяжничества.
Совместная работа с инспектором ОДН и психологом школы
Невозможно с проблемой бороться в одиночку. Свой посильный вклад вносит школьный инспектор - Абишева Б.К. Были привлечены к ответственности и наказаны в административном суде г.Павлодара по статье 111 ч.1 КоАП РК, за невыполнение без уважительных причин родителем обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетнего ребенка, родители: Э С.В.(10.09.2011 г.), Л Е. (10.09.2010 г), Т.Л.Н.(04.03.2011 г.), Л. О.С. (05.04.2011 г), О. Д.К. (02.02.2011 г), З. Е.А (20.11.2011 г), (21.04.2011 г ),Ж. Т.А. (15.03.2011 г.)
Для родителей данной категории, с декабря месяца 2009 г., в школе работает общественная приемная, задачей которой является оказание правовой консультативной помощи родителям. Для консультаций в основном приглашались родители учащихся, состоящих на учетах, неблагополучные семьи. За период работы приемной, родители познакомились с постановлением акимата области «О программе по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних в области» за № 172 /5 от 21.06.2009 г, «Об утверждении мероприятий Закона РК» за № 42/2 от 16.02.2005г, «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждения детской безнадзорности» от 09.07.2004 г. В рамках работы общественной приемной проведены беседы с 15 родителями по теме: «Ребенок и закон». В рамках последнего заседания была проведена общешкольная линейка, на которой проведена профилактическая беседа с учащимися о поведении в каникулярные дни, об уголовной ответственности подростка, давались разъяснения об ответственности родителей за преступления и правонарушения совершенные несовершеннолетними
. Ежегодно в целях пропаганды здорового образа жизни проводятся беседы, лекции о вреде курения. 2010 – 2011 учебный год не является исключением. Совместно с инспектором ОДН в классах прошли пятиминутки, в ходе которых учащиеся ознакомились с «Кодексом о здоровье народа и системе здравоохранения» запрещающим курение в общественных местах и продажу алкоголя лицам до 21 года. В связи с этим были информированы прилегающие к территории школы торговые точки, реализующие спиртные и табачные изделия.
В школе три года назад открылся школьный кинозал. В его программу включены вопросы правового воспитания, нравственно – полового, ЗОЖ. В рамках работы школьного кинозала проведены беседы с демонстрацией кинофильмов с учащимися 7 – 11 классов о вредном воздействии на организм подростка ПАВ, о предупреждении ранней беременности, даны рекомендации: «Советы подростку, попавшему в трудную жизненную ситуацию», «Как не стать жертвой преступления», «Что такой правонарушение»
Учащиеся, состоящие на учете в ОДН, ВШУ, «группе риска» приняли участие во встречи с неправительственными организациями.
Работа с учащимися из малообеспеченных семей
Особая роль в работе социального педагога отводится заботе о детях из малообеспеченных семей. Это семьи, которые по каким – либо причинам испытывают жилищно - бытовые и материальные трудности. Рацион питания в данных семьях однообразен, в основном супы, макаронные изделия, нет в достаточном количестве мясных и рыбных блюд, отсутствуют фрукты. Присутствие всех этих компонентов является необходимым условием для полноценного физического и умственного развития ребенка.
Государством предусмотрена помощь в виде бесплатного горячего питания из средств фонда Всеобуча в период обучения школьника.
На начальном этапе работы запланирован сбор информации о данной категории семей, которую предоставляют классные руководители. Подготовленный пакет документов является основанием для утверждения списка и издания приказа.
На начало учебного года, в школе, для данной категории учащихся организовано бесплатное горячее питание. На основании приказа директора школы за № 1 – 03/122 от 02.09.2010 г. «Об организации бесплатного питания детей – сирот и детей из малообеспеченных семей» регулярно питаются 45 учащихся. В том числе: из средств фонда Всеобуча питаются - 7 детей – сирот, человека из малообеспеченных семей, 8 учащихся из многодетных семей, 8 учащихся с ограниченными возможностями, 11 тубинфецированных. За счет средств арендатора школьной столовой – Утебаевой О.С. питается 6 человек.
Выполнение приказа, об использовании средств из фонда Всеобуча по назначению, контролируется социально – медицинской службой школы. Ежемесячно проверяется рацион питания, соблюдение норм питания и качества блюд, соответствие меню,
охват горячим питанием учащихся.
Освоено по 153 специфике:
В 2008 -2009 учебном году
В 2009 -2010 учебном году-1048800 тг.
В 2010 -2011 учебном году- 500000 тг.
В хорошую, добрую традицию школы вошло дважды в год оказывать материальную помощь в виде одежды, обуви и канцелярских товаров детям из категории малообеспеченных. В акции «Забота», «Дорога в школу», «Камкорлык» принимают участие все классные коллективы и сотрудники школы. В рамках акции в 2010 – 2011 учебном году оказано помощи в размере 75 000 тенге.
В рамках месячника по Всеобучу в феврале месяце был организован обход квартир учащихся совместно с администрацией, где целью обхода было определение статуса семьи, составление акта ЖБУ, занятость детей в вечернее время.
Работа с сиротами
В соответствии с Законом РК «О браке и семье» в целях устройства и защиты прав и интересов детей, которые вследствие смерти родителей. Лишения, ограничения родительских прав, а также в других случаях: отсутствие родительского попечения, для защиты имущественных прав и интересов несовершеннолетних.
В начале года в школе создан опекунский совет, в состав которого входят: председатель – социальный педагог Шазинда С.М. и опекуны детей – сирот.
Работа опекунского совета ведется по следующим направлениям:
- контроль над охранным имуществом детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и его защита;
- оформление опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определение их в интернат (по необходимости);
- организация питания детей – сирот;
- освоение средств из фонда Всеобуча.
Опекунский совет осуществляет наблюдение за выполнением опекунами обязанностей, предусмотренных законом РК «О браке и семье». Ежеквартально проводится посещение квартир, с целью выяснения условий проживания и предоставление отчета опекунами за использование пособий.
Для приобретения одежды, обуви и канцелярских товаров из фонда Всеобуча поступило:
в 2008 – 2009 учебном году 16 000 тенге;
в 2009 – 2010 учебном году 261700 тенге
в 2010 – 2011 учебном году 221500 тенге
В школе данная категория учащихся получает материальную помощь в виде горячего питания.
Одним из серьезных вопросов является контроль над личным имуществом опекаемых. У 2- х сирот – имеется собственное жилье, что подтверждается договором приватизации и охранным письмом , С. А. поставлена в очередь для получения льготного жилья, что подтверждено извещением с соц.защиты. Опекуну М.В. рекомендовано собрать необходимый пакет документов, для оформления льготной очереди на жилье.
Работа попечительского совета.
Невозможна жизнь школы без помощи.
Согласно закона РК «Об образовании» и постановления Правительства Республики Казахстан «Порядок использования государственными учреждениями образования финансовых, материальных и валютных поступлений» в 2008 – 2009 учебном году был создан попечительский совет, председателем которого является – Похилюк Марина Валерьевна.
Целью работы попечительского совета является – оказание материальной помощи школе. Членами совета была проведена работа по привлечению спонсоров. В 2008 – 2009 учебном году спонсор школы Маханова Л. Т. подарила школе принтер, спонсировала покупку регистров для личных дел учащихся. ТОО «Лидер пласт» оказал помощь в виде 10 новогодних подарков для детей- сирот и детей инвалидов.
На протяжении двух учебных лет попечительский совет оказывает материальную помощь (приобретение необходимых материалов) для оформления фасада школы к праздникам, изготовлении новогодних костюмов, проведении последнего звонка (приобретении цветов).
В результате анализа работы социального педагога за учебный год, выявлен следующий круг проблем: - отсутствие механизма раннего выявления интересов, потребностей, проблем, отклонений в развитии учащихся, адаптированности к социальной среде;
- отсутствие единого механизма взаимодействия социального педагога, психолога, инспектора ОДН, классного руководителя для разрешения проблем детей группы риска (пропуски занятий, правонарушения, дезадаптации и т. д.)
- отсутствие заинтересованности классных руководителей и общественных воспитателей в социальном благополучии своих учащихся (за исключением сферы учебной деятельности)
- низкий уровень занятости учащихся, состоящих на учете ВШУ, ОДН, «группы риска» во внеурочное время.
- не в полном объеме охвачены, горячим питанием дети из малообеспеченных
семей;
Вывод:
- работу социальной службы считать удовлетворительной;
- отметить хорошую работу с классным коллективом и родителями учителей начальной школы - Беличенко Н.М., Быковой Т.В., Кабышевой М.И. исполнительскую дисциплину учителей Есембаевой Б.К., Ибрагимовой С.С, Абдрахмановой Р.Т.;
- усилить работу классных руководителей Товкубаевой А.А., Шевелевой Е.С.,
Оразалиной Г.А., Искаковой Ж.Т.с учащимися и их родителями.
Социальная служба рекомендует:
1. Разработать пакет документов классного руководителя по работе с учащимися, состоящими на учете ОДН, ВШУ, «группе риска» / срок до 09.09.2010 г. /ответственный – соц. педагог.
2.Усилить работу по раннему выявлению учащихся, состоящих на учетах, своевременно и грамотно проводить с ними и их родителями профилактическую работу./срок – в течение года / ответственные - классные руководители, соц. педагог, психолог.
3. Проводить анкетирование среди учащихся, родителей пол вопросам безопасности и комфортности в учебном заведении, выявление социально – психологических проблем./ срок - в течение года / ответственные – соц. педагог, психолог школы.
4. Для уменьшения роста правонарушений среди несовершеннолетних необходимо: - усилить контроль над особой категорией подростков, склонных к совершению правонарушений./ срок – в течение года / ответственные – классные руководители, соц. педагог.
5. Регулярно проводить индивидуальную работу с данной категорией учащихся. / срок – в течение года. / ответственные – соц.педагог, психолог, инспектор ОДН.
6.Организовывать встречи в учебном заведении с сотрудниками правоохранительных органов и медицинских учреждений с целью пропаганды правового воспитания и здорового образа жизни /срок – в течение года / ответственные – инспектор ОДН.
7.Регулярно проводить контроль над нормами и рационом питания, качеством блюд, санитарным состоянием пищеблока / срок - в течение года / ответственные - соц. педагог, медработник.
8 Проводить регулярно разъяснительную работу среди родителей о полноценном питании школьника. /срок – в течение года / ответственные – классные руководители, соц. педагог, медработник.
