Острая потребность в формировании свободной, творчески-индивидуальной, практической личности, способной к индивидуальному самоопределению, самообразованию и саморазвитию легла в основу современных научных исследований педагогов в направлении создания новой методической системы обучения. Это, прежде всего, новое содержание образования, переход к дифференциации и профессиональной ориентации учащихся. В решении этих задач учитывается весь положительный опыт школьного и внешкольного образования в мировом сообществе.
Реализация указанных целей предполагает принципиально новый подход к содержанию, формам и методам обучения и воспитания. Большую роль в этом играет система дополнительного образования.
Организуя свою деятельность, методическая служба ДЮЦЭТ руководствуется следующей нормативно-правовой базой: Законы Республики Казахстан, Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан, сборник нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность организаций дополнительного образования, Устав организации.
В Законе «Об образовании» дополнительное образование определяется как процесс воспитания и обучения, осуществляемый с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей учащихся.
В настоящее время организации дополнительного образования имеют сеть творческих объединений самых разнообразных профилей и направлений, занимающихся организацией свободного времени детей и подростков. Для повышения результативности их деятельности необходимы постоянный мониторинг интересов и потребностей современного общества, информация о новейших, наиболее эффективных методах, технологиях и приемах обучения.
В связи с этим значительно расширился традиционный функционал действующих методических служб.
Приоритетными направлениями деятельности сегодняшней методической службы организации дополнительного образования являются:
- проблемно-ориентированный анализ программы развития организации и его отдельных подразделений с учетом выявленных проблем и перспектив развития;
- изучение личностных, образовательных и досуговых интересов и потребностей воспитанников организации;
- оценка результативности деятельности творческих объединений, разработка рекомендаций по совершенствованию их деятельности;
- оказание методической помощи педагогам объединений по систематизации и обновлению содержания дополнительного образования, в разработке, апробации, модификации образовательных программ детских объединений;
- систематическая методическая и консультативная помощь молодым специалистам;
- выявление, обобщение и распространение лучшего опыта работы педагогов учреждения, организация обмена опытом работы педагогов;
- создание и организация профильных методобъединений педагогов;
- создание банка данных о видах, формах и методах ДО, разработка рекомендаций по возможности их использования в творческих объединениях учреждения с учетом их специфики и реальных возможностей;
- участие в повышении квалификации педагогов, оказание им помощи в самообразовании;
- оказание методической помощи педагогам в разработке программ массовой, образовательно-досуговой деятельности организации, сценариев мероприятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их участников;
- оказание необходимой методической помощи администрации в разработке программной документации организации.
Основополагающим документом деятельности каждой организации дополнительного образования является Концепция ее развития, на основе которой составляется Программа деятельности на определенный срок.
Работа методической службы Центра осуществляется согласно годового плана по следующим направлениям: учебно-методическая работа, консультативно-методическая работа, инструктивно-массовая, информационно-методическая, научно-исследовательская, повышение профессиональной квалификации педагогических кадров.
Детско-юношеский центр экологии и туризма, как составная часть непрерывного экологического образования и воспитания учащихся города и области, выполняя государственный заказ, разработал и апробировал программы «Экология. Устойчивое развитие», «Непрерывное экологической образование и воспитание школьников в системе дополнительного образования 2007-2010 гг».
В соответствие с этим методическим кабинетом была разработана программа «Инструктивно-методической деятельности по непрерывному экологическому образованию и воспитанию школьников в системе дополнительного образования 2007-2010 гг», основная цель которой - создание методического комплекса, направленного на повышение уровня научно-теоретической и методической подготовки педагогов, оказание конкретной методической помощи по созданию благоприятных условий для формирования экологической и природоохранной культуры школьников, их позитивного отношения к окружающей среде.
В настоящее время в Центре внедряется программа «Компетентностный подход как средство профессионального самоопределения учащихся в ДЮЦЭТ».
Методическая служба Центра — это структурное подразделение, представленное методическим отделом.
|
МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПО НЕПРЕРЫВНОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ |
|
МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ |
|
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ |
|
ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА |
|
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ
УТВЕРЖДЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРОГРАММ
РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ
САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ
ВЫПУСК МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ, РАБОТА СО СМИ
|
|
ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ |
|
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ |
|
СЕМИНАРЫ, СЕМИНАРЫ- ПРАКТИКУМЫ
|
|
КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ РАБОТА |
|
КУРСОВАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА |
В зависимости от выполняемых методической службой функций целесообразна дифференциация методистов.
Методический отдел состоит из заведующего отделом и методистов, согласно направлениям деятельности Центра: эколого-биологическое, туристско-краеведческое и научно-исследовательское.
Деятельность методического отдела как консультационного центра по непрерывному экологическому образованию и воспитанию заключается в работе методического совета, методических объединений по направлениям деятельности, заседаний школы молодого специалиста и мероприятиях по повышению профессиональной квалификации педагогов согласно циклограмме.
Заседания методического совета проводятся 2 раза в год, методических объединений — 4 раза в год, школы молодого специалиста — 4 раза в год, консультации — 1 раз в неделю.
Методический совет - рассматривает различные аспекты деятельности ПДО, где обязательным компонентом является его рефлексивная деятельность.
Основные функции методического совета:
- разработка единой программы методической деятельности на учебный год, планирование возможных форм и направлений образовательного пространства Центра;
- обобщение и распространение имеющегося педагогического опыта ПДО;
- разработка рекомендаций по повышению и расширению профессиональной квалификации педагогов;
- анализ и внутреннее рецензирование образовательных программ;
- утверждение для издания методических разработок, рекомендаций, пособий;
- координация и консультирование научно-исследовательской деятельности педагогов.
Методическое объединение — рабочий орган методического совета.
Основные задачи деятельности методического объединения:
- рассмотрение и подготовка к утверждению авторских программ, исследовательских проектов, методических разработок и рекомендаций, агротехнических планов;
- организация работы педагогов согласно направлениям деятельности: эколого-биологическое и туристско-краеведческое.
Основная цель деятельности школы молодого специалиста заключается не только в совершенствовании их профессионализма, но и в стимулировании педагогов к активному использованию и преобразованию организационно-методических условий, способствующих их непрерывному повышению профессиональной педагогической компетенции.
Особенностью дополнительного образования для педагогов является возможность повысить профессиональный уровень, используя разнообразные формы повышения квалификации.
Согласно специфике деятельности Центра экологии и туризма педагоги повышают свое педагогическое мастерство, используя следующие формы:
- курсы повышения квалификации педагогов при ИПК ПК;
- научно-практические, педагогические конференции;
- конкурсы педагогического мастерства;
- обучающие семинары;
- проведение открытых занятий;
- обобщение опыта лучших педагогов;
- публикации;
- самообразование.
Отрадно, что именно в организациях дополнительного образования результатом плодотворной деятельности педагога являются и достижения его учащихся в мероприятиях различного направления и уровня.
Хотелось бы отметить, что дополнительное образование нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, расширяющему возможности реализуемых образовательных стандартов. Дополнительное образование — самоценная система образования, во многом отличающаяся от общего образования. Каждая школа должна видеть в дополнительном образовании инновационный ресурс развития единого образовательного и воспитательного пространства, где главным условием является реализация индивидуального развития учащегося в личностно-ориентированной парадигме.
Литература
- Сборник нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность организаций дополнительного образования, Алматы — 2009.
- Загайнова В.И. Особенности методической работы в организациях дополнительного образования.
- Москова Н.Г., Болдишор И.В. Программа «Инструктивно-методическая деятельность по непрерывному экологическому образованию и воспитанию школьников в системе дополнительного образования на 2007-2010гг».
- Вольф Л.А.. Методологические основы компетентностного подхода в системе организаций дополнительного образования.
