Проблема «трудного» подростка в школе не нова. Ей посвящены многие тысячи научных исследований, газетных и журнальных статей, кино и видеофильмов. Над ее разрешением работали и многие корифеи школьной педагогики, ей посвящены книги Макаренко и Сухомлинского. В теоретических разработках сегодня недостатка нет. Методик по работе с детьми девиантного поведения, проблеме, особенно обострившейся в последние годы социальных образований, тоже наработано уже не мало. Задача лишь в том, какую из них выбрать за основу в школьной воспитательной работе, как организовать и практически вывести эту работу целенаправленно, постоянно и продуктивно. Как использовать все имеющиеся у данного педагогического коллектива материальные, кадровые возможности с наибольшей эффективностью.
В перспективном плане воспитательной работы школы у нас предусмотрен ряд таких форм и методов, которые в той или иной мере сопряжены с воспитание «трудных» детей, их вовлечением в общую систему воспитания в школьном коллективе. Здесь и использование возможностей школы как профильной с физкультурно-оздоровительной направленностью, это привлечение учащихся к участию в городских и областных туристических слетах, межшкольных спортивных состязаниях. А также привлечение учащихся к активному летне-оздоровительному отдыху, организации летней трудовой практики, где преимущество предоставлено детям из м/о семей и трудновоспитуемым.
Школа принимает все меры организационного характера к привлечению трудных подростков в проведении школьных и городских культурно-массовых мероприятий. Так, в минувшем учебном году это наша инициатива была отмечена высшей наградой городского фестиваля «Балауса».
Наиболее одной из значимых форм самоутверждения ребенка в сфере внеклассного общения, в последние годы, у нас стала организация клуба «Подросток».
План работы клуба включает такие основные темы по воспитанию гражданско-патриотической позиции школьника, как лекции по теме: «Стратегии «Казахстан - 2030» - 10 лет!», «Об истории родного Прииртышья», посвященное 70-летию Павлодарской области, а также по изучению государственной символики.
Руководитель кружка старается строить свою работу так, чтобы ребята максимально брали инициативу в свои руки, работали самостоятельно в библиотеке по определенным темам.
Руководят клубом социальный педагог школы Паскарь Ирина Петровна и психолог Ашенова Баглан Ердымбаевна. Цель деятельности клуба: оказание помощи «трудным» в решении личностных и социальных проблем. Главная задача – помочь ребенку посмотреть на свои проблемы со стороны, обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые являясь источником проблем, обычно не осознаются и не контролируются т.е., сегодняшних непростых условиях сделать так, чтобы для подростка стала привлекательной модель поведения, в основе которой лежат доброта, великодушие, честность, трудолюбие.
Традицией в клубе стало ознакомление ребят в начале учебного года, с планами работы школьных кружков и секций, их руководителями, а также знакомство с наглядной агитацией. Практикуем экскурсии подростков на занятия кружков, с целью привлечения их к активному участию.
В основном привлекательной для ребят стала работа спортивных секций:
Волейбола, баскетбола, футбола и др. некоторые из ребят стали постоянно посещать эти занятия.
Для ребят не имеющих достаточной физической подготовки интересной стала работа таких школьных центров, как «Пресс-центр», правовой кружок «Ястреб».
В план работы клуба «Подросток» включены консультации школьного психолога, который использует в своей работе психотерапевтические приемы, проводит индивидуальное консультирование. Частыми гостями клуба стали юристы, врачи.
В клубе «Подросток» есть учащиеся 9-х классов, которых уже необходимо готовить к основному выбору профессии. С этой целью здесь проводится диагностика, консультации, цель которых – оказание индивидуальной помощи в выборе будущей профессии.
Анализируя результаты клуба «Подросток» мы можем сказать, что те учащиеся, которые посещали этот клуб – сегодня все трудоустроены, среди них не зарегистрированы повторные случаи правонарушений. Те ребята, которые продолжают заниматься в этом клубе в нынешнем учебном году, активно посещают спортивные секции и другие школьные кружки. А это залог успешного развития личности.
И, как результат участие в городском конкурсе «Лучший клуб «Подросток» - 2007, где наши ребята заняли 2 почетное место.
Зам.директора ВР Гамирова Е.А.