Телефон доверия
87054003418 87182516131
email: sosh18@goo.edu.kz
Адрес: г. Павлодар, ул. Якова Геринга, 79
8 7182 515908, 8 7182 516131
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
Бергузинова Г.Ж. - среда с 15.00-17.00
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Внимание ОПАСНОСТЬ!!!

 

АЛГОРИТМ

действий сотрудников, обучающихся и воспитанников организаций образования при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера и угрозы совершения акта терроризма

Глава 1. Общие положения

  1. Настоящий алгоритм действий сотрудников, обучающихся и воспитанников организаций образования при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера и угрозы совершения акта терроризма (далее – Алгоритм) разработан с целью управления мероприятиями по повышению устойчивости функционирования организаций образования в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и угрозы совершения акта терроризма и направлен на их предупреждение и ликвидацию.

Предупреждением террористических угроз является комплекс мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья людей, максимально уменьшение риска осуществления террористической угрозы и минимизацию совершения акта терроризма.

Принятие комплекса мероприятий по подготовке к проведению аварийно-спасательных и неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций техногенного характера направлено на обеспечение устойчивости функционирования организаций образования.

  1. В случае совершения акта терроризма руководители и сотрудники организаций образования обязаны незамедлительно информировать правоохранительные и специальные органы о совершенном акте терроризма и обеспечить эвакуацию персонала организации образования.

При организации работы по предупреждению возникновения угрозы совершения акта терроризма важно особое внимание уделять предотвращению свободного проникновения на объекты и к уязвимым участкам (участкам, оборудованию) посторонних лиц, что, исключит возможностьдоставки террористических средств, а также вывод из строя аппаратуры контроля, автоматики, средств связи и т.п.

Основными признаками возможной подготовки и осуществления террористической деятельности:

- появление лиц, в поведении которых усматривается изучение обстановки в близлежащем окружении объекта возможной террористической атаки, повышенный или неадекватно мотивированный интерес к определенным аспектам в его деятельности;

- неоднократное появление подозрительных лиц у выбранных объектов и проведение ими фото - и видеосъемки и т. п.;

- необоснованное вступление в контакт с персоналом и с лицами, обеспечивающими безопасность объекта,выведывание у них режима работы, порядка доступа, обеспечения безопасности и т. д.;

- проникновение в подвалы и на чердаки лиц, которые не имеют отношения к их техническому обслуживанию;

- наличие у посторонних посетителей (лиц, вызывающих подозрение) документов, проверка которых охраной на входе в здание объекта не дает информации, о личности предъявителя;

- сообщение администрации и персоналу объекта ложной информации;

- изучение уязвимых участков и порядка доступа к ним, порядка системы пропускного режима и охраны объекта.

На основе заблаговременного анализа типовых сценариев террористической атаки важно с целью их изменения в благоприятную, положительную сторону в каждой фазе развития чрезвычайных ситуаций разработать и в режиме реального времени реализовать комплекс мероприятий, позволяющих эффективно влиять на конкретные исходную, промежуточную и заключительную ситуации.

Предварительные проработки различных ситуаций позволят сформировать Алгоритм действий сотрудников и обучающихся организаций образования при возникновении угрозы совершения акта терроризма, в том числе адресных инструкций и памяток, регулирующих действия в типичных экстремальных ситуациях.

Ответственность за выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости организаций образования возлагается на их руководителей в пределах компетенции, установленной Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

3. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера проводятся с учетом вероятности их возникновения и возможного ущерба от них.

Выполнение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера возлагается на руководителей организаций образования в пределах их компетенции, установленной Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

 

Глава 2. Порядок действий сотрудников,  обучающихся и воспитанников организаций образования при возникновении угрозы совершения акта терроризма в здании и на ее территории

 

 

4. Порядок систематизирует и синхронизирует действий сотрудников, педагогов,обучающихсяи воспитанников, в том числе предусматривает оповещениеродителей, при возникновении угрозы совершения акта терроризма в организации образования и на ее территории.

Данный порядок руководителем организации образования должен быть доведен до каждого сотрудника, педагога, обучающегося и родителя (законного представителя).

5. Цель Алгоритма - помочь администрации организации образования и педагогическому коллективу максимально эффективно и быстро сориентироваться и среагировать на экстремальную и чрезвычайную ситуацию террористического характера.

6. Основанием для принятия немедленных действий при возникновении угрозы совершения акта терроризма в организации образования:

 - обнаружение кем-либо из сотрудников, педагогов, обучающихсяили воспитанника подозрительного предмета;

- поступление угрозы по телефону или в письменном виде в организацию образования;

- вооруженное нападение на сотрудников, педагогов,обучающихсяи воспитанниковорганизации образования;

 - захват террористами в заложники сотрудников, педагогов,обучающихся и воспитанников и/или в здании организации или на еетерритории;

- атака организации образования террористом.

7. В вышеперечисленных случаях руководство организации образования незамедлительно сообщает о случившемся:

- на канал «102» органов внутренних дел, единую дежурно-диспетчерскую службу «112»;

- руководителю органа (отдела) образования.

 

 

Параграф 1. Обнаружение подозрительного предмета

 

 

8. Подозрительным предметом понимаются бесхозная сумка, пакет, ящик, коробка, игрушка с торчащими проводами, издающего подозрительные звуки (щелчки, тикание и др.) и необычные запахи (миндаля, хлора, аммиака).

Данный предмет может оказаться взрывным устройством, или начиненным отравляющими химическими веществами (ОХВ), биологическими агентами (возбудителями опасных инфекций, типа сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии и др.) пакетом.

9. Лицам, обнаружившим опасный или подозрительный предмет обязаны незамедлительно сообщить на канал «102» органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу «112»(в случае, если это воспитанник или обучающийся, то воспитателю или классному руководителю)и до прибытия сил экстренного реагирования находиться на безопасном расстоянии от предмета и быть готовым дать показания, касающиеся случившегося.

10. Действия руководителя:

- выставить оцепление из числа постоянных сотрудников организации образования;

- обеспечить беспрепятственный подъезд к месту обнаружения опасного или подозрительного предмета служб экстренного реагирования (подразделения органов внутренних дел, службы скорой медицинской помощи, пожарные расчеты, оперативно–спасательные службы);

- принять меры по эвакуации обучающихся и сотрудников организации образования.

11. Действия персонала (сотрудники, педагоги):

- сообщить администрации организации образования (по телефону) и в здание никого не допускать (до их прибытия);

- перевести обучающихся, воспитанниковна безопасное расстояние от подозрительного предмета(не ближе 100 м), не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку;

- лицам, обнаружившим подозрительный предмет, до прибытия сил экстренного реагирования находиться на безопасном расстоянии и быть готовым дать показания, касающиеся случившегося;

- опросить окружающих с целью установления возможного владельца бесхозного предмета;

- воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и сотового телефона, вблизи предмета;

- зафиксировать время и место обнаружения;

- оказать содействие в организации эвакуации обучающихся, воспитанников с территории, прилегающей к опасной зоне;

- при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина и т. д.), вести наблюдение;

- покинуть объект, при невозможности - укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении.

12. Действия обучающихся:

- не паниковать, во всем слушать педагогов и сотрудников организации образования;

- не трогать, не вскрывать и не передвигать подозрительный предмет;

- при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина и т. д.);

- покинуть объект, при невозможности - укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении.

13. Действия лиц, обеспечивающих безопасность организации образования:

- не трогать, не подходить, не передвигать подозрительный предмет;

- опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;

- воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и сотового телефона, вблизи данного предмета;

- по возможности зафиксировать время и место обнаружения;

-немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета на канал «102» органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу «112»;|

- быть готовым описать внешний вид подозрительного предмета, и обстоятельства его обнаружения;

- не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;

- обеспечить ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне;

- обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;

- при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина и т. д.), вести наблюдение.

Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства (ВУ) или предмета, похожего на ВУ:

- граната РГД-5 – 50 м;

- граната Ф-1 – 200 м;

- тротиловая шашка массой 200 г – 45 м;

- взрывное устройство – не менее 200 м;

- пивная банка 0,33 л – 60 м;

- дипломат (кейс) – 230 м;

- дорожный чемодан – 350 м;

- легковая автомашина – не менее 600 м;

- микроавтобус – 920 м;

- грузовая машина (фургон) – 1240 м.

 

 

Параграф 2. Поступление угрозы по телефону в организацию образования

 

 

14. Телефон является каналом поступления сообщений, содержащих информацию о заложенных взрывных устройствах, о захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже.

Не оставляйте без внимания ни одного подобного сигнала. Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его  на бумаге.

Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании, максимально ограничьте число людей, владеющих информацией.

15. Действия получателя угрозы по телефону (руководитель, сотрудник, педагог, обучающийся):

По ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его речи:

- голос (громкий или тихий, низкий или высокий),

- темп речи (быстрый или медленный),

- произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое,                           с акцентом или диалектом),

- манера речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями);

Важно обратить внимание на звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле-или радиоаппаратуры, голоса, другое), характер звонка (городской, междугородный).

Необходимо зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность.

В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:

- куда, кому, по какому телефону звонит данный человек?

- какие конкретные требования он выдвигает?

- выдвигает требования лично или выступает в роли посредника и представляет какую-то группу лиц?

- на каких условиях он или они согласны отказаться от задуманного?

- как и когда с ним можно связаться?

- кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?

  Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и руководством школы решений или совершения каких- либо действий.

По возможности в процессе разговора или немедленно после окончания разговора сообщить на канал «102» органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу «112» и руководству организации о телефонной угрозе.

 

 

Параграф 3. Поступление угрозы в письменной форме в организацию образования

 

 

16. Угрозы в письменной форме могут поступить в организации образовании как по почте, так и в результате обнаружения различного рода анонимных материалов (записок, надписей, информации на магнитных носителях информации и т.д.).

17. Действия получателя угрозы в письменной форме (руководитель, сотрудник, педагог, обучающийся):

После получения такого документа обращайтесь с ним максимально осторожно. По возможности уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместите в отдельную жесткую папку.

Постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев.

Если документ поступил в конверте - его вскрытие производите только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами.

При этом сохраняйте все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку - ничего не выбрасывайте.

Не расширяйте круг лиц, знакомившихся с содержанием документа.

Незамедлительно сообщить на канал «102» органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу «112».

 

 

Параграф 4. Вооруженное нападение на сотрудников, педагогов,обучающихсяи воспитанниковорганизаций образования

 

 

18. При вооруженном нападении на сотрудников, педагогов,обучающихсяи воспитанниковнеобходимо принять меры для самоизоляции, немедленно покинуть опасную зону, а также сообщить на канал  «102» органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу «112».

Спрятавшись, дождитесь ухода террористов, и при первой возможности покиньте здание.

19. Действия руководителя:

- незамедлительное информирование правоохранительных и/или специальных государственных органов о факте и обстоятельствах вооруженного нападения;

- организация работы по обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о нештатной ситуации на объекте и др.);

- взаимодействие с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом.

20. Действия персонала (сотрудники, педагоги):

- оцените ситуацию, продумайте четкий план, как вы будете вместе с обучающимися покидать здание;

- при возможности безопасно эвакуироваться вместе с воспитанниками, обучающимися, покиньте здание;

- оставьте вещи и сумки;

- не прячьте руки, они должны быть на виду.

В случае отсутствия возможности покинуть здание:

- быстро выглянуть из кабинета, группыи направить всех обучающихся, воспитанников или сотрудников, находящихся в коридоре, в свой кабинет;

- не впускать в кабинет, группувзрослых, которые вам не знакомы или у которых нет пропуска на посещение;

- плотно закройте дверь, желательно на ключ;

- закрыть окна, опустить или закрыть все жалюзи;

- поставить обучающихся, воспитанникову стены так, чтобы злоумышленник не мог видеть их, заглядывая в дверь;

- найти для обучающихся, воспитанников«Безопасный угол»;

- выключить свет и мониторы компьютеров, сотовые телефоны поставить на беззвучный сигнал;

- обеспечить тишину для обучающихся, воспитанников;

- заполнить лист посещаемости (перечислить учеников, которых забрали из коридоров (как указано выше), и составить список обучающихся, воспитанников, которые должны находиться в данном классе, но отсутствуют.

Примечание:Перед выключением света сотрудники должны найти и держать в руках свой журнал посещаемости. Это поможет обеспечить эвакуацию всех учащихся, воспитанниковв случае необходимости.

- обучающихся находящихся в спортивном зале, необходимо перевести в раздевалку,запереть все двери, найти безопасное место и выключить свет;

- обучающихся, находящихся в столовых, необходимо передислоцировать в ближайшие классы и выключить свет;

- сотрудники и обучающиеся, воспитанники находящиеся вне здания организации образования,  должны добежать в ближайшее безопасное место, остановиться, упасть и не двигаться;

- сотрудники и обучающиеся, которые находятся в туалетах должны закрыть кабинку и выключить свет;

- все, кто находится в коридоре, должны немедленно перейти в ближайший класс и выключить свет;

- медицинские работники, работники столовой, вспомогательный персонал должны оставаться в помещении, в котором они находятся, закрыть двери и выключить свет;

- обучающиеся и сотрудники библиотеки должны оставаться в библиотеке. Библиотекари должны запереть двери,  найти для детей и для себя безопасное место и выключить свет.

Примечание:Оставайтесь в безопасных местах до распоряжения руководителя.

21. Действия обучающихся:

- не паниковать, во всем слушать сотрудников и педагогов школы;

- незаметно покинуть объект, при невозможности - укрыться в безопасном месте;

- заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;

- по возможности информировать любым способом правоохранительные и/или специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.

Примечание:Оставайтесь в безопасных местах до распоряжения руководителя или педагогов.

22. Действия лиц, обеспечивающих безопасность организации образования:

- выявить вооруженного злоумышленника;

- по возможности блокировать его продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;

- информировать любым способом руководство объекта, правоохранительные и/или специальные государственные органы о факте вооруженного нападения;

- принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров и др.).

 

 

Параграф 5. Захват заложников в организации образования

 

 

23. Организация образованияможетстатьместомзахватаилиудержаниязаложников,приэтом преступники могут добиваться достижения своих целей или получения выкупа.

24. Действия руководителя:

- организовать максимально возможные условия для безопасности обучающихся, воспитанников, педагогов и других сотрудников;

- незамедлительное информирование правоохранительных и/или специальных государственных органов о захвате сотрудников, педагогов и обучающихся в заложнике;

- пытаться выяснить требования захватчиков;

- обеспечить взаимодействие с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом.

25. Действия персонала (сотрудники, педагоги):

- организовать защиту находящихся рядом обучающихся, воспитанников. По возможности предотвратить их попадание в заложники, незаметно вывести из здания или укрыться в помещении, заблокировать дверь, продержаться до прибытия сотрудников правопорядка или возможности безопасности покинуть здание;

- по возможности информировать любым доступным способом и при условии гарантированного обеспечения собственной безопасности правоохранительные и/или специальные государственные органы об обстоятельствах захвата заложников и злоумышленниках (количество, вооружение, оснащение, возраст, клички, национальность и др.).

26. Действия обучающихся:

- не паниковать, сохранять выдержку и самообладание;

- старайтесь найти безопасное место;

- помните, что получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимое для вашего освобождения;

- не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;

- переносите лишения, оскорбления и унижения, не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе;

- на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет) спрашивайте разрешение;

- если вы ранены, постарайтесь не двигаться, этим вы сократите потерю крови;

- во время проведения спецслужбами операции по вашему освобождению неукоснительно соблюдайте следующие требования:

- лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;

- не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять вас за преступника;

- по возможности держитесь подальше от проемов дверей и окон.

27. Действия лиц, обеспечивающих безопасность организации образования:

- не вступать в переговоры по собственной инициативе;

- будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т.д.

28. Порядок действий при захвате в заложники:

Не допускать действий, которые могут спровоцировать преступников к применению физической силы или оружия.

Не привлекать внимания своим поведением.

Не пытайтесь бежать, если нет полной уверенности в успехе побега.

Запомните, как можно больше информации о террористах (количество, вооружение, как выглядят, особенно внешности, телосложения, акцент, тематика разговора, темперамент, манера поведения).

Постарайтесь определить место своего нахождения (заточения).

При наличии возможности, используя любой доступный способ связи, без риска для жизни, проявляя осторожность, попытаться сообщить о произошедшем в правоохранительные или специальные органы, подразделение безопасности или службу охраны объекта.

Не пренебрегайте пищей, какой бы она ни была.

При ранении, постараться самостоятельно оказать себе первую доврачебную помощь.

Главное не паниковать, даже если стороны противника перестали себя контролировать.

Расположитесь подальше от окон, дверей.

При проведении сотрудниками спецподразделений операции по освобождению заложников необходимо соблюдать следующие требования:

- лечь на пол лицом вниз, по возможности прижавшись к стене, голову закрыть руками и не двигаться;

- не бежать навстречу сотрудникам спецподразделений или от них, так как они могут принять бегущего за преступника;

- если есть возможность, необходимо держаться подальше от проёмов дверей и окон.

 

 

Параграф 6. При стрельбе внутри организации образования и на ее территории

 

 

29. На улицах городов могут иметь место инциденты с применением  огнестрельного оружия.

Стрельба не обязательно может быть связана стерроризмом, а связана с криминальными,бытовымиилихулиганскимидействиями.

30. Действия руководителя:

- организовать максимально возможные условия для безопасности обучающихся, воспитанников, педагогов и других сотрудников;

- незамедлительное информирование правоохранительных и/или специальных государственных органов о перестрелке;

- принятие мер по защите жизни и здоровья обучающихся, сотрудников, педагогов.

31. Действия персонала (сотрудники, педагоги) и обучающихся:

- при стрельбенаулиценестойтеуокна,дажееслионозакрыто       занавеской;

- неподнимайтесьвышеуровняподоконника;

- неразрешайтеобучающимся входитьвкласс,состороныкоторогослышнывыстрелы.

 При стрельбе на улице, ложитесь на землю и постарайтесьотползти за укрытие (угол здания, клумба, остановка), если такого поблизости нет,закройте голову руками и лежите смирно.

Когда все утихнет, сможете подняться и,изменивмаршрут,добраться доместаназначения.

 

 

Параграф 7. При взрыве здания организации образования

 

 

32. Действия руководителя:

- организовать максимально возможные условия для безопасности обучающихся, воспитанников, педагогов и других сотрудников;

- незамедлительное информирование правоохранительных и/или специальных государственных органов о взрыве здания;

- организация действий обучающихся, сотрудников и педагогов на защиту их жизни.

33. Действия персонала (сотрудники, педагоги) и обучающихся:

- лечь на пол, стараясь не оказаться вблизи  стеклянныхшкафов,витриниокон;

- укрыться под главными стенами, потомучтогибель чащевсегонесут перегородки,потолки, люстры;

- не выходить на лестничные клетки, касатьсявключенныхэлектроприборов;

- оказавшись в темноте, не стоит чиркать спичками - может возникнутьутечкагаза;

- выходить из здания надо, прижавшись спиной к стене, особенно если придетсяспускатьсяполестнице. Надопригнуться, прикрытьголовуруками-сверхумогут посыпатьсяобломкиистекла.

Оказавшись на улице, отойдите от здания, следить за карнизамии стенами, которые могут рухнуть. Ориентироваться надо быстро и осторожно, так как приобрушениидомаподнимаетсягустаятучапыли,котораяможетвызватьпанику.

 

 

Параграф 8. При атаке организации образования террористами

 

 

34. Действия руководителя:

- организовать максимально возможные условия для безопасности обучающихся, воспитанников, педагогов и других сотрудников;

- незамедлительная передача информации в правоохранительные и/или специальные государственные органы о выявлении на объекте подозрительного лица или группы лиц;

- предоставление сотрудникам правоохранительных органов максимально полной информации о подозрительном лице, которая может сократить время выявления и задержания злоумышленника;

- обеспечение организованной эвакуации людей и собственной безопасности.

35. Действия персонала (сотрудники, педагоги):

- организовать защиту находящихся рядом обучающихся: незаметно вывести из здания или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;

- защититься: незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;

- по возможности информировать любым способом правоохранительные и/или специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.

36. Действия обучающихся и родителей (законных представителей):

- защититься: незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;

- по возможности информировать любым способом правоохранительные и/или специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.

37. Действия лиц, обеспечивающих безопасность организации образования:

- выявить по внешним признакам приверженца/ев нетрадиционных течений;

- по возможности блокировать его/их продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;

- информировать любым способом руководство объекта, правоохранительные и/или специальные государственных органов о выявлении подозрительного лица или группы лиц;

- принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров и др.);

- при необходимости организовать наблюдение передвижений подозрительного лица или группы лиц по объекту (лично либо через систему видеонаблюдения);

- обеспечить собственную безопасность.

38. Внешние признаки террориста:

- одежда, не соответствующая погоде, просторная, призванная скрыть элементы самодельного взрывного устройства (СВУ);

- торчащие из-под одежды элементы СВУ, провода, тумблеры, выключатели и т.п.;

- наличие в руках больших сумок или баулов, в которых можно скрыть оружие или взрывное устройство;

- осторожное обращение к переносимым вещам, прижимание их к телу и периодическое их непроизвольное ощупывание;

- использование камуфлированной форменной одежды, в которой могут присутствовать различные нарушения (отсутствие шевронов, несоответствие цвета нижних и верхних частей формы, головного убора) и др.

 

 

Глава3. Практические мероприятияпопредупреждениюактов терроризма ворганизациях образования и на её территории

 

 

39. Чердачные, подвальные, подсобные помещенияизапасныевыходыиззданияорганизации образованиядолжныбытьзакрытыиопечатаны.

Опечатаннымидолжныбытьпожарныекраны,огнетушителииэлектрощиты.

40. Действия руководителя по предупреждению актов терроризма:

- знатьсамими доводитьдосведениясотрудников, обучающихсятребования руководящих документов в сфере противодействия терроризму;

- организовать взаимодействие с подразделениями органов внутренних делпо вопросам реагирования на возможные террористической угрозы;

- регулярно проводить практические тренировки по отработке алгоритмов действий с участием сотрудников, педагогов, обучающихся и при необходимости их родителей (законных представителей);

- определить ответственное должностной лицо за реализацию мер антитеррористической защиты организации образования.

41. Действия ответственного должностного лица:

- планировать и проводить занятия повопросам противодействия терроризму с сотрудниками, педагогами и обучающимися;

- не менее 2-х раз в полугодие планировать и проводить тренировки с сотрудниками, педагогами и обучающимся по действиям привозникновении угрозы совершения акта терроризма в помещениях и натерриторииучреждения;

- представлятьруководителюпредложенияпо вопросам совершенствования мер противодействия терроризму и обеспечения безопасности сотрудников, педагогов и обучающихся;

- ежедневно осуществлять контроль за состоянием объекта организации образования;

обращать внимание на посторонних лиц с неадекватным поведением;

42. Действия заместителядиректора поадминистративно-хозяйственной работе (АХР):

- следить заосвещениемтерриторииорганизации образования                             в темноевремя;

- обеспечиватьсвоевременныйвывозмусорастерриторииорганизации образования;

- обращать внимание на посторонних лиц с неадекватным поведением

43. Действия заместителя директора по воспитательной работе:

- включать в годовые и месячные планы воспитательной работы проведение мероприятий с участием обучающихся, педагогов и сотрудниковорганизации образования с сотрудникамиправоохранительных органов на темы: «Внешние признаки террориста», «Как выглядит самодельное взрывное устройство», «Что делать, если в школе стреляют», «Меры первой медицинской помощи при различных травмах», «Психологический портрет лица, вынашивающего противоправные намерения», «Опасность экстремистскихорганизаций», «Кактеррористыи экстремистымогутиспользоватьподростковимолодежьвсвоихпреступныхцелях»и др.;

44. Действия классных руководителей и педагогов:

- обращать внимание на посторонних лиц с неадекватным поведением;

- выявлять обучающихся, склонных к насильственным акциям;

- предупреждать и выявлять фактынарушения отдельнымиобучающимися правил внутришкольного распорядка, вовлечение их в экстремистские организации и реакционныерелигиозныесекты;

- принимать деятельное участие в практических тренировках по отработке алгоритмов реагирования на террористические проявления;

- вносить предложения по совершенствованию маршрутов эвакуации, повышать личную стрессоустойчивость и способность управлять в кризисной ситуации.

45. Действия вахтеров:

- обращать внимание на посторонних лиц с неадекватным поведением;

- знать номера телефонов экстренных служб;

- ежедневно контролироватьвыдачуключейотучебных помещений педагогам и сдачу ключей после окончания занятий и наведения порядка   вучебныхпомещениях;

- организовать взаимодействие с участковыми инспекторами и инспекторами по делам несовершеннолетних по отработке подозрительных посетителей организаций образования.

46. Действия дежурного администратора:

обращать внимание на посторонних лиц с неадекватным поведением;

- прибывать за 30 мин до начала занятий в организации образования;

- осуществлятьконтрользаработойдежурныхпедагогов и организацией пропуска обучающихся;

- информировать руководителя объекта и охрану о попытке проникновения лиц сподозрительнойручной кладью (тяжелыесумки, ящики,большиесверткиит.д.).

47. Действия постоянногосоставаорганизации образования:

- обращать внимание на посторонних лиц с неадекватным поведением;

- прибыватьнасвоирабочиеместаза15минутдо начала занятий с целью проверки их состояния на предмет отсутствия посторонних иподозрительных, предметови дляподготовки ихкзанятиям (работе);

- педагогам, проводящим занятия в незакрепленных за ними учебных помещениях(классах, кабинетахи др.),получатьисдаватьключивахтеру;

- ответственным дежурным контролироватьуборкуучебныхклассов послеокончаниязанятий.

48. Действия обучающихся:

- прибыватьвшколузаблаговременносцельюсвоевременной подготовки к началу занятий.

49. Действия лиц, обеспечивающих безопасность организации образования:

-при пропуске на территорию учреждения автотранспортных средств, проверять   соответствующиедокументы и характерввозимыхгрузов;

- особоевниманиеуделятьпроверкедокументовицелиприбытиялициздругих организаций, посещающих школу по служебным делам, делать соответствующие   записи вкнигепосетителей;

- ограничитьпропусквзданиешколы посторонних лиц (выяснение причин);

- держатьвходныедверизданиясвободнымидлявходаивыходавовремя массового (общего) прибытия сотрудников, педагогов и обучающихся на работу и занятия иубытияихпослеокончанияработыизанятий.Востальноевремясутоквходные двери должны открываться охранником по звонкуприбывшего;

- послеокончаниярабочегоднярегулярнопроверятьвнутренние помещения организации образования и каждые два часа обходить территориюучреждения,обращатьвниманиенапосторонниеиподозрительныепредметы;

- о всех обнаруженных нарушениях немедленно докладывать руководителюорганизации образованияисвоимнепосредственнымначальникамвохранномпредприятии.

Примечание:Каждый сотрудник и обучающийся обязан при обнаружении недостатков и нарушений, касающихся обеспечения безопасности в учреждении, незамедлительно сообщить об этом директору школы или его заместителю по безопасности.

 

 

Глава 4. Порядок действий сотрудников,  обучающихся и воспитанников организаций образования при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера

 

 

Параграф 1. Возникновение пожара (взрыва)

 

50. Причинами возникновения пожара (взрыва) на территории организации образования могут быть:

- неисправность электрооборудования:

- несоблюдение противопожарной безопасности:

- авария на соседних объектах:

- непотушенные остатки костра;

- пропитанная горюче – смазочными материалами ветошь;

- землетрясения (вторичный факт);

- грозовые явления в атмосфере и др.

51. Действия руководителя:

- немедленно сообщить об этом по телефону в государственную противопожарную службу (далее - ГПС) по номеру 101 или единую дежурно-диспетчерскую службу 112;

- принять посильные меры по спасению и эвакуации людей, тушению пожара первичными средствами пожаротушения и сохранности материальных ценностей,

- проверить включение в работу автоматических систем противопожарной защиты (оповещения людей при пожаре);

-  при необходимости отключить электроэнергию (за исключением систем противопожарной защиты), остановить работу систем вентиляции;

- выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развитию пожара и задымления помещений здания;

-  осуществлять общее руководство по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения ГПС;

- обеспечить соблюдение требования безопасности сотрудниками, принимающими участие в тушении пожара;

- организовать встречу подразделений ГПС и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара и противопожарного водоснабжения;

По прибытии пожарного подразделения руководитель организации образования обязан проинформировать руководителя тушения пожара о конструктивных особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, количестве и пожароопасных свойствах хранимых веществ – и других сведениях, необходимых для успешной  ликвидации  пожара,  безопасности.

52. Действия персонала (сотрудники, педагоги):

- немедленно сообщить руководству, а также по телефону в государственную противопожарную службу (далее - ГПС) по номеру 101 или единую дежурно-диспетчерскую службу 112, назвав адрес и номер объекта, место возникновения пожара, свою фамилию и должность;

- прекратить занятие, обесточить электрические приборы и оборудование, выключить свет и закрыть окна

-в случае сильного задымления выдать обучающимся имеющиеся в кабинете средства защиты;

- соблюдая выдержку и спокойствие, не допуская паники, вывести учащихся на первый этаж и далее к основному или запасному выходам из школы согласно утвержденному плану эвакуации при пожаре;

- оказать первую помощь пострадавшим по мере возможности;

- организовать встречу пожарных и спасателей, показать им места подъезда к школе, размещение люков пожарных гидрантов, план эвакуации и место возгорания на плане;

- осуществить перекличку обучающихся, о ее результатах доложить руководителю организации образования и информировать родителей;

- одевают воспитанников и выводят из групп, проводят перекличку.

53. Действия обучающихся:

- обучающиеся, услышав тревогу о пожаре, по указанию преподавателя, должны покинуть кабинет и здание, согласно плана эвакуации;

- в ходе эвакуации не поднимать панику и не толкаться;

- при сильном задымлении обязательно использовать средства защиты органов дыхания;

- не разбегаясь собраться в одном месте сбора, указанного в плане эвакуации;

- в случае отсутствия рядом сидящего согруппника на месте сбора, немедленно сообщите педагогу или сотруднику организации образования.

54. Действия лиц, обеспечивающих безопасность организации образования:

- немедленно сообщить руководству, а также по телефону в государственную противопожарную службу (далее - ГПС) по номеру 101 или единую дежурно-диспетчерскую службу 112, назвав адрес и номер объекта, место возникновения пожара, свою фамилию и должность;

- задействовать системы оповещения объекта и проинформировать о возникновении возгорания;

- начать своевременную эвакуацию людей с объекта, проверив наличие лиц в каждой части объекта;

- принять меры по локализации и тушению пожара первичными средствами пожаротушения;

- оказать первую помощь пострадавшим по мере возможности;

- организовать встречу пожарных и спасателей, показать им места подъезда к объекту, размещение люков пожарных гидрантов, план эвакуации и место возгорания на плане;

- после приезда пожарных необходимо оцепить территорию до прибытия сотрудников органов внутренних дели запретить вход на нее лицам, не задействованным в тушении.

 

 

Параграф 2. Внезапное обрушение зданий и сооружений

 

 

55. Действия руководителя:

- немедленно сообщить в единую дежурно-диспетчерскую службу по номеру 112;

- организовать немедленную эвакуацию учащихся и персонала
с объекта, проверив наличие лиц в каждой части объекта;

- в ходе проведения эвакуации пресекать панику и давку в проходах;

- оказать первую помощь пострадавшим по мере возможности;

- определить место сбора на безопасном расстоянии от здания;

- организовать перекличку сотрудников и обучающихся;

56. Действия персонала (сотрудники, педагоги) и обучающихся:

-постарайтесь как можно быстрее покинуть здание;

- обучающимся действовать по указанию педагога;

- покидая помещение спускайтесь по лестнице;

- не создавайте панику и давку при эвакуации;

- оказать первую помощь пострадавшим по мере возможностей;

- оказавшись на улице не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство и в места эвакуаций;

- при отсутствии возможности покинуть здание, займите самое безопасное место: проемы и углы капитальных стен, под балками каркаса;

-если возможно, спрячьтесь под стол - он защитит от падающих предметов и обломков;

-держитесь подальше от окон и электроприборов.

57. Действия лиц, обеспечивающих безопасность организации образования:

- немедленно сообщить в единую дежурно-диспетчерскую службу по номеру 112, назвав адрес и номер объекта, место обрушения;

- задействовать системы оповещения объекта и проинформировать об обрушении и порядке действия;

- начать своевременную эвакуацию людей с объекта, проверив наличие лиц в каждой части объекта;

- принять меры по локализации и тушению пожара первичными средствами пожаротушения возникших в результате обрушения;

- оказать первую помощь пострадавшим по мере возможности;

- организовать встречу пожарных и спасателей, показать им места подъезда к объекту, размещение люков пожарных гидрантов, план эвакуации и место обрушения на плане;

- после приезда пожарных необходимо оцепить территорию до прибытия сотрудников органов внутренних дели запретить вход на нее лицам, не задействованным в проведение аварийно-спасательных работ.

58. Действия в случае если оказались в завале:

- дышите глубоко, не поддавайтесь панике и страху;

- перевернитесь лицом вниз и постарайтесь перебраться в более безопасное место (углы завала);

- осмотрите себя и по возможности окажите себе первую помощь;

- с осторожностью максимально расширьте пространство вокруг;

- подайте сигнал, с помощью ритмичного стука металлическими предметами;

- обнаружив узкий выход протиснитесь через него, расслабив мышцы и прижав локти к телу;

- не впадайте в отчаяние и ждите помощи.

 

 

Параграф 3. Возникновение аварий с выбросами в атмосферу сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ (СДЯВ)

 

 

59. Действия руководителя:

- немедленно сообщить об этом в единую дежурно-диспетчерскую службу по номеру 112;

- принять посильные меры по спасению, эвакуации и недопущению заражения среди сотрудников и учащихся объекта;

- при необходимости укрыться в подвальном заглубленном помещении;

- проверить включение в работу автоматических систем противопожарной защиты (оповещения людей при пожаре);

- приостановить работу систем вентиляции для недопущения распространения облака заражения;

- выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развитию облака заражения;

- оказать первую помощь пострадавшим по мере возможности;

- ограничить вход в здание объекта;

- определить место сбора на безопасном расстоянии от здания;

- организовать перекличку сотрудников, педагогов и обучающихся;

60. Действия персонала (сотрудники, педагоги):

- прекратить занятия, обесточить электрические приборы и оборудование, выключить свет и закрыть окна;

- выдать учащимся имеющиеся в кабинете средства защиты (ватно-марлевые повязки);

- соблюдая выдержку и спокойствие, не допуская паники, вывести обучающихся на первый этаж и далее к основному или запасному выходам из школы согласно утвержденному плану эвакуации;

- оказать первую помощь пострадавшим по мере возможности.

При эвакуации из здания соблюдать следующие правила:

- двигаться быстро, но не бежать и не поднимать пыли;

- не прислоняться к стенкам и не касаться окружающих предметов;

- не наступать на встречающиеся по пути капли жидкости или порошкообразные россыпи неизвестных веществ;

- не снимать средства индивидуальной защиты;

- не принимать пищу, не пить воду;

- следовать к месту сбора расположенного на безопасном расстоянии от здания;

- провести перекличку обучающихся и доложить руководителю организации образования.

61. Действия обучающихся:

- обучающиеся, услышав сигнал оповещения о выбросе СДЯВ, должны следовать указаниям педагога;

- надеть ватно-марлевую повязку;

- не паниковать и не устраивать давку при эвакуации;

- оказать первую помощь пострадавшим по мере возможности.

При эвакуации из здания соблюдать следующие правила:

- двигаться быстро, но не бежать и не поднимать пыли;

- не прислоняться к стенкам и не касаться окружающих предметов;

- не наступать на встречающиеся на пути капли жидкости или порошкообразные россыпи неизвестных веществ;

- не снимать средства индивидуальной защиты;

- не принимать пищу, не пить воду;

- следовать к месту сбора, расположенного на безопасном расстоянии от здания;

- в случае отсутствия рядом сидящего согруппника на месте сбора, немедленно сообщить педагогу, сотруднику или руководителю организации образования.

62. Действия лиц, обеспечивающих безопасность организации образования:

- немедленно сообщить руководству, а также в единую дежурно-диспетчерскую службу по номеру 112, назвав адрес и номер объекта, и информацию о произошедшим;

- задействовать системы оповещения объекта и проинформировать о выбросе СДЯВ;

- начать своевременную эвакуацию людей с объекта, проверив наличие лиц в каждой части объекта;

- оказать первую помощь пострадавшим по мере возможности;

- организовать встречу спасателей, показать им места подъезда к объекту, размещение люков пожарных гидрантов, план эвакуации и место выброса на плане;

- после приезда спасателей необходимо оцепить территорию до прибытия сотрудников органов внутренних дели запретить вход на нее лицам, не задействованным в мероприятиях по обеззараживанию.

 

 

Глава5. Практические мероприятияпообучению сотрудников,  обучающихся и воспитанников организаций образования способам защиты и действиям в случаях чрезвычайных ситуаций техногенного характера

 

 

63. Обучение сотрудников, обучающихся и воспитанников организаций образования способам защиты и действиям в случаях чрезвычайных ситуаций техногенного характера — это целенаправленный и специально организованный процесс формирования у обучаемых: знаний, умений и навыков, необходимых при защите от опасностей, возникающих в случаях чрезвычайных ситуаций техногенного характера или при воздействии вторичных поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, а также аварий, катастроф и стихийных бедствий.

64. Основными задачами по обучению сотрудников, обучающихся и воспитанников организаций образования способам защиты и действиям в случаях чрезвычайных ситуаций техногенного характера, являются:

  1. Обучение правилам поведения, способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  2. Совершенствование практических навыков в организации и проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
  3. Практическое усвоение в ходе учений и тренировок, порядка действий в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, а также при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ.

65. Действия руководителя по предупреждению чрезвычайных ситуаций:

- знатьсамими доводитьдосведениясотрудников, обучающихсятребования руководящих документов в сфере гражданской защиты;

- организовать взаимодействие с подразделениями органов внутренних дел, гражданской защиты по вопросам реагирования на возможные чрезвычайные угрозы;

- регулярно проводить практические тренировки по отработке алгоритмов действий с участием сотрудников, педагогов, обучающихся и при необходимости их родителей (законных представителей) в соответствии с приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 2 июля 2020 года № 494 «Об утверждении Правил информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в сфере гражданской защиты» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 20990);

- определить ответственное должностной лицо за реализацию мер гражданской защите.

66. Действия ответственного должностного лица:

- планировать и проводить занятия повопросам гражданской защиты с сотрудниками, педагогами и обучающимися;

- не менее 2-х раз в полугодие планировать и проводить тренировки с сотрудниками, педагогами и обучающимся по действиям привозникновении угрозы чрезвычайных ситуаций;

- представлятьруководителюпредложенияпо вопросам совершенствования мер гражданской защиты и обеспечения безопасности сотрудников, педагогов и обучающихся;

- ежедневно осуществлять контроль за состоянием объекта организации образования.

67. Действия заместителядиректора поадминистративно-хозяйственной работе (АХР):

- следить заосвещениемтерриторииорганизации образования                             в темноевремя;

-- обеспечивать беспрепятственный проезд специальной и аварийно-спасательной техники на территорию организации образования;

 обеспечиватьсвоевременныйвывозмусорастерриторииорганизации образования;

- обеспечить надлежащее состояние средств защиты (пожарныекраны,огнетушителииэлектрощиты).

68. Действия заместителя директора по воспитательной работе:

- включать в годовые и месячные планы воспитательной работы проведение мероприятий с участием обучающихся, педагогов и сотрудниковорганизации образования, правоохранительных органов и органов по вопросам гражданской защиты.

69. Действия классных руководителей и педагогов:

- принимать деятельное участие в практических тренировках по отработке алгоритмов реагирования на чрезвычайные ситуации;

- вносить предложения по совершенствованию маршрутов эвакуации, повышать личную стрессоустойчивость и способность управлять в кризисной ситуации.

70. Действия вахтеров:

- знать номера телефонов экстренных служб;

- ежедневно контролироватьвыдачуключейотучебных помещений педагогам и сдачу ключей после окончания занятий и наведения порядка   вучебныхпомещениях.

71. Действия дежурного администратора:

- прибывать за 30 мин до начала занятий в организации образования;

- осуществлятьконтрользаработойдежурныхпедагогов и организацией пропуска обучающихся.

72. Действия постоянногосоставаорганизации образования:

- прибыватьнасвоирабочиеместаза15минутдо начала занятий с целью  подготовки кзанятиям (работе);

- педагогам, проводящим занятия в незакрепленных за ними учебных помещениях(классах, кабинетахи др.),получатьисдаватьключивахтеру;

- ответственным дежурным контролироватьуборкуучебныхклассов послеокончаниязанятий.

73. Действия обучающихся:

- прибыватьвшколузаблаговременносцельюсвоевременной подготовки к началу занятий.

74. Обязательными требованиями к основным и вспомогательным помещениям является:

1) чердачные, подвальные, подсобные помещения и запасные выходы из зданий организации образования должны быть закрыты и опечатаны, а пути их не захламлены для беспрепятственного доступа в то или иное помещение;

2) дубликаты ключей от эвакуационных выходов и других вспомогательных помещений должны находиться в определенном месте (пост охраны, вахтер и др.); 

3) опечатанными должны быть все пожарные краны, огнетушители и электрощиты.

 

 

Глава 6. Телефоныслужб экстренногореагирования

 

 

75. При готовящемся или совершенном преступлении немедленно сообщите об этом в территориальные органы КНБ или МВД по месту жительства, либо по телефону доверия или на адрес электронной почты.

Телефон дежурной службы КНБ: 110

Телефонединой дежурно-диспетчерской службы: 112

Телефон противопожарной службы:101

Телефон дежурной службы органов внутренних дел:  102

Телефон скорой медицинской помощи: 103

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://cloud.mail.ru/public/2Emz/3EybsendM  безопасность на воде

 

 

 

 Внимание ОПАСНОСТЬ!!!

Скоро начнутся школьные каникулы. У детей появится много свободного времени. Знание детьми простых правил по обращению с электроприборами и мер безопасности обезопасит и предотвратить увечья и несчастные случаи.

Приведем несколько трагических случаев, в результате несоблюдения которых привело тяжелым последствиям - погибли и пострадали  дети:

- 2001-2002 годы в Павлодарской области погибло пятеро детей в результате поражения током. Во всех случаях дети проникали в помещения трансформаторных подстанций, либо залезали на опоры линии электропередач;

- 2014 год с. Баянаул. 7-летний мальчик играя в прятки с друзьями, забрался на крышу трансформаторной будки (КТП), взялся рукой за токопроводящую шину напряжением  10 кВ. В результате ребенок получил 15% ожогов тела, ампутация левой руки;

- 2015 год с. Бейнеу Мангистауская область. 11-летний мальчик во время игры проник на территорию огражденного трансформатора. Прикоснулся к токопроводящим элементам, ударило током. В результате ребенку ампутировали обе руки;

- сентябрь 2018 года. с. Жанааул Павлодарская область. 12 и 14-летние мальчики  во время игры на спортивной площадке поднялись на ограждение и коснулись оголенных токопроводящих элементов. В результате дети погибли. 

И так Категорически:

  • Нельзя подходить и прикасаться к трансформаторным и распределительным подстанциям, заходить внутрь их, а также залезать на крышу;
  • Нельзя прикасаться и подходить упавшим и оборванным оголенным проводам кабельных и воздушных линии электропередач;
  • Ни в коем случае нельзя касаться оголенных проводов, по которым идет электрический ток;
  • Нельзя проверять наличие электрического тока в приборах или проводах пальцами;
  • Нельзя защемлять провода дверями, оконными рамами, закреплять провода на гвоздях, чтобы не повредить изоляцию и не было коротких замыканий (вспышек пламени);
  • Нужно следить за тем, чтобы электрические провода не соприкасались с батареями отопления, трубами водопровода, с телефонными и радиотрансляционными проводами;
  • Нельзя позволять детям играть у розеток, втыкать в них шпильки, булавки, дергать провода, так как это может привести к поражению током;
  • Опасно включать и выключать электрические лампочки, а также бытовые приборы мокрыми руками. Заменять перегоревшие лампочки нужно при отключенном выключателе;
  • Категорически запрещается пользоваться бытовыми электроприборами, по корпусу которых проходит ток (прибор «кусается»). Штепсельную вилку при включении и выключении приборов нужно брать за пластмассовую колодку, а не за провод;
  • Приборы, в которых кипятят воду, готовят пищу (электрочайники, кастрюли), нельзя включать в сеть пустыми. Их нужно наполнить водой не меньше чем на одну треть. Когда наливают воду в чайник или кастрюлю, они должны быть обязательно выключены;
  • Нужно следить также и за тем, чтобы шнуры, снятые с приборов, не оставались присоединенными к штепсельной розетке, потому что при случайном прикосновении к ним возможно поражение током;
  • Включать и выключать любой электробытовой прибор нужно одной рукой, желательно правой, не касаясь при этом водопроводных, газовых и отопительных труб.
  • Чтобы избежать пожара, бытовые электроприборы нужно устанавливать на специальных подставках (керамических, металлических или из асбеста) и на безопасном расстоянии от легко загорающихся предметов (занавесей, портьер, скатертей);
  • Нельзя оставлять включенные электроприборы без надзора или поручать наблюдать за ними детям. Это может привести к пожару.

Объясните это своим Детям, найдите время Сегодня, чтобы они Поняли простые правила, чтобы Завтра не было Поздно.

 

Территориальный департамент 

Комитета атомного и энергетического надзора и контроля МЭ РК  по Павлодарской области