Телефон доверия
8 71 82 31 84 16
email: sosh40@goo.edu.kz
Адрес: ул.Береговая, 60/1
318415, 318416, 318408
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
среда с 17.00 до 19.00 часов
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Положение о библиотеке
ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ СОШ №40
 
1.       Общие положения
1.1.Библиотека организации среднего образования Республики Казахстан (далее школьная библиотека) является структурным подразделением организации среднего образования (далее школ) и осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями развития школы.
1.2.   Школьная библиотека обеспечивает образовательной и педагогической литературой и информацией учебно-воспитательный процесс. Библиотека представляет всем участникам образовательного процесса: администрации школы, педагогическому коллективу, учащимся и родителям (далее читатели) свободный доступ к фондам библиотеки.  
1.3.Библиотека способствует реализации самостоятельности учащихся в обучении, развитии их познавательной и творческой деятельности, оказывает помощь педагогическому коллективу в предоставлении информации по педагогике и образованию, повышению их профессиональной квалификации, а также формированию информационной культуры читателей.
1.4. В своей деятельности школьная библиотека руководствуется:
-  Конституцией Республики Казахстан;
- Законами Республики Казахстан, нормативно-правовыми актами Президента и Правительства Республики Казахстан, определяющими развитие образования и культуры;
- приказами и распоряжениями Министерства образования и науки Республики Казахстан и его уполномоченных структурных подразделений;
- методическими рекомендациями Республиканской научно-педагогической библиотеки Министерства образования и науки Республики Казахстан (РНПБ МОН РК);
-приказами и распоряжениями областного управления образования, городского (районного) отдела образования;
-Уставом школы;
-Правилами внутреннего трудового распорядка школы;
-приказами и распоряжениями директора школы;
-настоящим Положением.
       1.5. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, перечень основных услуг и условия их представления определяются в Правилах пользования библиотекой.
2.       Задачи библиотеки
2.1.Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания читателей библиотеки в соответствии с их информационными запросами на основе широкого доступа к фондам библиотеки.
2.2.Формирование у учащихся навыков информационной культуры, обучение методам поиска информации, привитие потребности в систематическом чтении.
2.3.   Оказание помощи в систематическом повышении
профессионального мастерства педагогических работников школы.
2.4.  Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий на основе внедрения инновационных информационных технологий, автоматизации библиотечных процессов и использования оргтехники.
3.       Основные функции
3.1.Основные функции школьной библиотеки: образовательная, информационная и культурная.
3.2.       Разработка перспективных и годовых планов работы библиотеки с целью совершенствования системы библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учебно-воспитательного процесса школы.
3.3.         Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами, учебными планами школы и информационными потребностями читателей библиотеки.
3.4.         Комплектование библиотечного фонда универсальной по отраслевому составу литературой на традиционных (книги, периодические издания) и электронных носителях (CD-ROM, мультимедиа) информации: учебной, художественной, справочной, научно-популярной, научно-педагогической и методической литературой.
3.5.Ведение учета библиотечного фонда (суммарного, инвентарного, безынвентарного), технической и научной обработки документов в соответствии с установленными требованиями.
3.6.Организация и ведение справочно-библиографического аппарата с учетом возрастных особенностей читателей-учащихся: традиционных каталогов (алфавитного, систематического) и картотек (систематической картотеки статей, тематических картотек) и электронных баз данных (электронного каталога), с целью многоаспектного информационно-библиографического раскрытия фонда.
3.7.Осуществление рационального размещения библиотечного фонда, обеспечение соответствующего санитарно-гигиенического режима хранения и сохранности библиотечного фонда.
3.8.Исключение ветхой, дефектной, устаревшей по содержанию, излишне дублетной, непрофильной, малоиспользуемой и утерянной литературы из библиотечного фонда; осуществление перераспределения непрофильной и излишней (дублетной) литературы в соответствии с действующими нормативными и правовыми актами.
3.9.      Организация дифференцированного библиотечного обслуживания на абонементе и в читальном зале, с учетом специфики школы и запросов читателей.
3.10.    Популяризация фонда библиотеки с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм библиотечной работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).
3.11.    Ведение учета обслуживания читателей библиотеки в соответствии с установленными правилами.
3.12.Формирование библиотечного актива, с целью привлечения читателей-учащихся к практической работе библиотеки и на правах совещательного органа - библиотечного совета, с целью оказания практической помощи в осуществлении мероприятий и рассмотрения актуальных вопросов работы библиотеки.
3.13.Предоставление читателям других видов услуг, в том числе дополнительных (платных) библиотечно-информационных услуг, (составление трудоемких письменных библиографических справок, списков литературы; ксерокопирование печатных источников и др.), перечень которых определяется в Положении о платных услугах библиотеки (без ущерба основной деятельности библиотеки).
3.14.Информационно-библиографическое обслуживание читателей.
3.15.Составление в помощь учебной работе школы рекомендательных библиографических указателей, списков литературы, в целях удовлетворения информационных потребностей читателей.
3.16.    Организация библиотечных выставок, оформление плакатов, стендов и т.п. для обеспечения информирования читателей о ресурсах библиотеки.
3.17.Выполнение тематических, адресных, библиографических справок, проведение библиографических обзоров.
3.18.Оказание консультативной и практической помощи
(индивидуальной, групповой, массовой) читателям библиотеки в поиске и выборе информации.
3.19.Проведение в установленном порядке (по расписанию, плану) факультативных занятий, уроков и кружков по пропаганде основ библиотечно-библиографических знаний, обучение читателей методам поиска информации с использованием современных средств телекоммуникаций.
3.20.Формирование фонда документов, создаваемых библиотекой школы (тематических папок-накопителей копий документов).
3.21.Осуществление мониторинга деятельности библиотеки (анализ читательских формуляров, использование библиотечного фонда, книгообеспеченность, информационные потребности пользователей и др.) с целью дальнейшего повышения качества работы библиотеки.
3.22.Взаимодействие с библиотеками региона с целью более полного удовлетворения информационных потребностей читателей в образовательной и педагогической информации.
4. Организация, управления, штаты
4.1.Основное условие открытия библиотеки - это наличие
первоначального фонда, стабильного ежегодного источника финансирования комплектования литературы и других расходов, штатных единиц, ответственных за сохранность фонда и обслуживание читателей, а также соответствующих санитарным нормам помещения и оборудования.
4.2.   Общее научно-методическое руководство школьными библиотеками осуществляют:
-  на региональном уровне специалисты по библиотечным фондам школьных учебников областного управления образования, городского (районного) отделов образования, библиотекари Областных, г.г. Астаны, Алматы институтов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;
-на республиканском уровне РНПБ МОН РК, являющийся отраслевым информационным и научно-методическим центром для всех библиотек организаций образования.
4.3.Руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью осуществляет директор школы, который утверждает организационно-регламентирующие и технологические документы библиотеки.
4.4.    Директор школы несет ответственность за все стороны деятельности библиотеки: комплектование и сохранность библиотечного фонда, создание комфортной среды для читателей и необходимых условий для качественной библиотечной работы.
4.5.Ряд функций управления библиотекой делегируются директором школы штатному работнику библиотеки (заведующему, библиотекарю).
4.6. Проверка деятельности школьной библиотеки проводится по согласованию с директором школы, областным управлением образования, районным (городским) отделом образования.
4.7. За организацию работы и результаты деятельности библиотеки отвечает заведующий библиотекой (библиотекарь), который является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета школы.
4.8. Заведующий (библиотекарь) несет полную ответственность за результаты деятельности библиотеки в пределах своей компетенции.
4.9. Школьная библиотека имеет штамп с наименованием библиотеки.
4.10.Библиотека составляет годовые планы и отчеты о работе, которые обсуждаются на педагогическом совете и утверждаются директором школы. Годовой план библиотеки является частью общего годового плана учебно-воспитательной работы школы.
4.11.График работы библиотеки устанавливается в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка школы. С учетом специфики работы библиотеки - ежедневно один час рабочего времени выделяется на выполнение внутренних работ, один раз в месяц в библиотеке проводится санитарный день, в который библиотека не обслуживает читателей.
4.12.Штаты библиотеки и размеры оплаты труда устанавливаются в соответствии с действующими нормативными правовыми документами.
4.13.Библиотечные работники 1 раз в 5 лет подлежат аттестации на соответствие занимаемой должности.
4.14.Заведующий библиотекой (библиотекарь) систематически повышает квалификацию: на курсах повышения квалификации (один раз в пять лет), на семинарах библиотечных работников, совещаниях методических объединений школьных библиотекарей региона, а также путем самообразования.
4.15.Один раз в неделю выделяется методический день библиотекаря, который используется для повышения квалификации: посещения совещания методических объединения школьных библиотекарей региона, изучения опыта работы других библиотек, подготовки к массовым мероприятиям и др.
4.16.За активную работу работники библиотеки могут представляться к наградам, знакам отличия, предусмотренным для работников образования.
4.17.Регулярно библиотека на педагогических советах отчитывается перед администрацией школы о своей деятельности.
4.18.Администрация школы обеспечивает библиотеку:
- необходимым помещением и оборудованием, обеспечивающим сохранность библиотечного фонда и оборудования, в соответствии с действующими нормами, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении и противопожарнуюбезопасность.
- современной компьютерной и копировально-множительной техникой (принтером, сканером, ксероксом), при наличии в школе доступа в Интернет -выходом в Интернет;
- гарантированное финансирование комплектования фондов и другие расходы в соответствии с установленными нормативами;
- библиотечной техникой (каталожными карточками, каталожными и книжными разделителями, читательскими формулярами и др.) и канцелярскими принадлежностями;
-систематическое повышение квалификации работников библиотеки: обучение на курсах повышения квалификации (не реже 1 раза в 5 лет), участие в работе методических объединений библиотекарей школ региона, конференциях, семинарах, прохождение стажировок, знакомство с опытом работы других библиотек и др. по проблемам организации работы библиотек, а также создание условий для их самообразования
5. Библиотечный совет
5.1.      На правах совещательного органа в школьной библиотеке может быть создан библиотечный совет с целью согласования работы библиотеки с другими структурными подразделениями школы, оказания практической помощи в осуществлении мероприятий и рассмотрения актуальных вопросов работы библиотеки.
5.2.Библиотечный совет согласует свою работу с основными направлениями и планами деятельности школы.
5.3.  В состав библиотечного совета входят работники библиотеки, представители педагогического коллектива, актива родителей. Численный состав совета определяется в зависимости от объема работы, но не менее 5 человек.
5.4.Состав совета утверждается директором школы. Председателем является представитель администрации школы. Секретарем - заведующий библиотекой (библиотекарь). Члены совета закрепляются за определенным участком библиотечной работы.
5.5.Заседание библиотечного совета проводятся в соответствии с планом, который утверждает директор школы в установленные сроки (один раз в четверть).
 
            6.Права и ответственность
6.1. Библиотека имеет право:
6.1.1. Самостоятельно определять содержание, формы и методы своей деятельности в соответствии с задачами, приведенными в настоящем Положении.
6.1.2.Представлять на рассмотрение и утверждение директору школы проекты документов (правила пользования библиотекой, положение о библиотеке, должностные инструкции и другие организационно-регламентирующие и технологические документы).
6.1.3.Устанавливать в соответствии с правилами пользования библиотекой вид и размер компенсаций ущерба, нанесенного читателями библиотеке.
6.1.4.На свободный доступ к информации, связанный с решением поставленных перед библиотекой задач: к образовательным программам, учебным планам, планам работы школы.
6.1.5.  Представлять школу в различных учреждениях и организациях в пределах своей компетенции, принимать участие в работе совещаний, семинаров и конференций по вопросам библиотечной и информационно-библиографической деятельности.
6.1.6. Вести в установленном порядке переписку с другими библиотеками и организациями.
6.1.7. Входить в библиотечные объединения (Ассоциаций школьных библиотекарей и др.) в установленном действующим законодательством  порядке.
         6.2. Работники библиотеки несут ответственность за:
6.2.1. Ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, служебной этики, в пределах определенных действующим трудовым законодательством Республики Казахстан.
6.2.2.Правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Казахстан.
6.2.3.Причинения материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Республики Казахстан.
 
Исполнитель: Зав. Библиотекой СОШ№40  Байкенова Б.К.