Многим хочется иметь собственное авто и уверенно чувствовать себя за рулем. Корреспондент @Pavlodarnews.kz встретился с автоинструктором, который рассказал, как сейчас обучают вождению.
По словам автоинструктора павлодарского учебно-производственного комбината Марата Байгожина, раньше обучение дорожным знакам, разбор примеров на дороге проходили в виде учебного пособия. Современная методика дает курсантам возможность обучаться на автотренажере, который выдает на мониторы информацию и имитирует проезд по автобану, городским улицам, автодрому.
В программе-симуляторе нет полицейских, кто бы пресек нарушения ПДД, но по окончании вождения на экране появляется список допущенных ошибок, который потом разбирается с автоинструктором. Кроме этого, нарушения могут сразу выдаваться на экран, чтобы курсант исправлялся уже во время движения.
- В будущем, когда он получит водительские права и выйдет на трассу, никто ему уже про ошибки не скажет, разве что полицейский патруль, – с улыбкой пояснят собеседник.
Автотренажер оснащен всеми атрибутами кабины легкового автомобиля с механической коробкой передач, поэтому курсант сначала здесь учится всему алгоритму необходимых действий.
Как отмечает Марат, тренажер очень удобен, хотя бы для того, чтобы почувствовать себя за рулем, ощутить необходимость и желание пересесть в настоящий автомобиль.
Урок практического вождения занимает целый час - 10 минут отводится на вводный инструктаж. Инструктор снова напоминает о необходимости пристегнуться, подстроить боковые зеркала, кресло, чтобы ноги легко доставали до педалей: левую ногу держать все время на стартере, правой давить на газ и тормоз.
- «Сажусь рядом на переднее сидение. Моя задача - оказать помощь курсанту, контролировать правильность выполнения всех манипуляций и следить за происходящим вокруг», - объясняет инструктор.
- В любой момент могу взять управление на себя, для этого у меня есть свои педали сцепления и тормоза и своё зеркало заднего вида.
По пути курсант с инструктором повторяют значение встреченных дорожных знаков. Пригодится.
- Первый вопрос инструктору, который неизменно задают курсанты, оказавшись за рулем: «А у вас были аварии?» - улыбается Марат Байгожин. - Успокаиваешь их отрицательным ответом.
Успокаивать курсантов, кстати, приходится довольно часто. У людей начинается заметный мандраж, от волнения и страха трясутся конечности.
- Если это случилось в дороге, советую принять вправо и остановиться. Размять руки и ноги, выровнять дыхание, унять волнение. Когда человек приходит в себя, продолжаем движение.
Обучение практическому вождению начинается издалека. Курсантов вывозят на Омскую трассу, где отрабатывают элементарное владение автомобилем, умение чувствовать габариты машины, выполнение всех манипуляция на приборной доске: включение/выключения поворота, света, аварийного сигнала и тому подобное. Скорость стандартная - 40 км/ч.
Затем учебный автомобиль выводят на кольцо и мост, чтобы курсант научился поворачивать, переключать скорость при подъеме и спуске. Так, постепенно нарабатывая навыки, мало-помалу продвигаются вглубь города, на его самые оживленные участки улиц Торайгырова, Ак.Сатпаева, Астаны.
- Молодые люди, освоившись за рулем, спрашивают: можно ли подрифтовать? «Объясняю: сколько угодно, когда пройдут курсы, получат водительские права и купят свою машину», - говорит собеседник.
- А до тех пор, пока они учатся в УПК, за них и авто отвечаем мы.
Марат отмечает, что одно из «любимых» упражнений, желающих научиться водить автомашину – это парковка. Она доставляет известную сложность, поэтому автоинструктор учит парковаться в импровизированные «ворота» из дорожных конусов, при этом контролировать движение машины по боковым зеркалам.
- Отрабатываем упражнение, пока не запомнят, но и на следующий урок порой курсанты просят повторить, чтобы закрепить полученные навыки.
По признанию инструктора, другие участники дорожного движения стараются не создавать помех учебному автомобилю, и надо признать, едва завидев букву «У» стараются держаться от нее подальше. Тем не менее курсантам достается своя доля одобрения в виде гудков, проезжающих мимо авто, а девушкам-курсанткам почти всегда показывают лайк.
Несмотря на то, что сейчас продвигается культура автосервиса, чтобы водители обращались за помощью только к специалистам, Марат Байгожин не оставляет практику преподавания курсантам общего устройства автомобиля.
- У нас есть двигатель грузового и легкового автомобиля, с желающими мы разбираем и собираем его заново. Мои курсанты знают устройство двигателя: где стартер, где карбюратор, где свечи, куда наливать антифриз и так далее. Убежден, это им пригодится в дороге. Если вдруг сломаются по пути - откуда им ждать помощи? Поэтому и юноши, и девушки, знают, что нужно возить с собой ключи, тёплую одежду, запасные свечи и прочее.
По мнению собеседника, быть автоинструктором - значит быть ответственным человеком, коммуникабельным, уметь найти подход к курсанту, обучая хоть теории, хоть практике. Проявлять терпение, раз за разом повторяя и объясняя одно и то же, чтобы ученик все понял, обрел уверенность за рулем и стал полноценным участником дорожного движения.
Константин Шелков
Фото автора
https://pavlodarnews.kz/novosti/sekrety-professii-avtoinstruktor/