ВЫПУСК №2
«Научим детей говорить правильно»
Авторы-составители:
Методист Жукова О.В.,
Педагог группы предшкольной подготовки:
Савушкина Г.А.
В сегодняшнем выпуске газеты мы поговорим о развитии речи наших детей, о становлении начальной коммуникативной компетентности ребенка.
К концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми:
- старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.
Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть важнейшей составляющей коммуникативной компетенции – диалогическими умениями. Диалог является основной формой общения дошкольников. Диалогические умения детей – важная предпосылка их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.
Важным условием для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста является взаимодействие с Вами, уважаемые родители в вопросах развития и воспитания ребенка.
О чѐм говорить с ребѐнком в семье?
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис, и поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви и сопереживания. Дефицит общения в семье приводит к отставанию в речевом развитии, к его педагогической запущенности. Не смотря на занятость и усталость, Вам просто необходимо как можно больше общаться с
ребенком. Существует множество интересных тем для бесед родителей со своим ребенком, направленных на развитие и формирование коммуникативных навыков.
Большинство родителей, гуляя с детьми, ходят молча или разговаривает по
мобильному телефону? Фактически никто не разговаривает именно с ребенком, не рассказывает ему об окружающих предметах, растениях и событиях. Мы привыкли говорить мало и только по делу, мы перестали употреблять увеличительно - ласкательные определения, и большинство из нас забыло, когда читали стихи вслух. И после всего этого мы удивляемся, что у ребенка маленький словарный запас?
Если Вы хотите, чтобы у Вашего ребенка была хорошо развита речь, то разговаривайте с ним. Рассказывайте ему обо всем, что вас окружает. Делать это можно как на прогулке, так и дома. Идя по аллее, рассказывайте, что рядом с Вами растет береза, и у нее кора белая с черными пятнами, что весной из березки можно сцедить сок и т.д. Не важно, что маленький ребенок не поймет или не увидит и половины сказанного, важен сам процесс рассказа. Конечно, это тяжело говорить даже час без перерыва, но поверьте, потраченные усилия дадут результат. Когда Ваше чадо подрастет, не прекращайте разговаривать с ним, обсуждать его дела и заботы, делитесь с ним своими переживаниями и обсуждайте, как прошел день. Это позволит избежать развития пропасти между вами в будущем. Ребенок не должен привыкать давать односложные ответы, приучайте его к полным ответам. Ребенок, который много времени проводит в одиночестве, молча играя в свои игрушки, будет развиваться гораздо медленнее своих сверстников.
Уважаемые родители, попробуйте сейчас ответить на некоторые моменты:
- Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами?
- Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность,
увиденное, услышанное, пережитое?
- Как развита у вашего ребенка фантазия?
- Составляет ли он сам сказки, рассказы?
Все эти речевые навыки диалогической речи будут ему необходимы в школе!
Поговорите с вашим ребенком!
Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному
пониманию помогают мимика, жесты, интонация. В устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.
Взрослый. Какое сейчас время года?
Ребенок. Весна.
Взрослый. Какие птицы прилетают к нам весной?
Ребенок. Весной из теплых стран прилетают грачи, скворцы, ласточки.
Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Некоторые родители не разговаривают с ребенком на темы этикета и правил поведения, так как считают, что он еще мал и ничего не понимает.
Напротив, ребенок улавливает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.
Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. Тематика бесед для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.
Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про то, что сегодня было интересного в детском саду, в школе...
Что такое речевая готовность ребѐнка к школе?
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению
ребенком родного языка как средства общения.
Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться
развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Умение слушать, вступать в диалог, поддерживать беседу.
Сформированность коммуникативной стороны речи.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребѐнка к школе?
создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому
развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии
речи;
не ругать ребенка за неправильную речь;
ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка.
Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Речевые игры и упражнения
«Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
«Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
«Лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
Чем отличаются предметы?
Чашка и стакан
Яблоко и груша
Помидор и тыква
Тарелка и миска
Кофта и свитер
«Что общее?»
У двух предметов:
огурец, помидор (овощи);
ромашка, тюльпан (цветы);
слон, собака (животные).
У трех предметов:
мяч, солнце, шар — ...
тарелка, ваза, чашка — ...
лист, трава, крокодил — ...
«Размытое письмо»
( взрослым составляется письмо, некоторые слова в котором пропускаются, дети самостоятельно дополняют предложение).
«Где я был?»
(называются слова, которые могут быть объединены, а ребёнок отгадывает, где могут встретиться эти слова, например, медузы, морские коньки, акулы).
«Я умею считать» (ребёнок считает, сколько у него пальцев, глаз, карандашей и т.д.).
Беседа «По дороге к остановке»
- Куда мы идем? (к остановке автобуса).
- Автобус, это какой вид транспорта? (наземный, пассажирский).
- А что еще можно отнести к наземному пассажирскому транспорту?
(машину, автобус, трамвай).
- А как называется транспорт, который перевозит грузы? (грузовой).
- Какой грузовой транспорт ты знаешь?
- Чем отличается автобус от троллейбуса?
- Может ли трамвай объехать девочку? и т. д.
Беседа «В гости»
- Мы идем в гости, что такое "гости"?
- Кто ты бабушке? (я бабушкин внук).
- А кто я бабушке? (ты бабушкина дочь).
- Кем приходится бабушке дедушка? (дедушка –
бабушкин муж).
- Что мы подарим бабушке? и т. д.
Беседа «В гости к бабушке»
- Представь, во что будет одета бабушка (дедушка).
- Кто еще к ней придет?
- Кто где сядет за столом?
- Что же нам приготовит бабушка?
- Сколько тарелок будет стоять на столе?
- Какая посуда есть у бабушки? - Что тебе у нее дома нравится?
ГОС ДВО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов одним из которых является технология Синквейн.
Г.А. Савушкина педагог группы предшкольной подготовки активно использует в своей практике эту современную технологию.
Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:
• 1 строчка - одно существительное;
• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
• 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;
• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.
Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.
В чем же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои как творческие, речевые, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Способы работы с дошкольниками с синквейнами.
1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего).
2. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки.
3. Коррекция и совершенствование готового синквейна. (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).
4. Можно использовать синквейн:
- на занятиях для закрепления изученной лексической темы;
5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов».
6. Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).
Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.