Сенім телефоны
8(7182)606387
email: yaslisad3400@mail.ru
Мекенжайы: Павлодар қ., Гагарин к-сі, 63
8(7182)606387 (басшы), 8(7182)606388 (вахта), 8(7182)650602 (бухғалтерия).
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Жұмыс уақыты: сағ.9.00 – 18.00, түскі үзіліс: сағ. 13.00 – 14.00 Азаматтарды қабылдау: Сәрсенбі: сағ. 15.00 – 17.00
Бір жылда
Бір айда
Бір аптада
Кеше
Развитие воли у детей
30-12-2011 08:44

 

Развитие воли у детей

Большинство родителей понимают, что дети раннего и младшего дошкольного возраста испытывают серьезные затруднения, если от них требуют подождать, довести дело до конца, выполнить предложенное задание в то время, когда ребенок увлечен другим. Каковы же причины этих затруднений и  как они связаны с развитием у ребенка воли.

Что же такое воля? Под волей понимается способность человеческой психики сознательно регулировать поведение и деятельность. Волевое поведение включает способность к побуждению себя на конкретное дело, подчинить свое поведение одному строго определенному мотиву, принять решение и исполнить задуманное. Вполне понятно, что незрелость детской психики не дает ребенку возможности сразу проявлять волевые усилия. Воля является важным новообразованием дошкольного возраста и формируется только под воздействием воспитания.

В раннем возрасте поведение детей характеризуется импульсивностью, спонтанностью и ситуативностью. Ребенок действует не задумываясь, под влиянием минутных желаний, цели его деятельности определяются не личными внутренними мотивами, а внешними предметами. Вначале дошкольного возраста, примерно к 3 годам, у ребенка на фоне развития самосознания появляются личные желания, и именно это новообразование становиться первым шагом на пути формирования воли. Не стоит думать, что оно возникает из ничего, уже в младенчестве закладываются основы целеполагания через развитие способности следить за предметом, выделять его зрительно, тянуться к нему, а потом доставать и действовать с ним. От 1,5 до 3 лет ребенок стремиться с цели (предмету), но ее достижение возможно только с помощью взрослого, поскольку малыш легко переключается на другие цели или отказывается от первоначальной под влиянием внешних обстоятельств.

Чем старше становится ребенок, тем больше внимания надо уделять самостоятельности в выборе мотива и подчинению внешней цели, даже если она непривлекательна для ребенка. После 3-х лет деятельность ребенка и границы его опыта значительно расширяются, мотивы с предметной сферы и общения с мамой смещаются на познание мира и взаимоотношения с другими людьми. Именно в это время развивается воля как качество личности.

Как же происходит становление воли в познавательной и продуктивной деятельности.

Ребенку сначала трудно сделать над собой усилие и продолжать выполнять учебное задание до конца (например, закончить поделку, рисунок). Детям младшего дошкольного возраста необходимо положительное подкрепление. Это может быть похвала, ободрение, напоминание о положительном результате. Им необходима помощь в выполнении задания и строго дозированная нагрузка. В возрасте 4-5 лет ребенок способен к самостоятельному волевому усилию, но очень чувствителен в отношении неудач, они могут разрушить стремление к результату или затормозить деятельность. Дети старшего дошкольного возраста иногда демонстрируют противоположные особенности: при неудаче они испытывают потребность добиться цели и преодолеть трудности. Конечно, такое поведение свойственно детям с сильным характером и правильным воспитанием.

Большую роль в проявлении волевого усилия играет представление ребенка не только о результате своего труда, но и об отношении к этому результату других людей. Дошкольнику небезразлична радость бабушки в момент получения подарка, удовольствие папы от подготовленного сюрприза, счастье мамы, любующейся на свой портрет. Понимание ребенком значения своей работы для окружающих людей помогает справляться с трудностями и добиваться поставленной цели.

Развитие воли в поведении и межличностных отношениях

В регуляции своего поведения посредством воли ребенку необходима внешняя опора. Такой опорой служит пример взрослого и роль в игре. При чем в игре, подчиняясь игровым правилам, дети гораздо легче сдерживают себя. Регулирование поведения детей в ситуации игры происходит естественно и не встречает острого сопротивления со стороны личных мотивов, потому что потребность ребенка быть внутри общей игры сильнее, чем потребность отстоять личные интересы. Способность подчинять свое поведение общественным правилам или целям формируется на основе развития психики: усложнения деятельности, развития самосознания и самоконтроля. Если эти структуры незрелы, ребенок легко нарушает установленные правила поведения, когда нет внешнего контроля со стороны взрослого. О высоком уровне развития можно говорить, если ребенок самостоятельно планирует деятельность или регулирует поведение в соответствии с целью, представляет результат и направляет к нему свои усилия, самостоятельно контролирует себя и оценивает и исправляет свои ошибки. Такого уровня развития личности ребенок достигает к 7-7,5 годам при условии последовательного и правильного воспитания.

        

            Роль взрослого в воспитании воли у детей

 Без помощи взрослого ребенок никогда не научится управлять своим поведением и преодолевать себя. Осознавать себя и свое поведение ребенок может только при условии правильного общения с родителями и в совместной деятельности. Развивать и упражнять волю можно в любой деятельности, главное соблюдать следующее условие - подбирать интересное для ребенка дело, в котором он вынужден сдерживать свои побуждения, добиваясь поставленной цели. Средства воспитания воли зависят от возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

Так, например, детям раннего возраста, а также возбудимым, подвижным, активным детям лучше предлагать двигательные и игровые упражнения с предметами, которые требуют выдержки, сосредоточенности, результативности.

  • Упражнения с бегом: бег со сменой направления, с остановкой по сигналу (хлопок), с ускорением и замедлением;
  • Упражнения с мячом: бросание мяча в цель, прокатывание под предметом (стулом), проталкивание мяча с помощью палки или лопаты;
  • Упражнения с предметами, усложняющими движение: ползание и ходьба по полосе препятствий из различных предметов с мячом и палкой (предмет перед собой и над головой);
  • Подвижные игры.

Детям младшего и среднего возраста (от 3 до 5 лет) для воспитания волевых качеств помогут игры подвижные и дидактические, а также бытовые ситуации, которые требуют сдерживания собственных желаний и достижения поставленной взрослым цели.

  • «Море волнуется раз, море волнуется два...», «Да и нет не говорить...», «Прятки», «Салки-пятнашки» и др.;
  • Настольно-печатные игры с правилами с участием нескольких игроков;
  • Выполнение простых поручений (полить цветы, накрыть на стол, убрать игрушки).

В старшем возрасте (5-7 лет) к уже имеющимся средствам добавляются творческие и познавательные задания и собственные обязанности.

  • Изготовление подарков-сюрпризов для друзей и близких, подготовка семейных досугов и праздников;
  • Выполнение бытовых обязанностей (помощь по дому, уборка своих вещей);
  • Выполнение учебных заданий, ведение длительных наблюдений за природой, проведение простых экспериментов с водой, снегом, тканью и бумагой.

Очень важным в воспитании волевых качеств является умение ребенка планировать свои действия, выделить для себя конечный результат и стремиться к нему. Это умение формируется через речь и общение. Полезно задавать ребенку вопросы, помогающие организовать его деятельность:

- Что ты собираешься сейчас делать? 
- Как ты будешь играть, что тебе для этого нужно, с чего ты начнешь? 
- Почему ты хочешь так сделать, как можно по-другому, как будет правильнее? 
- Что тебе поможет сделать это быстрее, что будет, если ты не доделаешь свою работу, кому будет приятно (неприятно)?

Конечно, чем меньше ребенок, тем сложнее ему сделать выбор и преодолеть все этапы на пути достижения цели. Тут опять на помощь приходит взрослый, он заменяет конечную цель промежуточной (этапной), создает ощущение завершенности, что существенно облегчает детские усилия. Например, если надо идти, а ребенок устал, то предложите дойти до деревца и рассмотреть листочки, а теперь подойдем к дяде с собачкой, а вот уже и дом. Взрослый может ограничить и конкретизировать цель, особенно хорошо использовать такой прием в выполнении учебных заданий. Например, если ребенок упражняется в письме, предложите написать три палочки, а потом еще три таких же, и еще два крючочка, таких же красивых, как палочки.

Ребенку необходимо помогать осознавать себя и свое поведение во времени, настоящее относительно своего прошлого и будущего. Родители могут научить ребенка понимать протяженность времени, планировать и оценивать свои действия и смотреть на себя со стороны. Волевые усилия - это связующее звено между оценкой себя и корректировкой своих действий нацеленных на результат. Родители и воспитатели взращивают и поддерживают в ребенке осознание своих поступков, необходимости исправления своих ошибок и стремление к достижению поставленной цели. При правильном руководстве и настрое со стороны взрослого даже самое трудное и долгое дело может дать ребенку возможность испытать радость, гордость, желание трудиться.

Процесс воспитания невозможен без воли воспитателя и воспитанника, только их обоюдное стремление может создать здоровую и сильную личность. Не забывайте об этом, и ваши старания будут оправданы!

                                                            Желаю удачи!

 

Психолог Круч Г.Ю