Сенім телефоны
55-96-02
email: raduga96pvl@mail.ru
Мекенжайы: Лермонтов к-сі, 97
32-73-06.55-79-89
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Бір жылда2937309
Бір айда220496
Бір аптада46278
Кеше8842
Тәулік2307
Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию в дошкольной организации/ Action-competence approach to the practice-oriented education in the preschool organizations

Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию в дошкольной организации.

Реализация новой модели образования требует применения комплекса подходов к организации всего образовательного процесса и педагогической деятельности в целом. Наиболее востребованными и положительно зарекомендовавшими себя подходами в развитии системы образования считаются: аксиологический; информационный; личностно-деятельностный; проблемно-ориентированный; практико-ориентированный; проектный; технологический и ряд других. В современных условиях развития информационного общества вызывает наибольший интерес интегрированный подход, получивший название компетентностного (КП). КП нацелен на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельной деятельности и личной ответственности дошкольников, в целом определяемые как ключевые компетентности. КП - совокупность общих принципов реализации целей образования, отбора содержания, организации образовательного процесса и оценки его результатов. Основная идея компетентностного подхода заключается в том, что образование должно давать не отдельные разрозненные знания, умения и навыки, а развивать способность и готовность обучающегося к деятельности в различных социально-производственных условиях. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ:

  • Развитие и обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использование социального опыта, решения познавательных, мировоззренческих, нравственных и иных проблем;
  • Создание условий для формирования у обучаемых названного опыта;
  • Определение уровней обученности, достигнутых воспитанниками с целью поэтапной оценки образовательных результатов.

ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: - эффективное использование способностей, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность; - овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по специальности при одновременной автономности и гибкости в части решения профессиональных проблем; - развитое сотрудничество с коллегами и профессиональной межличностной средой; - интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, оптимальных для выполнения трудовой деятельности в современной производственной среде; - способность делать что-либо хорошо, эффективно в широком формате контекстов с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии, самооценки; - обладание быстрой, гибкой и адаптивной реакцией на динамику обстоятельств и среды.   УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: - использование избыточной информации для развития умений и формирования отношений к изучаемому предмету в условиях неопределенности; - преобладание самостоятельной познавательной деятельности; - использование технологий, способных вырабатывать самооценку деятельности; -использование индивидуальной, групповой, коллективной познавательной деятельности, организация коллективных обсуждений индивидуальной, групповой работы, защита полученных результатов и достижений; - учет субъективного опыта детей при выборе траектории обучения; - целенаправленное развитие рефлексии (познавательной, социальной, психологической).     Для реализации компетентностного подхода необходимо разработать модель формирования общих и профессиональных компетенций. Так, в работе Л.Д. Давыдова представлена модель формирования профессиональной компетентности, включающая содержательный, процессуальный и результативный блоки. Содержательный блок включает:

  • определение требований, предъявляемых к квалифицированному специалисту (в том числе со стороны работодателя): требования к содержанию знаний, умений и навыков, необходимые для компетентного выполнения профессиональной деятельности по уровням (общепрофессиональные, профессиональные, специальные);
  • определение структуры и состава компетенций и качеств;
  • конструирование учебных планов, программ;
  • определение технологий формирования компетенций;
  • разработка мониторинга образовательного процесса и сформированности компетенций обучаемых.

Процесс формирования профессиональной компетентности предполагает определение принципов, условий, технологий, факторов, подходов, которые позволяют определить, конкретизировать и соотнести требования квалификационных характеристик, стандартов образования, компонентов профессиональной деятельности, ее доминирующих видов, профессионально важных качеств, значимых личностных качеств, интересов, склонностей, способностей специалистов. Кроме этого определяются технологии контроля развития компонентов профессиональной компетентности педагога. Процессуальный блок ориентирован на осуществление педагогической деятельности по формированию компетенций обучающихся, на реализацию принципов, педагогических условий, использование технологических подходов в обучении, внешних и внутренних факторов, которые обеспечат реализацию намеченной цели. Необходимо разработать деятельностную составляющую и обеспечить методы и формы контроля сформированности компонентов профессиональной компетентности педагогов. Наиболее приоритетным способом трансформации теоретических знаний в практические умения является педагогическая деятельность, построенная на компетентностной основе. Диагностический блок включает проведение мониторинга динамики формирования профессиональной компетентности педагогов. Для этого необходимо определить критерии по всем видам компетенций, показатели владения обобщенной структурой профессиональной деятельности и установить уровни сформированности компетенций педагогов.    

                          ОТЛИЧИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ ОТ ТРАДИЦИОННОГО

Основания для сравнения Традиционный подход Компетентностный подход
Цель обучения Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)
Основная формула результата образования «Знаю, что» «Знаю, как»
Характер образовательного процесса Репродуктивный Продуктивный
Доминирующий компонент процесса Контроль Практика и самостоятельная работа
Характер контрольных процессов Статистические методы оценки учебных достижений Комплексная отметка учебных достижений (портфолио - продукт творческого обучения)

  В процессе формирования компетенций важная роль отводится педагогу, владеющему современными технологиями и методическими подходами развития дошкольников. В этой связи важно решить следующие задачи:

  • Осуществлять партнёрские отношения как способа формирования личностных компетенций педагогов;
  • Создавать условия для формирования компетентности дошкольников, в основе которой лежит их активная познавательная деятельность;
  • Применять технологии оценивания образовательных результатов, ориентированные не на формальные ЗУНы, а на процесс достижения успеха.

Методы и технологии, используемые в компетентностном подходе, должны быть ориентированы на формирование деятельностной части компетенций, обеспечивающих в первую очередь самооценку, саморазвитие и самореализацию дошкольника.Педагог в процессе своей деятельности должен уметь пользоваться методами формирования учебно-познавательной и ценностно- смысловой компетенций. (переход к УУД и КОЗ) Существенную роль здесь могут сыграть проекты различной направленности.

  • Коллективное целеполагание в начале занятия или перед решением учебной задачи;
  • Коллективное подведение итогов и оценивание (в завершение занятия, после решения учебной задачи);
  • Проблемно-ориентированная дискуссия;
  • Все методы и приемы проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция, проблемный эксперимент;
  • Проблемно-модельное обучение — моделирование деятельности в аспекте той или иной реальной ситуации, имитационно-деловые игры;
  • Метод проб и ошибок, предполагающий в том числе возможность дошкольника сомневаться в своих решениях, возвращаться к началу, исправлять свои ошибки;
  • Решение одной и той же задачи несколькими альтернативными способами; выбор наиболее оптимального из них на основе аргументированного обсуждения;
  • Учебные задачи с избыточным условием;
  • Учебные задачи с недостаточным условием, требующие поиска дополнительной информации;
  • Любые виды проектной деятельности, прежде всего - исследовательские и практико-ориентированные проекты;
  • Практические работы поискового и исследовательского характера;
  • Задания с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках ОУД.

    Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия».   Универсальные Учебные Действия (УУД –это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самосто-ятельному усвоению новых знаний, т. е. способность субъекта к самораз-витию и самосовершенствованию путём сознательного и активного при-своения нового социального опыта. Функции универсальных учебных действий:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осу-ществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и ис-пользовать необходимые средства и способы их достижения, контро-лировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответ-ствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморе-гуляции), познавательный и коммуникативный.       Технология формирования ключевых компетентностей обучаемых предполагает использование компетентностно-ориентированных заданий в системе. Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) - одна из новых форм работы. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» обучающихся в решение «жизненной» задачи. Компетентностно-ориентированные задания можно использовать: при изучении программного материала без предварительного объяснения на основе актуализации ранее полученных знаний и самостоятельного исследования; при изучении темы через укрупненные дидактические единицы или концентрированное объяснение нового материала с последующим расширением границ содержания за счет дополнительных сведений, полученных из различных источников самостоятельно. Существует следующая структура самого компетентностно-ориентированного задания: - стимул, -задачная формулировка, -источник информации, -бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ), -инструмент проверки. Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность детей. Стимул компетентностно-ориентированного задания погружает обучающегося в контекст задания и мотивирует учащегося на добросовестную работу. Задачная формулировка точно и максимально просто описывает ту деятельность, которую обучающийся должен выполнить для получения результата; она не может допускать различных толкований. Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности обучающегося по выполнению данного задания. Бланк для выполнения задания -это форма, которая задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания. Инструмент проверки должен определять количество баллов за каждый этап деятельности; общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности. В качестве инструмента проверки может использоваться: ключ, модельный ответ, аналитическая шкала, бланк наблюдения за деятельностью. Самооценка стимулирует процесс осмысления и формулирования вывода, дети подробно выясняют основания своих знаний и действий, понимают причины неудач и намечают пути их устранения.