Размер шрифта:
↑Наверх
Сенім телефоны
87182546323
email: sosh5@goo.edu.kz
Мекенжайы: Павлодар облысы, Павлодар қаласы, Лермонтов көшесі 129
8(7182)549580
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Сәрсенбі сағат 16.00-ден 18.00-ге дейін
За год
За месяц
За неделю
Вчера
«Туған жер» бағдарламасының іске асуының тұжырымдамалық тәсілдері

БОЛАШАҚҚА БАҒДАР: РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ:

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

«Туған жер» бағдарламасының іске асуының тұжырымдамалық тәсілдері

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ТУҒАН ЖЕР»

Глава государства Н.Назарбаев в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» подчеркнул, что одним из главных условий модернизации общественного сознания является сохранение собственного национального культурно-генетического кода, фундаментальная основа которого - патриотизм.

Соединяясь с ценностями и нравственными ориентирами, патриотизм приобретает национальную идею. В этой  связи патриотизм рассматривается как часть национальной стратегии государства, и одна из его основ закладывается в любви к своей малой родине, родной земле –Туған жер.

Главной целью Программы «Туған жер» является воспитание у казахстанцев чувства истинного патриотизма, который выражается в любви, гордости и преданности своемуаулу, городу, краю, егоистории, культуре, традициям и быту, нравственном долге перед Родиной.

Программа «Туған жер» (далее – Программа) состоит из четырех Подпрограмм, каждая из которых направлена на достижение указанной цели:

  1. «Тәрбие және білім» –воспитание всесторонне и гармонично развитой личности в духе казахстанского патриотизма;
  2. «Атамекен» – укрепление у казахстанцев гражданской активности и чувства ответственности за судьбу малой родины;
  3. «Рухани Қазына»– возрождение интереса и уважения к традициям, истории и культуре родного края;
  4. «Ақпарат толқыны»–информирование населения о ходе реализации Программы, создание информационной инфраструктуры для участия граждан в общественном мониторинге реализуемых проектов.

 

Реализация проектов Программы началась с момента опубликования статьи и в среднесрочном периоде будут достигнуты первые результаты. В целомПрограмма планируетсяв несколько этапов. На первом этапе (2017-2022 гг.) Программыразрабатываются и внедряются необходимая нормативно-правовая база, общественные институты, системы мониторинга, а также оценки достигнутых результатов и эффективности принимаемых мер. На последующих этапах (2023-2032 гг.)  будет обеспечено достижение целевых индикаторов и показателей результатов.

Для эффективной реализации Программы будет использована методология проектного менеджмента и создана соответствующая проектная инфраструктура. Управление программой будет осуществляться на основе  Национального стандарта Республики Казахстан «Руководство по управлению проектами» СТ РК ISO-21500 – 2014, а также с использованием инструментов «Agile».

ПОДПРОГРАММА «ТӘРБИЕ ЖӘНЕ БІЛІМ»

Развитие политической, социальной и экономической сфер жизни сопровождается опережающим преобразованием общественного сознания.

Преобразование общественного сознания требует реализации проектов, позволяющих ответить на глобальные вызовы без утраты традиций и обычаев народа Казахстана.

Одно из главных условий – сохранение своей культуры и собственного национального культурно-генетического кода. Национальный код народа формируется, через особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям.

Патриотизм начинается именно с любви к своей земле, малой родине. От малой родины начинается любовь к большой родине – своей родной стране.

 

Цель подпрограммы:

Конкурентоспособная, прагматичная, сильная, ответственная, творческая Личность Единой нации, фундаментом успеха будущего которой является культ знаний.

Развитие национальной системы воспитания и обучения путём консолидации усилий организаций образования, семьи и других институтов.

 

Целевые индикаторы:

– доля обучающихся, ознакомленных с историей родного края на примере культурно-исторических памятников и культурно-исторических личностей местного масштаба: 2022 год– 100%;

– доля обучающихся, охваченных краеведческой деятельностью: 2022 год– 100%;

– доля обучающихся, удовлетворённой качеством жизни - системой образования, социальным статусом, реализацией в профессии;

– доля детей и молодежи, имеющих высокий уровень патриотизма.

 

Базовые проекты:

Для достижения конечных результатов Подпрограммы будут реализованы следующие Базовые проекты:

  1. «Өлкетану»;
  2. «Отаным – тағдырым»;
  3.  «СаналыАзамат».

 

  1. Базовый проект «Өлкетану».

Краеведческое образование способствует духовно-ценностной и практической ориентации обучающихся и реализуется через учебные предметы, дисциплины, также различные внеурочные факультативные занятия и кружковую работу.

Основные задачи Базового проекта:

  1. создание условий для краеведческого образования в организациях образования;
  2. повышение качества содержания краеведческого образования и проводимых краеведческих мероприятий;
  3. использование профориентационных возможностей краеведческой работы с обучающимися.

Показатели результатов:

  1. количество организаций общего среднего, технического и профессионального образования, организующих уроки краеведения по 2 часа в год по предметам «История»,  «География» и «Литература» на базе музеев, организаций культуры и других исторических объектов (за пределами школы);
  2. количество краеведческих кружков и клубов в организациях образования;
  3. количество обучающихся, участвующих в реализации различных краеведческих проектов.

В рамках реализации Базового проектапланируется проведение ряда ключевых событий:

  1. «Ұлттыққазына». Разработка и издание книг об истории края;
  2. «Алтын адам». Занятия в музеях;
  3. «Туғанөлкетарихы». Введение в организациях образования факультативов, спецкурсов, кружков с экскурсиями  по музеям, культурно-историческим местам края;
  4. «Өскенөңір». Региональные интеллектуальные мероприятия на знание истории родного края;
  5. «Туғанөлкесоқпақтары». Туристско-краеведческие  соревнования;
  6. «Культурно-генетический код: история, традиции и обычаи». Съезд  историков;
  7. «МеніңОтаным – Қазақстан». Ежегодные региональные, республиканские слеты и форумы юных краеведов, туристов и экологов;
  8. «Тарихмұрасы». Научно-исследовательские гранты для организации этнографических, археологических и других экспедиций;
  9. производство и размещение социальных имиджевых видеороликов о роли краеведения.

 

Государственные органы-соисполнители и НПО: МКС РК, МИК РК, МНЭ РК, МФ РК,  НПП «Атамекен», МИО

 

2. Базовый проект «Отаным – тағдырым».

Базовый проект «Отаным – тағдырым» способствует развитию у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств и умений к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Основные задачи Базового проекта:

  1. усиление роли воспитания, обеспечение непрерывности и преемственности воспитания и обучения на всех уровнях системы образования;
  2.  формирование позитивных моделей поведения и образа героя современности среди молодежи;
  3. популяризация государственных символов страны, государственной службы, государственных праздников.

Показатели результатов:

  1. количество мероприятий патриотического направления;
  2. количество детей и молодежи,охваченныхв мероприятиях патриотического направления;
  3. количество видеоматериалов по патриотическому воспитанию;
  4. количество обучающихся, охваченных в Параде детских и молодежных оркестров и ансамблей.

В рамках реализации Базового проекта планируется проведение ряда ключевых событий:

  1. разработка методики оценки уровня воспитанности обучающихся, социологический опрос и нулевой срез среди обучающихся;
  2. «Алау». Проведение мероприятий патриотического направления;
  3. «Ұлы дала тұлғалары». Региональные встречи обучающихся  с успешными людьми края;
  4. «Қамқоршы». Спонсорское движение;
  5. «Жасұлан». Детские и молодежные движения;
  6. «Мақтанышым – Астанам». Организация поездок победителей олимпиад, конкурсов, соревнований в Астану;
  7. «Туғанжер. Туған ел. Туған глобал». Региональные, республиканские  научно-практические конференции, симпозиумы.

 

Государственные органы-соисполнители и НПО: МДРГО РК, МКС РК, МИК РК, МНЭ РК, МФ РК, НПО, МИО, Фонд «Даму»

 

3. Базовый проект «СаналыАзамат».

Базовый проект «СаналыАзамат» направлен на профориентационную поддержку, выработку у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии с их возможностями, способностями и с учетом требований и перспектив развития рынка труда.

Основные задачи Базового проекта:

  1. оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора будущей профессии;
  2. создание условий для профессионального самоопределения с учетом требований рынка труда;
  3. информирование о востребованности профессий и специальностей на рынке труда и возможностях получения профессионального образования;
  4. определение профессиональной пригодности обучающихся по выбранной ими профессии.

Показатели результатов:

  1. количество школьников, охваченных мероприятиями по профориентации;
  2. количество интегрированных занятий, проведенных на базе внешкольных организаций, организаций ТиПО и вузов, организаций культуры и спорта, промышленных, сельско-хозяйственных и других предприятий;
  3. количество обучающихся, охваченных дополнительным образованием в системах образования, культуры и спорта;
  4. количество разработанных видеоматериалов  по организации профориентационной деятельности среди школьников.

В рамках реализации Базового проекта планируется проведение ряда ключевых событий:

  1. «Біраптаауылда». Проект для обучающихся, проживающих в городах;
  2. «Біраптақалада». Проект для обучающихся, проживающих в сельской местности;
  3. «Мерей». Видеоматериалы об успешных в профессии гражданах;
  4. «Шеберлерқалашығы». Республиканский, региональные фестивали мастеров ремесленного дела;
  5. «Алтын қазына». Республиканские, региональные выставки декоративно-прикладного творчества.

Государственные органы-соисполнители: МИР РК, МКС РК, МНЭ РК, МФ РК, МВД РК, МИО, НПП «Атамекен»

  1. Финансовые ресурсы:

Потребность Подпрограммы в финансовых ресурсах будет определена по итогам идентификации реализуемых и анализа инициируемых проектов.

 

Экспертное сопровождение:

Целевая группа: гражданская общественность, в том числе научно-педагогическая и родительская общественность. По предложению Экспертного совета будут сформированы специальные группы экспертов.

 

Стратегия внешних коммуникаций:

Внешние коммуникации Программы будут осуществляться совместно с МИК РК, МИД РК, другими заинтересованными государственными органами, МИО и НПО. Выработка контента и его наполнение, общая концепция продвижения проектов, а также составление медиаплана будет реализовано ответственным за подпрограмму уполномоченным органом.

ПОДПРОГРАММА «АТАМЕКЕН»

Реализация подпрограммы «Атамекен» обусловлена необходимостью выстраивания системы комплексных мер для повышения гражданской активности населения регионов. Подпрограмма направлена на модернизацию общества областей, районов, сел путем укрепления у населения чувства ответственности за судьбу малой родины. 

 

Цель подпрограммы: создание условий для укрепленияу населения чувства ответственности за судьбу родного края, страны, народа путем стимулирования граждан к активной социальной, благотворительной и волонтерской деятельности, направленной на решение актуальных вопросов общества.

 

Целевые индикаторы:

  1. Повышение уровня удовлетворенности населения качеством жизни;
  2. Повышение уровня гражданской активности.

 

Способы измерения целевых индикаторов: социологические опросы, отчеты местных исполнительных органов, статистическая отчетность.

 

Базовые проекты:

Для достижения конечных результатов Подпрограммы будут реализованы следующие Базовые проекты:

  1. «Азаматтықбастамаларкартасы»;
  2. «Азаматтықбақылау»;
  3. «Жомартжүрек».

 

  1. Базовый проект «Азаматтықбастамаларкартасы».

Базовый проект «Азаматтықбастамаларкартасы»направлен на выявление актуальных потребностей регионов и стимулирование гражданских инициатив, привлечение государства, представителей бизнес-структур, НПО, волонтеров и населения на реализацию и поддержку региональных проектов.

 

Основные задачи Базового проекта:

  1.  развитие гражданских инициатив, направленных на решение актуальных социальных вопросов регионального уровня;
  2.  создание открытой базы данных социальных проектов регионального уровня, требующих участия меценатов, государственных органов, НПО, волонтеров и граждан;
  3.  привлечение меценатов, государственных органов, НПО, волонтеров и граждан к реализации социальных проектов;
  4. стимулирование новых форм гражданских инициатив.

 

Карта инициированных проектов граждан и НПО будет создана на платформе Единого интернет-портала программы «Туған жер».

Для подачи своих Проектов каждый гражданин или НПО должны авторизоваться и предложить проект по утвержденной форме. Проекты будут размещаться в зависимости от видов (социальные, инфраструктурные проекты, по оказанию материальной помощи, материально-техническому обеспечению и др.), направлений (образование, здравоохранение, культура, транспорт и др.)и регионов.

 Ответственными за реализацию Проектов будут акиматы соответствующих территорий.

В акимате назначается должностное лицо, которое проводит работу по привлечению к реализации социально значимых проектов представителей бизнес-структур, государственных органов, НПО, населения, меценатов. Отбор проектов, рекомендованных к реализации, проводится общественными советами, собраниями местного сообщества соответствующих территорий.

Все предложенные проекты по решению актуальных вопросов регионального уровня будут размещаться в разделе «Инициированные проекты».

При нахождении необходимых источников, ресурсов для реализации проекта и запуске Проект переходит в раздел «Реализуемые проекты», где будет размещаться подробная информация о ходе реализации проекта.

После реализации Проект переходит в раздел «Реализованные проекты», где будетразмещатьсяинформация о достигнутом результате, общественной оценке и уровне удовлетворенности населения, о привлеченных меценатах, НПО и волонтерах.

 

Показатели результатов:

  1. количество (охват) услугополучателей реализованных проектов;
  2. количество успешно реализованных проектов с участием НПО, инициативных групп и граждан;
  3. количество региональных проектов, реализованных с привлечением меценатов;
  4. количество мероприятий, реализованных с участием волонтеров;

 

Государственные органы-соисполнители: МИО, МИК.

При необходимости (для экспертной оценки или анализа, принятия решений по отдельным проектам на центральном уровне) будут привлекаться специалисты ЦГО и их подведомственных организаций.

 

  1. Базовый проект «Азаматтықбақылау».

Базовый проект «Азаматтықбақылау»направлен на оперативное решение наиболее острых социально значимых вопросов, а также создание механизма оценки гражданами эффективности деятельности государственных органов.

 

Основные задачи Базового проекта: 

  1. выявление и мониторинг проблем населенных пунктов;
  2. создание и обеспечение деятельности интерактивного раздела «Азаматтықбақылау» на платформе Единого интернет-порталапрограммы «Туған жер»;
  3. создание условий для оперативного размещения самими гражданами информации о проблемах местности в разделе «Азаматтықбақылау";
  4. повышение уровня гражданской ответственности через участие граждан в развитии своей малой родины.

 

Каждый гражданин может авторизоваться на Едином интернет-портале путем заполнения анкеты и оставить свою заявку по интересующей тематике (ЖКХ, дороги, транспорт и т.д.) в разрезе регионов в разделе «Азаматтықбақылау» с прикреплением достоверных фото-видео-аудио фактов. После публикации данная заявка получает статус «В работе» и загорается красный индикатор. Заявка попадает на сайт акимата соответствующего региона.

В случае успешной отработки задачи загорается зеленый индикатор, и заявка получает статус «Выполнено». Заинтересованные граждане могут оставлять свои комментарии, идеи и предложения по решению вопросов.

Ответственными за организацию работы по исполнению заявок граждан, направленных на решение региональных проблем, будут акиматы соответствующих территорий. В акимате назначается должностное лицо, которое координирует работу по своевременному реагированию и решению обозначенных проблем государственными органами.

 

Показатели результатов:

  1. количество оперативно решенных государственными органами социально значимых проблем;
  2. повышение гражданской активности населения путем анализа динамики размещений проблемных материалов на портале;
  3.  количество решенных проблем самими гражданами.

 

Государственные органы-соисполнители: МИО, ЦГО, МИК.

 

  1. Базовый проект «Жомартжүрек».

Базовый проект «Жомартжүрек» направлен на стимулирование, поощрение и мотивацию населения, представителей бизнес-структур, НПО и волонтеров к участию в развитии малой родины.

 

Основные задачи Базового проекта:

  1. организация системы стимулирования активных граждан, представителей бизнес-структур, НПО и волонтеров;
  2. тиражирование лучшего опыта реализации социальных проектов с участием граждан, НПО, волонтеров, меценатов. 

Показатели результатов:

  1. количество граждан, принявших активное участие в развитии регионов;
  2. общественная оценка вклада меценатов, НПО и волонтеров в развитии региона.

В рамках реализации Базового проекта планируется проведение ряда ключевых событий:

  1. торжественная церемония награждения в регионах по номинациям «Лучший меценат года», «Лучший  волонтер года», «Лучшее НПО года» и др.;
  2. выпуск информационно-имиджевой продукции «История (района, области) в лицах»;
  3. широкое медиа-сопровождение данного проекта в СМИ;
  4. проведение МИО совместно с НПО ежегодного слета уроженцев регионов. На таких слетах предлагается презентация и освещение реализованных проектов, организация благотворительных акций и аукционов;
  5. чествование номинантов на республиканском уровнепо итогам года.

 

Государственные органы-соисполнители: МИО, НПО.

 

Финансовые ресурсы:

Потребность Подпрограммы в финансовых ресурсах будет определена по итогам идентификации реализуемых и анализа инициируемых проектов.

Экспертное сопровождение:

Целевая группа: гражданская общественность, в том числе научно-экспертное сообщество. По предложению Экспертного совета будут сформированы специальные группы экспертов.

 

Стратегия внешних коммуникаций:

Внешние коммуникации Программы будут осуществляться совместно          с МИК РК, МИД РК, другими заинтересованными государственными органами и НПО. Выработка контента и его наполнение, общая концепция продвижения проектов, а также составление медиа-плана будет реализовано ответственным за подпрограмму уполномоченным органом.

ПОДПРОГРАММА «РУХАНИ ҚАЗЫНА»

Связывая историческое прошлое с современными реалиями, мы строим гармоничное будущее. Сегодня патриотизм рассматривается не просто как нравственная ценность и показатель высокого морального духа общества, а как крепкий фундамент, который связывает воедино историческую память, культурное наследие своей земли, обычаи и традиции своего народа. Соединяясь воедино, культурная самобытность народапревращается в мощную преобразующую и созидательную силу, способную обеспечить эффективное развитие общества.

В настоящее время требуется современный подход к пониманию роли региональной истории и культуры,  обуславливающий необходимость формирования новой социокультурной среды, основанной на базовых принципах и ценностях патриотизма. Необходимо создавать и развивать личный имидж малой Родины, пропагандировать любовь к своему краю.

 

Цель подпрограммы:возрождение интереса и уважения населения к традициям, истории и культуре своей земли с опорой на нравственные идеалы.

 

Целевые индикаторы:

  1. уровень удовлетворенности населения качеством услуг сферы культуры;
  2. среднее число посетителей организации культуры на 1000 человек (театры, библиотеки, музеи);
  3. увеличение количества памятников истории и культуры, на которых проводятся консервационные и реставрационные работы;
  4. увеличение количества внутренних посетителей.

 

Способами измерения целевых индикаторовбудут являться социологические исследования, опросы, отчеты местных исполнительных органов и подведомственных организаций, статистическая отчетность.

 

Базовые проекты:

Для достижения конечных результатов Подпрограммы будут реализованы следующие Базовые проекты:

  1. «Өнегелік құндылықтар»;
  2. «Туған өлке мәдениеті»;
  3. «Тарихи-мәдени мұра»;
  4. «Жергілікті туризм».

 

Базовыйпроект«Өнегелікқұндылықтар».

Как отметил Глава государства: «Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе».

Сегодня возникла необходимость формирования в обществе ценностных ориентиров и нравственных идеалов, как основы культурно-генетического кода нации.

Основной  задачей Базового проектастанет формирование высокой нравственности через духовное обогащение, сохранение и популяризацию богатых традиций народа, бережного  отношения к природе и окружающему миру.

Нужны четкие, понятные действия по изменению модели поведения человека. Необходимо выстроитьпроцесс формирования системы взглядов общества, направленных на достижение гармонии человека с обществом, природой и собственным «Я».

Показатели результатов:

  1. увеличение количества благотворительных и спонсорских проектов;
  2. уровень социально-экологической ответственности населения;

Ключевые события проекта (в рамках бюджета МИО):

- проект «Диалог поколений», реализуемый через развитие социально-ориентированных моделей добровольческой деятельности, пропагандирующий уважение и помощь старшему поколению, пожилым людям;

- благотворительные, спонсорские акции по всем регионам страны, включающие добровольную передачу ценных книг, картин, исторических документов, предметов материальной культуры краеведческих музеям, картинным галереям, библиотекам;

- организация по всем регионам страны строительства и ремонта социальных объектов: спортивных, культурно-досуговых организаций, физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов) за счет спонсорских средств, в том числе с привлечением к проекту соотечественников, добившихся успеха за рубежом;

 - выпуск в регионах страны «Книги памяти» с воспоминаниями, историями известных людей, аксакалов, деятелей, внесших вклад в развитие своего региона;

- реализация комплексного проекта «Продолжатели богатых традиций» по организации фестивалей традиционной культуры,  национальных обрядов и обычаев;

- организация акций «Таза көше», «Таза ауыл»;

- организация проекта «Тал күні» по озеленению территории;

- организация экологических субботников по очистке рекреационных объектов, природных заповедников, водоемов, русел рек;

- создание региональных общедоступных баз данных информационных, фото- и видеоматериалов о рекреационных объектах, природных ландшафтах, памятниках природы.

Государственные органы-соисполнители: МНЭ, МФ, МЭ, МСХ, МДРГО, МИК, МИО.

 

  1. Базовый проект «Туған өлке мәдениеті».

Сегодня развитие культуры и культурного потенциала относится к числу ключевых приоритетов развития государства. Одним из важнейших критериев успеха выступают уровень развития культуры, наличие эффективно работающей инфраструктуры культурных институтов и механизмов, обеспечивающих сохранение и обогащение общенационального и мирового культурного наследия.

Основной задачей Базового проектаявляется развитие единого культурного пространства страны на основе синтеза культурных особенностей регионов.

Показатели результатов:

  1. увеличение числа посещений организаций культуры;
  2. количество научно-исследовательских проектов;
  3. увеличение числа археологических, этнографических, фольклорных и др. экспедиций по регионам;
  4. перевод в цифровой формат архивных документов по истории региона;
  5. количество отреставрированных культурных ценностей, музейных предметов.

Ключевые события проекта (в рамках бюджета МИО):

выделение грантов для  ВУЗов, исследовательских организаций, музеев-заповедников и др. для проведения исследовательских работ и экспедиции по изучению ономастики, топонимики, фольклора, обычаев, традиции, памятников края, проведение археологических раскопок, геоинформационному картографированию;

  • организация научно-исследовательскими институтами с привлечением потенциала ВУЗов специальных этнографических экспедиций по сбору нематериального культурного наследия по регионам;
  • организация Республиканского музейного фестиваля «История страны Великой степи» с выставкой, фотовыставкой, мастер-классами;
  • организация встреч учащихся с работниками музеев в рамках проекта «Один день в музее», где учащиеся сами выступают в качестве экскурсоводов по музею;
  • организация гастролей республиканских театров и концертных организаций по регионам с акцией «Музыка Великой степи» с участием знаменитостей, выходцев из того региона, где будут проходить гастроли;
  • реставрация музейных предметов, имеющих культурную ценность, с созданием 3D-моделей. Расширение сети виртуальных музеев по регионам страны;
  • публикация информации, сборников архивных данных об имеющихся и выявленных впервые документальных источников по истории  Казахстана и регионов, в том числе перевод в цифровой формат архивных документов и размещение их на специально выделенных электронных интернет ресурсах, а также в СМИ различной формой в рамках проекта «Архивы говорят»;
  • проведение республиканского фестиваля мастеров ремесленного дела «Шеберлерауылы» с проведением на постоянной основе мастер-классов по ремесленничеству (гончарное, ювелирное, ткацкое, кузнечное дело и др.) с площадками для продажи готовых изделий при республиканских и региональных организациях культуры.

Государственные органы-соисполнители: МНЭ, МФ, МЭ, МОН, МИД, МИК, МИО.

 

  1. Базовый проект «Тарихи-мәдени мұра».

Казахстан является обладателем уникальных культурных ценностей, вошедших в сокровищницу мировой цивилизации. В этой связи стоит задача по комплексному изучению и широкой популяризации культурного наследия, с учетом современных мультимедийных средств,  в том числе и на региональном уровне.

Основная задача Базового проекта:изучение, сохранение и популяризация историко-культурного наследия регионов.

Показатели результатов:

  1. увеличение доли памятников, на которых установлены QR коды;
  2. количество созданных научно-популярных фильмов о знаковых памятниках истории и культуры;
  3. число вновь выявленных памятников в регионах и включение их в список объектов истории и культуры местного значения.

Ключевые события проекта (в рамках бюджета МИО):

  • полная инвентаризация памятников истории и культуры местного и республиканского значения с изучением технического состояния и фотоматериалов с последующим изданием по отдельным районам области научного издания «Свод памятников истории и культуры»;
  • разработка и создание интернет-портала по археологии Казахстана (archaeology.kz), с размещением всех данных по данному направлению;
  • создание геоинформационной базы данных по историко-культурному наследию Казахстана, по аварийным памятникам истории и культуры, с ежегодным выделением дополнительных финансовых средств на аварийно-спасательные работы, реставрацию и консервацию памятников местного и республиканского значения, с размещением на интернет-портале;
  • создание цикла научно-популярных фильмов о наиболее знаковых памятниках историко-культурного наследия в разрезе по каждому региону;
  • проведение семинар-тренингов с участием представителей международных организаций, в том числе ЮНЕСКО для представителей МИО по повышению уровня  правовой грамотности в области сохранения и использования памятников истории и культуры;
  • организация комплексных мер по популяризации памятников родного края у старшеклассников;
  • разработка регламентов размещения QR-кодов на памятниках истории и культуры;
  • создание музея под открытым небом  на базе памятников «Ботай», «Бозок», «Бегазы», «Шиликты» и др.

Государственные органы-соисполнители: МНЭ, МФ, МОН, МИК, МИО.

 

4. Базовый проект «Жергілікті туризм».

Изучение родного края и туризм тесно связаны между собой. Без достоверной и разнообразной краеведческой информации невозможно выполнение экскурсионных разработок и туристских маршрутов. Поэтому объединяя духовную, культурную, этнографическую, экономическую и образовательную составляющие региональный туризм должен стать одним из важнейших направлений программы.

Основной задачей Базового проектаявляется системное развитие внутреннего туризма.

Показатели результатов:

  1. количество организованных туристских экскурсий по регионам страны, в том числе в рамках детско-юношеского туризма;
  2. количество разработанных маршрутов для автомобильного, кемпингового туризма;
  3. количество созданных локальных маршрутов по памятникам истории и культуры;
  4. Количество организованных мероприятий по изучению и популяризации туристических объектов.

Ключевые события проекта (в рамках бюджета МИО):

  • создание туристических карт, буклетов, путеводителей с указанием достопримечательностей, конкретных мест для посещения, режима работы и прейскуранта с распространением их по регионам страны;
  • организация культурных и туристских экскурсий для учащихся по историко-культурным достопримечательностям, археологическим раскопкам в регионах, памятникам природы, в том числе с выездом учащихся из регионов в столицу и наоборот;
  • создание локальных туристических маршрутов по памятникам истории и культуры, в том числе маршрутов для семейных, кемпинговых, караванных путешествий, с размещением их на сайтах МИО;

Государственные органы-соисполнители: МНЭ, МФ, МОН, МЭ, МСХ, МИК, МИО.

Финансовые ресурсы:

Потребность Подпрограммы в финансовых ресурсах будет определена по итогам идентификации реализуемых и анализа инициируемых проектов.

Экспертное сопровождение:

Целевая группа: эксперты в области культуры, истории и археологии. Научное сообщество и НПО. По предложению Экспертного совета будут сформированы специальные группы экспертов.

Стратегия внешних коммуникаций:

Внешние коммуникации Программы будут осуществляться совместно с МИК РК, МИД РК, другими заинтересованными государственными органами и НПО. Выработка контента и его наполнение, общая концепция продвижения проектов, а также составление медиаплана будет реализовано ответственным за подпрограмму уполномоченным органом.

ПОДПРОГРАММА «АҚПАРАТ ТОЛҚЫНЫ»

Успешная реализация Программы напрямую зависит от информационной работы по донесению основных положений Программы до общественности. В связи с этим приоритетным является привлечение необходимых ресурсов по освещению основных положений статьи Главы государства, в том числе и программы «Туған жер». Помимо освещения основных проектов, целесообразным является постоянное распространение основных тезисов и месседжей для более продуктивного вовлечения общественности. Также планируется активное вовлечение СМИ к информационному сопровождению программы «Туғанжер», в том числе с массовым освещением проектов программы.

 

Цель подпрограммы:

Воздействие на гражданское общество с целью формирования нового сознания и модели мышления, адаптированного к постоянно меняющимся условиям современного мира по средствам специальных технологий воздействия на широкие массы.

Информирование населения о ходе реализации Программы, налаживание обратной связи через медиа-ресурсы.

 

Целевые индикаторы:

– уровень осведомленности и участия населения в программе;

– рейтинги теле- и радио-программ;

– рейтинг документальных/художественных фильмов; 

– уровень посещаемости специализированныхweb-сайтов и интернет-ресурсов;

 

Способы измерения целевых индикаторов:измерение вышеуказанных индикаторов и их показателей планируется осуществлять при помощи проведения социологических опросов на интернет-ресурсах, выведения рейтингов телевизионных программ, мониторинга общественного мненияи информационного пространства.

 

Базовые направления/механизмы освещения:

1. Республиканские и региональные телерадиоканалы;

2. Печатные СМИ;

3. Интернет-ресурсы и социальные сети

 

  1. На республиканских и региональных телерадиоканалах.
  2. на телеканале «Хабар» запуск программы под рабочим названием «Туғанжер», в которой популярные казахстанские деятели культуры и политики будут делиться историями и мыслями о своей «малой родине»;
  3. на телеканале «KazakhTV» выпуск на трех языках (русский, казахский, английский) передачи «Қошкелдіңіз» о сакральных местах Казахстана, обычаях и традициях казахстанских семей во всех регионах страны;
  4. запуск нового сериала под рабочим названием «Туғанжер» на телеканале «Қазақстан», автором которого выступит известный сценарист, продюсер А.Увальжанова. Телепроект будет основываться на сюжетной линии, рассказывающей о жизни казахской, русской и корейской семей, являющихся соседями в одном ауле.  Через взаимоотношения героев сериала раскрывается тема любви к Родине, к родному селу, привязанности человека к родной земле. Премьера планируется в ноябре текущего года.
  5. создание 14-ти серийного цикла документальных фильмов о проекте «Туғанжер»;
  6. запуск на республиканском телеканале специального проекта «Қазақстандепсоғадыжүрегім!»о соотечественниках, живущих за рубежом и ностальгирующих о Казахстане. Гражданах, которые желают вернуться в Казахстан, но не могут по тем или иным причинам.
  7. организация научно-познавательных пресс-туров по священным местам Казахстана с участием СМИ;
  8. создание развлекательно-познавательной радиопрограммы, направленной на обсуждение с радиослушателями основных идей программы «Туғанжер».

 

  1. В печатных СМИ.
  2. в республиканских газетах запуск новых рубрик «Туғанжер», «Қазақстанқорықтары», «Атажұрт:аңызғаайналғанатаулар», «Көнетарихтыңкөмбесі», освещающих географию сакральных мест РК;
  3. в рамках рубрик «Туғанжерінтүлеткендер», «Письмо с родины», «Алтын тамыр» «Ұлттықжад», «Код Нации» освещение проектов, инициированных гражданами для поддержки своей малой родины;
  4. открытие рубрики «Почтовый ящик: письма с Родины». Рубрика будет включать в себялиричные заметки известных людей: какую роль сыграла малая родина в их личностном и профессиональном становлении, что заставляет их, жителей больших городов, возвращаться туда вновь и вновь. Интересные истории с черно-белыми снимками из детства. Как любовь к малой родине перерастает в любовь к большой родине;
  5. открытие рубрики «Звуки большой Страны», в которой будет рассказано о национальных музыкальных инструментах – особенности их изготовления в разных регионах, в чем отличия в исполнительской технике и звучании инструмента (В стране проживают представители более сотни этносов – рассказывать об их музыкальных инструментах и традициях.О популяризации национальных инструментов в глобальном масштабе – многие наши музыканты исполняют на домбре или кобызе мировые шлягеры за границей, вызывая тем самым большой интерес к нашей культуре в целом).
  6. . На интернет-ресурсахи социальных сетях.
  7. организация онлайн-конкурсов, конкурсов эссе и рисования с выделением призов и поощрительных подарков для детей и школьников посвященным вопросам родного края;
  8. организация интервью с участием известных личностей в поддержку программы «Туғанжер»;
  9. открытие специальных рубрик по освещению реализации программы «Туғанжер»;
  10. создание и продвижение вирусных роликов, вайновфлеш-игр;
  11. создание и продвижение сетевых сообществ в социальных сетях фейсбук, vk.com;
  12. составление рейтингов «ТОП-25 самых знаменитых и посещаемых исторических памятников»;
  13. информирование граждан через СМИ и социальные сети о биографиях известных личностей, чьими именами названы улицы городов и населенные пункты;
  14. дублирование всех новостных, видео-фотоматериалов, репортажей и передач на едином интернет-портале и в социальных сетях;

 

В рамках реализации Базовых проектов планируется проведение ряда ключевых событий:

  1. освещение в СМИ заседания рабочей группы по реализации программы «ТуғанЖер»;
  2. организация брифингов, пресс-конференций на площадке «Службы центральных коммуникаций» по разъяснению основных положений и хода реализации программы и ее специальных проектов;
  3. публикации интервью и комментариев членов рабочей группы программы «Туғанжер» в СМИ.
  4. разработка новых технологий воздействия на широкие массы;
  5. создание информационного штаба журналистов, редакторов, социологов, а также других экспертов с целью коррекции направления освещения в СМИ основных положений Программы.
  6.  в функциональные обязанности штаба будет входить также  проведение различных исследований с целью изучения и использования современных технологий воздействия на широкие массы .

Государственные органы соисполнители и НПО: МИК РК, МКС РК, МНЭ РК, МФ РК, МИР РК, МИД РК.

 

Ключевые месседжи для продвижения:

  1. Любовь к родине – первое достоинство цивилизованного человека.
  2. Родной край – основа всех наших начинаний. 
  3. Любовь к родине начинается с любви к родному краю.
  4. Дань и уважение к культуре и традициям народа – залог успешности нации.
  5. Знание истории и традиции своего народа – основополагающая черта  истинного патриотизма.
  6. Культурно-географический пояс святынь Казахстана – один из элементов каркаса национальной идентичности.
  7. Особое отношение к родной земле, ее культуре и традициям – основа культурно-генетического кода нации.
  8. Егілмегенжержетім, Еліненайырылған ер жетім.
  9. Достижения благоприятного уровня жизни ­­­­­­­возможно посредством адаптации к меняющимся условиям современного мира.

Масштабные и наиболее интересные проекты целесообразно освещать в республиканских СМИ.

Местным СМИ предлагается освещать проекты регионального уровня

 

Финансовые ресурсы:

Потребность Подпрограммы в финансовых ресурсах будет определена по итогам идентификации реализуемых и анализа инициируемых проектов.

 

Экспертное сопровождение:

1) организация информационно-разъяснительной работы по основным целям и задачам программы путем проведения встреч «без галстуков» с лидерами общественного мнения, экспертами и блогерами, с членами ОЮЛ «Клуб главных редакторов».

2) тиражирование информации с известными экспертами в сфере изменения общественного сознания, психологии и экспертами социальных наук, специалистов по работе с массами, в том числе краудсорсинга. Разработка и применение новых технологий, способствующих продвижению основных идей статьи и получения ожидаемого результата. 

Стратегия коммуникаций:

Помимо реализации вышеперечисленных программ, планируется информационное сопровождение всех базовых проектов, деятельности государственных органов, ответственных за реализацию проектов.

Ответственность за выработку контента, наполнение, общую концепцию продвижения проектов, составление медиаплана возлагается на уполномоченные государственные органы и на Группы управления подпрограммами.