Телефон доверия
33-81-23
email: sosh27@goo.edu.kz
Адрес: 140006 Павлодарская область, г. Павлодар, ул. Павлова, 17
приемная: 33-81-23, бухгалтерия: 33-81-46, методический кабинет: 33-81-25
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
четверг с 14.00 - 18.00 ч.
За год
За месяц
За неделю
Вчера
12-летнее образование

ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИЯ 12-ЛЕТНЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

1.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Концепция 12-летнего среднего образования Республики Казахстан (далее – Концепция) является основным документом, отражающим цель, задачи, принципы организации и направления развития системы среднего образования страны. Данная Концепция разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании», «Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2010 года», Государственной программой развития образования  в Республике Казахстан на 2005-2010 гг.

Мировой опыт свидетельствует о необходимости опережающих темпов развития среднего образования, обеспечивающего подготовку выпускников для успешного участия в экономической и общественной жизни с учетом постоянного изменения мира. Важно усиление роли школьного образования в реализации задач личностного развития ученика, его социализации, психического и физического здоровьесбережения.

Цель Концепции:

Обоснование стратегии развития и путей обновления системы среднего образования Республики Казахстан в условиях 12-летней школы.

Задачи Концепции:

1.     Определить цели, задачи, структуру, содержание образования и особенности организации образовательного процесса в 12-летней школе.

2.     Определить научное обоснование новой модели образования, ориентированного на результат в условиях 12-летней школы.

3.     Определить условия реализации основополагающих  идей обновления системы среднего образования Республики Казахстан в условиях 12-летней школы.

2. ОБОСНОВАНИЕ ПЕРЕХОДА НА 12-ЛЕТНЕЕ ОБУЧЕНИЕ

С УЧЕТОМ МИРОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И  ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА


         Основными тенденциями мирового развития, обуславливающими существенные изменения в системе образования, являются:

·   ускорение темпов развития общества;

·   переход к постиндустриальному, информационному обществу, расширение масштабов межкультурного взаимодействия;

·   возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены в результате международного сотрудничества;

·   демократизация общества;

·   динамичное развитие экономики, рост конкуренции;

·   рост значения человеческого капитала.

В соответствии с этим в системе образования развитых стран наметились тенденции:

·   обновления философии и методологии образования, изменения методов конструирования содержания образования, выработки более совершенных моделей содержания образования, поисков эффективных способов управления образованием, внедрение новых образовательных технологий и т.д.;

·   преодоление традиционного репродуктивного стиля обучения и переход к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников;

·   введение глубокой и активной профессиональной ориентации в более раннем возрасте;

·   усиление роли гражданско-патриотического, духовно-нравственного поликультурного, здоровьесберегающего и экологического воспитания учащейся молодежи;

·   повышение роли организации образования в социализации учащихся.

В Казахстане за последние годы сделаны значительные шаги по обновлению системы образования. Так, осуществлены разработка и внедрение государственных общеобязательных стандартов образования, внедрение вариативного образования, начата работа по разработке критериев оценки качества образования и т. д. Но достигнутые результаты не в полной мере обеспечивают развитие человеческого капитала.

Факторами, негативно влияющими на уровень развития системы образования Казахстана, остаются:

1.     Информационная перегруженность содержания образования, ведущая к снижению мотивации обучения и ухудшению здоровья учащихся.

2.     Отсутствие в школьном образовании диагностического целеполагания.

3.     Ориентация на получение формальных результатов, а не на развитие личности.

4.     Сохранение устаревшей системы оценивания учебных достижений, которая не носит стимулирующий характер, не обеспечивает объективность и приводит к стрессовым ситуациям.

5.     Недостаточное развитие у старших подростков личностных, гражданских и нравственных качеств, отсутствие зрелых мотивов профессионального самоопределения, низкий уровень осознания собственных интересов и жизненных перспектив.

Современное геополитическое, экономическое и социальное состояние казахстанского общества, интеграция в мировое образовательное пространство требует модернизации системы среднего образования Республики Казахстан.

В настоящий период сформировался определенный международный стандарт среднего образования, который рассчитан на 12-летнюю школу.
Согласно Декларации Совета Европы (1992) в мировом образовательном пространстве 12-летнее среднее образование реализуется в 136 странах, в том числе в развитых странах: США, Япония, Германия, Франция, Финляндия и т.д. Из стран постсоветского пространства  12-летний срок обучения  выбрали Узбекистан, Украина  и страны Балтии.

Проектирование и внедрение новой национальной модели 12-летнего образования обеспечит создание социально-педагогического ресурса развития человеческого капитала Казахстана.

 

3.     ЦЕННОСТИ  СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Ценности и цели образования определяются с учетом, с одной стороны, общеказахстанского менталитета, национально-исторических и этнических традиций, с другой — общей культуры, включающей в себя критическое и этическое измерения и нацеленной на развитие общепланетарного мышления.

Обоснование  ценностей, на которые в ближайшем или отдаленном будущем будет ориентироваться система образования в Казахстане, позволяет наметить стратегию ее развития, становится духовным и нравственным ориентиром поступков и действий человека как субъекта ценностей.

Система образования должна ориентировать на:

§  здоровье, культуру, общую и функциональную грамотность, профессиональную ориентацию как базу самореализации личности;

§  семью, Родину, мир как основу социализации личности;

§  познание, сохранение и преумножение естественного богатства природы как фундамент существования человека и человечества в целом;

§  ответственность  за себя и страну, справедливость, толерантность, гармонию и любовь как условие гармоничного межличностного и  межкультурного взаимодействия.

Эти жизненные  ориентиры  во взаимодействии друг с другом образуют ценностную базу, с которой начинается отсчет в развитии гуманистической культуры, составляющей основу ориентации сферы образования во всех   своих  звеньях на стратегические цели.

Национальные ценности образования определяют уникальную устойчивую систему традиций и  ментальных особенностей народа.

Основные национальные ценности образования включают:

-    национальные ценности культуры;

-    исторически сложившиеся традиции народа в области воспитания и обучения детей и юношества, выдержавшие испытание временем и составившие золотой фонд отечественной педагогики;

-    классическое наследие выдающихся отечественных педагогов, их ведущие идеи, теории и концепции, оказавшие влияние на развитие педагогической мысли и практики.

Школа призвана обеспечить трансляцию национальной культуры и формирование национального самосознания, развитие ученика  от родной культуры к общеказахстанской и через нее – к мировой.

Образование как ценность представляет собой  духовную культуру нации, включающую в себя язык, религию, менталитет, национальные праздники, обрядовые формы, обычаи и традиции.

Образование как система предусматривает приобщение учащихся к основным ценностям в условиях целостного педагогического процесса школы и семьи на протяжении всех лет обучения  в школе соответственно уровням образования:

¨        В начальной школе – погружение в мир преимущественно национально-этнических ценностей.

¨        В основной школе – постижение преимущественно национально-государственных ценностей.

¨        В профильной школе – постижение диалектического единства общечеловеческих, национальных и этнических  ценностей.

Образование как процесс предусматривает приобщение  к общечеловеческим и национально-этническим ценностям в процессе социализации как системе взаимодействий человека: с самим собой,  с другими людьми (семьей, коллективом), с обществом, с природой, с религией, с культурой (материальной и духовной).

Образование как результат должно отражаться в конкретной модели выпускника уровня начального, основного среднего  и общего среднего образования.

4.     ЦЕЛИ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Ценности находят отражение в содержании образования, преломляясь и конкретизируясь через его цели:

-         формирование ценностного отношения к природе как общему дому человечества;

-         формирование представлений о человеке как субъекте жизни и высшей ценности на Земле;

-         формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни (Родине, государству, семье, отечественной  истории  и настоящему);

-         формирование ценностного отношения к нормам культурной жизни в области  гигиены, права, эстетики, экономики и экологии;

-         формирование ценностного отношения к различным видам трудовой деятельности, профессии, социальному общению;

-         формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути,  самореализации  и самоактуализации.

Выпускник казахстанской школы как субъект культуры характеризуется:

-         знанием языка, истории, культуры своего народа;

-         ценностным отношением к  искусству, культуре, литературе, научным достижениям, результатам свободы, труда, истины;

-         умением обращаться с современной техникой и средствами коммуникации;

-         пониманием чувств и переживаний окружающих его людей;

-         созиданием добра и  красоты;

-         умением общаться на родном, государственном и иностранных языках.

Цели среднего образования определяют базовые компетенции выпускника школы, представленных  в виде  жизненных ролей:

·        доброжелательный человек;

·        заботливый член семьи;

·        творческая индивидуальность;

·        ответственный гражданин;

·         здоровая и совершенствующаяся личность.

Базовые компетенции выпускника школы достигаются посредством развития  у учащихся ключевых и предметных компетенций.

Ключевые компетенции создают предпосылки для формирования ценностей и мотивов, а также для развития  социальных и поведенческих норм жизнедеятельности человека; служат  основанием для определения   ожидаемых результатов по каждой  образовательной области.

Предметные компетенции  являются целями, определяющими смысл и назначение учебных курсов и модулей. Предметные компетенции являются действиями широкого спектра и описывают способы учебной деятельности.

 

5. СТРУКТУРА  СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Структура школьного образования Казахстана направлена на организацию системы воспитания и обучения учащихся в возрасте с 6 (7) до 17 (18) лет и отражает основополагающие принципы функционирования целостной системы образования такие, как принцип функциональной полноты системы среднего общего образования, преемственности, оптимизации учебно-воспитательного процесса, учет общемировой тенденции развития доуниверситетского образования и т.п.

Структура школьного образования включает три уровня образования: начальное, основное среднее и общее среднее. Каждый из уровней имеет свое целевое назначение. С целью обеспечения гибкости, мобильности и эффективности структуры школы допускается самостоятельность каждой ступени.

Начальное образование (1-4 классы)

Основное назначение уровня начального образования заключается в создании педагогической среды для сотрудничества ученика и учителя, как равноправных субъектов образовательного процесса, в ходе которого:

а) учитель оказывает педагогическую поддержку ученику в раскрытии его индивидуальности путем организации оптимального соотношения индивидуальной и совместной форм работы;

б) ученик приобретает возможность удовлетворить интересы и тем самым понять, осмыслить, принять окружающую действительность в контексте пропедевтических знаний об обществе, человеке и природе, в результате которого овладевает умением учиться.

Основное общее образование (5-10 классы)

   Соблюдая преемственность, уровень основного общего образования направлен на создание более расширенной образовательной среды путем предоставления содержания образования, дополненного компонентами общечеловеческой  культуры в соответствии с возрастными возможностями учащихся. Это содержание  послужит средством и условием освоения учащимися социальных навыков, коммуникативной компетенцией, позволит им осознанно ориентироваться как в актуальной жизни, так и в последующей, быть мотивированным и к продолжению образования.

Главной задачей уровня общего среднего образования является усвоение учащимися базисных основ системы наук и формирование у них высокой культуры межличностного и межэтнического общения на основе гармоничного сочетания национальных и общемировых духовных ценностей. Общее среднее образование создает основу общеобразовательной подготовки, формирует естественно-научное и гуманитарное мировоззрение, личностные качества, обеспечивающие  успешную социально-психологическую адаптацию ученика  в обществе, его самоопределение.

На этом уровне образования завершается основное базовое образование. Расширяется вариативная  часть учебного плана для изучения учебных курсов  по выбору, которые формирует у учащихся творческие способности и профессиональную ориентацию.

Выпускники 10 класса участвуют в Национальном тестировании, по результатам которого определяется дальнейший путь продолжения учащимися образования. Учащиеся в соответствии с рейтинговыми показателями должны определиться с формой продолжения образования: либо профессиональный лицей или   колледж, либо в 11-12 классы профильного обучения.

Общее среднее образование (11-12 классы)

  Общее среднее образование - завершающий этап общего образования и направлено на создание образовательного пространства по овладению учащимися предметными знаниями и компетенциями, достаточными для социального и профессионального самоопределения, самообразования, а также способствующих формированию готовности к адаптации. В 11-12 классах обеспечивается переход от установки на получение знаний к овладению систематизированными представлениями о мире, обществе и человеке и умении самостоятельно расширять и углублять их.

Основным направлением функциональной деятельности средней школы является профилизация обучения. Обучение ведется на основе глубокой дифференциации и интеграции содержания образования. На учебные дисциплины по выбору приходится значительная доля учебного времени.

Профильное обучение предполагает возможность учета особенностей индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников. Ученики могут выбирать уровень, формы и способы обучения, реализовывать индивидуальные творческие программы в соответствии с интересами, способностями и проектируемыми профессиями. Особое место отводится творческим работам, в результате которых ученик видит продукцию в изучаемых областях и выбранных профилях – поисково-исследовательские, компьютерные  разработки, стихи, сочинения, научные проекты и т.п.

Выпускник  средней школы профильного направления овладевает видами познавательной и коммуникативной деятельности, необходимыми  для учебы в высшем учебном заведении.

В условиях сельской местности профильное обучение в виду недостаточной обеспеченности учебно-методическим, кадровым потенциалом в полном объеме, малочисленности контингента учащихся может быть реализовано через дистанционную и другие инновационные формы организации учебного процесса.

6.  ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

За годы обучения в школе учащиеся приобретают базовые, ключевые и предметные компетенции на основе изучения семи взаимосвязанных образовательных областей: язык и литература, математика и информатика, естествознание, человек и общество, искусство, технология, физическая культура.  

Знания и умения, приобретенные в рамках этих образовательных областей, позволит сформировать у учащихся коммуникативные, социальные, оценочные навыки, возможности учиться и практически применять полученные знания в повседневной жизни.

Основным ориентиром определения ожидаемых результатов обучения учащихся на каждой ступени школы являются базовые компетенции, сформулированные в ключе долгосрочных последствий и установленные исходя из 6 сквозных компонентов содержания образования: умственного, нравственного, эстетического, коммуникативного, трудового, физического.

Очерченные на рубежных этапах школьного образования (начальный, основной, старший) ожидаемые результаты,  отражают не только наиболее важные знания, навыки, отношения, но и показывают постепенную динамику учебных достижений.

Для эффективного отслеживания учебных достижений учащихся ожидаемые результаты конкретизируются по уровням подготовки в рамках каждого из уровней школьного образования.

В  начальном образовании определены два уровня общеобразовательной подготовки учащихся, которые описываются в форме ожидаемых результатов обучения.

Первый уровень подготовки достигается учащимися в результате обучения в 1-2 классах. Второй уровень описывает результаты обучения учащихся 3-4  классов.

На уровне общего среднего образования определены  три уровня общеобразовательной подготовки учащихся. Обучение в 5-6 классах соответствует третьему уровню общеобразовательной подготовки. Четвертый уровень характеризует результаты обучения в 7-8 классах. Результаты обучения в 9-10 классах соответствуют пятому уровню общеобразовательной подготовки.

В результате обучения в 11-12 классах учащиеся достигают шестого уровня общеобразовательной подготовки, который позволяет им быть готовым и мотивированными к поступлению в вуз или к началу трудовой деятельности.

Достижение ожидаемых результатов обучения (цели как учебные результаты), своевременное получение объективной, достоверной информации (количественной и качественной), необходимой для принятия управленческих решений, повышения эффективности работы образовательных организаций и всей системы образования в целом, актуализирует проблему разработки оценки качества образования, ее технологичности, в том числе, процедуру оценки результатов обучения учащихся.

Предполагается, что оцениванию будут подлежать реальные результаты учащихся, свидетельствующие об их достижениях по усвоению предметных ЗУНов, и знания способов деятельности (компетенций) в контексте системы нравственных норм, ориентаций, общечеловеческих и национальных ценностей.

В этом контексте инструментом оценивания учебных достижений учащихся планируется внедрение балльно-накопительной системы оценки.

Балльно-накопительная система оценивания учебных достижений учащихся включает в себя:

-         ориентирование на социализацию учащихся  посредством  механизма поддержки  успешности личности;

-         дифференцирование уровней усвоения ЗУНов и знаний способов деятельности учащихся для отслеживания их конкретных результатов;

-         разработку критериально-ориентированной шкалы оценивания;

-         обеспечение объективности оценивания;

-         предоставление возможности учащимся для осуществления самооценки своих достижений;

-         обеспечение прозрачности в накоплении баллов как основы для развития мотивации к успеху в учении;

-         соблюдение процедуры гласности оценивания.

Оценивание  учебных достижений учащихся подразделяется на внутреннее и внешнее оценивание.

Индивидуальные образовательные достижения учащихся за все время обучения в общеобразовательной школе оформляются документально и накапливаются в портфолио для дальнейшего продолжения образования.

Отслеживание учебных достижений учащихся осуществляется на основе системы типовых измерителей – заданий.

В заданиях, как средствах организации учебной деятельности учащихся, программируется учебная ситуация. При выполнении задания учащийся решает учебную ситуацию и показывает уровень усвоения учебного материала и тем самым  - достижения того или иного ожидаемого результата обучения по каждой образовательной области для каждого уровня  общеобразовательной подготовки.

Система заданий разрабатывается в соответствии с ожидаемыми результатами по образовательным областям. Основными ориентирами при разработке систем типовых заданий являются уровни и этапы усвоения, которые, с точки зрения педагогической психологии, являются    содержанием учебной деятельности. Поэтому усвоение как целостный процесс состоит из трех этапов, на каждом из которых овладение системой предметных знаний в четыре уровня: знание, понимание, применение, умение.

Этапы усвоения характеризуют результаты репродуктивной, продуктивной и творческой учебной деятельности, которые условно  обозначаются:

-         приобретение новых знаний и применение их в типичной ситуации;

-         преобразование знаний и применение их в нетипичных ситуациях;

-         самостоятельное приобретение новых знаний.

Система заданий как средство измерения достижений учащимися ожидаемых результатов по образовательным областям должна соответствовать характеристикам уровней усвоения на каждом из  вышеуказанных этапов.

7.  СОДЕРЖАНИЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Социальные перемены,  глобализация социально-экономических и политических сторон жизни общества  диктуют школе как социальному институту требование обновления содержания среднего общего образования с целью предоставления подрастающему поколению возможности получения качественного общего образования.

В этих условиях  основными направлениями обновления содержания среднего образования являются:

-         развитие ценностей,  которые способствуют как развитию личности, так и  общества в целом;

-         приведение содержания школьного образования в соответствие с динамичными запросами современного общества с учетом закономерностей психолого-физиологического развития детей;

-         обеспечение соответствия содержания образования новым современным требованиям по формированию компетенций, направленных на воспитание потребности и умения самостоятельно добывать и применять знания на практике и на развитие ученика как личности и субъекта деятельности;

-         ориентирование содержания образования на  целенаправленное и систематическое приобщение учащихся к научным способам познания и самостоятельным исследованиям,  на широкое применение учебных ситуаций, формирующих познавательную мотивацию и учитывающих дидактические возможности информационных технологий;

-         обеспечение гуманизации содержания образования, вариативности содержания, форм и методов обучения, возможностей и права выбора в процессе обучения индивидуальной программы обучения;

-         мотивирование через содержание задач воспитания трудолюбия, овладения основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умений применять их при реализации собственной продукции и услуг;

-         формирование взглядов на будущее, укрепление моральных устоев, которые нужны человеку как члену общества и субъекту   международного сотрудничества;

-         ориентация содержания образования на воспитание уважения к национальной культуре и открытости по отношению к другим культурным истокам.

С целью сохранения системного подхода в целостном восприятии  мира содержание  среднего общего образования организуется по образовательным областям: язык и литература, математика и информатика, естествознание, человек и общество, искусство, технология, физическая подготовка.

Учебные предметы той или иной образовательной области уровней начального и основного среднего образования отражают минимальный обязательный объем содержания образования.  В основной школе систематические курсы  учебных предметов завершаются. На старшей  ступени в дополнение к обязательным курсам и модулям учащийся с целью реализации интересов  и способностей, профессиональной ориентации выбирает  к изучению те или иные учебные предметы. Содержание образования в 11-12 классах строится по принципу систематизации полученных знаний  и развития методологического мышления учащихся.       Для удовлетворения различных образовательных запросов учащихся и снятия перегрузки предусматривается интегрирование  традиционно сложившихся учебных предметов, которое позволяет уменьшить их количество и тем самым увеличить вариативную учебную нагрузку.

Для снятия перегрузки учащихся  1-7 классов также предусматривается введение в школе пятидневного режима рабочей недели. Один день недели - развивающий и направлен на организацию занятий, обеспечивающих личностную ориентацию обучения.

Занятия  по интересам и способностям учащихся реализуются через индивидуальную и групповую поисково-исследовательскую работу, проектную деятельность учащихся в рамках ученического компонента содержания образования.

В образовательную  область «Язык и литература» входят: государственный язык, родной язык (соответствующий языку обучения в школе), иностранный язык, литература. 

Обучение государственному языку предполагает формирование у учащихся лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций.

Учащиеся видят перспективу изучения государственного языка, на этой основе  осознают сферу применения усвоенных знаний в реальных жизненных ситуациях.

При обучении родному языку  основной акцент делается на овладение  письменной и устной речью на родном языке, формирование коммуникативной компетенции. Усиливается внимание к формированию этнокультуроведческой компетенции, к связи языка с национальными традициями и обычаями народа, к осознанию учащимися красоты и выразительности речи.

В условиях постепенного вхождения казахстанской системы образования в мировое образовательное пространство повышается роль изучения иностранных языков.  В обучении иностранному языку, как источнику знания о стране и мире, усиливается внимание к формированию познавательной и коммуникативной культуры личности учащегося.

Обучение литературе предполагает формирование нравственно-этической и культурно-эстетической компетенции. При определении содержания школьного курса литературы предполагается соблюдение соотношения казахской литературы и литературного наследия народов, проживающих в Казахстане, а также мировой литературы. В старших классах предлагается изучение интегрированного курса литературы, позволяющего ознакомить учащихся с сокровищницей мировой классики.

Модернизация содержания гуманитарных и общественных предметов образовательной области «Человек и Общество» направлена на усиление нравственно-воспитательной функции учебных курсов и модулей:  история Казахстана, история,  самопознание, основы обществознания, основы правоведения, Казахстан в современном мире.

В основной школе оно ориентируется на приобщение учащихся к гражданской культуре, изучению начал социологических, культурологических, политологических, правовых и экономических знаний. В профильной школе содержание интегрированного курса  обществоведения носит обобщающий методологический характер.

В содержании школьного исторического образования основное место занимает рассмотрение истории Казахстана. Предусматривается обновление содержания истории Казахстана с позиции переосмысления истории своего народа, ориентированного на принцип культуросообразности.

В старших классах вводится  учебный курс «Казахстан в современном мире», интегрирующий содержание истории и социально-экономической географии Казахстана на современном этапе.

Содержание  образовательной области «Математика и информатика»  представлено учебными курсами и модулями: математика, алгебра, геометрия, информатика.

При организации содержания математического образования  особое внимание уделяется развивающему потенциалу курсов, усилению их прикладной направленности, сбалансированной реализации двух  основных функций: собственно математического образования и образования с помощью математики. Владение математическим языком расширяет коммуникативные возможности выпускника школы.

Содержание образовательной области «Естествознание» формирует у учащихся целостную картину мира, представления единства и многообразия свойств неживой  и живой природы. На уровне начального образования она представлена интегрированным курсом “Окружающий мир”, на уровнях основного и общего среднего образования предполагается систематическое изучение основ химии, физики, географии, биологии. Также в 5-6 и 11-12  классах вводится интегрированный курс «Естествознание».

Главной целью образовательной области “Технология” является  формирование навыков поиска, систематизации и использования необходимой информации, проектирования предмета труда в соответствии с назначением ступени образования.

Курсы «Технология», «Информационные технологии», «Графика и проектирование» содействуют  в подготовке учащихся к  самостоятельной жизни, к овладению различными массовыми профессиями, к планированию своей практической деятельности

В обновленном виде трудовая подготовка учащихся старших классов призвана обеспечить развивающий характер трудового обучения с целью их профессиональной ориентации.

Включение информационных технологий связано с необходимостью подготовки школьников к использованию их как средства повышения эффективной познавательной и практической деятельности при изучении всех предметов.

Художественно-эстетическое образование в рамках образовательной области "Искусство» направлено на формирование у учащихся эстетического мировосприятия через освоение достояния общечеловеческой и национальной культуры соответственно закономерностям познания мира. С учетом задач каждого уровня образования  происходит осмысление и освоение учащимися основных видов искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, хореография и др.) и собственной художественной  деятельности. В начальной школе вводится учебный предмет «Художественный труд».

Содержание образовательной области «Физическая подготовка» организуется с учетом возрастных особенностей и возможностей учащихся и ориентирует их на  ведение  здорового образа жизни. В старших классах целесообразно введение курса «Основ безопасности жизнедеятельности».

8. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

При организации учебного процесса решающее значение имеют принципы многофакторности, комплексности, технологичности, диагностичности, интерактивности, действенности, оптимизации обучения как инструментарий активизации познавательной  деятельности и  самоидентификации учащихся. В контексте этих принципов, выступающих как дидактические основания,  обучение становится эффективным. Образовательный процесс, условно разделяемый на обучение и воспитание, создает условия для социализации обучающихся как деятельности по усвоению социального опыта, осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию смысла жизни и значимости созидания себя.

Учитывая, что важнейшим фактором повышения качества является способ реализации образовательного процесса, рекомендуется циклоблочная или модульная форма его организации.

Циклоблочная система организации учебно-воспитательного процесса предусматривает возможность разных вариантов (моделей) циклов: недельные, двухнедельные, месячные, четвертные, полугодовые.

При этом существенно трансформируются функции педагогов, которые не только разрабатывают новые учебные программы интегрированного характера, но и создают или подбирают им технологии обучения.

Основным критерием отбора педагогических технологий является равноправие субъектов обучения, активная роль учащихся в учебном процессе. Предпочтение необходимо отдавать интерактивным методикам, в соответствии с которыми понижается информирующая функции педагога, и возрастает его роль как координатора, консультанта, организатора  самостоятельной познавательной деятельности и творческой активности учащихся.

Модульный способ организации процесса в старших классах позволяет включать в каждый модуль предметное содержание разных циклов: гуманитарного, естественно-научного, эстетического и др. Благодаря ему становится возможным реально обеспечить диверсификацию образовательного  процесса с учетом индивидуальных особенностей, познавательных интересов и способностей учащихся. Выбор тех или иных модулей позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика, что обеспечивает многовариантность и многоуровневость обучения в достаточно широком диапазоне. Модульная организация учебного процесса позволяет за более короткие сроки достигать планируемых результатов обучения, учитывать психологические закономерности восприятия и освоения нового материала.

Модульный учебный план школы отражается в модульном расписании, которое в зависимости от выбранного варианта организации образовательного процесса может определяться по полугодиям или неделям, либо представлять собой комплекс двух расписаний.

       В связи с тем, что обучение является целенаправленно организованной взаимосвязанной деятельностью учителя (преподавание) и ученика (учение), следует разграничить цели каждого из  компонентов учебного процесса. Таксономии целей обучения, дифференцированные соответственно особенностям деятельности учителя и ученика призваны обеспечить технологичность учебного процесса и гарантировать успешное достижение планируемых результатов.

Цели преподавания (деятельность учителя):

-         организация учебного процесса с учетом целей образовательной области;

-         конструирование учебного процесса с ориентацией на решение задач обучения, воспитания и развития;

-         регулирование деятельности обучающихся по усвоению учебного материала, направленного на самостоятельное приобретение субъективно новых знаний и умений;

-         создание условий для организации развития обучающихся, удовлетворения их образовательных запросов/потребностей;

-         обеспечение условий для стимулирования положительных эмоций обучающихся от достигнутых результатов, от постижения ценностного смысла приобретаемых знаний, умений и навыков;

-         расширение образовательного пространства обучающихся;

-         оценка текущих результатов для своевременной коррекции обучения.

Цели учения (деятельность ученика):

-         мотивация к самообучению, самовоспитанию и саморазвитию;

-         самоорганизация и самоуправление учебной деятельностью;

-         усвоение знаний, умений и навыков учебного предмета;

-         освоение ключевых и предметных компетенций;

-         построение индивидуальной траектории образования в соответствии со своими  интересами;

-         использование возможностей информационных средств обучения, учебников и учебно-методических комплексов, программных средств;

-         самооценка и самокоррекция результатов деятельности.

9. ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Информационная среда учебного процесса. Объемная и многофункциональная информационная среда создается с помощью учебников и разнообразной методической литературы для учителей и учащихся как на бумажных, так и на электронных носителях. Информационная среда обучения меняется в соответствии с изменением парадигмы образования. В настоящее время в центре учебно-образовательного процесса стоит личность учащегося как будущего активного участника в экономическом развитии страны. Система образования вооружает молодых людей познавательными, мета-когнитивными, социальными  и другими навыками, которые необходимы им в будущей жизни в обществе, природе и на рынке труда. Знания, умения и навыки, получаемые учащимися, обеспечиваются в учебно-образовательном процессе через содержание школьных учебников и компонентов учебно-методического комплекса, представленных в виде дидактических материалов, сборников задач и упражнений, сборников диктантов, справочников, таблиц и экранных пособий, хрестоматий, книг для чтения, рабочих тетрадей, альбомов сюжетных картинок, обучающих компьютерных программ и т.д.

Разработка и издание учебников.  Учебники должны являться новыми как по содержанию, так и по форме.  Современный учебник – составная часть образовательной среды. Названная среда обеспечивает эмоционально-ценностное, социально-личностное и эстетическое развитие учащихся в соответствии с их интеллектуально-познавательным ростом в ходе обучения. Рациональное сочетание информационной части учебника с аппаратом организации усвоения предоставляет ученику возможность выбора средств для выстраивания деятельности по самостоятельному познанию и самообразованию. Учебник не только обучает, но и проверяет уровень усвоения знаний, и способствует построению учебного процесса на основе педагогической технологии.

При переходе на 12-летнее образование содержание учебных предметов изменяется  в сторону обновления учебного материала в соответствии с изменениями в окружающем мире и современными достижениями наук. В учебниках следует произвести перераспределение учебного материала между основной и старшей школой с целью уменьшения учебной нагрузки учащихся основной школы. В новых учебниках дается критическое осмысление места и роли данной дисциплины в общем содержании образования в школе, а цели и задачи курса соотносятся с современными требованиями к образованию.

Новые учебники играют большую роль в жизни каждого учащегося. Это выражается в том, что они:

-         формируют и развивают в учащихся самостоятельность, инициативность, готовность к самообразованию;

-         подготавливают к взаимодействию с окружающей средой;

-         нацеливают на профессиональное самоопределение;

-         ориентируют учащихся в окружающей жизни и помогают проектировать свое будущее.

Учебно-методические комплексы (далее – УМК) к учебнику, расширяя объем информационной среды учебного процесса, отличаются такими характерными признаками, как:

-         информационная модель педагогической системы;

-         дидактическая система учения – самонаучения;

-         средство учебной коммуникации.

Функциональное назначение компонентов УМК заключается в выражении материализованного содержания образования и служении в качестве средства педагогического взаимодействия участников учебно-образовательного процесса.

Программное обеспечение учебного процесса связано с созданием компьютерной сети системы образования и использованием информационных технологий.

Программное обеспечение учебного процесса осуществляется на научной и системной основе и тогда информационные технологии изменяют содержание образования, вносят определенные изменения в методику традиционных учебных дисциплин. В результате возникает новая, компьютерная «среда обучения», которая выступают как ресурс повышения эффективности обучения. Особенность информационных технологий заключается в том, что они:

-         индивидуализируют обучение;

-         обеспечивают доступ к большим объемам информации;

-         способствуют обработке отобранных сложных данных;

-         помогают в исследовании компьютерных моделей, изучаемых объектов и процессов.

Компьютерная среда обучения способствует организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменению содержания и характера деятельности учителя. Более того, информационные технологии совершенствуют управление учебным процессом, его организацию, контроль и планирование.

Программное обеспечение выступает в следующем виде:

-         контролирующие и тестирующие программы для осуществления обратной связи в процессе обучения;

-         программы-тренажеры, помогающие учащимся в самостоятельном переходе с одного уровня обучения на другой, начиная с базового, обязательного,  то есть репродуктивного, и, заканчивая продуктивным и творческим уровнями;

-         информационно-справочные системы, позволяющие учащимся получать нужную информацию в любой момент;

-         профессионально ориентированные моделирующие программы и среды, призванные помочь учащимся в выборе будущей профессии;

-         обучающие и развивающие компьютерные игры, способствующие развитию креативных и творческих навыков,  нацеливающие на реализацию компетенций, полученных в образовательном процессе.

Особое место в программном обеспечении занимают электронные учебники, которые будут доминировать в учебном процессе школ XXI века. Они создаются на системной основе. Только тогда содержание электронных учебников будет отличаться от содержания традиционных школьных учебников на бумажных носителях. Электронные учебники в силу своей многофункциональности способны заменить  собой традиционные школьные учебники и УМК к ним. В отличие от учебника на бумажных носителях электронные учебники обладают оперативностью, способностью установить быструю обратную связь, компактностью, наглядностью.

10. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ

Будущее Казахстана в значительной мере зависит от того, какое место в системе социально-экономических и духовно-нравственных ценностей занимает Учитель. Необходимо не только обеспечить качественное профессиональное образование в вузе, но и социальные гарантии для педагогических кадров с целью укрепления престижа данной профессии.

В связи с этим совершенствование системы подготовки и переподготовки обуславливает необходимость в осуществлении комплекса мер общегосударственного уровня, направленных на повышение качества подготовки учительских кадров, а именно:

-         разработка новых законодательных и нормативных документов, определяющих долгосрочную государственную политику в области подготовки учителей;

-         восстановление специализированных профилей вузов, готовящих учителей (педагогические институты, педагогические университеты, педагогические отделения);

-         подготовка учителя к работе в поликультурной образовательной среде, учитывая многоэтнический контингент учащихся большинства школ республики.

Квалификация и профессионализм педагогических кадров системы образования зависят, главным образом, от качества вузовской подготовки будущих учителей. Усовершенствованные учебные планы и программы институтов и университетов должны предусматривать включение будущего учителя в педагогическую деятельность с первых дней обучения в вузе, тесную взаимосвязь учебного процесса в вузе со школой через организацию непрерывной педагогической практики.

В педвузах может быть организовано дополнительное профессиональное образование для того, чтобы восполнить нехватку узких специалистов. Для получения дополнительного профессионального образования будущие специалисты на втором-третьем курсах обучения в педвузах выбирают еще одну педагогическую специальность, например: школьного психолога, социального педагога, или приобретают соответствующую квалификацию для работы в специализированном учебном заведении.

Обеспечение потребности системы образования в педагогических кадрах связано с переподготовкой учителей в соответствии с нуждами определенного населенного пункта или региона. Повышение квалификации педагогических кадров системы образования носит системный характер, научно и методически обосновано, адаптировано к постоянно меняющимся условиям в образовательной сфере.

Переподготовка учителей учитывает реалии сегодняшнего дня, когда требуется получить новую профессию, специализироваться еще по одной или нескольким специальностям в связи с появлением новых учебных предметов и курсов.

Потребность в повышении квалификации педагогических кадров системы образования обусловлена реформированием системы образования, выраженного изменением содержания образования, подходов к его структуре, оценке конечных результатов, научно-методического обеспечения и управления.  В связи с этим для системы повышения квалификации актуально решение следующих задач:

-         своевременное и оперативное повышение квалификации и переподготовки педагогических кадров различных категорий работников образования;

-         обновление содержания курсовой подготовки и переподготовки;

-         достаточное финансирование системы повышения квалификации со стороны государства;

-         системное управление повышением квалификации учителей и руководителей школ, которое обеспечивало бы выполнение соответствующих положений Закона «Об образовании».

11.  УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Для эффективного внедрения стандарта 12-летнего образования и обеспечения качества системы необходима разделенная ответственность школы как организации, местного сообщества, социальных партнеров и государственных органов управления на различных уровнях этого процесса.

Школа является профессиональной организацией, которая обеспечивает организацию образовательного процесса для реализации стандартов образования. Школа составляет школьный учебный план с учетом государственных стандартов уровней образования.

Важной составляющей в деятельности школы является обеспечение регулярной самооценки качества. Информационной основой обеспечения качества служат результаты текущей оценки учебных достижений.

Школа для выполнения своих обязанностей обеспечивается профессиональной поддержкой. Школа вправе выбирать консультирующую организацию среди квалифицированных государственных и негосударственных организаций и университетов. Это гарантируется ее финансовой самостоятельностью в вопросах профессионального развития.

Объектами контроля деятельности школы вышестоящими органами управления являются инспекция государственных стандартов уровней образования, в том числе учебного план и система обеспечения качества образования самой школой.

Школа как социальный институт в процесс подготовки и пересмотра школьного учебного плана на регулярной основе вовлекает родителей и представителей местного сообщества.

Для учета интересов всех участников социального партнерства, базовые компетенции учащихся как цели системы образования национального уровня  и как основа для работы каждой школы в отдельности подготавливаются и пересматриваются совместно.

Процессы подготовки, внедрения и эффективного функционирования государственных стандартов образования управляются государственными органами образования.

Ответственность центрального органа управления - это:

-         организация, подготовка и внедрение базисного учебного плана;

-         проведение итоговых экзаменов;

-         организация отслеживания качества образования;

-         формирование образовательной политики для обеспечения качества образования и внесения своевременных изменений в государственные стандарты образования.

Ответственность областного уровня управления - это:

-         обеспечение профессиональной поддержки школ;

-         отслеживание качества образования на региональном уровне;

-         определение приоритетов развития образования в регионе;

-         распределение финансовых ресурсов.

Ответственность районного (городского) уровня управления - это:

-         организация профессиональной поддержки школ;

-         инспекция наличия и выполнения школьного учебного плана и школьной системы обеспечения качества.

Повышение качества школьного образования, его эффективность зависят от решения ряда проблем:

-         совершенствования системы руководства, управления, отчетности и разработки соответствующих инструментов, позволяющих предоставить достоверную информацию по результатам, затраченным ресурсам, по успеваемости, навыкам, по разрешению проблем, по работе в команде, самообученности и т.д.;

-         повышения ответственности семьи, должностных учреждений за раннюю диагностику детей и создание образовательной среды для их развития с целью обеспечения прав детей с разными нуждами на образование;

-         осуществления разумной децентрализации администрирования, управления школами, вовлечения партнеров, заинтересованных сторон и местного сообщества для экспертизы качества образования и оказания помощи школам в достижении целей;

-         создания системы мониторинга качества образования, деятельности школ;

-         создания механизма активизации деятельности образовательных учреждений по внедрению принципов демократического управления школой;

-         создания службы независимого диагностирования качества образования в конце определенных классов (4, 6, 10, 12) для коррекции педагогического процесса;

-         разработки критериев единых экзаменов после основной школы и государственной (итоговой) аттестации выпускников школы;

-         совершенствования системы аккредитации программ подготовки педагогических кадров, сертификации организации повышения квалификации учителей;

-         создания рынка услуг вариативного образования, ориентированного на повышение квалификации конкретных учителей и адресную поддержку конкретной школы;

-         координирования приоритетных направлений развития  педагогической науки, педагогических инноваций в практике школ;

-         введения регулятивных механизмов рыночной системы в разработке и издании учебников и учебных пособий.

Качество образования характеризуется таким показателем, как адекватность образования потребностям личности и общества. Адекватность образования, являясь отражением процесса удовлетворения образовательных потребностей, в сущности, характеризует условия предоставления всем равного доступа к нему и равных возможностей.

Обеспечение адекватности образования как показателя его качества зависит от ряда факторов, в том числе:

-         разработки единых критериев отслеживания учебных достижений учащихся в рамках каждого уровня школьного образования;

-         создания методических инструментариев, способствующих формированию у учащихся функциональной грамотности, т.е. их готовности к использованию полученных знаний и умений в реальной практике, на уровне проектирования содержания образовательной области (учебного предмета), учебников и учебного процесса;

-         включенности в сравнительно-сопоставительные исследования образовательных достижений учащихся в рамках международных программ TIMSS, PISA.

12. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ 12-ЛЕТНЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


       Реализация Концепции 12-летнего среднего образования Республики Казахстан сопровождается:

−       разработкой государственного общеобязательного стандарта 12-летнего среднего образования;

−       разработкой концептуально-методических основ и содержания стандартов  по уровням образования;

−       разработкой балльно-накопительной  системы оценивания достижения ожидаемых результатов;

−       обеспечением учебно-методическими и материально-техническими средствами;

−       созданием психологической службы, новых форм организации профильного обучения в масштабах страны;

−       адаптацией учителей через переподготовку и повышение квалификации к организации обучения, ориентированному на достижение ожидаемых результатов;

−       финансовым и материально-техническим обеспечением перехода на 12-летнее обучение.

 

Ответственными исполнителями по реализации данной Концепции являются Национальная  Академия образования им. Ы. Алтынсарина, Национальный центр оценки качества образования, Республиканский методический центр информатизации образования, Национальный центр тестирования, Республиканский научно-практический центр «Учебник», Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования, подведомственные организации и органы управления образованием.