Для достижения цели и конечных результатов Программы «Рухани жаңғыру» (далее – Программа) применяется методология проектного менеджмента, которая предусматривает создание соответствующей проектной организационной структуры. Управление Программой осуществляется на основе Национального стандарта Республики Казахстан «Руководство по управлению проектами» СТ РК ISO-21500 – 2014, а также с использованием инструментов методологии «Agile».
I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программной статьей Главы Государства определены 6 направлений модернизации общественного сознания:
- конкурентоспособность;
- прагматизм;
- сохранение национальной идентичности;
- культ знания;
- эволюционное, а не революционное развитие Казахстана;
- открытость сознания.
Указанные направления позволяют сформировать критериальный аппарат для измерения уровня достижения поставленных целей.
Реализация Программы планируется в три этапа.
Первый этап – 2017 - 2020 годы
Задачи этапа:
- процессы целеполагания, в том числе разработка и утверждение целей и показателей результатов Программы на среднесрочный и долгосрочный периоды, формирование критериального аппарата и инструментов для измерения уровня достижения поставленных целей (индикаторы, методы исследований и измерений, др.);
- вовлечение населения, представителей бизнеса и общественных институтов, в том числе НПО и молодежных организаций в реализацию Программы;
- внедрение IT-платформы для эффективного управления Программой и создание условий для активного участия гражданского общества в реализации социальных проектов и мероприятий;
- развитие внутренних и внешних коммуникаций для информационного сопровождения Программы и обеспечения эффективной «обратной связи» через СМИ, в т.ч. социальные сети;
- инициирование, планирование, реализация, мониторинг и корректировка, завершение проектов и мероприятий, направленных на решение первоочередных задач Программы;
- создание эффективной проектной инфраструктуры, а также системы мониторинга и оценки достигнутых результатов проектов и мероприятий Программы;
- внедрение системы непрерывного обучения и подготовки проектного персонала, а также стандартизация процессов управления проектами Программы;
- разработка и внедрение необходимой нормативно-правовой базы.
Второй этап – 2021 - 2025 годы
Задачи этапа – завершение реализации ключевых проектов и достижение среднесрочных целевых индикаторов и показателей результатов, а также оценка динамики изменения общественного сознания по критериям, сформированным на первом этапе.
Третий этап – 2026 - 2030 годы
Задачи этапа – достижение долгосрочных целевых индикаторов и оценка достигнутых результатов Программы.
Программа состоит из шести спецпроектов:
- «Туған жер»;
- «Сакральная география Казахстана»;
- «Современная казахстанская культура в глобальном мире»;
- «100 новых учебников»;
- «100 новых лиц»;
- «Перевод казахского языка на латинскую графику».
Реализация указанных спецпроектов входит в сферу деятельности четырех министерств (Министерство образования и науки, Министерство по делам религий и гражданского общества, Министерство культуры и спорта, Министерство информации и коммуникаций). Дляоптимизации управленческих процессов Программа декомпозирована на четыре Подпрограммы, каждая из которых имеет соответствующую цель:
- Министерство образования и науки - «Тәрбие және білім». Цель Подпрограммы – конкурентоспособная, прагматичная, сильная, творческая, патриотичная и проактивная личность единой нации, фундаментом успешного будущего которой являются воспитание и культ знаний;
- Министерство по делам религий и гражданского общества – «Атамекен». Цель Подпрограммы – повышение гражданской ответственности и социальной активности населения, направленных на конкурентоспособность, прагматизмкаждого казахстанца,местных сообществ и эволюционное развитие общества в целом;
- Министерство культуры и спорта - «Рухани Қазына». Цель Подпрограммы – сохранение, развитие и популяризация историко-культурного наследия и лучших достижений современной культуры Казахстана в стране и за рубежом;
- Министерство информации и коммуникаций - «Ақпарат толқыны». Цель Подпрограммы – через информирование вовлечь население в реализацию Программы, правильное восприятиеказахстанцевосновной идеологии «Рухани жаңғыру».
Для оптимального управления ресурсами и концентрации усилий на конкретных направлениях работы Подпрограммы декомпозированы на 16 Базовых направлений (Приложение 1 – Матрица Спецпроектов, Подпрограмм, Базовых направлений).
В свою очередь, каждое Базовое направление предусматривает реализацию проектов и мероприятий, необходимых для достижения целей Подпрограмм, которые включаются в Реестр проектов и мероприятий (далее – Реестр), (Приложение 2 – Форма Реестра).
Важно!Обращаем внимание, что основным критерием включения любой инициативы в Реестр в качестве проекта/мероприятия является направленность на достижение целей и результатов соответствующей Подпрограммы. То есть, если предлагаемый проект/мероприятие не способствует достижению целей Подпрограммы, то его не следует включать в Реестр. Соответственно, важно не количество, а результативность и качество реализации проектов/мероприятий.
2. ПРОЕКТНАЯ ОРГСТРУКТУРА
И УПРАВЛЯЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
Уровень достижения цели и конечных результатов определяется соответствующими целевыми индикаторами и показателями, которые закрепляются в Уставе каждой Подпрограммы.
Создание проектной оргструктуры обеспечивается путем разработки и принятия управляющих документов, а также закрепления за участниками Групп управления Подпрограммами (далее – Группа управления) соответствующих проектных ролей.
Проектная оргструктура и управляющие документы должны соответствовать определенным требованиям:
1. Цели Программы, Подпрограмм, Базовых направлений и входящих в них проектов и мероприятий должны быть измеримыми, реалистичными и определять конкретный срок достижения;
2. Ответственность участников Группы управления должна быть персонифицирована и должным образом задокументирована;
3. Участники Группы управления, выполняющие ключевые проектные роли (Главный менеджер и администратор Подпрограммы, Руководитель, менеджер и администратор регионального проектного офиса), должны быть полностью освобождены от текущей деятельности и выполнять проектные роли на 100% своего рабочего времени.
Эффективную деятельность проектной оргструктуры Программы обеспечивают управляющие документы, в том числе:
- План управления Программой;
- Уставы четырех Подпрограмм;
- Реестр проектов и мероприятий;
- Архитектурная карта Подпрограммы;
- План управления по каждому Базовому направлению;
- Устав проекта и Паспорт мероприятия (для каждого проекта и мероприятия);
- План управления по каждому проекту;
- Проектные задания;
- Методические руководства и рекомендации для проектного персонала и другие документы.
Проектная оргструктура включает в себя:
- Управляющий Совет Программы;
- Экспертный Совет Программы и Группы экспертов Базовых направлений и проектов;
- Офис управления Программой (далее – ОУП) (в т.ч. Коммуникационный Центр, Секретариат экспертного совета, Аналитический центр, Группа консультантов по проектному менеджменту, Группа контроля – госинспекторы ОГКиОТР Администрации Президента);
- Группа управления Подпрограммой «Тәрбие және білім»;
- Группа управления Подпрограммой «Атамекен»;
- Группа управления Подпрограммой «Рухани Қазына»;
- Группа управления Подпрограммой «Ақпарат толқыны»;
- Региональные проектные офисы (далее – РПО);
- Региональные экспертные советы;
- Команды проектов;
- Руководители мероприятий.
3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Проектные роли – функции и задачи, закрепленные за соответствующими лицами в уставах подпрограмм и проектов, а также в паспортах мероприятий. Не зависят от занимаемых должностей в государственных органах и иных организациях.
- Анализ проекта по методике «логфрейм» – проводится на основе логико-структурной матрицы. Позволяет сформулировать и четко описать ожидаемые конкретные измеримые результаты. Как правило, проводится с участием экспертов в соответствующей предметной сфере.
- Архитектурная карта Подпрограммы – документ в виде схемы, позволяющей визуализировать структуру Подпрограммы, а также систематизировать и сгруппировать проекты и мероприятия в соответствующие Базовые направления.
- Проектное задание – задача, выполнение которой выходит за рамки полномочий/возможностей проектного персонала и требует участия исполнителей других подразделений/организаций или иных третьих лиц. Как правило, оформляется за подписями Руководителей ОУП и соответствующей Подпрограммы, в регионе - РПО и Руководителя программы.
Проектное задание направляется руководителю соответствующего подразделения/организации. Руководитель либо обеспечивает выполнение задачи в рамках текущей деятельности подразделения/организации, либо предоставляет одного или нескольких сотрудников Группе управления для ее выполнения.
- Стейкхолдеры (заинтересованные стороны) - физическое лицо и (или) группа лиц, юридические лица, государственные органы и иные организации позитивно или негативно воздействующие на осуществление проекта и на его интересы;
- Внутренние коммуникации – обеспечение внутренней среды взаимодействия и этики поведения проектного персонала, в том числе с помощью достоверной объективной информации, направленное на командный дух и атмосферу взаимного уважения и доверия.
- Внешние коммуникации – информационное взаимодействие со стейкхолдерами и внешней по отношению к Программе аудиторией путем получения обратной связи, ее анализа и поддержки через СМИ, включая социальные сети, а также краудсорсинг, встречи и другие средства коммуникаций.
- Управление проектным персоналом - процессы, методы, инструменты и процедуры для определения уровня квалификации и численного состава проектных команд, планирования и распределения исполнителей по рабочим местам, уровня ответственности, создания мотивации и необходимых условий и рабочей атмосферы для коллективной работы.
- Управление рисками - уточнение возможных рисковых событий и их источников, идентификация рисков и их качественный анализ через интервьюирование, мозговой штурм, экспертные методы, построение причинно-следственной диаграммы, моделирование, архивную информацию и другие.
|
«О Д О Б Р Е Н О» Руководитель Подпрограммы «_________________» __________________ от «___» ___ 2017 г. |
УСТАВ ПРОЕКТА
«______________________»
в рамках реализации Базового направления «________________________________»
Подпрограммы «__________________»
|
_____________
_____________
_____________
|
Главный менеджер Подпрограммы
Руководитель Программы в регионе- Заместитель акима
Руководитель Проекта |
Дата изменения:
№ 1 «___»___20 ___ г. __________ № 2 «___»___20 ___ г. __________ № 3 «___»___20 ___ г. __________ |
Руководитель Регионального проектного офиса
|
- ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ
Наименование
|
|
Инициатор |
|
Спонсор |
|
Руководитель проекта |
|
Менеджер проекта |
|
Цель |
|
Индикаторы |
|
Другие участники проекта
|
|
Сроки реализации |
|
Стоимость проекта |
|
- ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Актуальность и решаемые проблемы |
|
- ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ И КЛЮЧЕВЫЕ СОБЫТИЯ
№ |
Основные вехи |
Задачи и показатели результатов |
1 |
|
Основная задача:
Показатели результатов: |
- ОГРАНИЧЕНИЯ И ДОПУЩЕНИЯ
№ |
Наименование ограничения |
Описание ограничения |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
№ |
Наименование допущения |
Описание допущения |
1 |
|
|
5. |
|
|
6. |
|
|
- ПРОЕКТНЫЕ РОЛИ
Руководитель Программы в регионе |
|
Заместители акимов областей, гг. Астаны, Алматы |
Руководитель Регионального проектного офиса |
|
по решению Куратора Программы в регионе (акима) |
Главный менеджер Регионального Проектного офиса |
|
по решению Куратора Программы в регионе (акима) |
Администратор Регионального Проектного офиса |
|
по решению Куратора Программы в регионе (акима) |
Руководитель проекта |
|
по решению Руководителя Программы в регионе (зам.акима)
при необходимости по решению Руководителя Подпрограммы (вице-министра) |
Менеджер проекта |
|
по решению Руководителя Программы в регионе (зам.акима)
|
Эксперт
|
|
привлекается по мере необходимости |
Исполнитель проектного задания |
|
определяются командой управления проекта |
|
«О Д О Б Р Е Н О» Руководитель Подпрограммы «_________________» __________________ от «___» ___ 2017 г. |
ПАСПОРТ МЕРОПРИЯТИЯ
«______________________»
в рамках реализации Проекта «__________»
Подпрограммы «________________________»
|
_____________
_____________
_____________ |
Главный менеджер Подпрограммы
Менеджер Базового направления
Руководитель Программы в регионе – Заместитель акима
|
Дата изменения:
№ 1 «___»___20 ___ г. __________
№ 2 «___»___20 ___ г. __________
№ 3 «___»___20 ___ г. __________
Руководитель Регионального
Проектного Офиса
- ИНФОРМАЦИЯ О МЕРОПРИЯТИИ
Наименование
|
|
Руководитель мероприятия |
|
Инициатор |
|
Спонсор |
|
Цель |
|
Ожидаемый результат |
|
Индикаторы |
|
Другие участники |
|
Сроки реализации |
|
Стоимость мероприятия |
|
- ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ И КЛЮЧЕВЫЕ СОБЫТИЯ
№ |
Основные вехи |
Задачи и показатели результатов |
1 |
|
Основная задача:
Показатели результатов: |
- ОСНОВНЫЕ РИСКИ
№ |
Риски |
Описание риска |
1 |
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРОГРАММА «РУХАНИ ЖАНҒЫРУ»
СПЕЦПРОЕКТЫ, ПОДПРОГРАММЫ, БАЗОВЫЕ ПРОЕКТЫ
СПЕЦПРОЕКТЫ |
Подпрограмма «Тәрбие және білім» 5 Базовых проектов |
Подпрограмма «Атамекен» 2 Базовых проекта |
Подпрограмма «Рухани қазына» 6 Базовых проектов |
Подпрограмма «Ақпарат толқыны» 2 Базовых проекта |
ТУҒАН ЖЕР |
|
1. Жергілікті бастамалар картасы; 2. Жомарт жүрек.
|
|
Информационное сопровождение программы «Рухани жанғыру».
|
САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ |
содействие другим БП |
содействие другим БП |
|
|
КАЗАХСТАНСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ |
содействие другим БП |
содействие другим БП |
|
|
100 НОВЫХ УЧЕБНИКОВ |
|
________ |
содействие другим БП |
|
|
содействие другим БП |
содействие другим БП |
содействие другим БП |
|
ПЕРЕВОД КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА НА ЛАТИНСКУЮ ГРАФИКУ |
|
________ |
содействие другим БП |
содействие другим БП |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
РЕЕСТР ПРОЕКТОВ И МЕРОПРИЯТИЙ Программы "Рухани жаңғыру"
№ |
Место реализации. Населенный пункт,сельский округ, район, область, город. |
Наименование Базового проекта |
Наименование проекта / мероприятия |
Цель |
Продукт проекта |
Целевые индикаторы |
Срок реализации |
Финансирование, ресурсы |
Команда проекта |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая стоимость проекта, млн тенге |
в том числе за счет: |
Руководитель (только для проектов) Контакты (тел., Е-mail) |
Менеджер (только для проектов) Контакты (тел., Е-mail) |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бюджет 2017 г., млн тенге |
Бюджет 2018 г., млн тенге |
Бюджет 2019 г., млн тенге |
Бюджет 2020 г., млн тенге |
Бюджет 2021 г., млн тенге |
Бюджет 2022 г., млн тенге |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предусмотрено |
ДП* |
Предусмотрено |
ДП* |
Предусмотрено |
ДП* |
Предусмотрено |
ДП* |
ДП |
ДП |
||
* - дополнительная потребность