СТРУКТУРА ШКОЛЫ
Структура и содержание образовательных программ и учебных планов
ДМШ №1 ориентируются на современные виды образовательной деятельности музыкальной школы.
В настоящее время в школе обучается более 500 учащихся. Возраст учащихся от 6 до 18 лет. Выпуск 2006-2007 года составил 49 человек.
В ДМШ № 1 разработана и используется многоуровневая программа, в каждой из которой разработаны критерии оценки эффективного обучения, воспитания развития учащихся,
Школа имеет 7 отделений:
- отделение специального фортепиано
- отделение струнно-смычковых инструментов
- отделение казахских народных инструментов
- отделение русских народных инструментов
- отделение ударно-духовых инструментов
- отделение сольного, ансамблевого пения
- отделение теории музыки
Обучение ведется по 15 специальностям:
- фортепиано
- скрипка
- баян
- аккордеон
- домбра
- кобыз (кыл-кобыз)
- шертер
- кларнет
- флейта
- саксафон
- ксилофон
- ударная установка
- клавишный синтезатор
- вокал
Наряду с индивидуальными занятиями по специальности, учащиеся получают знания по предметам теоретического цикла. Это сольфеджио, музыкальная литература, элементарная теория музыки, анализ музыкальных произведений, основы музыкального времени, этносольфеджио и др. Основная форма обучения по этим дисциплинам – групповое занятие.
В условиях коллективных форм музицирования, каковыми являются хор, ансамбли, и оркестр казахских народных инструментов, дети получают возможность творческой самореализации и самовыражения, приобретают навыки совместного исполнения, умения, необходимые выпускникам в последствии для участия в любительских музыкальных коллективах.
В школе созданы творческие коллективы:
• оркестр казахских народных инструментов
• хор младших классов
• хор старших классов
• хор мальчиков
• ансамбль казахских инструментов младших классов
• хор первых классов
• ансамбль скрипачей
• а также мелкогрупповые формы коллективного музицирования
В целях развития творческих навыков в ДМШ № 1 получили распространение творческие мастерские. Это факультативы: композиции и аранжировки, классического и эстрадного вокала, клавишного синтезатора, музыкально – сценический, клуб творческих встреч «Музыкальная гостиная», и др., которые предоставляют широкий выбор учащимся для развития их способностей.
Образовательные доминанты:
• Обучение практическим навыкам владения музыкальным инструментом; (специальность)
• Обучение теоретическим и практическим основам музыкальной грамоты, навыкам пения по нотам; (сольфеджио, теория музыки)
• Художественно-эстетическое обучение и воспитание в рамках курса «музыкальная литература в ДМШ»;
• Формирование форм и навыков коллективного обучения (коллективное музицирование);
• Практическая реализация творческих способностей и потребностей самовыражения учащихся (предмет по выбору).
Весь процесс обучения делится на два этапа:
Первый этап обучения - начальный, охватывает учащихся 1-3 классов , I-II классов, имеет одно направление - общеобразовательное.
Задача первого этапа - выявить и развить индивидуальные природные возможности, склонности и музыкальные данные ребенка; дать необходимые теоретические знания и выработать исполнительские навыки; определить интенсивность, цели и задачи последующего этапа обучения.
Второй этап обучения - основной. Охватывает учащихся 4 -7 классов, III-V классов. С этого периода в работе используются три направления, в каждом из которых применяются разные формы и методы работы и контроля за учебным процессом.
Школа строит свою работу в соответствии с предъявляемыми современной жизнью условиями, которые диктуют новые требования к учебным планам и программам. Одна из задач школы – обеспечение индивидуального подхода к учащимся, который дает возможность большему количеству детей включиться в процесс музыкального образования. С этой целью в школе обучение строится по следующим направлениям:
«А» Профессиональное направление; (введение профессиональной ориентации позволяет создать реальные условия эффективного развития и обучения учащихся, обладающих способностями для дальнейшего получения профессионального образования в сфере искусства) - предполагает обучение перспективной группы учащихся, которые могут рассматриваться как будущие профессиональные музыканты. Цель: помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор. Ведь не всегда уровень таланта и желание сделать музыку профессией обнаруживаются в первые годы обучения.
«В» Академическое - классическое направление; (основная масса учащихся школы, обладающих средними, но поддающимися развитию и хорошими музыкально-слуховыми данными, достаточным уровнем мышления получает традиционное академическое образование) - цель – воспитание музыканта-любителя, владеющего исполнительскими навыками, не только потребителя, но и возможного производителя духовных ценностей, пропагандиста музыкальной культуры;
«С» Общеэстетическое направление; (обеспечивает потребности при направленности интересов детей с ограниченными музыкально – слуховыми и двигательными способностями, имеющих слабое здоровье, замедленное мышление а также на обучение учащихся, в силу различных обстоятельств, не имеющих возможность осваивать полный объем программных требований) - рассчитано на обучение учащихся, которые не могут осваивать полный объем знаний; цель направления – воздействие через музыку на духовный мир учащихся, воспитание любителя музыки, владеющего навыками самостоятельного музицирования
Работа по данным направлениям не имеет строго определенных рамок и четких разделений. Это единый учебный процесс с использованием различных компонентов методики. При проявлении различного интереса, развитии способностей и уровня исполнительского мастерства, а самое главное - потребности самого обучающегося, происходит естественная корректировка в обучении. Направление работы с учащимся определяется с педагогом по принципу целесообразности, согласовывается с родителями учащихся и контролируется отделением.
С целью повышения качества преподавания были приняты меры по обеспечению школы квалифицированными педагогическими кадрами, имеющими высшее специальное музыкальное образование, в результате чего приглашены на работу молодые перспективные преподаватели по ряду специальностей.
В целом, коллектив школы многие годы остается стабильным, также как и контингент учащихся. В сравнении с предыдущим периодом 1990-х г.г. он был увеличен прежде всего за счет открытия новых для школы отделений и специальностей, и введения новых музыкальных дисциплин. Одновременно были значительно расширены малочисленные до этого отделения казахских народных и духовых инструментов.