Телефон доверия
8718(2)227407 ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ: 8718(2)227407
email: sad49@goo.edu.kz
Адрес: г.Павлодар улица Вс.Иванова 49
Руководитель:8718(2)227407 Вахта:8718(2)227406
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
вторник-15.00-18.00 четверг-9.00-11.00
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Информационный блог

Дошкольный курс риторики «Общаться – это просто».

 

 Риторика (греч. rhetorike - "ораторское искусство") – это научная дисциплина, которая изучает процессы и закономерности порождения, передачи и восприятия правильной и красивой речи.

Ранее риторика считалась как искусство оратора, искусство устного публичного выступления, т. е. только в прямом значении слова. К пониманию риторики в широком смысле подошли лишь ближе к средневековью.

Традиционная риторика ("наука о хорошей речи", по определению Квинтилиана) была противопоставлена грамматике ("науке о правильной речи"), поэтике и герменевтике. Со временем Риторика получила логическое и литературное направление.

На всем протяжении развития определение риторики сводились, по сути, к различиям в понимании того, какую именно речь следует считать хорошей и качественной. Здесь сложилось два основных направления:

  1. Логическое - предлагалось считать хорошей убедительную, эффективную речь.(Аристотель).
  2. Литературное - склонны считать хорошей богато украшенную, пышную, построенную по канонам эстетики речь (Исократ и некоторые другие риторы).

Возрождение риторики началось в середине 20 века, когда стало ясно, что людям нужны не только знания о языке, но и общение.

В настоящее время ярко выражается низкий уровень культуры речевого общения у детей и взрослых, утрата лучших речевых традиций. Почему так происходит?

Не смотря на данный факт, словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10—15 назад, по статическим данным в нашей стране показатели речевого развития детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Поэтому именно в дошкольном детстве и возникает необходимость использования Риторики и ее инструментов в решении этой проблемы.

Дети нашей современности с ранних лет жизни смотрят телепередачи и видеофильмы, слушают радио, используют компьютер, слышат речь разных стилей. Дошкольники овладевают родной речью в процессе общения, при этом слабо они взаимодействуют между собой. Поэтому необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме, помочь ребятам умело овладеть всеми приемами речевого общения. Вот в этом и заключается ценность Риторики в дошкольном детстве. В данном контексте выясняем причины возникновения актуальной проблемы. Причин множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольного учреждения. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь дошкольника - она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов.

Формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия - непременное условие воспитания культуры общения. В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрослыми; родными, близкими; чужими, незнакомыми, поэтому ребенку нужно решить, как поприветствовать, попрощаться, как поблагодарить, обратиться с просьбой, как вести диалог по телефону и т.д. Решению этих и других вопросов сможет помочь риторика для дошкольников.

Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость.

Культура общения не исчерпывается только одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут - тактичность, т.е. умение понять одно из самых симпатичных и привлекательных человеческих качеств, которое состоит в умении понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у других те или иные поступки.

Главным средством общения является язык, речь, слово. Потому как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности. Воспитание культуры речи органически входит в формирование культуры общения. От того, какую речь слышит ребёнок, во многом зависит его речевое развитие. Ритм современной жизни не позволяет родителям целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого поведения ребенка.

В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах. В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Человеческая жестокость, наглость, равнодушие порождают все большее количество конфликтов в обществе. В связи с этим актуальность изучения этикета как правил поведения, принятых в определенных социальных кругах, не вызывает сомнения.

Дошкольный курс риторики призван как можно раньше познакомить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на развитие ребенка, который будет уметь устанавливать положительный контакт со сверстниками и взрослыми, вести бесконфликтное общение и обеспечит себе успех в будущем.

Ещё В.А. Сухомлинский говорил, что " Речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры". В слове - суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.

Дошкольный курс риторики поможет ребёнку:

  • Познать природу живого слова;
  • Преодолеть застенчивость;
  • Развивает уверенность в себе;
  • Научит общаться со взрослыми и сверстниками;
  • Откроет секреты выразительной и грамотной речи;
  • Поможет освоить формулы речевого этикета.

Все выше перечисленное подтверждает необходимость проведения с детьми кружковых занятий по риторике. А чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный человеческий дар - дар слова, тем раньше сделаем все, чтобы, по выражению В.И. Чернышева, «открыть уста детей», тем скорее добьемся желаемых результатов.

И в этом нам поможет современная риторика. Ведь центром риторики является обучение эффективному общению.

Риторика способствует знакомству детей с вопросами культуры речевого поведения, где нужно решать разные коммуникативные задачи:

- Что значит быть внимательным слушателем?

- Существуют ли правила общения?

-  Как попрощаться, выразить просьбу, когда уместно извинение и т.д.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией.

Дошкольная риторика способствует развитию познавательных способностей, формированию коммуникативно-речевой компетентности, повышает интерес к окружающему миру, к природе.

 В этом огромную помощь могут оказать занятия по риторике с постоянным использованием элементов театрализации.

Занятия по риторике – одно из важнейших средств развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека в мимике, жестах, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные   способы   содействия. 

Содержание занятий по риторике позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста, всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний   незаметно   активизируется   словарь   ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Коммуникативные ситуации позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации    опосредованно    от    лица    какого-либо    персонажа.    Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Поэтому общими целями предлагаемой работы являются:

  1. Совершенствование устной речи, ее выразительности и связности.
  2. Развитие   критического   восприятия   речи, чувства   коммуникативной уместности (целесообразности).
  3. Расширение речеведческих понятий о том, для чего нужна речь, какие бывают виды общения, что такое успешное общение и т.д.
    1. Развитие культуры речевого поведения, воспитание вежливости.
  4. Развитие    творческого     воображения, литературных     и     коммуникативных способностей.

Главной целью курса «Общаться – это просто» является обучение детей общению в речевых ситуациях или обучение умению вести себя в конкретных речевых ситуациях.

Задачи курса:

Образовательные:

1. Выявление и развитие речевых способностей детей;

2. Дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения;

3. Научить владеть основными элементами правильной точной речи;

4. Познакомить детей с нормами литературного языка;

5. Дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, помочь приобрести навыки и опыт, необходимые для адекватного поведения в различных речевых ситуациях;

6. Помочь детям усвоить формулы речевого общения;

7. Привлечь внимание дошкольников к живому слову, пробудить интерес к истории языка;

Развивающие:

1. Развивать качества голоса (тембр, силу, высоту); дикцию, темп речи, дыхание;

2. Развитие коммуникативных качеств ребенка.

3. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

4. Сформировать умение излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения;

5. Развивать актерские способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики.

Воспитательные:

1. Воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия;

2. Воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству речи.

Необходимо создать условия для речевой практики детей: правильное размещение книг по тематике, достаточное количество иллюстраций богатых множеством интересных подробностей и предметов с характерными особенностями.

Частое чтение литературных текстов, умелое их сочетание с непосредственными наблюдениями, с различными видами детской деятельности, с рассматриванием картин учат детей  вслушиваться, вглядываться в окружающее.

Лучшему пониманию произведений и формированию правильной риторической речи помогает инсценированные постановки. Для этого целесообразно проводить предварительную работу по подготовке сценария, материалов, оборудований в сопровождении обсуждения совместного детей и взрослых.

Показы спектаклей хорошо стимулируют их речевую активность, эмоциональное отношение к содержанию спектакля и его героям.

Особенно важна такая работа для малышей с недостаточно развитой речью. С такими детьми рекомендуем работать индивидуально в утренние и вечерние отрезки времени, Индивидуально адресованная речь помогает привлечь большее внимание ребенка, повышает эмоциональное значение слова и способствует его активной речевой реакции. При виде забавных ситуаций, полных динамики, шутки, такие дети охотнее говорят. То, что малыши делали первое время лишь в контакте со взрослым, к концу года они могут делать уже сами.

Получить положительные результаты в речевом развитии воспитанников можно только при активном взаимодействии с родителями. Стоит привлекать родительскую общественность через различные формы сотрудничества и показывать и ориентировать их на результативность речевого общения.

 Игра – это самое любимое, самое естественное занятие детей и многих взрослых. Наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игры, ведь это лучший способ развить способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми.Хочется выделить приоритетное направление в данной работе: «Словесная  игровая деятельность»  как основное средство детской риторики В играх ребенок проживает действия и чувства героев. Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры.У игры есть прекрасное свойство – она сама организует обучение:развить речь, интеллект, повысить культурный уровень дошкольников.

Умелый подбор тематик для речевых занятий, методов и приёмов способствует полноценному достижению цели Риторики для дошкольников.

Таким образом, дошкольный курс риторики через кружковую, или студийную работу выполняет значимую роль в речевом развитии. Подобные формы повышают речевую активность и эффективность риторических инструментов.