Паспорт экспериментальной программы по
внедрению полиязычия в СОПШ № 41
ПАСПОРТ ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
|
Внедрение и развитие полиязычного образования |
Основание для разработки Программы |
Поручение Главы государства, данное на XXIIсессии Ассамблеи народа Казахстана от 23 апреля 2015 года. Пункт 89 «План нации — 100 шагов. Современное государство для всех». – Астана: Аккорда, 2015. Закон РК «Об образовании»; Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы; Государственная программа развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы |
Исполнитель |
Педагогический коллектив школы № 41 г. Павлодара |
ЦельПрограммы
|
Обеспечение поэтапного внедрения трехъязычного обучения для формирования полиязычной личности выпускника |
Задачи |
- обеспечение условий для поэтапного внедрения полиязычного образования; - апробация экспериментальных полиязычных курсов; - мониторинг эффективности реализации эксперимента |
Сроки реализации(этапы) |
1-й этап – 2015-2016 год 2-й этап – 2016-2018 годы |
Целевые индикаторы |
Доля школьников, закончивших основную школу, со знанием казахского, русского и английского языков в соответствии с уровневой системой обучения языкам. Доля школьников, закончивших старшую школу, со знанием казахского, русского и английского языков в соответствии с уровневой системой обучения языкам. Доля педагогов, преподающих предметы ЕМН в старших классах на английском языке (физика, биология, химия, ИВТ), от общего количества учителей естественнонаучных предметов . |
Необходимые ресурсы и источники их финансирования |
Финансирование из местного бюджета будет осуществляться в пределах предусмотренных средств, выделяемых ежегодно из соответствующих местных бюджетов на развитие системы образования. |
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших аспектов происходящей в казахстанском обществе экономической и социальной модернизации выступает политика в области языка.
В современном мире, полиязычном и мультикультурном, как никогда актуальна проблема сопряженности языков, поиск эффективных и жизнеспособных программ в области языков по консолидации обществ. В связи с этим значимость и актуальность полиязычного образования не вызывают сомнения.
В своих выступлениях и обращениях Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев неоднократно говорил о важности и значимости развития полиязычия для многонационального казахстанского общества.
«Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, — неоднократно подчёркивал Президент, — население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык — государственный язык, русский язык — как язык межнационального общения и английский язык — язык успешной интеграции в глобальную экономику».
Для казахстанцев идея триединства языков особенно важна, поскольку сформулирована как ответ на вызов времени, как решение насущной жизненной потребности общества, активно интегрирующегося в глобальный мир. Интеграция Казахстана в мировое сообщество зависит сегодня от осознания и реализации простой истины: мир открыт тому, кто сможет овладеть новыми знаниями через овладение доминирующими языками. Наше государство приступило к реализации концепции полиязычия в образовании, потому что именно полиязычие послужит укреплению конкурентоспособности Казахстана.
Таким образом, важнейшей стратегической задачей образования Казахстана является, с одной стороны, сохранение лучших казахстанских образовательных традиций, с другой, обеспечение выпускников школ международными квалификационными качествами, развитие их лингвистического сознания, в основе которого – овладение государственным, родным и иностранными языками.
II. Направления деятельности школы по развитию полиязычного образования в школе
№ |
Направления деятельности |
Мероприятия |
Сроки |
Исполнители |
Результаты и их измерители |
1 |
Формирование мотивации изучения языков школьниками и педагогами |
Разработка школьной системы мониторинга владения языками |
2015-16 уч.г. далее - каждый год |
ЗД ПО ЗД УВР |
Утвержденная система мониторинга |
Увеличение показателей рейтинга полиязычных педагогов |
с 2016 уч.г. |
Все педагоги |
Повышение заинтересованности педагогов, увеличение количества полиязычных педагогов |
||
Формирование разновозрастных групп и участие в курсах летней лингвистической школы |
постоянно |
Педагоги и школьники |
Повышение заинтересованности Выдача сертификата |
||
Изучение государственного и английского языков педсотрудниками на уровне школы |
1 раз в неделю |
Все педагоги |
Повышение заинтересованности педагогов, увеличение количества полиязычных педагогов |
||
Ознакомление родителей с условиями внедрения полиязычия, презентация программ |
ежегодно |
ЗД ПО ЗД УВР ЗД ВР |
Динамика положительного отношения родителей к полиязычию
|
||
2 |
Организационная работа по реализации полиязычного образования |
Анализ состояния работы соответствующих МО по внедрению полиязычного образования |
постоянно к концу учебного года |
МО ЕМЦ МО ОГЦ |
Аналитические справки |
Анализ кадрового потенциала школы, по предметам которых вводится полиязычное образование |
ежегодно, январь, июнь |
Директор, зам. директора |
Аналитические справки |
||
Проведение входного тестирования школьников по английскому, казахскому и русскому языкам |
Начало учебного года |
Зам. директора, руководители МО |
Тестирование, анализ его результатов, формирование уровневых групп |
||
Определение единых требований к разработке УМК по дисциплинам полиязычия |
к началу учебного года |
Все МО, участвующие в эксперименте по полиязычию |
Положение о единых требований к разработке УМК по дисциплинам полиязычия |
||
Подготовка учебно-методической документации для полиязычных дисциплин |
постоянно на конец учебного года |
Утвержденная учебно-методическая документации |
|||
Закрепление ответственных за курированием полиязычного обучения |
постоянно
|
Директор |
Отчеты, справки |
||
3 |
Учебно-методическая деятельность
|
Анализ структуры и содержания учебных программ, по которым ведется полиязычное обучение |
ежегодно |
Все МО, участвующие в эксперименте по полиязычию |
Аналитические справки
|
Экспертиза УМК полиязычных дисциплин |
ежегодно |
ЗД УВР, руководители МО |
Экспертиза УМК
|
||
Разработка терминологических словарей русско-казахских, русско-английских (география, естествознание, истории Казахстана, математика) |
2016 уч.г. |
Все педагоги, участвующие в эксперименте по полиязычному обучению |
Рецензии на словари |
||
Проведение открытых занятий на государственном и английском языках в классах полиязычного обучения |
по ежегодному графику
|
Все педагоги, участвующие в эксперименте по полиязычному обучению |
Протоколы обсуждение Аналитическая справка |
||
Регулярный анализ книгообеспеченности дисциплин полиязычного обучения и приобретение современной учебной литературы, аудио- и видеоматериалов |
постоянно |
Зав. библиотекой |
Заявки Наличие приобретенных учебных материалов |
||
Организация тематической кружковой и проектной деятельности учащихся на казахском, русском и английском языках вне зависимости от языка обучения |
с 2016 уч.г. |
Педагоги школы |
Отчетная документация кружка, результаты проектной деятельности |
||
4 |
Теоретико-методическая деятельность всех структур школы, участвующих в реализации Программы полиязычного обучения |
Участие в семинарах-тренингах для педагогов, ведущих занятия на английском языке в полиязычных классах |
1 раз в год |
Педагоги школы |
Материалы семинара сертификаты |
Научно-методический семинар «Полиязычие в школе: проблемы и перспективы» |
2016 |
ЗД ПО Языковые МО |
Материалы семинара |
||
Прохождение языковых курсов для школьников и педагогов ИПК ПК, ПГПИ, ПГУ, ИнЕУ и пр. |
постоянно |
Педагоги школы, школьники |
Получение сертификатов |
||
5
|
Кадровое обеспечение эксперимента по полиязычному обучению |
- Получение дополнительного второго высшего образования «Учитель иностранных языков» |
ежегодно Не менее 1 человека на кафедрах |
Педагоги школы |
Диплом |
Повышение квалификации через уровневые языковые курсы с обязательным получением сертификатов КазТЕСТ (Уровень C2 -уровень владения в совершенстве/ Mastery – на данном уровне пользователь языка владеет казахским на уровне носителя языка-146-150 б.), IELTS(6,0), TOEFL(61 до 109б.) |
не менее 1 человека в год |
Педагоги школы |
Сертификат |
||
Приглашение специалистов английского языка для обучения педагогов |
не менее 1 раза в учебном году |
Директор |
Курсы английского языка для учителей, школьников |
||
Участие педагогов и школьников в различных конкурсах, олимпиадах, научных конференциях, семинарах с докладами на казахском, английском и русском языках
|
Постоянно |
Общешкольный коллектив |
Материалы мероприятий, сертификаты |
||
6 |
Контрольно-мониторинговая деятельность |
Организация и контроль процесса обучения языкам |
постоянно |
ЗД УВР |
Тесты всех видов сертификаты |
Аттестация и допуск педагогов к процессу обучения на английском языке, на казахском языке |
постоянно |
Администрация школы |
Тестирование Сертификат |
||
7 |
Совместная работа с организациями образования города и области |
Участие в областном фестивале инновационно-педагогических идей «Три языка – три мира» (школа, колледж, вуз) |
2016 |
Педагоги |
Материалы фестиваля |
Изучение опыта КТЛ по обучению школьников и разработке школьных учебников на английском языке |
|
ЗДПО ЗД УВР |
Семинар по обмену опытом |
||
Областная олимпиада школьников и учащихся колледжей по полиязычию |
ежегодно |
Учителя |
Олимпиада |
||
8
|
Имиджевая работа школы по позиционированию себя как школы с полиязычной средой |
Обязательное предоставление кафедрами материалов по полиязычному обучению на сайте школы, в областных СМИ |
не менее 1 материала от кафедры в семестр |
Все участвующие в полиязычном обучении |
Материалы сайта школы, СМИ области |
Проведение общешкольных мероприятий на трех языках |
не менее 1 мероприятия в учебном году |
Зам. директора |
Материалы мероприятий, сайт школы, СМИ города, области
|
||
Общешкольный конкурс «Триединство языков» |
ежегодно |
Языковые МО |
Материалы конкурса |
||
Обобщение научно-педагогического опыта полиязычных педагогов, широкое информирование о них педагогической общественности республики, области, города |
постоянно |
Все, участвующие в полиязычном обучении |
Публикации презентации, информация на сайте школы, областные СМИ |
||
Спецвыпуск школьной газеты на трех языках
|
1 номер в четверть |
Ответственные за выпуск |
Номера газеты, размещение на сайте школы |
||
9 |
Мониторинг эксперимента |
||||
1 |
Определение включенности педагогического коллектива в экспериментальную деятельность |
Анкетирование
|
2 раза в год |
ЗД ПО |
Аналитическая справка |
2 |
Анализ результатов экспериментальной деятельности |
Психологические исследования учителей и учащихся |
2 раза в год |
Психологи школы |
Диагностика |
Срезы знаний учащихся экспериментального и опытного классов |
2 раза в год |
Педагоги |
Анализ срезов |
||
Эффективность деятельности учителей экспериментаторов за период работы, постановка задач на следующий учебный год
|
1 раз в год |
ЗД ПО ЗД УВР |
Анализ работы творческих мастерских |
||
Систематизация и обобщение информации, разработка перспективных направлений для дальнейшего расширения базы данных |
1 раз в год |
ЗД ПО ЗД УВР Педагоги |
Анализ базы данных |
||
Итоговый педсовет по результатам мониторинга |
1 раз в год |
ЗД ПО ЗД УВР Педагоги |
Перспективы и задачи эксперимента на следующий учебный год |
||
3 |
Сравнительная характеристика технологической карты и таблицы отчета учителей-экспериментаторов |
Сравнение предполагаемых и конечных результатов экспериментальной деятельности учителей |
2 раза в год |
Педагоги |
Анализ результатов |
4 |
Анализ практических разработок учителей - экспериментаторов |
Внедрение новых форм, методов, технологий в учебный процесс, влияние инновационных методик на качество обученности учащихся |
постоянно |
Педагоги |
Анализ качества обученности |