Сенім телефоны
53-57-39
email: sosh16@goo.edu.kz
Мекенжайы: Айманов к., 51
53-23-04 53-75-41
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Сәрсенбі с 16:00 до 18:00 Жұма с 16:00 до 18:00
За год
За месяц
За неделю
Вчера
ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
15-04-2019 08:18

ОРГАНИЗАЦИИ  ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

                 Современное развитие общества ставит во главе угла воспитания и обучения новые задачи и новые приоритеты в образовании. Обучение и воспитание традиционными методами и в традиционной школе, без внедрения новейших технологий и модернизации всей структуры и содержания образования не представляется возможным. С вовлечением детей с ограниченными возможностями в процесс обучения в общеобразовательные школы встал вопрос: «А как это осуществить? Каков механизм внедрения инклюзивного обучения?».  Согласно Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы планируется к 2020 году увеличить до 70% долю школ, создавших условия для инклюзивного образования от их общего количества.

          В  Казахстане инклюзивное образование  нацелено на:

• вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;

• социализация детей-инвалидов в современном обществе;

 • создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе;

• умение превращать свои недостатки в достоинства;

 • изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями.   

             Наше образование еще не готово к приему детей с инвалидностью. Необходима модернизация среды с целью ее максимальной доступности для особого ребенка. Так, например, если у ребенка нарушения опорно-двигательного аппарата – нужно специальное техническое оснащение, подъемники, поручни. Для детей с нарушениями слуха и зрения необходимо специальное оборудование. Специальную подготовку должны иметь педагоги, знать, как оценивать успехи особых детей. 

             По-прежнему остается ряд нерешенных проблем и барьеров на пути внедрения инклюзивного образования в Казахстане:

- Некорректное отношение к детям с ограниченными возможностями. У нас нет адекватного представления об этих детях. Мы просто боимся того, чего не знаем.

- Отсутствие специально подготовленного педагогического состава. Пока учителя общей школы не готовы к обучению детей, имеющих отклонения в развитии. Государству необходимо поменять стандарты высшего педагогического образования, уделив особое внимание подготовке специалистов соответствующего профиля.

- Плохая материально-техническая оснащенность учебных заведений. Отсутствуют специальные устройства и обучающие материалы для детей, а также методические пособия для учителей.

- Барьер физического доступа. Есть большая категория детей с ограниченной мобильностью, которые по уровню развития своего интеллекта смогли бы обучаться в общеобразовательной школе и быть успешными. Но пока в школах не созданы условия для таких детей.

 - Жесткие требования государственного стандарта. Введение широкой варьированной системы оценивания достижения учащихся, позволит включить в общий поток детей с различными отставаниями от нормы развития в интеллекте. На начальном этапе главной задачей государства является проведение информационно-просветительской работы среди научно-педагогического сообщества и общества в целом. Создание нормативно-правовой базы, обучающих материалов, подготовка преподавательского состава, изучение отечественного и зарубежного опыта внедрения инклюзивного образования позволит Казахстану постепенно выстроить грамотную систему обучения              

                    Как же реализовать принципы инклюзивного образования на практике?

                  Развитие инклюзивного образования — процесс сложный, затраги­вающий научные, методологические и административные ресурсы.  С учетом особенностей развития детей с ограниченными возможностями для педагогов образовательных учреждений особое значение имеют знания по специальной психологии и коррекционной педагогике. Многим учителям массовых школ необходимо будет пересмотреть основные положения методики преподавания предметов, овла­деть приемами коррекционной учебно-воспитательной работы, применять дидактические принципы индивидуального и дифференцированного подходов, развивающего и наглядного характера обучения.  

                Учителя, работающие  с детьми с особыми образовательными потребностями,  должны систематически  изучать обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы. Фиксировать  динамику развития обучающихся, вести учет освоения ими общеобразовательных программ, совместно с педагогом-психологом заполнять на них карты сопровождения.Учителя – дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в условиях инклюзивного обучения.

     При инклюзивном обучении для детей с ОВР разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного 
плана специального (коррекционного) образовательного учреждения соответствующего вида и отдельные рабочие программы по 
каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребенка, и на 
основании государственных образовательных стандартов.

 Важными моментами в реализации инклюзивного образования считаем:

  1. Специальная подготовка педагогов для работы с детьми с ОВР, регулярное повышение уровня профессиональной квалификации педагогов
  2. Психологическая готовность всего педагогического состава к присутствию ребёнка с ОВР в школе.Просветительская работа с целью принятия ребёнка родителями других детей и самими учащимися школы. Создание психологического комфорта в школе, поддержание у ребёнка положительного эмоционального отношения к процессу обучения. Тесная взаимосвязь и преемственность работы учителя, воспитателя, специалистов и родителей
  3. Наличие нормативно-организационной документации и учебно - методических комплексов.
  4. Финансовая заинтересованность работы в инклюзивных классах педагогов – учителя и специалиста.
  5. Обязательное комплексное медико-психолого педагогическое обследование учащегося с целью составления экспертного заключения со стороны всех специалистов, участвующих в образовательном процессе и определение приоритетных задач обучения ребёнка и разработка индивидуального образовательного маршрута.
  6. Строгий учёт индивидуальных особенностей психического и физического развития учащегося.
  7. Материально – техническое оснащение образовательных учреждений для организации специального образовательного пространства.

Основной упор, в работе с детьми с особыми образовательными потребностями,  следует  отводить на выявление и учет нереализованных познавательных возможностей учащихся. Из-за не­равномерной деятельности учащихся на уроке огромное значение для учи­теля имеет знание фаз работоспособности ученика.

Фазы работоспособности умственно-отсталого ребёнка:

  • у умственно отсталого ученика слишком растянута фаза пониженной работоспособности;
  •  фаза по­вышенной работоспособности  сильно сокращена;
  •  фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.

Деятельность  детей с интеллектуальной недостаточностью на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособ­ность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения и в свя­зи с этим возрастает роль соответствия способов организации урока.

  • Организационный момент. Настрой на урок. 

У умственно отсталых детей создание предрабочей обстановки затруднительно из-за трудностей в переключаемости и инертности нервных процессов. Слово учителя может и не влиять на установку для работы, поэтому словесное обращение следует дополнять двигательными и сенсорными упражнениями, направленными на активизацию внима­ния, восприятия мышления. Эти упражнения длятся до семи минут, в первую очередь в начальных классах, и должны быть связаны с предстоящей рабо­той.
            Второй момент организации урока заключается в воспитании навыков пра­вильной организации своих действий на уроке. Этот этап не только обес­печивает продуктивность обучения, но и приучает детей к организованнос­ти в любой деятельности. Главный принцип педагогической организации урочной работы заключается в постоянном управлении действиями умствен­но отсталых детей, вплоть до полной их самостоятельности. Это и обуче­ние своевременно входить в класс, без шума сесть за парту, подготовки тетрадей, книг, ручки к учебной работе и т.д. Учитель должен всему научить: как правильно сесть, как работать с учебником, как расположить на парте учебник и тетрадь. Сначала осуществляет­ся показ действия, по мере формирования этих навыков можно переходить к словесным инструкциям.

Подготовительную часть урока рекомендуется по времени соотносить с фазой врабатываемости и повышения продуктивности познания (до десятой минуты урока).

  • Основной этап урока

           Основной этап должен осуществляться до двадцать пятой минуты.       При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач.

Обучающемуся с ЗПР, УО необходим хорошо структурированный материал.

Необходимо тщательно отбирать и  комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения 
доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов;
использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания).

Для детей важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного.

Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в 
свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы
необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий.

В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать  пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.

Урок должен быть оснащён техническими средствами обучения, дидактическим материалом (таблицы, карты, схемы, алгоритмы рассуждений, перфокарты и т.п.).

На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим.

В периоды спада работоспособности (двадцать пятая минута), желательно проводить физкультурные минутки, минутки психологической разгрузки (в начальной школе - 2 физминутки, в старшей школе – 1 физминутка).

 При самостоятельной работе учащихся наиболее продуктивными являются первые пятнадцать-двадцать минут. 

  • Заключительный этап урока   осуществляется с тридцатой минуты урока. Здесь необходимо разъяснить учащемуся поэтапное  выполнение домашнего задания, также ежедневно оценивать работу, поощрять за малейшие успехи.

 

На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

  1. Начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития.
  2. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. Выполнение этого принципа требует от учителя знаний об особенностях, присущих каждому ученику.
  3. Предотвращение наступления утомления, используя для этого 
    разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
  4. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
  5. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактичная помощь  каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
  6. Ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников.
  7. Обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды.
  8. Максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.


           Специальные требования к обучению детей с интеллектуальными нарушениями в развитии:

- поэтапное разъяснение заданий

-замедленность темпа обучения на всех этапах и звеньях урока

- последовательность выполнения заданий

- повторение учащимся инструкции к выполнению заданий

- обеспечение техническими средствами

- близость педагога к учащимся во время объяснения задания

- подготовка учащихся к перемене вида деятельности

- чередование занятий и физкультурных пауз

- предоставление дополнительного времени для завершения задания

- предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания

- работа на компьютерных тренажерах

- использование карточек с заданиями, которые требуют минимального заполнения

- использование упражнений с пропущенными буквами, словами, упражнениями

- дополнение печатных материалов видеоматериалами, наглядностью

- обеспечение учащихся печатными копиями заданий, записанных на доске

- использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями

- ежедневная оценка работы

- разрешение переделать задание, с которым ученик не справился

- оценка переделанных работ

- максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;

- максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;

- опора на более развитые способности ребенка.

Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому,  что учащимся с ЗПР, интеллектуальной недостаточностью трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Поэтому считаем обязательным условием инклюзивного образования наличие педагога - сопровождения – «тьютора».

           Взаимодействие учителя и педагога сопровождения в процессе обучения осуществляется и в методическом плане.

 В тройке «учитель — тьютор — дефектолог» — это:

— разработка индивидуального образовательного плана для ребенка с ОВЗ;

— постановка цели и конкретных задач в организации помощи ребенку при освоении им образовательной программы;

— решение вопросов о способе и средствах подачи и закрепления нового материала с учетом особенностей познавательной деятельности

конкретного ребенка или группы детей, составление и оформление индивидуальных карточек с заданиями;

— планирование системы уроков, включая проектную деятельность;

— совместное решение вопросов преподавания и оценки успешности учебной деятельности «особых» детей в инклюзивных классах на методических совещаниях, составление методических рекомендаций;

— помощь учителю в оформлении методических пособий и т.д.

 

Хотя инклюзивное образование делает первые шаги в Казахстане, при её реализации следует опираться на опыт работы педагогов работающих  в специальных организациях образования.

Обязательным для детей ОВЗ является коррекционная работа, которая должна осуществляется специалистами и педагогами в процессе обучения. Хочу поделится опытом работы и использование игровых методов обучения при работе с детьми  имеющими интеллектуальные нарушения в развитии.

                Опыт работы показывает, что отмечается неравномерность в развитии психической сферы учащихся: при выраженных затруднениях в решении словесно-логических задач дети относительно хорошо справляются с задачами наглядно-образного и наглядно-действенного характера, с обобщением на наглядном уровне. Отсюда следует, что необходимо  использовать дифференцированный подход с элементами группового обучения.

               Всем  известен  прием: при объяснении новой темы класс делится на пары, группы. Сильный ученик  должен еще раз объяснить тему слабому ученику. В качестве контроля даются  индивидуальные задания  как письменные, так и устные.

               Во-вторых, использование игровых методик. Каждый педагог сталкивался с ситуацией, когда ученики не желают работать на уроке. В этом случае помогает неожиданная смена деятельности и формы урока (экскурсия, игра, викторина.) Урок перестает быть уроком, оставаясь им,по сути.

            В-третьих, ориентация на индивидуальное развитие. В классах,   где обучаются дети  с   разными познавательными  возможностями, необходимо вести мониторинг достижений по каждому ребенку.

Помощь  по устранению недостатков учебной деятельности состоит в оказании каждому ученику необходимой дозированной помощи в решении конкретных учебных заданий с нацеленностью на последующие самостоятельные действия;

               Следует отметить, что  использование  инклюзивного образования не может полностью решить   проблемы при обучении детей с особыми образовательными потребностями  в классах, где уровень умственного развития не однороден, поскольку зачастую детям с ОВЗ нужна помощь специалистов.

                Привлечение различных дидактических игр позволяет учителю осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся с ОВЗ. К примеру, всему классу раздаются разрезные картинки, дается задание сложить их и назвать получившийся материк, остров, полуостров и т.д. Одни ученики получают набор картинок, из которых можно сложить несколько географических объектов, другие — картинки, разделенные на 6-8 частей, третьи — на 4 части. Отдельным детям дополнительно дают большую карточку, на которой нарисован контур географического объекта. Важно, чтобы у учащихся создавалось впечатление идентичности полученных заданий.

Игра может быть использована на любом этапе урока, например, в  виде загадки, ребуса, шарады может быть дана тема урока. Например: «Отгадав загадку, вы узнаете, что мы будем изучать на уроке».

Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи-

Нет опоры для ноги. (Тема урока «Болота».)

       Использование  игры уместно в процессе объяснения нового материала. Так, при проведении урока на тему «Природные зоны» предлагается игра «Где ошибся художник?» Ученики должны исправить ошибки на магнитной доске, переставив отдельные карточки таким образом, чтобы каждому поясу соответствовала своя природная зона, каждой зоне свои растения и животные.

       Дидактические игры помогают в разнообразной форме проверить знания обучающихся. Например, один ученик с ОВЗ  заполняет кроссворд, другой — закрывает карточку географического лото, третий — складывает из разрезных частей изображение географического объекта и готовит рассказ о нем. А в это время учитель проводит фронтальный опрос остальных школьников.

     Самое широкое распространение дидактические игры получили на этапе повторения и закрепления. Дидактические игры позволяют конкретизировать, уточнить, систематизировать и обобщить полученные знания. Иногда загадка, ребус, шарада используются как организационный момент. Они помогают снять усталость, поднять эмоциональный тонус, мобилизовать внимание, переключить с конфликтной ситуации, возникшей на перемене, и т.п.

Все дидактические игры, применяемые на уроках  можно разделить на три основные группы:

  1. игры с предметами;
  2. настольные (настольно-печатные) игры;
  3. словесные (вербальные) игры.

          Игры с предметами предполагают использование  различных натуральных объектов природы, природного материала (цветов, плодов, полезных ископаемых). Такие игры могут проводиться непосредственно на экскурсии в лес, парк, сад, поле. При этом не только закрепляются знания об окружающем мире, развиваются мыслительные, сенсорные способности, мелкая моторика рук,  но и одновременно воспитывается любовь и бережное отношение к природе.  Игры с природным материалом, муляжами («Волшебный мешочек», «Овощи - фрукты»,  и др.), проводимые в классе, помогают уточнить форму, цвет, запах, назначение, размер объекта.

              Настольные (настольно-печатные) игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой и коллективной работы. В этих играх нередко присутствует элемент соревнования. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Настольные игры чаще применяются на этапе закрепления и повторения изученного, для снятия напряжения после сложной учебной работы, в конце учебного года, когда интерес к учебе в результате утомления и усталости падает, во внеурочное время.

           Словесные (вербальные) игры построены на словах и действиях играющих. В старших инклюзивных  классах  рекомендуется чаще использовать эти игры. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, выдержку, чувство юмора. Они направлены на развитие речи, воспитание навыка правильного произношения и написания новых слов, на закрепление и активизацию словаря. Разновидностями словесных игр являются загадки, шарады, анаграммы, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и др.  Вот  примеры некоторых настольных игр: «Что такое? Кто такой?», «Пятый  лишний»,   «Парные картинки»,  «Географическое лото»,   «Узнай силуэт»,  «Собери картинку».   

     Дидактические игры не одинаковы по степени сложности. Они должны применяться с учетом индивидуальных и типологических особенностей отдельных обучающихся. При коллективной работе выбор игр зависит от подготовленности класса.

 Использование предложенного материала на уроках географии  и во внеклассное время значительно облегчает работу учителя по формированию интереса к изучаемому курсу и способствует более полному, активному и сознательному усвоению знаний учащимися. Умелое использование дидактических игр  поможет эффективно решать дидактические, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи.

          Одним из условий инклюзивного образования является организация учебного пространства.  По мнению доктора педагогических наук, профессора КазНПУ имени Абая г. Алматы Зульфии Ахметвалиевны Мовкебаевой  существуют несколько вариантов рассаживания учащихся в условиях инклюзивного образования:

  1. в зависимости от уровня способностей учащихся
  2. в виде смешанных групп учащихся
  3. для индивидуального обучения
  4. с присутствием «ассистента» педагога

             Если 2 первых варианта нам знакомы, то 3 и 4 варианты необычны для традиционной школы. В частности рассаживание для индивидуального обучения предусматривает выделение небольших учебных зон, в одной из которых размещают удобный диван или другую мягкую мебель для релаксации и неформальных бесед и дискуссий.

           При рассаживании с присутствием  «ассистента» существуют также несколько видов: «Стратегия Эхо», «Станция», «Параллельное обучение», «Команда».  В инклюзивной школе все помещения должны быть доступны для «особенных детей».

           Одной из сложных задач для педагогов является составление календарно-тематических планов и  индивидуальных программ развития в  инклюзивных классах. В помощь учителю предлагается  использовать «Экспериментальную программу специальной (коррекционной) школы для детей с лёгкими нарушениями интеллекта».  Программа состоит из 5 сборников,  география  во 2 сборнике. Авторы программ К.Б. Бектаева, Е.А. Гричишкина, И.Г.Елисеева, Ш.Ж. Карипжанова и др. под редакцией И.Г.Елисеевой. ОАО «Алматыкітап» 2002 г.

           Данная программа учитывает  психофизические особенности учащихся с нарушением интеллектуального развития. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

            Имеющиеся учебные программы и учебники разработаны для коррекционных учреждений VIII вида и могут только частично использоваться в школах, реализующих инклюзивное образование. В школах учителям приходится создавать адаптированные программы.

         В адаптированном  варианте планирования темы лучше разбить на три группы:

-необходимые для изучения,

-предложенные в варианте ознакомления,

-темы, недоступные для изучения.

          С целью наибольшей эффективности обучения на основе адаптированных  программ   использую  рабочие тетради для работы в классе и дома автора Гречишкиной Е.А., Лифановой Т.М.

          В инклюзивных классах учащиеся с ОВЗ быстро утомляются и нуждаются в частой смене деятельности, в физминутках и минутках психологической разгрузки, проводимых на каждом уроке, вот тут как нельзя, кстати, уголки релаксации, где учащиеся смогут отдохнуть и расслабится.

Для развития мелкой моторики рук перед письменной работой необходимо проводить пальчиковую гимнастику. В зависимости от заболевания ребёнка, учителю нужно быть готовым к тому, что дети с ДЦП и другими тяжёлыми заболеваниями не способны к самостоятельному самообслуживанию и  нуждаются в помощи, поэтому помощь тьютора со специальным психологическим образованием  считаю необходимым условием успешного инклюзивного образования.

         В резолюция Республиканской конференции «Пути развития инклюзивного образования в республике Казахстан» 21 октября 2013 года, г. Астана, были даны рекомендации   по дальнейшему развитию и стратегии продвижения инклюзивного образования в РК,где одним из пунктов было создание на базе специальных организаций образования, профильных факультетов и кафедр Вузов ресурсных консультативных центров по методическому сопровождению обучения и воспитания детей с различными нарушениями развития в обычных образовательных учреждениях. Реализовать эту идею предлагаю созданием Консультативного центра из числа работающих педагогов - дефектологов, психологов и специалистов специальных организаций образования.

 

 

Составитель: зам. руководителя по УВР Смайлов А.Ш.

                                            т. 62-55-56