УТВЕРЖДАЮ
« » августа 2019 года
Директор ГУ ШЛ №16 г Павлодара
_______________ Т.А. Мигунова
План профориентационной работы ГУ ШЛ №16 г Павлодара
на 2019 – 2020 учебный год
Цели
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
- выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
- обеспечение вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках курсов по выбору и в воспитательной работе;
- дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства (дети группы риска, дети из неблагополучных семей);
Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся общеобразовательного учреждения, работодателей, сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.
Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.
В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
В школе профориентационная работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками, педагогом-психологом.
Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:
- сформировать положительное отношение к труду;
- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
- Профессиональная информация.
- Профессиональное воспитание.
План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.
Профессиональная консультация
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
Формы работы могут быть следующие:
- профориентационные уроки;
- экскурсии;
- классный час по профориентации;
- встречи со специалистами;
- профильные курсы по выбору;
- родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
1-4 классы
Мир профессий
- Знакомство с профессиями родителей.
|
- классные часы-встречи - рассказ о профессии |
- Формирование положительного отношения к трудовой деятельности.
|
- беседы о труде - внеклассные мероприятия - профориентационные игры |
- Знакомство с профессиями, расширение представлений о мире профессий.
|
- составление каталога профессий - профориентационные игры - классные часы-встречи
|
- Часы школьного компонента: кружки, предметы по выбору. |
- информатика в играх и задачах - развитие речи |
5-8 классы
Вопрос выбора будущей профессии является приоритетным для подростков. Каждый молодой человек в этом возрасте задумывается над тем, кем быть в этом огромном и часто меняющемся мире. Главное – не растеряться, сделать правильный выбор, соответствующий их личным интересам, способностям, возможностям. Как указывалось выше, проведение тренинга является одним из наиболее привлекательных способов предоставления возможности подросткам осмысления целей и планирования своей деятельности в рамках будущей профессии, а также построения системы отношений с другими людьми.
Самоопределение в области «человек – труд - профессия»
- Формирование основ профориентационной направленности. |
- анкетирование учащихся - психологическое тестирование индивидуальных психологических особенностей учащихся (диагностический минимум) |
- Осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессий.
|
-психологические тренинги, тестирование, фронтальные занятия с элементами тренинга - классные часы - профориентационные игры. |
- Часы школьного компонента: элективные курсы, кружки, предметы по выбору
|
|
Предпрофильная подготовка
Основная задача предпрофильной подготовки – подготовка к выбору профиля обучения, прогнозирование будущей профессиональной деятельности.
9 классы
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Согласование учебного плана предпрофильной подготовки на 2019-2020 у.г. |
август |
Адм. Рук. МО |
2 |
Внутренняя экспертиза рабочих программ курсов по выбору. |
сентябрь |
Завуч. |
3 |
Реализация профильных курсов |
В течение года |
Учителя-предметники, педагог-психолог, Завуч. |
4 |
Организация экскурсий в учебные заведения, предприятия, учреждения и организации. |
В течение года |
Кл.рук. |
5 |
Родительские собрания в 9 классах: организация курсов по выбору,выбор дальнейшего образовательного маршрута и профиля обучения в 10-м классе |
В течение года |
Кл. рук., психол., завуч. |
6 |
Проведение информационных мероприятий: Посещение ярмарки учебных заведений РК;
Оформление стендов по профориентации. |
В течение года |
Кл. рук. Психолог. |
7 |
Диагностика профессиональной направленности |
В течение года |
Кл. рук. Психолог. |
8 |
Отслеживание, корректировка и обобщение результатов внедрения предпрофильной подготовки |
В течение года, до апреля |
Адм. |
9 |
Подведение итогов за год. |
май |
Адм |
Общешкольные мероприятия
Сроки |
Направления деятельности |
Ответственные, Участники. |
В течение года |
-Сбор информации об учебных заведениях. -Выпуск тематических буклетов к профессиональным праздникам. -Организация и проведение профориентационных игр. -Встречи с представителями разных профессий. -Участие в конкурсах профориентационной направленности. |
Кл. руководители, Здвр , психолог. |