Телефон доверия
Адрес: 140000 г.Павлодар, ул.Пл.Победы, 13
Приемная:62-57-10 Номер руководителя:62-45-15
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
Дни приема руководителя граждан по личным вопросам: Вторник: 14.00-16.00 Пятница: 14.00-16.00
Интересно ли учиться в нашей школе?
Голосовать
да/нет/незнаю - 24
Всего проголосовало: 24
Смотреть результат
За год0
За месяц0
За неделю0
Вчера0
Методическая копилка

Программа общеучебных умений и методические комментарии к ней

1. Учебно-управленческие умения (программа)

Начальная школа

Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности.

Понимать последовательность действий, предъявляемую по индивидуальному и коллективному выполнению учебной задачи

Соблюдать последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи в отведенное время

Соблюдать последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи в отведенное время

Соблюдать основные правила выполнения домашней учебной работы в определенных временных границах

Выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для учебных занятий в школе и дома.

Пользоваться учебными принадлежностями в соответствии с принятыми нормами.

Соблюдать правильную осанку за рабочим местом.

Выполнять советы учителя по соблюдению основных правил гигиены учебного труда.

Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, планом ее реализации.

Владеть основными средствами различных форм контроля (самоконтроль, взаимоконтроль)

Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму.

Алгоритм - это предписание пошаговой последовательности действий, точное выполнение которой позволяет решать учебные задачи определенного типа.)

Вносить необходимые изменения в последовательность и время выполнения учебной задачи.

Основная школа.

Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.

Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи

Определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи

Определять наиболее рациональную последовательность и объем выполнения домашней учебной работы в режиме дня

Ставить общие и частные цели самообразовательной деятельности.

Адаптировать основные правила гигиены учебного труда под собственные индивидуальные особенности.

Владеть различными средствами самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета.

Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами

Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с их деятельностью в прошлом, с установленными нормами

Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины

Вносить необходимые изменения в содержание, объем учебной задачи, в последовательность и время ее выполнения

Методические комментарии к разделу «Учебно-управленческие умения»

Кривая работоспособности учащихся имеет два цикла: с 8 до 12 часов и с 16 до 17 часов. В это время и целесообразно делать самые сложные уроки. Рациональный порядок выполнения домашних заданий в общем таков: сначала теория, потом практика; сначала менее трудное задание, потом – сложные и, наконец, легкие задания. Через каждые 35-45 минут – 15-минутный перерыв в работе

Основными средствами самоконтроля могут быть учебные инструкции, ключи к программированным материалам, схемы, образцы выполнения заданий, памятки

КЛЮЧИ могут выступать в качестве средства управления, облегчая формирование умений самоконтроля. Ключи – это ответы на задания, зафиксированные устно или письменно либо в двух формах одновременно. Ключ должен быть простым, доступным учащимся, хорошо обозримым и по возможности однозначным.

ОБРАЗЕЦ выполнения действия должен быть осознан учащимися, чтобы служить средством управления ходом выполнения заданий, способствовать приобретению опыта использования действия по аналогии.

СХЕМЫ , исходя из их назначения в образовательном процессе могут выполнять не только контролирующую, но и обучающую, диагностическую, корригирующую, гностическую функции. Учитывая многофункциональность схем, условно различают:

1. Схемы-опоры в виде учебных карт, формул, инструкций, облегчающие усвоение словесно излагаемого материала

2. Упорядочивающие схемы-таблицы, облегчающие логическую классификацию изучаемого

3. Схемы распознавания

4. Блок-схемы, являющиеся средством моделирования и анализа деятельности.

5. Условная символика, облегчающая ориентировку в учебной книге

УЧЕБНАЯ ИНСТРУКЦИЯ является средством управления учением.

С позиции управления учением различают ПАМЯТКИ двух видов: процедурные, обеспечивающие обучение прежде всего общеучебным умениям, и предметные , содержащие советы, как лучше, рационально усвоить содержание той или иной учебной дисциплины.

В качестве примера приведем сначала процедурную, а затем предметную памятки.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РУКОПИСЕЙ:

1. Пишите текст на одной стороне листа – так удобнее читать и править материал

2. Оставляйте на каждой странице поля в два-три сантиметра. (если нужно переделать фразу, внести дополнения или сделать замечания, любой читающий рукопись или вы сами сделаете это на них)

3. Пишите крупным, четким почерком, оставляя просвет между строками, чтобы в него по необходимости можно было вписать строку

4. Соблюдайте абзацы (отступы вправо в начале первых строк, отделяющие одну часть текста от другой), иначе текст будет трудно читать

5. Особенно четко пишите фамилии и имена людей, географические названия и др. Ошибочное написание одной буквы или цифры может исказить все содержание изложенного

6. Правильно оформляйте цитаты и эпиграфы.

7. Обязательно нумеруйте страницы.

8. Если рукопись представляет собой корреспонденцию в стенную газету, подпишите рукопись

9. Если при работе над сочинением, статьей, рефератом и др. были использованы литературные источники, приложите к своей работе список использованных книг и статей – библиографию

В качестве примера приведем возможную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи.

КАК СОВМЕСТНО ВЫПОЛНЯТЬ ГРУППОВОЕ ЗАДАНИЕ

1. Сформируйте группу из 3-4 учащихся

2. Определите, уточните общие цели совместной деятельности

3. Составьте план выполнения задания.

4. Распределите обязанности между участниками.

5. Найдите способы решения задания.

6. Обсудите варианты выполнения задания.

7. Сопоставьте варианты, предлагаемые разными участниками

8. Примите коллективное решение

9. Отчитайтесь в классе о проделанной работе

2. Учебно-информационные умения (программа)

2.1 Умения работать с письменными текстами

Начальная школа

2.1.1 Бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением основных норм литературного произношения, логических ударений и пауз, тона, соответствующих содержанию читаемого текста.

Бегло, т.е. в темпе свободной речи, сознательно, т.е. с пониманием не только общего смысла текста, но и всех его элементов и языковых средств, правильно, т.е. без ошибок и искажений.

Темп чтения вслух соответствует утвержденным нормам.

2.1.2 Пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, по ролям; про себя, вслух.

Сплошное чтение – внимательное прочтение подряд всего материала для целостного изучения содержания текста

Выборочное чтение – чтение фрагментов текста для выполнения учебной задачи, связанной с конкретизацией или обобщением знаний.

Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением или толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений, критических замечаний.

Чтение по ролям – это чтение текста, принадлежащего действующим лицам, с элементами сценической игры.

2.1.3. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного на учебном занятии художественного, публицистического, научно-популярного текста

Выразительное чтение – это чтение, характеризующееся следующими признаками: 1. Ясное, четкое произношение звуков, слов; достаточные громкость и темп; 2) соблюдение пауз и логических ударений 3) соблюдение интонации вопроса, утверждения, отрицания; 4) придание голосу нужной эмоциональной окраски: радостной, грустной, ироничной и пр.

2.1.4. Работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами и заданиями к учебному тексту, словарем, приложениями к образцами, иллюстрациями, схемами, таблицами и сносками.

2.1.5. Находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку

2.1.6. Определять примерное содержание незнакомой книги по ее титульному листу, оглавлению, предисловию, послесловию, иллюстрациям, аннотации.

2.1.7. Находить необходимую книгу или статью, пользуясь библиографическими списками, картотеками, каталогами, указателями, открытым доступом к книжным полкам.

2.1.8.Пользоваться библиографической карточкой.

2.1.9 Уметь библиографически описать книги одного-двух авторов

2.1.10. Различать научные, официально-деловые, публицистические и художественные письменные тексты.

2.1.11 Подбирать и группировать материал по определенной теме из научных, официально – деловых, публицистических и художественных текстов.

2.1.12.Составлять простой план письменного текста.

План – это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках. Отражающих тему и/или основную мысль.

Тема – это исходный пункт текста или его части, то, относительно чего нечто утверждается или спрашивается.

Основная мысль – это то, что утверждается или спрашивается о теме.

Простой план – это план, включающий название значительных частей текста. Графическая форма записи простого плана выглядит следующим образом:

1.

2. и т.д.

2.1.13. Грамотно и каллиграфически правильно (т.е. четко, разборчиво, связно, в соответствии с утвержденными нормами)) списывать и писать под диктовку тексты. Темп письма и объем текста соответствует утвержденной норме.

2.1.14. Оформлять тетради и письменные работы в соответствии с принятыми нормами

2.1.15. Создавать письменные тексты различных типов

Повествование – тип текста, который представляет изменение объекта в движении и во времени. Компоненты повествования: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Повествование отвечает на вопрос: что произошло?

Описание – тип текста, который представляет объект в статике, одномоментно. Компоненты описания: общее представление объекта; подробная характеристика частей, его составляющих, или свойств. Описание отвечает на вопрос: какой?

Рассуждение – тип текста, который представляет причинно-следственные связи объектов. в зависимости от способа мышления рассуждения делятся на индуктивные и дедуктивные. Индуктивное рассуждение – это умозаключение от частного, конкретного к общему Дедуктивное рассуждение – это умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным выводам. От способа рассуждения зависит форма построения текста. В рассуждении, построенном индуктивным путем, вначале излагаются мысли и факты, на основании которых затем делается общий вывод. В рассуждении, построенном методом дедукции, сначала высказывается какое-то общее положение, а затем – мысли и факты, подтверждающие справедливость общего положения, его истинность. Рассуждение отвечает на вопрос почему?

Объем сочиненного текста соответствует утвержденной норме.

2.1.16. Владеть различными видами изложения текста: по отношению к объему исходного текста – подробное и сжатое, по отношению к содержанию исходного текста – полное и выборочное.

Объем излагаемого текста соответствует утвержденной норме.

Основная школа.

2.1.17. Бегло, сознательно, правильно, с соблюдением необходимой меры выразительности читать художественные, научно-популярные, публицистические и официально-деловые тексты. Темп чтения вслух соответствует утвержденной норме.

2.1.18. Использовать в соответствии учебной задачей следующие виды чтения: сплошное, выборочное, беглое, сканирование, аналитическое, комментированное, по ролям, предварительное, повторное (см.2.1.2).

Беглое чтение(динамическое, партитурное) – быстрое ознакомление с текстом в целом при большой скорости чтения.

Сканирование – быстрый просмотр текста с целью поиска факта, слова, фамилии.

Аналитическое чтение – критическое изучение содержания текста с целью его глубокого осмысления, сопровождающееся выпиской фактов, цитат, составлением тезисов, рефератов и т.д.

Предварительное чтение – чтение, в процессе которого отмечаются все незнакомые иностранные слова, научные термины, чтобы в дальнейшем уяснить их значение по словарям и справочникам

Повторное чтение – чтение текста посредством нескольких повторений с целью более глубокого осмысления.

2.1.19. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению незнакомого художественного, публицистического, научно-популярного текстов.

2.1.20. Составлять сложный план письменного текста.

Сложный план – это план, включающий название значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом:

1.

1.1

1.2

2. и т.д.

2.1.21. Составлять на основании письменного текста таблицы, схемы, графики.

Таблица – это представление информации посредством горизонтального деления (строк) и вертикального деления (колонок, столбцов или граф).

Схема – это условное графическое изображение, показывающее составные части объекта и связи между ними.

График – это наглядное изображение зависимости какой-либо величины от другой.

2.1.22. Составлять тезисы письменного текста.

Тезисы – это сжато сформулированные основные констатирующие положения текста.

2.1.23. Составлять конспекты письменного текста.

Конспект – это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.

2.1.24. Составлять аннотацию письменного текста.

Аннотация – небольшое связное описание и оценка содержания и структуры книги, статьи.

2.1.25. Уметь делать пометки, выписки, цитирование письменного текста.

Пометки – это надписи, записи. Знаки, отмечающие что-либо: важность, актуальность, неясность, несогласие и т.п.

Выписки – это копия части текста.

Цитата – это выписка, наиболее полно отражающая ту или иную мысль автора.

2.1.26. Составлять рецензию письменного текста.

Рецензия – это изложение анализа текста, в котором рассматриваются его содержание, форма, отмечаются и аргументируются его достоинства и недостатки, делаются выводы и обобщения.

РАЗВЕРНУТАЯ РЕЦЕНЗИЯ может включать следующие позиции:

1. Обоснование актуальности рецензируемой работы

2. Краткое изложение теоретической позиции автора рецензируемой работы

3. Анализ теоретической позиции работы в сопоставлении с другими исследованиями

4. Анализ особенностей изложения: ясность, логичность, целостность и т.д.

5. Выводы, которые можно сделать на основе проведенного анализа – что является ценным в рецензируемой работе, что требует дополнительного изучения и уточнения, что вызывает сомнения

2.1.27. Составлять реферат по определенной форме.

Реферат – это аналитический обзор или развернутая рецензия, в которой обосновывается актуальность исследуемой темы, кратко излагаются и анализируются содержательные и формальные позиции изучаемых текстов, формулируются обобщения и выводы.

2.1.28. Уметь сделать библиографическое описание книги, написанной несколькими авторами, статьи в журнале, статьи в сборнике, многотомного издания.

2.1.29. Грамотно, индивидуальным почерком, не противоречащим общепринятому начертанию букв, списывать и писать под диктовку тексты. Темп письма и объем текста соответствуют утвержденной норме.

2.1.30. Создавать тексты различных типов. Объем излагаемого текста соответствует утвержденной норме.

2.1.31. владеть различными видами изложения текста

Умения работать с устными текстами (программа)

Начальная школа.

Понимать сказанное однократно в нормальном темпе

2.2.2. Задавать восполняющие (открытые) и уточняющие (закрытые) вопросы в случае непонимания устного текста

Восполняющий (открытый) вопрос – это вопрос, связанный с выяснением новых знаний и включающий в свой состав вопросительные слова типа: «Где?», «Что?», «Когда?», «Почему?», «Какие?», и др.

Уточняющий (закрытый) вопрос – это вопрос, направленный на выяснение истинности или ложности, которые выражены в суждениях («прямые» вопросы, вопросы «ли»)

2.2.3. Различать научные, официально-деловые, публицистические и художественные устные тексты.

2.2.4. Составлять простой план устного текста

2.2.5. Создавать устные тексты различных типов

2.2.6. Выразительно говорить(см.2.1.3).

2.2.7.Владеть различными видами пересказа текста(см.2.1.16).

Основная школа.

2.2.8. Догадываться о значении незнакомых слов или оборотов речи по контексту.

Контекст – это законченная часть текста, в котором отдельные слова или обороты речи получают точный смысл, соответствующий их нормативному употреблению.

2.2.9.Составлять сложный план устного текста(см.2.1.20).

2.2.10. Составлять на основе устного текста таблицы, схемы, графики (см.2.1.21).

2.2.11. Составлять тезисы устного текста (см.2.1.22).

2.2.12. Составлять конспект устного текста (см. 2.1.23).

2.2.13. Цитировать устный текст (см.2.1.25).

2.2.14. Составлять рецензию устного текста (см. 2.1.26)

2.2.15. Составлять доклад.

Доклад – это устный текст, значительный по объему, представляющий собой развернутое, глубокое изложение определенной темы.

2.2.16. Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики.

Дискуссия и полемика – виды спора, приводящего в первом случае к достижению определенной степени согласия, во втором – к победе одной стороны над другой.

Умения работать с письменными текстами (комментарии)

2.1.8. Библиографический список – библиографическое пособие с простой структурой, без вспомогательного аппарата, представляющее собой, как правило, небольшой упорядоченный перечень библиографических записей

Библиографическая картотека – библиографическое пособие, реализованное в карточной форме, содержащее библиографическую информацию. Различаются алфавитные, систематические, предметные и прочие картотеки. В отличие от библиотечного каталога, картотека может включать сведения о документах, отсутствующих в фонде библиотеки, не давать библиотечного шифра и других сведений

Библиографический каталог – библиографическое пособие, раскрывающее состав иили содержание определенного фонда (его части) или нескольких фондов документов

Библиографический указатель – библиографическое пособие со сложной структурой, имеющее вспомогательные указатели, а в необходимых случаях и другие элементы, характерные для самостоятельно изданного документа (предисловие, оглавление и т.п.)

2.1.9. Библиографическая карточка – карточка, содержащая библиографическое описание источника информации, сведения об авторе, заглавие, подзаголовочные данные (тома, жанр, читательское назначение), выходные данные (год и место издания, издательство), подзаголовочные данные (серия, учреждение, подготовившее издание), количественную характеристику источника (страницы, объем в учетно – издательских листах, тираж, цена), примечания (сведения о библиографии, иллюстрациях и т.д.)

2.1.10, 2.1.29. Библиографическое описание – совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по установленным правилам и предназначенных для его идентификации и общей характеристики

1. ОПИСАНИЕ КНИГИ, НАПИСАННОЙ ОДНИМ-ДВУМЯ АВТОРАМИ: сведения об авторах. Основное заглавие. Сведения о редакторах. Сведения о повторности издания. Место издания издательство. Год издания. Количество страниц. Например: Новикова Э. А., Егоров В. С. Информация и исследователь. – Л.: Наука, 1974. – 99 с.

2. ОПИСАНИЕ КНИГИ, НАПИСАННОЙ НЕСКОЛЬКИМИ АВТОРАМИ: Основное заглавие, сведения об авторах, сведения о редакторах, сведения о повторяемости издания , место издания: издательство, год издания, количество страниц. Например: Практические занятия по психологии. А. А. Алексеев, И. А. Архипова, В. Н. Бабий и др. Под ред. А. И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1987. – 255 с.

3. ОПИСАНИЕ СТАТЬИ: Сведения об авторах, основное заглавие. Сведения об издании. Где опубликована статья. Год - номер – страницы. Например, статья в журнале: Толстых Н. Н. Психология воспитания воли у младших школьников. Вопросы психологии. – 1979. - №4. – С. 146-151. Например, статья в сборнике: Лузгин В. В Единство учебной и научно-исследовательской работы студента. Проблемы подготовки учителя: из опыта работы Казанского государственного педагогического института. – Казань: КГПИ, 1976 – С. 188-206

4. ОПИСАНИЕ МНОГОТОМНОГО ИЗДАНИЯ: основное заглавие. Общее количество томов. Сведения о редакторах. Сведения о повторяемости издания. – место издания: издательство, год издания. –том – количество страниц. Например: Словарь современного русского литературного языка: В 20 т. Гл. ред. К. С. Горбачевич. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Русский язык, 1993. – Т.4 – 576 с.

2.1.11. Стили текста характеризуются по четырем параметрам:

1. Сфера применения 2. задачи текста 3. Отличительные черты 4. Характерные языковые средства

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ ТЕКСТА:

1. Используется в художественных произведениях

2. Его задача – изобразить предмет или событие, передать читателю мысли и чувства автора

3. Высказывание обычно бывает образным, наглядно представляемым, эмоциональным

4. Для художественного стиля характерны сравнения, метафоры, эпитеты, олицетворения и т. д.

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ ТЕКСТА:

1. Используется в научных трудах, словарях, учебниках, рефератах, лекциях, докладах и т.п.

2. Точная передача научных знаний

3. Высказывание обычно бывает обобщенным, доказательным, неэмоциональным

4. Для данного стиля характерны научные термины, сложные предложения и т.д

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ:

1. Используется в различных деловых документах, в официальных взаимоотношениях

2. Точная передача деловой информации

3. Достоверность и объективность текста, максимальная краткость при полноте информации, точность, исключающая возможность двоякого понимания текста

4. Характерные черты: полное наименование государственных органов, учреждений, предприятий; точное обозначение дат, количеств, величин, размеров; употребление слов только в их прямом значении

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ТЕКСТА:

1. Используется в материалах газет, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах

2. Сообщать информацию, имеющую общественно-политическое значение; воздействовать на читателя и слушателя, т.е. в чем-то их убедить, к чему-то призвать

3. Высказывание обычно бывает злободневным по тематике, обращенным к рассмотрению социально-политических и нравственных проблем; совмещающим книжную и разговорную речь.

4. Для данного стиля характерны сочетание стандартных и экспрессивных выражений, использование слов в переносном значении, антонимов, тождественной лексики, побудительных, восклицательных и вопросительных предложений, обращений и т.д.

2.1.13. В качестве примера приведем возможный вариант алгоритма составления плана.

КАК СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН ТЕКСТА:

1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.

2. Определите тему и основную мысль текста

3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их

4. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите, все ли главное нашло отражение в плане, связаны ли пункты плана по смыслу, отражают ли они тему и основную мысль текста

5. Проверьте, можно ли. Руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст

6. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.

2.1.17. В качестве примера приведем возможные варианты памяток по различным видам пересказа текста.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ПОЛНОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ (ПЕРЕСКАЗУ)

1. Внимательно прочитайте текст; выясните значение непонятных слов.

2. Ответьте на вопросы, приведенные в пособии или предложенные учителем. В случае затруднения перечитайте соответствующие части текста.

3. Определите, к какому типу речи относится текст.

4. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

5. Разделите текст на смысловые части согласно данному плану или составьте план самостоятельно.

6. Разделите текст на композиционные части.

7. Определите стиль текста. Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые особенности языка произведения и сохраните их в пересказе

8. Прочитайте текст снова, разделяя его смысловые и композиционные части значительными паузами

9. Закройте книгу; напишите первый вариант (или черновик) пересказа, затем после проверки и исправления перепишите его

КАК РАБОТАТЬ НАД СЖАТЫМ ИЗЛОЖЕНИЕМ (ПЕРЕСКАЗОМ)

1. Прочитать текст, определить его тему и главную мысль, отметить изобразительно-выразительные средства.

2. Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его цель

3. Выделить в тексте все части

4. Определить, какие части можно исключить, объединить. Почему.

5. Составить план сжатого изложения

6. В каждой части текста отметить главное

7. Отметить то, что возможно объединить

8. Подобрать обобщающие слова и предложения

9. Изложить сжато каждую часть

10. Подумать, как связать части между собой

11. Перечитать написанное изложение. Подумать, все ли в нем будет понятно тому, кому оно адресовано

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ВЫБОРОЧНОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ (ПЕРЕСКАЗУ)

1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.

2. Вдумайтесь в тему выборочного изложения, определите ее границы

3. Внимательно перечитайте текст; выберите то, что относится к теме, сделайте необходимые выписки, закладки в книге.

4. Определите основную мысль пересказа

5. Подумайте, какой тип речи будет основным в вашем изложении

6. Определите, какой стиль вы будете использовать

7. Составьте план. Учтите, что последовательность вопросов в исходном тексте и в выборочном изложении может не совпадать

8. Продумайте, как лучше связать смысловые части выборочного изложения, какие слова, обороты, предложения для этого надо использовать.

9. Напишите черновик выборочного пересказа, затем после проверки и исправлений перепишите его

2.1.20 В качестве примера приведем возможный вариант правил подготовки к выразительному чтению

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

1. Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чем в нем говориться (в тех случаях, когда это возможно)

2. Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания

3. Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чем будете убеждать своих слушателей

4. Подчеркните наиболее важные по смыслу слова, т.е. слова, на которые падает логическое ударение

5. Обозначьте, как вы можете использовать другие средства выразительности устной речи, например, темп речи, громкость голоса

2.1.24 В качестве примера приведем возможную классификацию видов конспектов:

1. ПЛАН-КОНСПЕКТ. При создании такого конспекта сначала пишется план текста, далее на отдельные пункты плана «наращиваются» комментарии. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ. Такой конспект является кратким изложением данной темы, раскрываемой по нескольким источникам

3. ТЕКСТУАЛЬНЫЙ КОНСПЕКТ. Этот конспект представляет собой монтаж цитат.

4. СВОБОДНЫЙ КОНСПЕКТ. Данный вид конспекта включает в себя и цитаты, и собственные формулировки.

В качестве примера приведем возможный алгоритм разработки конспекта.

КАК СОСТАВЛЯТЬ КОНСПЕКТ

1. Определите цель составления конспекта

2. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы

3. Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них

4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат

5. В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания)

6. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.

7. Чтобы форма конспекта как можно нагляднее отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета

2.1.26. Принято определять два способа цитирования:

- цитата является самостоятельным предложением и оформляется как прямая речь;

- цитата является частью авторского предложения.

Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может ставиться перед цитатой, в середине цитаты и после цитаты

2.1.28. В качестве примера приведем возможный перечень требований к составлению реферата.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ РЕФЕРАТА:

1. Продумайте тему своей работы, в общих чертах определите ее содержание, набросайте предварительный план

2. Составьте список литературы, которую следует прочитать; читая ее, отмечайте и выписывайте все то, что должно быть включено в работу

3. Разработайте как можно более подробный окончательный план и возле всех пунктов и подпунктов укажите, из какой книги, статьи следует взять необходимый материал

4. Во вступлении к работе раскройте значение темы

5. Последовательно раскройте все предусмотренные планом вопросы, обосновывайте, разъясняйте основные положения, подкрепляйте их конкретными примерами и фактами

6. Проявляйте свое личное отношение: отразите в работе собственные мысли и чувства

7. Старайтесь писать грамотно, точно, кратко; разделяйте текст на абзацы; не допускайте повторений

8. В пронумерованных подстрочных сновках укажите, откуда взяты приведенные в тексте цитаты и факты

9. В конце работы сделайте обобщающий вывод

10. Самокритично прочитайте свою работу и зафиксируйте все замеченные недостатки; перепишите набело

Структура реферата определяется его видом. Приведем в качестве примера возможную классификацию рефератов.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР может быть построен двояко:

1. В виде изложения истории изучения проблемы ( что нового внесли те или иные исследователи)

2. В виде анализа современного состояния проблемы (рассматриваемые работы группируются по признаку общности)

Обзор должен представлять собой не компиляцию, а анализ и сопоставление работ, выявление данных, подтверждающих друг друга. Обзор должен заканчиваться краткими выводами: перечислением уже исследованных аспектов проблемы, постановкой дискуссионных вопросов, а также выделением новых аспектов, подлежащих изучению

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИСКУССИИ – такой вид реферата представляет собой более глубокое изучение противоположных точек зрения по какому-либо вопросу. Главная его цель – выявит сущность спора. Для этого требуется внимательно проанализировать каждую позицию, выяснить, какие факты иили теоретические положения послужили основой для того или иного взгляда на проблему

Умения работать с устными текстами (комментарии)

2.2.15 В качестве примера приведем возможный вариант этапов подготовки доклада.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ДОКЛАДА:

1. Определение цели доклада

2. Подбор необходимого материала содержания доклада

3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности

4. Композиционное оформление доклада

5. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовка тезисов выступления

6. «Разыгрывание доклада», т.е. произнесение доклада с соответствующей интонацией, мимикой , жестами

Целесообразно остановиться более подробно на композиционно-логическом оформлении доклада

План доклада должен отражать внутреннюю структуру выступления. Это заранее продуманное развитие темы, содержательная схема речи, логика перехода от одного вопроса к другому. Композиционное оформление доклада - это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объему, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов

Как правило, элементами композиции доклада являются: вступление; определение предмета выступления; изложение; подтверждение (опровержение); заключение.

2.3.Умения работать с реальными объектами как источниками информации (программа)

Начальная школа.

2.3.1. Наблюдать объект в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

Наблюдение – это метод познания, состоящий в целенаправленном, преднамеренном восприятии реальных объектов.

2.3.2. Использовать по рекомендации учителя различные виды наблюдения:

Структурированное наблюдение – это наблюдение, осуществляемое по плану, неструктурированное – наблюдение, при котором определен только объект наблюдения; полевое – наблюдение в естественной обстановке; лабораторное – наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях

2.3.3 Качественно и количественно описать наблюдаемый объект.

Качественно описать – это зафиксировать свойства объекта.

Количественно описать наблюдаемый объект– это определить отношение величин свойств объекта к однородным величинам, принятым за единицу измерения.

2.3.4. Формировать под руководством учителя простейшие модели, т.е. такие материальные (предметные модели) и мысленно представленные (идеальные модели) объектов, которые в процессе изучения замещают объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования свойства

Основная школа.

2.3.5. Самостоятельно вести наблюдение в соответствии со следующим алгоритмом:

1. Определение цели наблюдения

2. Выбор объекта наблюдения

3. Выбор способов достижения цели наблюдения

4. Выбор способа регистрации полученной информации

5. Обработка и интерпретация полученной информации

2.3.6. Самостоятельно использовать различные виды наблюдения (структурированное, неструктурированное, полевое, лабораторное)

2.3.7.Определять, исходя из учебной задачи, необходимость использования непосредственного наблюдения, т.е. наблюдения, в процессе которого объект прямо воздействует на органы чувств наблюдателя, или опосредованного наблюдения, т.е. наблюдения, в котором воздействие объекта на органы чувств наблюдателя соответственно прибором.

2.3.8. Определять, исходя их учебной задачи необходимость использования наблюдения или эксперимента (см. 2.3.1)

Эксперимент – это метод познания, предполагающий целенаправленное изменение для получения знаний, которые невозможно выявить в результате наблюдения.

2.3.9. Самостоятельно формировать программу эксперимента, включающую следующие основные позиции:

1. Цель эксперимента.

2. Объект и предмет эксперимента.

3. Гипотеза.

4. Способы и условия проверки гипотезы.

5. Способы регистрации процесса и результатов эксперимента.

6. Способы обработки и интерпретации полученной информации.

2.3.10. Самостоятельно оформлять отчет, включающий описание процесса экспериментальной работы, ее результаты и выводы о подтверждении (опровержении) гипотезы.

2.3.11. Использовать, исходя из учебной задачи, различные виды моделирования.

1. Материальное (предметное) моделирование:

- физическое моделирование – это моделирование, при котором реальный объект замещается на его увеличенную или уменьшенную копию, позволяющую проводить изучение свойств объекта;

- аналоговое моделирование – это моделирование на аналогии процессов и явлений, которые имеют различную физическую природу, но одинаково описываются формально (одними и теми же математическими уравнениями, логическими схемами и т.п.)

2. Мысленное (идеальное) моделирование:

- интуитивное моделирование – это моделирование, основанное на интуитивном представлении об объекте исследования, не поддающемся или не требующем формализации.

- знаковое моделирование – это моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы, набор символов и т.д.)

Умения работать с реальными объектами как источниками информации (комментарии)

2.3.9. ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА – предполагаемая деятельность по достижению результатов проверки гипотезы. Как правило, целевые формулировки начинаются с глаголов: выяснить, выявить, сформулировать, обосновать, провести, определить, создать, разработать, способствовать чему-либо

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – это то, что будет изучаться

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – это объект в определенном аспекте изучения

ГИПОТЕЗА – это положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения с придаточным условия («Если…,то…», или «Чем…, тем..»)

Для эффективного проведения эксперимента учащиеся должны знать, что такое гипотеза, в каких случаях употребляется термин «гипотеза», значение гипотезы для науки и процесса познания; какие требования предъявляются к формулировке гипотезы.

Формирование гипотезы, т.е. логический процесс ее выдвижения, обоснования и доказательства может осуществляться двумя путями:

1. Дедуктивное выведение гипотезы из известных теорий, идей, принципов, законов и правил

2. Индуктивное построение гипотезы на основе фактов, явлений, известных из жизненного опыта, полученных в результате наблюдения или эксперимента

Управление качеством формирования и развития общеучебных умений педагоги рассматривают как движение к разработке и внедрению новой парадигмы познавательной культуры учащихся. Когда от «учись учиться» мы перейдем к освоению целостной и уровневой системы методов познания. Когда эффективное применение учащимися общеучебных умений будет опосредовано знанием основ методологии и теории познания

3.Учебно-логические умения

(программа)

3.1. Анализ и синтез

3.1.1. Определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов

3.1.2. Определять аспект анализа и синтеза, т.е. устанавливать точку зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта.

3.1.3. Определять компоненты объекта (т.е. составляющие части) в соответствии с установленными аспектами анализа и синтеза.

3.1.4. Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.

Качественное описание – это определение свойств компонентов.

Свойства – это особенность, которая характеризует объект или его компоненты, но не является их составной частью и проявляется в отношениях с другими объектами или компонентами. Количественное описание (измерение) – это определение соотношения измеряемой величины к другой однородной величине, которая принята за единицу.

3.1.5. Определять пространственные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи, порожденные существованием компонентов один подле другого.

3.1.6. Определять временные отношения компонентов объектов, т.е. устанавливать связи, порожденные существованием компонентов один после другого.

3.1.7. Определять функциональные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи назначений и ролей, которые выполняют компоненты по отношению друг к другу и ко всему объекту, прежде всего связи субординации и координации.

Субординация – это согласованность функций компонентов объекта по вертикали.

Координация – это согласованность функций компонентов объекта по горизонтали.

3.1.8. Определять причинно-следственные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать, какими компонентами данный компонент порожден или изменен и какие компоненты данным компонентом порождены или изменены.

Причина – это побудительное начало, то, что порождает другое или вызывает в нем изменения.

Следствие – это то, что с необходимостью вытекает из другого.

3.1.9. Определять свойства объекта, т.е. устанавливать свойства, порожденные взаимосвязью компонентов, но им не принадлежащие.

3.1.10. Определять отношения объекта с другими объектами.

3.1.11. Определять существенные признаки объекта.

Существенные признаки – это признаки, без которых данный объект существовать не может.

Признаки – это компоненты, их свойства и отношения между компонентами, а также свойства объекта и отношения между данным объектом и другими объектами, по которым объект можно узнать, определить, описать: все то, в чем объект сходен с другими объектами или отличен от них.

3.2. Сравнение

3.2.1. Определять объекты сравнения, т.е. отграничивать вещи и процессы от других вещей и процессов.

3.2.2. Определять аспект сравнения объектов, т.е. устанавливать точку зрения, с которой будут сопоставляться существенные признаки объектов.

3.2.3. Выполнять неполное однолинейное сравнение, т.е. устанавливать либо только сходство, либо только различие по одному аспекту.

Сходство – это наличие общего признака, т.е. признака, присущего двум или более объектам сравнения.

Различие – это наличие отличительного признака, т.е. признака, присущего только одному объекту сравнения.

3.2.4. Выполнять неполное комплексное сравнение, т.е. устанавливать либо только сходство, либо только различие по нескольким аспектам.

3.2.5. Выполнять полное однолинейное сравнение, т.е. одновременно устанавливать сходство и различие объектов по одному аспекту.

3.2.6. Выполнять полное комплексное сравнение, т.е. одновременно устанавливать сходство и различие объектов по нескольким аспектам.

3.2.7. Выполнять сравнение по аналогии, т.е. из сходства объектов в некоторых признаках делать предположение об их сходстве в других признаках.

3.3 Обобщение и классификация

3.3.1. Осуществить индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному), т.е. определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения,

Понятие – это мысль, отражающая общие существенные признаки объектов.

Суждение – это мысль, в которой что –либо утверждается или отрицается о признаках объектов.

Индуктивное обобщение осуществляется по следующему алгоритму:

1. Актуализируйте существенные признаки объектов обобщения

2. Определите общие существенные признаки объектов

3. зафиксируйте общность объектов в форме понятия или суждения

3.3.2. Осуществлять дедуктивное обобщение (проведение единичного достоверного под общее достоверное), т.е. актуализировать понятие или суждение и отождествлять с ним соответствующие существенные признаки одного и более объектов..

Дедуктивное обобщение осуществляется по следующему алгоритму:

- актуализируйте существенные признаки объектов, зафиксированные в понятии или суждении.

- Актуализируйте существенные признаки заданного объекта или объектов.

- Сопоставьте существенные признаки и определите принадлежность объекта или объектов к данному понятию или суждению

3.3.3. Осуществлять классификацию, т.е. делить род (класс) на виды (подклассы) на основе установления признаков объектов, составляющих род.

Род – это совокупность объектов, которые объединяются в целое по общим существенным отличительным признакам.

Классификация осуществляется по следующему алгоритму:

 Установите род объектов для классификации.

 Определите признаки объектов.

 Определите общие и отличительные существенные признаки объектов.

 Определите основание для классификации рода, т.е. отличительный существенный признак, по которому будет делиться род на виды.

 Распределите объекты по видам.

 Определите основания классификации вида на подвиды.

 Распределите объекты на подвиды.

3.4. Определение понятий.

3.4.1. Различать объем и содержание понятий, т.е. определяемые объекты и совокупность их существенных признаков.

3.4.2. Различать родовое и видовое понятия. Родовое понятие – это понятие, объем которого содержит объем другого понятия. Видовое понятие – это понятие, объем которого содержится в объеме другого понятия.

3.4.3. Осуществлять родовидовое определение понятий, т.е. находить ближайший род объектов определяемого понятия и их отличительные существенные признаки.

3.5. Доказательство и опровержение.

3.5.1. Различать компоненты доказательства, т.е. тезис, аргументы и форму доказательства.

Тезис – это суждение, истинность которого надо доказать. Аргументы – это суждения, из

которых выводится истинность тезиса. Форма доказательства — это способ логической связи между тезисом и аргументами.

3.5.2. Осуществлять прямое индуктивное доказательство, т.е. непосредственно выводить

истинность общего тезиса из аргументов, являющихся менее общими суждениями.

3.5.3. Осуществлять прямое дедуктивное доказательство, т.е. непосредственно выводить

истинность тезиса из аргументов, являющихся более общими суждениями.

3.5.4. Осуществлять косвенное апагогическое доказательство (доказательство «oт противоречащего» ), т.е. устанавливать истинность тезиса посредством доказательства ложности противоречащей ему мысли (антитезиса).

3.5.5. Осуществлять косвенное разделительное доказательство (метод исключения),

т,е. последовательно исключать из полностью исчерпывающей совокупности альтернативные мысли, кроме одной, которая является доказываемым тезисом.

3.5.6. Осуществлять опровержение тезиса посредством выведения из него ложных следствий («сведение к абсурду»).

3.5.7. Осуществлять опровержение тезиса посредством установления истинности антитезиса.

3.5.8. Осуществлять опровержение аргументов.

3.5.9. Осуществлять опровержение связи аргументов и тезиса.

3.6. Определение и решение проблем

3.6.1. Определять проблемы, т.е. устанавливать несоответствие между желаемым и действительным.

3.6.2. Определять для решения проблем новую функцию объекта, т.е. устанавливать новое

значение, роль, обязанность, сферу деятельности.

3.6.3. Переносить знания, умения в новую ситуацию, чтобы решить проблему.

3.6.4. Комбинировать известные средства для нового решения проблем.

3.6.5. Формулировать гипотезу по решению проблем.