Нормативные документы
| Название документа |
| 1. План итоговой аттестации |
| 2. Формы заданий и содержаний тестовых заданий нового формата ЕНТ |
к приказу Министра образования Приложение
и науки Республики Казахстан
от «16» ноября 2016 года № 660
Утверждены
приказом Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 18 марта 2008 года № 125
Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования Глава 1. Основные положения Настоящие Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 19) статьи 5 Закона Республики Казахстан «Об образовании» и определяют порядок проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.- В настоящих Правилах используются следующие определения:
- 4. Годовая оценка по предметам обучающихся 1-11 (12) классов выставляется на основании четвертных (полугодовых) оценок.
- Для обучающихся 2-4 классов, имеющих неудовлетворительные годовые оценки по одному или двум предметам, повторно организуются контрольные работы в форме устных, письменных или тестовых заданий. По итогам контрольных работ при получении оценок «3», «4», «5» обучающиеся переводятся в следующий класс.
- Обучающиеся 5-8 (9), 10 (11) классов, имеющие неудовлетворительные годовые оценки по одному или двум предметам, допускаются к промежуточной аттестации.
- 7. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в 5-8 (9), 10 (11) классах до 31 мая, после завершения учебного года. Перечень учебных предметов (не более двух), формы и сроки проведения промежуточной аттестации устанавливаются решеним педагогического совета школы (далее - педсовет).
- Обучающиеся 5-8 (9), 10 (11) классов, имеющие неудовлетворительные итоговые оценки по одному или двум предметам, подлежат повторной промежуточной аттестации по этим предметам. На период летних каникул данным обучающимся даются учебные задания по соответствующим предметам.
- Повторная промежуточная аттестация проводится не ранее 3-х недель после завершения учебного года. В случае получения при повторной аттестации неудовлетворительных итоговых оценок, обучающиеся оставляются на повторное обучение.
- 10. Из 2-8 (9), 10 (11) классов в следующий класс переводятся обучающиеся, имеющие годовые и итоговые оценки «3», «4», «5» по всем учебным предметам.
- Обучающиеся 5-8 (9), 10 (11) классов, имеющие годовые оценки «5» по всем учебным предметам, в следующий класс переводятся без экзаменов.
- Итоговая аттестация обучающихся 1-8 (9), 10 (11) классов не предусмотрена.
- К итоговой аттестации допускаются обучающиеся 9 (10), 11 (12) классов, освоившие типовые общеобразовательные учебные программы в соответствии с требованиями государственного общеобязательного стандарта среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 (далее - ГОСО).
- Обучающиеся 9 (10) класса, освоившие общеобразовательные учебные программы основного среднего образования, сдают четыре экзамена, один из них по выбору.
- Итоговая аттестация для обучающихся 9 (10) класса проводится в следующих формах:
- Обучающиеся 11 (12) класса, освоившие общеобразовательные учебные программы общего среднего образования, сдают итоговую аттестацию в виде пяти экзаменов, один из них по выбору.
- Итоговая аттестация для обучающихся 11 (12) класса проводится в следующих формах:
- 19. Материалы экзаменационных работ для обучающихся 9 (10) класса готовятся управлениями образования областей, городов Астана и Алматы (далее – управления образования), для обучающихся 9 (10) класса республиканских школ и для обучающихся 11 (12) класса школ–Министерством образования и науки Республики Казахстан (далее - Министерства).
- 20. В 9 (10) классе основного среднего уровня образования на диктант отводится 2 астрономических часа, на сочинение – 4 астрономических часа, на математику (письменно) – 3 астрономических часа (в классах с углубленным изучением предметов физико-математического направления – 4 часа).
- В 11(12) классе на эссе отводится 3 астрономических часа, на алгебру и начала анализа – 5 астрономических часов.
- 22. Обучающиеся 9 (10) класса, имеющие годовые неудовлетворительные оценки по одному и двум предметам, до проведения итоговой аттестации проходят дополнительные контрольные работы в форме тестовых или письменных заданий.
- 23. Освобождение обучающихся по состоянию здоровья от учебных предметов «Технология», «Начальная военная подготовка» или «Физическая культура» не влияет на их перевод в следующие классы и допуск к итоговой аттестации.
- 24. Выпускникам 9 (10) класса, имеющим оценки «5» по изученным предметам, подлежащим включению в приложение к свидетельству об основном среднем образовании, выдается свидетельство с отличием об основном среднем образовании в соответствии с формой, утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2015 года № 39 «Об утверждении видов и форм документов об образовании государственного образца и Правила их выдачи» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10348) (далее – приказ №39).
- 25. Выпускникам 11 (12) класса, имеющим оценки «5» по изученным предметам, подлежащим включению в приложение к аттестату об общем среднем образовании, выдается аттестат об общем среднем образовании с отличием, утвержденный приказом № 39.
- 26. Выпускникам 11 (12) класса, показавшим примерное поведение и имеющим годовые и итоговые оценки «5» по всем предметам в период учебы с 5 по 11 (12) классы и прошедшим итоговую аттестацию по завершении общего среднего образования на оценку «5», выдается аттестат об общем среднем образовании «Алтын белгі» в соответствии с формой, утвержденной приказом №39, и знак «Алтын белгі».
- 27. По результатам итоговой аттестации:
- Сроки повторных выпускных экзаменов для обучающихся 9 (10) класса и государственных выпускных экзаменов для обучающихся 11 (12) класса по соответствующим учебным предметам устанавливают управления образования, а также районные и городские отделы образования по согласованию с управлениями образования, для обучающихся республиканских школ – Министерство.
- 29. Экзаменационные материалы повторной итоговой аттестации в виде тестирования или в письменной (эссе), устной формах разрабатываются школами самостоятельно.
- 30. Обучающиеся, успевающие по всем общеобразовательным предметам, освобождаются от итоговой аттестации приказами руководителей управлений образования, обучающиеся республиканских школ – приказом Министра образования и науки Республики Казахстан (далее – Министр) в следующих случаях:
- 31. Приказы об освобождении обучающихся от итоговой аттестации издаются на основании следующих документов:
- 32. Обучающийся 9 (10) и 11 (12) классов, заболевший в период итоговой аттестации, сдает пропущенные экзамены после выздоровления.
- 33. Досрочная итоговая аттестация выпускников 9 (10) и 11 (12) классов, допускается в случае выезда обучающихся за границу для поступления на учебу или на постоянное место жительства при предъявлении подтверждающих документов и проводится в форме итоговых выпускных экзаменов или государственных выпускных экзаменов не ранее, чем за 2 месяца до окончания учебного года.
- Выпускники 11 (12) класса, выезжавшие на учебу за рубеж по линии международного обмена обучающимися и окончившие там образовательные учреждения, итоговую аттестацию за 11 (12) класс проходят в школах Республики Казахстан. После прохождения итоговой аттестации им выдается аттестат об общем среднем образовании, утвержденный приказом № 39, с учетом отметок по предметам, изучавшимся за рубежом, годовых и итоговых оценок, полученных в предыдущих классах в школах Республики Казахстан.
- 35. Обучающиеся на период их полного курса обучения по программам международного обмена, числятся в контингенте школ Республики Казахстан, в которых они обучались до выезда по линии международного обмена обучающимися.
- 36. Вопрос о необходимости проведения итоговой аттестации в специальных коррекционных учреждениях для детей с особыми образовательными потребностямии обучающихся специальных классов общеобразовательных школ решается районным, городским отделом образования или управлением образования в соответствии с медицинским диагнозом обучающихся.
- Письменные экзамены проводятся в просторных классных помещениях, где обучающиеся 11 (12) класса садятся по одному, а обучающиеся 9 (10) класса – по одному или по двое.
- 38. В период проведения письменного экзамена (кроме диктанта) обучающемуся разрешается выйти на 5 минут из классного помещения. В этом случае он сдает работу Комиссии, на экзаменационной работе отмечается продолжительность отсутствия обучающегося на экзамене.
- 39. По окончании письменного экзамена и тестирования члены Комиссии проверяют работы обучающихся в здании школы.
- 40. Письменные экзаменационные работы во всех классах школы начинаются в 9 часов 00 минут утра по местному времени. В исключительных случаях (при наличии в школе большого числа обучающихся) для соблюдения пунктов настоящих Правил допускается проведение экзаменов в 2-3 потока.
- 41. На устном экзамене для подготовки ответа обучающемуся предоставляется не менее 20 минут. Если обучающийся не ответил на вопросы по билету, Комиссия разрешает ему взять второй билет (оценка в данном случае снижается на 1 балл).
- Тестирование проводится в пределах учебных предметов, определенных подпунктом 4) и 5) пункта 18 настоящих Правил, с помощью тестовых заданий, разработанных Республиканским государственным казенным предприятием «Национальный центр тестирования» (далее – НЦТ) в соответствии с ГОСО.
- В 11(12) классе на тестирование отводится по каждому предмету 80 минут.
- Проверка результатов теста осуществляется в школе Комиссией, формируемой при школе тот же день на основании предоставленных им кодов правильных ответов.
- 45. Общую базу данных участников тестирования формирует НЦТ при помощи программного обеспечения с 1 по 30 марта текущего года. Данные об обучающихся школы передают в НЦТ через его филиалы.
- Количество и форма тестовых заданий, форма листа ответов для тестирования определяются спецификацией теста в разрезе каждого предмета, профиля и языка обучения. Спецификация теста разрабатывает НЦТ.
- После проведения устных или письменных экзаменов, тестирования по каждому предмету в 9 (10), 11 (12) классах и переводных экзаменовв 5-8, 10 классах Комиссия в тот же день выставляет обучающимся экзаменационные и итоговые оценки и вносит их в бумажный и электронный Протокол экзамена (тестирования) и итоговых оценок за курс обучения на уровнях основного среднего и общего среднего образования по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам (далее – Протокол). Протокол подписывается членами Комиссии школы.
- 48. При выставлении итоговой оценки обучающимся, находившимся на лечении в лечебном учреждении, где были организованы учебные занятия, учитываются четвертные (полугодовые) и годовые оценки, полученные ими в школе (классе или группе) при лечебном учреждении.
- 49. Оценки, полученные обучающимися на устном экзамене, объявляются им после окончания экзамена в данном классе или группе.
- 50. Обучающиеся 9 (10) и 11 (12) классов, получившие оценку «2» на очередном экзамене, допускаются к следующему экзамену.
- 51. При выведении итоговых оценок по предмету надлежит руководствоваться следующим:
- 52. При несогласии с оценкой, выставленной за письменную работу или результатом тестирования, обучающийся обращается до 13 часов 00 минут следующего дня после объявления экзаменационной оценки в Комиссию, созданную при районных, городских отделах образования, управлениях образования, а также при Министерстве для обучающихся республиканских школ.
- 53. Для проведения итоговой атестации в срок до 1 февраля текущего года создается Комиссия: при школах - приказом директора школы, при районном, городском отделе образования - приказом его руководителя, при управлении образования -приказом его руководителя, при Министерстве (для республиканских школ) - приказом Министра.
- В состав Комиссии при школе включаются учителя-предметники и заместители директора школы (при наличии), представители общественных организаций (при наличии) и родительских комитетов. Комиссию возглавляет директор школы или лицо, заменяющее его.
- В состав Комиссии при районном, городском отделе образования включаются учителя-предметники, специалисты отделов образования, представители общественных организаций и родительских комитетов, а также секретарь, назначаемый из числа сотрудника отдела образования. Комиссию возглавляет руководитель отдела образования или лицо, заменяющее его.
- В состав Комиссии при управлении образования включаются учителя-предметники, специалисты управления образования, представители общественных организаций и родительских комитетов, средств массовой информации, а также секретарь, назначаемый из числа сотрудника управления образования. Комиссию возглавляет руководитель управления образования или лицо, заменяющее его.
- В состав Комиссии при Министерстве включаются учителя-предметники, представители общественных организаций и родительских комитетов, сотрудники Министерства и подведомственных организаций Министерства, а также секретарь, назначаемый из числа сотрудников Министерства. Комиссию возглавляет вице-министр образования и науки Республики Казахстан.
- Комиссией, формируемой при школе, осуществляются следующие мероприятия:
- Комиссиями, формируемыми при районном, городском отделе образования, управлении образования, Министерстве, осуществляются следующие мероприятия:
- проведение информационно-разъяснительной работы среди обучающихся, педагогов и родителей по вопросам проведения итоговой аттестации;
- организация работы по проведению итоговой аттестации, а также тестирования;
- рассмотрение обоснованности предложений, поступивших на апелляцию и принятие окончательного решения.
- 60. Заключительное заседание Комиссии, формируемой при школе по подведению итогов работы и принятию решения об утверждении списка обучающихся, награждаемых знаком «Алтын белгі», проводится не позднее 12 июня текущего года.
- 61. Списки обладателей свидетельства об основном среднем образовании с отличием, аттестатов об общем среднем образовании с отличием и об общем среднем образовании «Алтын белгі» и знака «Алтын белгі» утверждается приказом директора школы.
- Управления образования и республиканские школы предоставляют в Министерство итоговые данные о результатах итоговой аттестации обучающихся не позднее 20 июня текущего года.
- 63. Результаты итоговой аттестации обучающися обсуждаются на педсовете при участии всех членов Комиссии, формируемой при школе, по итогам работы за учебный год в августе месяце текущего года. Педсовет принимает меры по улучшению качества учебно-воспитательной работы.
Приложение 1
к Типовым правилам проведения
текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации обучающихся
в организациях образования, реализующих
общеобразовательные учебные программы
начального, основного среднего,
общего среднего образования
Форма Протокол экзамена (тестирования) и итоговых оценок за курс обучения на уровнях основного среднего и общего среднего образования по ___________________________________ в ________________________ (наименование учебного предмета) (наименование школы) _______________________________________________________________ (наименование города (села)) _______________________________________________________________ (наименование района) _________________________________области Республики Казахстан. В состав экзаменационной комиссии входят: ____________________________________________________________________ Ф. И. О. (при его наличии) председателя экзаменационной комиссии ____________________________________________________________________ Ф. И. О. (при его наличии) экзаменатора ____________________________________________________________________ Ф. И. О. (при наличии) ассистентов Пакет с экзаменационными материалами, присланный из управления образования (Министерства) вскрыт в _____ час. ____ мин. Экзаменационный (тестовый) материал, присланный в пакете, прилагается к настоящему протоколу. На экзамен (тестирование) явились: ____________________________________________________________________ (Ф.И.О. (при его наличии) обучающихся) На экзамен (тестирование) не явились: _____________________________________________________________ (Ф.И.О. (при его наличии) обучающихся) Экзамен(тестирование) начался в ____час. ____ мин. Экзамен (тестирование) закончился в ___час. ____мин. По результатам экзамена (тестирования) выставлены следующии оценки:| № | Фамилия, имя, отчество (при его наличии) экзаменующегося | Тема и вариант письменной работы, № билета | Экзаменационная оценка (прописью) | Годовая оценка (прописью) | Итоговая оценка (прописью) |
| 1 | |||||
| 2 | |||||
Приложение 2
к Типовым правилам проведения
текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации обучающихся
в организациях образования, реализующих
общеобразовательные учебные программы
начального, основного среднего,
общего среднего образования
Шкала перевода баллов тестирования в оценки аттестата об общем среднем образовании| № п/п | Предмет | 2 (неудовлетворительно) | 3 (удовлетворительно) | 4 (хорошо) | 5 (отлично) |
| 1 | Казахский язык для школ с русским, узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения | 0 – 8 | 9 – 24 | 25 – 32 | 33 – 40 |
| 2 | Русский язык для школ с казахским языком обучения | 0 – 8 | 9 – 24 | 25 – 32 | 33 – 40 |
| 4 | Геометрия | 0 – 12 | 13– 36 | 37 –48 | 49 – 60 |
| 5 | Физика | 0 – 12 | 13 – 36 | 37 –48 | 49 – 60 |
| 6 | Химия | 0 – 12 | 13 – 36 | 37 –48 | 49 – 60 |
| 7 | Биология | 0 – 12 | 13 – 36 | 37 –48 | 49 – 60 |
| 8 | География | 0 – 12 | 13 – 36 | 37 –48 | 49 – 60 |
| 9 | Всемирная история | 0 – 12 | 13 – 36 | 37 –48 | 49 – 60 |
| 10 | Русская литература | 0 – 12 | 13 – 36 | 37 –48 | 49 – 60 |
| 11 | Казахская литература | 0 – 12 | 13 – 36 | 37 –48 | 49 – 60 |
| 12 | Английский язык | 0 – 8 | 9 – 24 | 25 – 32 | 33 – 40 |
| 13 | Французский язык | 0 – 8 | 9 – 24 | 25 – 32 | 33 – 40 |
| 14 | Немецкий язык | 0 – 8 | 9 – 24 | 25 – 32 | 33 – 40 |
| 15 | Информатика | 0 – 6 | 7 – 13 | 14 – 20 | 21 – 27 |
