Сенім телефоны
53-57-39
email: sosh16@goo.edu.kz
Мекенжайы: Айманов к., 51
53-23-04 53-75-41
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Сәрсенбі с 16:00 до 18:00 Жұма с 16:00 до 18:00
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Дорожная карта развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы

ТФ Дорожная карта - полиязычие Презентация Дорожная карта развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы Проект Дорожная карта развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы

  1. Паспорт Программы

 

Наименование Программы Дорожная карта развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы (далее – Дорожная карта)
Основание для разработки Поручение Главы государства, данное на XXII сессии Ассамблеи народа Казахстана от 23 апреля 2015 года.Пункт 89 Плана Нации «100 конкретных шагов: современное государство для всех»
   
Разработчик Программы Министерство образования и науки Республики КазахстанМинистерство культуры и спорта Республики Казахстан
Организации, ответственные за реализациюДорожной карты Министерство образования и науки Республики КазахстанМинистерство культуры и спорта Республики КазахстанМинистерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан
Цель Обеспечение поэтапного внедрения трехъязычного обучения на всех уровнях образования в Республике Казахстан для повышения его конкурентоспособности и развития человеческого капитала
Задачи - обеспечение преемственности трехъязычного образования в контексте единой образовательной среды за счет разработки Единого стандарта к изучению языков в рамках трехъязычного образования;-- обновление содержания учебных программ, обучающих ресурсов и системы оценивания в соответствии с требованиями к владению языками: изучение, преподавание, оценка в рамках трехъязычного образования;- обеспечение проведения эффективных научных исследований в области трехъязычного образования в Казахстане;  - разработка эталонных рамок для обучения казахскому языку в соответствии с международными стандартами в обучении языкам, их преподавании и системе оценивания;   - совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических кадров для эффективного внедрения трехъязычного образования;   - способствование эффективному взаимодействию заинтересованных сторон (госорганы, организации образования, НПО, бизнес структуры, родительская общественность, СМИ и др.);   - обеспечение информационного сопровождения процесса внедрения трехъязычного образования (публикации в СМИ, на телевидении, в прессе по вопросам политики трехъязычного образования и т.д.).
   
Сроки реализации (этапы) 1-й этап – 2015 год2-й этап – 2016-2020 годы
   
Целевые индикаторы Доля детей предшкольного возраста, овладевших словарным запасом английского языка в соответствии с программой (2015 – 7%, 2020- 30%).Доля школьников, закончивших начальную школу со знанием казахского, русского и английского языков в соответствии с уровневой системой обучения языкам (2015 – 52%, 2020 – 75%).Доля школьников, закончивших основную школу, со знанием казахского, русского и английского языков в соответствии с уровневой системой обучения языкам (2015 – 60%, 2020 - 90%).Доля школьников, закончивших старшую школу, со знанием казахского, русского и английского языков в соответствии с уровневой системой обучения языкам (2015 – 70%, 2020 – 95%).Количество школ с трехъязычным обучением (2015 – 110, 2020 – 700).Доля педагогов, преподающих предметы ЕМН в старших классах на английском языке (физика, биология, химия, ИКТ), от общего количества учителей естественнонаучных предметов (2015 – 2,5%, 2020 – 25%). Доля преподавателей вузов, преподающих дисциплины циклов базовых и профилирующих дисциплин на английском языке (2015 г.– 8 %, 2020 г. – 20 %). Доля ППС вузов, прошедших повышение квалификации для реализации трехъязычного образования (2015 г.– 5 %, 2020 г. – 20%).
   
Источники и объемы финансирования Объем финансирования программы из республиканского бюджета ежегодно составит 6,38 млрд. тенге.Финансирование из местного бюджета будет осуществляться в пределах предусмотренных средств, выделяемых ежегодно из соответствующих местных бюджетов на развитие системы образования.

    Введение   Дорожная карта развития трехъязычного образования (далее – Дорожная карта) направлена на улучшение условий образовательной среды, способствующей овладению обучающимися государственным языком – казахским, русским языком, употребляемым наравне с казахским в качестве официального, и английским языком как инструментом успешной интеграции в мировое сообщество. Программа направлена на достижение широкомасштабного внедрения трехъязычного обучения на всех уровнях образования в Республике Казахстан. Дорожная карта предусматривает определенные меры, необходимые для успешного внедрения трехъязычного образования на всех уровняхобразования.   Анализ текущей ситуации В Государственную программу развития образования Республики Казахстан до 2020 года включены основные тенденции развития трехъязычного образования. Разработан проект Стратегического плана развития трехъязычного образования в Республике Казахстан – 2020.   В дошкольном и среднем образовании Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 утверждены Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения (далее – ГОСО) и Типовые учебные планы дошкольного образования, включающие изучение иностранных языков. Согласно ГОСО со 2 младшей группы предусмотрено 3 часа на изучение казахского, русского и иностранного языка. С сентября 2013 года в детских садах республики осуществляется интегрированное ведение занятий и свободной деятельности детей с использованием трехъязычия. Во всех дошкольных организациях создана предметно-развивающая среда для погружения в трехъязычное пространство. С 2000 года учебный предмет «Казахская литература» в школах с неказахским языком обучения ведется на казахском языке, учебный предмет «Русская литература» в школах с не русским языком обучения ведется на русском языке. В 2013-2014 учебном году введено изучение английского языка с 1-го класса, в 2016-2017 учебный год эти учащиеся закончат начальную школу. Функционируют 33 школы для одаренных детей с обучением на трех языках. В 18 Назарбаев Интеллектуальных школах обучение в старшей школе ведется на английском языке со сдачей международных внешних экзаменов, в 30 казахско-турецких лицеях отдельные предметы естественно-математического цикла ведутся на английском языке. В 110 школах (63 тыс. учащихся – 2,3%) внедряется трехъязычное обучение. 1202 учителя (2,4%) преподают на английском языке. Потребность в учителях по предметам естественно-математического цикла, ведущих занятия на английском языке, составляет 22,5 тыс. Потребность в переподготовке преподавателей вузов для качественного преподавания на английском языке составляет 1,1 тыс. В техническом и профессиональном образовании Подготовка педагогических кадров ведется по 11 специальностям образования в 57 педагогических и гуманитарных учебных заведениях, из них государственных – 23. В ГК РК 05-2008 «Классификатор профессий и специальностей технического и профессионального, послесреднего образования (Приказ Комитета технического регулирования и метрологии от 24.07.2014 года № 165-од) включены новые квалификации «Воспитатель дошкольных организаций со знанием английского языка», «Учитель информатики начального образования со знанием английского языка», «Учитель математики со знанием английского языка», «Учитель физики со знанием английского языка». Для внедрения новых квалификаций по педагогическим специальностям определены в режиме эксперимента базовые педагогические и гуманитарные колледжи. С марта 2013 года запущен первый проект НАО «Холдинг «Кәсіпқор» – Межрегиональный профессиональный центр по подготовке и переподготовке кадров на английском языке для нефтегазовой отрасли в г. Атырау (далее – МПЦ г. Атырау). С сентября 2014 года 160 человек начали в ВТШ города Атырау обучение по проекту «Введение в специальность – получение первой рабочей специальности». Обучение ведется на английском языке. С 2015 года НАО «Холдинг «Кәсіпқор» начал реализацию проекта «Партнерские колледжи». Разработанные ранее Холдингом 10 образовательных программ будут адаптированы и внедрены в 10 отобранных партнерских колледжах. Ряд модулей (Технология программирования, Электроника, Материаловедение и т.д.) образовательных программ будут преподаваться на английском языке. В высшем и послевузовском образовании В рамках трехъязычного образования обучение введется по 65 специальностям бакалавриата, 32 магистратуры, 8 докторантуры PhD в 42 высших учебных заведениях. В 2014-2015 году создано 1002 трехъязычных групп, где обучаются 10800 человек. В 2014-2015 учебном году в 7 педагогических вузах создано 111 трехъязычных групп. Сформирован профессорско-преподавательский состав, владеющий русским, казахским и английским языками. Студенты всех специальностей изучают дисциплины «Профессиональный казахский (русский) язык» и «Профессиональный иностранный язык». Внедрена уровневая система обучения языкам в соответствии с международными стандартами. Лица, имеющие сертификат о сдаче иностранного языка по специальным программам, освобождаются от вступительного экзамена по иностранному языку в магистратуру, резидентуру, адъюнктуру и докторантуру. Студенты и магистранты по программе академической мобильности проходят обучение в странах-участницах Болонского процесса, являющихся странами Европейского Союза и США. Привлекаются зарубежные ученые и преподаватели. Начата системная работа по разработке, изданию и переводу на государственный язык базовых вузовских учебников. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ 7 стратегических направлений

  1. Нормативная и правовая база
  2. Научно-исследовательская деятельность
  3. Методологическое и учебно-методическое обеспечение
  4. Подготовка кадров и повышение квалификации
  5. Институциональная поддержка
  6. Информационное сопровождение
  7. Финансирование

Реализация Дорожной карты предусмотрена Планом мероприятий по реализации Дорожной карты развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы.  

  1. Нормативная и правовая база

Разработка или внесение изменений и дополнений в Государственные общеобязательные стандарты соответствующих уровней образования с учетом обучения на трех языках. Разработка Стандарта на основе сопоставимых уровневых систем обучения казахскому языку, русскому и английскому языкам. Разработка Типовых учебных программ по казахскому, русскому и английскому языкам для общего среднего образования на основе Стандарта обучения языкам. Разработка нормативных правовых актов о преподавании предмета «История Казахстана», «География» на казахском языке, предмета «Всемирная история» на русском языке вне зависимости от языка обучения. Разработка нормативных правовых актов о поэтапном переходе преподавания в старших классах на английский язык обучения «Информатики», «Физики», «Химии», «Биологии». Разработка профессионального стандарта в сфере образования.

  1. Научно-исследовательская деятельность

Определение направлений научных исследований по трехъязычному образованию. Отбор вузов и научных институтов для программно-целевых исследований в сфере трехъязычного образования. Организация международного сотрудничества в области научных исследований по трехъязычному образованию. Проведение мониторинга внедрения результатов исследований для улучшения практики трехъязычного образования. Проведение научных конференций, семинаров по трехъязычному образованию с открытым доступом для населения.  

  1. Методологическое и учебно-методическое обеспечение

Разработка Концепции подготовки и повышения квалификации педагогов Республики Казахстан в рамках внедрения трехъязычного обучения на всех уровнях образования на 2016-2020 годы. Разработка отечественных учебников и УМК по языковым дисциплинам в соответствии со Стандартом обучения языкам. Адаптация зарубежных учебников и УМК на английском языке по 4 предметам (информатика, физика, химия, биология) для старшей и высшей школы. Разработка, перевод и издание учебников на государственном языке для высшей школы. Разработка трехъязычных терминологических словарей по информатике, физике, химии, биологии. Совершенствование формы и содержания внешней итоговой аттестации (ЕНТ) в условиях трехъязычного образования. Разработка примерной программы внеклассной работы по предметам старших классов, изучаемым на английском языке. Разработка программ предметов вариативного компонента старших классов на английском языке. Разработка учебно-методических пособий по интегрированному обучению предмету (информатика, физика, химия, биология) и языку. Обновление системы оценивания учебных достижений обучающихся с учетом трехъязычного образования в организациях всех уровней. Разработка программ дополнительного образования школьников на трех языках. Разработка автоматизированной программы комплексного мониторинга трехъязычного образования. 4 Подготовка кадров и повышение квалификации Проведение мониторинга потребности в педагогических кадрах для реализации трехъязычного образования в Республике Казахстан. Разработка планов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для реализации трехъязычного образования на всех уровнях обучения. Разработка программ повышения квалификации педагогов в условиях трехъязычного образования. Разработка программ языковой стажировки педагогов в рамках трехъязычного образования. Разработка квалификационных требований к педагогу для работы в условиях трехъязычного образования. Переход в вузах на англоязычное обучение по 6 специальностям ГПИИР и 4 педагогическим специальностям (2017-2020 г.г.). Прием ежегодно по госзаказу 1,8 тыс. магистрантов на педагогические специальности и 900 бакалавров для обучения на английском языке (2017-2020 гг.), 500 учителей и ППС по программе «Болашак» (2016-2020 г.г.). Выделение ежегодно 450 грантов на подготовительные отделения в вузах с целью приема студентов для повышения уровня языковой подготовки (2017-2020 г.г.) Повышение квалификации 2,4 тыс. учителей и ППС на языковых курсах, ежегодно (2016-2020 г.г.). Дистанционное обучение педагогов английскому языку (Британский совет, ETS) (2016-2020 г.г.). Разработка 40 образовательных программ и учебников на английском языке (2016-2019 г.г.).

  1. Институциональная поддержка

Создание Координационного совета трехъязычного образования при МОН РК. Создание Центра трехъязычного образования. Создание в регионах опорных региональных ресурсных центров в рамках ГЧП.

  1. Информационное сопровождение

Разработка механизма социального партнерства всех заинтересованных сторон, участвующих в реализации трехъязычного образования. Выявление рейтинга участия государственных и бизнес структур, НПО и организаций образования в реализации трехъязычного образования. Освещение в СМИ политики трехъязычного образования.

  1. Финансирование

Для реализации предлагаемых мер потребуется ориентировочно 31,9 млрд (6,38 млрд. тенге ежегодно в течение 5 лет), в том числе:

  • 3,51 млрд. тенге, ежегодно (2016-2020 г.г.) – повышение квалификации 2,45 тыс. учителей и преподавателей на языковых курсах;
  • 800 млн. тенге, ежегодно (2016-2020 г.г.) – обучение 500 учителей и преподавателей по программе «Болашақ»;
  • 1,75 млрд. тенге, ежегодно (2016-2019 г.г.) – подготовка 40 образовательных программ и учебников вузов;
  • 286 млн. тенге, ежегодно (2017-2020 г.г.) – ежегодное выделение 450 грантов на подготовительные отделения педагогических вузов;
  • 110,5 млн. тенге (2017-2018 г.г.) – адаптация иностранных учебников по 4-м предметам 10-11 классов с английского языка.
  • 123,04 млн. тенге (2016-2018 г.г.) – разработка отечественных учебников, УМК и терминологических словарей по 4-м предметам 10-11 классов на английском языке.
  • 63,14 млн. тенге ежегодно (2016-2020 г.г.) летняя языковая четверть для школьников.

Объемы финансирования будут уточняться при формировании проекта республиканского бюджета на соответствующие периоды. План мероприятий по реализации Дорожной карты развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы (прилагается).  

Приложениек Дорожной карте развитиятрехъязычного образованияна 2015-2020 годы 

  План мероприятий по реализации Дорожной карты развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы

№ п/п Наименование мероприятия Ответственные исполнители Форма завершения Срок исполнения
1 2 3 4 5
1. Совершенствование нормативной и правовой базы
1.1 Внесение изменений и дополнений в учебные программы языковых дисциплин с учетом коммуникативного подхода, междисциплинарных и сквозных тем, преемственности в предметах МОН Приказ 2016-2020 годы
1.2

Разработка и утверждение программ уровневого обучения английского языка на основе CEFR международного стандарта обучения языкам, их преподавания и системы оценок

МОН Приказ 2016-2017 годы
1.3 Внесение изменений и дополнений в стандарт дошкольного воспитания и обучения в части создания необходимых условий для трехъязычного образования МОН Постановление Правительства РК IV квартал 2015 года
1.4 Внесение изменений и дополнений в учебные программы и стандарты образования в части введения с 2020 года в старших классах школ с неказахским языком обучения преподавания предмета «История Казахстана» на казахском языке МОННИШ (по согласованию) Приказ 2020 -2021 годы
1.5 Внесение изменений и дополнений в учебные программы и стандарты образования в части введения с 2020 года в старших классах с не русским языком обучения, преподавания предмета «Всемирная история» на русском языке МОННИШ (по согласованию) Приказ 2020 - 2021годы
1.6 Внесение изменений и дополнений в учебные программы и стандарты образования в части введения с 2020 года в старших классах школ вне зависимости от языка обучения преподавания предметов естественно-математического цикла «Информатика», «Физика», «Химия» и «Биология» на английском языке МОННИШ (по согласованию) Приказ 2020-2021 годы
1.7 Внесение изменений и дополнений в учебные программы и стандарты высшего образования в части введения преподавания курса английского языка на протяжении всего периода обучения МОН Приказ II квартал 2016 года
1.8 Внесение изменений и дополнений в учебные программы и стандарты высшего образования в части введения с первого курса обучения преподавания не менее 20% учебных дисциплин на втором языке (для русского отделения – на казахском языке, для казахского отделения – на русском языке) МОН Постановление Правительства РК, приказ II квартал 2016 года
1.9 Внесение изменений и дополнений в учебные программы и стандарты высшего образования в части введения с третьего курса обучения преподавания не менее 30% учебных циклов базовых и профилирующих дисциплин на английском языке МОН Постановление Правительства РК, приказ II квартал 2016 года
1.10 Разработка профессионального стандарта в сфере образования МОН, МНЭ, МФ РК, МИО Приказ 2 квартал 2016 года
1.11 Разработка и реализация ежегодного медиа-плана по информационному сопровождению трехъязычного образования в рамках реализации «Информационной стратегии по продвижению трехъязычного образования» МИР, МОН,МКС, СЦК Совместный приказ 2015-2020 годы
2. Научно-исследовательская деятельность
2.1 Проведение научных исследований по трехъязычному образованию, мероприятий международного сотрудничества в области научных исследований по трехъязычному образованию МОН РК Информация в Правительство РК 2016-2020 годы
2.2 Введение мониторинга внедрения результатов исследований для улучшения практики трехъязычного образования МОН РКНИШ (по согласованию) Информация в Правительство РК 2016-2020 годы
2.3 Отбор вузов и научных институтов для программно-целевых исследований в сфере трехъязычного образования МОН РК Информация в Правительство РК I квартал 2016 года
3. Методологическое и учебно-методическое обеспечение
3.1 Разработка программ для детей дошкольного возраста по изучению государственного, русского и английского языков в игровой, активной и интерактивной формах МОН, МКС Информация в правительство 2016-2020 годы
3.2 Разработка учебно-методических пособий по интегрированному обучению предмету (информатика, физика, химия, биология) и языку МОННИШ (по согласованию) Информация в правительство 2016-2020 годы
3.3 Разработка программ дополнительного образования школьников на трех языках и программы внеклассной работы по предметам старших классов, изучаемым на английском языке МОННИШ (по согласованию) Информация в правительство 2016-2020 годы
3.4 Разработка 40 образовательных программ и учебников на английском языке МОННИШ (по согласованию) Образовательные программы 2016-2019 годы
3.5 Разработка программ повышения квалификации педагогов в условиях трехъязычного образования МОН РКНИШ (по согласованию) Приказ МОН РК 2016-2017 годы
3.6 Создание системы постоянного мониторинга и анализа динамики развития трехъязычного образования, а также потребности в специалистах со знанием трех языков по различным направлениям МОН, АО «Национальный аналитический центр» (по согласованию) Информацияв Правительство II квартал 2016 года
3.7 Разработка цифровых толковых и обычных словарей (казахско-русских, русско-казахских, казахско-английских, англо-казахских), в том числе терминологических (по информатике, физике, химии, биологии и др.) со свободным доступом в Интернете и твердых (на бумажных носителях) МОН, МКС, МИР Информация в правительство 2016-2020 годы
3.8 Организация адаптированного перевода и издания литературы на казахском языке по уровням обучения МОН, МКС, МИР Информация в правительство 2016-2020 годы
3.9 Разработка Концепции подготовки и повышения квалификации педагогов Республики Казахстан в рамках внедрения трехъязычного обучения на всех уровнях образования на 2016-2020 годы МОН, МНЭ, МФ РК, МИО Совместный приказ ГО 1 квартал 2016 года
4. Мероприятия по популяризация идеи трехъязычия
4.1 Разработка и внедрение механизма обязательного привлечения англоязычных выпускников программы «Болашақ» к преподаванию в организациях системы образования без отрыва от основного места работы (не менее 2 академических часов в неделю) МОН Информация в Правительство I квартал 2016 года
4.2 Проработка вопроса привлечения в организации образования англоязычных специалистов через волонтерские организации и программы обмена студентов с учетом наработок ОЭСР в данной области МОН Информация в правительство II квартал 2016 года
4.3 Проработка вопроса создания в рамках интеллектуальной игры «Дебаты», казахской лиги для учеников школ с неказахским языком обучения и русской лиги для учеников с казахским языком обучения МОН, общественные и молодежные организации(по согласованию) Информация в правительство IV квартал 2015 года
4.4 Выделение средств в рамках государственного социального заказа на создание в рамках интеллектуальной игры «Дебаты», казахской лиги для учеников школ с неказахским языком обучения и русской лиги для учеников с казахским языком обучения МОН Приказ 2015-2020 годы
4.5 Организация тематической кружковой и проектной деятельности учащихся на казахском языке в организациях среднего образования с неказахским языком обучения, на русском языке в организациях с казахским языком обучения, на английском языке во всех организациях среднего образования вне зависимости от языка обучения МОН, организации среднего образования Приказ 2016 год
4.6 Обеспечение в организациях образования деятельности клубов общения на английском языке («Star Club») с привлечением англоязычных выпускников программы «Болашақ» МОН, организации среднего образования, Ассоциация выпускников стипендии «Болашақ»(по согласованию) Приказ 2016 год
4.7 Организация и проведение экскурсионных мероприятий на казахском языке в организациях среднего образования с неказахским языком обучения, на русском языке в организациях с казахским языком обучения МОН, организации среднего образования Приказ 2016-2020 годы
5. Подготовка кадров и повышение квалификации
5.1 Разработка и внедрение авторских онлайн курсов по изучению казахского языка и профилирующим дисциплинам преимущественно на казахском языке в ведущих университетах страны (по принципу Coursera, edX и др.) МОН, вузы (по согласованию) Информация в правительство 2016-2020 годы
5.2 Изучение потребности подготовки педагогических кадров для преподавания на трех языках для эффективного внедрения трехъязычного образования МОН РКМИО Информацияв Правительство 2015-2020 годы
5.3 Разработка Плана комплексных мер по реализации Концепции подготовки и повышения квалификации педагогов Республики Казахстан в рамках внедрения трехъязычного обучения на всех уровнях образования на 2016-2020 годы МОН, МНЭ, МФ РК, МИО Совместный приказ ГО 2 квартал 2016 года
5.4 Повышение квалификации 2,4 тыс. учителей и ППС на языковых курсах, ежегодно МОН РК Информацияв Правительство 2016-2020 годы
5.5 Организация конкурсной поддержки лучших практик и проектов по распространению трехъязычного обучения на всех уровнях образования, совместных инициатив организаций образования, совместных проектов с компаниями, зарубежными партнерами по внедрению трехъязычного обучения на всех уровнях образования МИО Информацияв МОН РК Постоянно
5.6 Организация дистанционного обучения педагогов английскому языку (Британский совет, ETS) МОН Информацияв Правительство 2016-2020 годы
6. Институциональная поддержка
6.1 Создание Координационного совета трехъязычного образования при МОН РК МОН РК Приказ 2016 год
6.2 Создание Центра трехъязычного образования МОН РК Информацияв Правительство 2016 год
6.3 Создание в регионах опорных региональных ресурсных центров трехъязычного образования в рамках ГЧП МИО Информацияв Правительство 2016-2018 годы
6.4 Организация и проведение с 2016 года летней языковой школы в организациях среднего образования МОН, организации среднего образования Приказ 2016 год
7. Информационное сопровождение
7.1 Создание и размещение обучающих трехъязычных интерактивных и медийных продуктов (теле- и радиопередачи, интернет-ресурсы и др.) МИР, МКС, МОН Информация в правительство 2016-2020 годы
7.1 Освещение вопросов развития трехъязычного образования в ежегодном Национальном докладе «О состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан» МОН Национальный доклад ежегодно
7.3 Создание профессиональных интернет-сообществ учителей, внедряющих трехъязычное обучение МИО Информацияв МОН РК Постоянно
7.4 Создание единого образовательного портала по внедрению трехъязычного обучения на всех уровнях образования МОН РКМИО Информацияв МОН РК Постоянно
Дороная карта 29 скачать
Дорожная карта развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы скачать