Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил:. «Краеведение – прекрасная школа воспитания гражданственности». Любить и знать свой край, свой город, в котором живешь, свою родную школу, свою улицу, свою семью – это и есть проявление патриотизма и гражданственности. Зарождаясь в любви к своей малой Родине, патриотические чувства вырастают до осознанной любви к своему Отечеству.
Музей школы назван именем знаменитого поэта-земляка, прославившего своим творчеством Павлодарское Прииртышье – Павла Васильева. Основан в 1994 году. Профиль – литературный, краеведческий.
Цели:
- изучение и сохранение культурно-исторического наследия родной школы и города Павлодара;
- формирование на материале творчества поэта Павла Васильева чувства любви к природе, родной земле, родному городу, гордости за свою школу;
- развитие умения по сбору материалов и экспонатов в школьный музей, а также материалов, касающихся истории школы;
- воспитание у учащихся чувства гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной культуре, народным традициям, обычаям нашей Родины, школы, воспитание толерантности по отношению к разным культурам и традициям.
Задачи:
- воспитывать художественный вкус у детей и подростков, повышение их культурного уровня, развитие эстетических чувств учащихся в эмоциональном познании мира;
- формировать чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей малой Родины и родной школы;
- формировать умение в проведении экскурсий;
- формировать коммуникативные компетенции;
- пополнять знания учащихся о своей школе, об учителях, о выдающихся выпускниках школы, своем городе, промышленности, богатствах недр земли.
Экспозиции:
- Певец земли родной… (стенды о Павле Васильеве); - Творчество поэтов и писателей Павлодарского Прииртышья (материалы, информация о поэтах и писателях);
- Этой нашей истории строки…( образцы флора и фауна области, геологические образцы, история нашего города, школы);
- История школы в лицах (материалы, информация о ветеранах педагогического труда, о директорах, о педколлективе, о выпускниках СОШГ № 9);
- Уголок ВОВ;
- Материальные и духовные ценности казахского народа (разрез юрты);
- Уголок «Живопись художников Павлодарского Прииртышья»;
- Фотогалерея «Художники Павлодара».
Формы работы музея и сотрудничество с другими организациями
Первый шаг Изучение истории школы и создания музея, обзорные и тематические экскурсии, лекции о выдающихся поэтах и писателях родного края, интерактивные беседы, встречи с творческими личностями. Работа с юными экскурсоводами. Поэтические вечера, конкурсы чтецов, выставки, литературно-музыкальные композиции, мероприятия, посвященные ВОВ. Государственные, школьные праздники. Викторины и дебаты. Сотрудничество с ветеранами педагогического труда, ВОВ.
Второй шаг Вне школы. Связь с другими музеями (особенно тесная связь с историко-краеведческим музеем имени Потанина, Домом -музеем Павла Васильева, Домом-музеем Шафера, музеем им. Бухар – Жырау); Домом Дружбы и др. Связь с библиотеками, где проводятся совместные мероприятия учащихся и работников библиотек. Очные и заочные экскурсии по историческим улицам Павлодара, в Алматы, Астана, Усть –Каменогорск, Омск, Санкт – Петербург, Шимкент, Туркестан.
Третий шаг Духовно – нравственное воспитание. Творческая деятельность учащихся через проекты, рефераты, доклады. Участие в различных конкурсах, викторинах, в Васильевских, Торайгыровских, Абаевских чтениях, где знакомят слушателей с замечательной поэзией как местных, так и казахстанских писателей и поэтов.
Четвёртый шаг Связь науки и школы. Научная деятельность учащихся через научные проекты. Участие детей в научных конференциях, чтениях (Сатпаевские чтения).