Телефон доверия
8(7182)332662 87472724175
email: sosh30@goo.edu.kz
Адрес: 140000 город Павлодар ул.Баян Батыра 27
директор: 8(7182)332660 приемная: 8(7182)332662
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
Ежедневно 09.00 - 12.00, 15.00-18.00
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Семья и книга

Родителям о детском чтении

     Выделяйте время для чтения каждый день

 

      Начинать читать надо с первых лет жизни. Выбрать удобное место, следить за тем, чтобы свет падал на книгу с левой стороны. Читая малышу, вы расширяете его мир, помогаете ему получать удовольствие от чтения, пополняете его словарный запас. Ребенок учится слушать книгу, переворачивать страницы, водить пальчиком слева направо, запоминает слова, которые видит и слышит. Малыши обожают регулярное (а не от случая к случаю) чтение с родителями! Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться - перед сном, или когда у вас перерыв в домашних хлопотах. Не забывайте, что ребенку могут почитать дедушка с бабушкой, старшие брат или сестра, любой член семьи.

                                  Выбирайте книги в библиотеке

     Читая с ребенком вместе постоянно, вы обязательно заметите, какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи библиотеки и библиотекаря в выборе книг, похожих на эти. Ведь именно там есть литература для любого возраста и уровня развития. Кроме того, профессионалам легче найти такие книги, чем вам самим. Не считайте, что все необходимые ребенку книги есть у вас дома - это ошибка многих читающих родителей. И она не только в том, что домашние библиотеки не могут быть разнообразнее публичных. Вашего ребенка просто может вдохновлять пример других читающих детей. Как их много в библиотеке и сколько книг! Это очень важно для формирования маленького читателя, который воспитывается на подражании. Другие книги и читатели как бы передают эстафету вашему ребенку. Это поможет ему привыкнуть к разнообразию книг, к читательскому поведению детей и взрослых и обязательно скажется на дальнейшей жизни, учебе. Мир книг и библиотека не будет для него неведомой страной. «Как много интересных книг, и все их можно прочитать самому». Так появляется стимул к чтению.Все время обращайтесъ к книге и чтению. Купите несколько книг домой, чтобы ваш ребенок мог с ними возиться.

                            Окружите ребенка материалами для чтения

     Какими? Прежде всего теми, которые он сможет не только почитать, но и раскрасить картинку, что-то самостоятельно вырезать или смастерить, сделать запись. Таких книг много и они для сугубо индивидуального пользования. Можно мастерить и самодельные книги. Помогите своему малышу склеить, подписать или сшить свою собственную книжку, с рисунками, фотографиями и многими другими вещами. Вы можете помочь ребенку записать текст, который он хочет поместить в своей книжечке. Одобряйте, воодушевляйте и поощряйте эту работу малыша, равно как и чтение его «собственных» книг всем членам семьи.

                           Читайте медленно и с удовольствием

    Не так важно, что вы читаете, но как вы читаете! Когда читаете быстро и монотонно, ребенок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, сами получая удовольствие от чтения. Будьте актерами (вспомните о нереализованных мечтах стать «звездой экрана»)! Пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Вашему малышу это понравится!

   Читайте, прерывая чтение разговорными паузами, рассматриванием картинок в книге. Это даст ребенку время вдуматься в то, что он слышит, «переварить» прочитанное, понять события, место и героев. Обязательно задавайте вопросы сами и отвечайте на те, что возникнут у него, выслушивайте, как он сам рассказывает и передает свои впечатления от прочитанного. Присматривайтесь во время чтения к ребенку. Иногда он явно не хочет прерывать чтение, особенно если история незнакомая, и он слышит ее впервые. Иногда он захочет сначала рассмотреть картинки, расспросить вас, о чем книга. Будьте снисходительны и не останавливайте его. Чтение должно быть удовольствием! Помните, чтение книг - это грандиозная репетиция и предопределение будущего отношения к учебе.

                                      Читайте снова... и снова!

    Как известно, дети часто любят слушать одни и те же истории. Они заставляют вас читать уже набившие оскомину книги снова и снова. А на ваше предложение почитать или рассказать что-нибудь новенькое, отвечают отказом. Что делать в таком случае? Посмотрите на заголовок этого совета! Да- да! Читайте именно то, что он просит. Это не каприз. Ребенок желает разобраться в книге глубже, процесс познания ее происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Не лишайте его всего этого. Ведь идет подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книги.

    Вам тяжело по двадцатому разу перечитывать «Машеньку и медведя»? Привлеките к процессу всех членов семьи. Дайте самому ребенку возможность погордиться собой и изобразить, что он сам эту книжку «читает». Так что, если книга вызывает удовольствие у ребенка и он обращается к ней постоянно, читайте ему ее столько раз, сколько ребенку этого хочется.

                                            Читайте везде и всегда!

  Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поездке, ожидая приема у врача. Пусть в вашей сумке с детскими принадлежностями обязательно лежит книга. Когда ваш ребенок научится различать буквы и читать по слогам, поощряйте чтение вывесок, названий взрослых книг, ваших рабочих документов - все пойдет на пользу делу.

                                        Не заставляйте ребенка читать

    Никогда не усаживайте малыша за чтение (с родителями или самостоятельно), если он этого не хочет. Это один из самых действенных способов убить у него интерес к чтению и книге. Не хочет - оставьте его в покое или заинтересуйте чтением. Чтение из-под палки - путь к нечтению вообще. И если ваш уже выросший ребенок, школьник, читает только комиксы или примитивные издания - воздержитесь от критики. Помните: он читает! Ищите позитивные и эффективные пути продвижения к его душе более интересных и более значимых книг. Выбирайте самые популярные в детской среде темы и книги (вам на помощь всегда придут библиотекари) и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг, интересных тем и авторов.

                      Показывайте ребенку свою заинтересованность в его чтении

        Нет ничего важнее для воспитания читателя, чем воспитание в ребенке любви к чтению. Будьте Великими Проводниками в мир книг, а не Великими Погонщиками и Оценщиками того, что и как читает ваш ребенок. Просите вашего ребенка почитать вам, когда он уже научится читать. Не урок, заданный в школе, а просто хорошую историю, пока вы что-то делаете руками, на кухне, например. Если ребенок делает ошибки при чтении, то, когда ошибка не имеет значения для восприятия текста, не перебивайте его сразу, не дайте ему потерять увлеченности историей, которую ОН читает ВАМ, преисполненный важности. Можно вернуться и прочитать слово правильно и позже. Дайте ему уверенность в том, что вам интересно и полезно его чтение. Никогда не показывайте, что вы слушаете его по необходимости или проверяя задание. Поощряйте его чтение вслух: газеты, журналы, истории, сказки. Вам некогда почитать, и он это делает для вас.

    Нет лучшего способа поощрить чтение! Обсудите прочитанное: удивитесь, обрадуйтесь, ужаснитесь вместе с ним. Все это не сложно. И если вы последуете нашим советам, то незаметно для себя воспитаете Настоящего Читателя. Вашему ребенку будет намного легче учиться. Он будет знать, чем заняться в свободное время. Он с легкостью будет находить и творчески перерабатывать любую информацию. И все это обязательно приведет его к успеху!

 

                                   Книга в вашем доме

       В каждом доме должен быть уголок чтения. "Личную" библиотеку школьника комплектовать нужно в зависимости от интересов, возраста. Формируя читательский интерес у них, следует позаботиться, чтобы они читали разножанровую литературу: сказки, приключения, научную фантастику, стихи, юморески, повести, басни.« свернуть

§  Что же желательно иметь в личной библиотеке младшему школьнику? Прежде всего справочные издания, где можно навести справку при подготовке рефератов, сообщений. Полезно приобрести научно-популярную и научно-художественную литературу по программе школьного обучения, словари, атласы.

§  В уголке чтения обязательно должны быть любимые детьми художественные произведения. Может быть, это подаренные с памятной надписью книги, рассказы о любимом животном или героях приключенческих повестей. Главное, чтобы ребенок относился к книгам бережно, перечитывал их. Должны быть и книги, помогающие ему развить свои способности или связанные с его увлечением.

§  Приучать к книге следует постепенно, наращивая сложность чтения. При этом важно научить детей делиться своими впечатлениями и сомнениями.

§  Прежде чем приобретать книгу для домашней библиотеки, следует ознакомиться с содержанием: прочитать аннотацию, просмотреть несколько страниц, обратить внимание на иллюстрации.

§  На первых порах целесообразнее покупать небольшие по объему книжки с большими рисунками, стараться, чтобы дети запоминали автора и название книги. Приучайте детей при самостоятельном чтении фиксировать возникшие вопросы, интересные места из книги.

§  Детям следует дать право самостоятельно определить круг своего чтения, необходимо учитывать половые различия детей. Для заинтересованности ребенка чтением желательно проводить литературные игры: угадывание произведения по словам (иллюстрациям), разгадывание «хитрых» вопросов).

§  Чтобы помочь ребенку ориентироваться в мире книг, выбрать определенную книгу для чтения, следует хоть изредка посещать вместе с ним детскую библиотеку, книжные магазины.

§  Наличие книг в доме или запись ребенка в библиотеку не гарантирует, что он будет любить читать. Только организация родителями условий для чтения, совместное семейное чтение поможет сформировать читательский интерес у детей.

                                      ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Воспитывайте читателя личным примером.

2. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.

3. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.

4. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.

5. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье

6. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О любимых книгах рассказывайте с восхищением.

7. Поручите школьнику составить каталог домашних книг. Опыт показывает, что он может найти что-то интересное для себя, копаясь в книгах.

8. Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.

9. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, посоветуйте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.

 

 

БИБЛИОТЕКА СОВЕТУЕТ РОДИТЕЛЯМ

      Уважаемые родители! Мамы и папы, дедушки и бабушки! Предлагаем вашему вниманию серию советов по вопросам детского чтения. Сам ребенок не может научиться любить книгу и заставить его полюбить чтение невозможно. Только правильно организованное семейное чтение - путь к творческому познанию мира и нравственному воспитанию ваших детей. И это - наша общая забота.


Книги, которые стоит прочитать ребенку до 7 лет

 Как же все-таки приучить ребенка к чтению? Предлагаем списки художественных книг для детей разного возраста. 

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ (ОТ 0 ДО 2 ЛЕТ)

В столь юном возрасте ребенок сможет судить лишь о том, насколько книжка вкусна и удобна в использовании. Читать несмышленым младенцам вслух вовсе не так бессмысленно, как кажется на первый взгляд. Во-первых, это своего рода общение с ребенком, а во-вторых, слушая вас, кроха учится говорить. Особенно полезны стихи и песни: даже совсем кроха хорошо воспринимает ритм и умеет различать poдительские интонации...

КАК ЧИТАТЬ?

 • В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
• Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.
• Показывайте малышу картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
• Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
• Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение, отложите ее на денек.

ЧТО ЧИТАТЬ?

 • Короткие правильно зарифмованные стихи о животных, игрушках и окружающем мире.
• Стихи со звукоподражанием.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 1. Александрова, З. «Одуванчик», «Новый снег»
2. Аронзон, Л. «Кому что снится»
3. Барто, А. «Игрушки»
4. Бергельсон, А. «Ура для комара»
5. Берестов, В. «Про машину», «Веселое лето»
6. Благинина, Е. «Стихи для детей»
7. Заходер, Б. «Песенки Винни-Пуха»
8. Козлов, С. «Я на солнышке лежу», «Панда»
9. Лагздынь, Г. «Петушок», «Зайка, зайка, попляши!»
10. Майер, Н. «Лесные смешинки»
11. Маршак, С. «Детки в клетке»
12. Мошковская, Э. «Зоопарк»

13. Пикулева, Н. «Стихи для самых маленьких»
14. Русские народные потешки. «Сорока-белобока», «Бубенчики, бубенчики», «Ладушки», «Еду-еду к бабе, к деду», «Баю-баюшки-баю», «Божья коровка»
15. «Рифмы Матушки Гусыни», детская английская поэзия в переводе С. Маршака и К. Чуковского
16. Степанов, В. «Как живете? Что жуете?»
17. Серова, Е. «Славная семейка», «Кто в лесу живет»
18. Токмакова, И. «Летний ливень», «Времена года»
19. Чебышев, А. «Ежик в гостях у жирафа»
20. Чуковский, К. «Ежики смеются», «Вышел зайчик погулять»

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 6 ЛЕТ

 Если ребенок до сих пор не научился и не полюбил читать – это еще не трагедия. Ни в коем случае не поддавайтесь на эти провокации и не впадайте в панику: все будет нормально – и зачитает, и полюбит, и даже попросит, чтобы вы записали его в библиотеку.

КАК ЧИТАТЬ?

 • Ребенок уже вполне пристойно воспринимает текст, прочитанный нормальным родительским голосом. Но, конечно, легкое интонирование не помешает.
• Дети уже не зацикливаются на одной сказке так сильно, как раньше, но для лучшего восприятия пока еще имеет смысл читать книги по нескольку раз – так проще запоминаются детали.
• Читайте по главам, если они небольшие, в противном случае самостоятельно разделите текст на отдельные смысловые куски. Такой «дробный подход» поможет возбудить у ребенка желание научиться читать самостоятельно. Останавливайтесь буквально «на самом интересном месте», а потом смело начинайте заниматься своими делами: хочет узнать, что будет дальше, пусть берет книгу сам.
• Если вопросы ребенка ставят вас в тупик, то вместе с ним ищите ответы на них в бумажных энциклопедиях, справочниках или интернете.
• Сходите с  ребенком в детскую библиотеку. Покажите и дайте полистать самые разные издания: книжки-миниатюры и огромные атласы или фотоальбомы.

ЧТО ЧИТАТЬ?

 • Приключенческие, полные увлекательных событий рассказы, романы и повести.
• Истории в духе «добрым молодцам урок» – в меру моральные и ни в коем случае не занудные.
• Энциклопедии для дошкольников и младших школьников.
• Обучающие пособия для подготовки к школе.
• Книги, связанные с происходящими вокруг ребенка событиями. Например, перед Новым годом можно почитать истории о Дедушке Морозе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 1. Бажов, П. «Серебряное копытце»
2. Бернетт, Ф. «Маленькая принцесса»
3. Бианки, В. «Рассказы о животных»
4. Волков, А. «Волшебник Изумрудного города»
5. Воронкова, Л. «Девочка из города»
6. Гайдар, А. «Чук и Гек», «Голубая чашка»
7. Гауф, В. «Карлик Нос», «Рассказ о калифе-аисте», «Рассказ о Маленьком Муке»
8. Гэллико, П. «Томасина»
9. Доктор Сьюз «Сказки»
10. Зощенко, М. «Рассказы о Леле и Миньке»
11. Козлов, С. «Ежик в тумане», «В родном лесу»
12. Крылов, И. «Слон и моська», «Ворона и лисица»
13. Лагерлеф, С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
14. Линдгрен, А. «Эмиль из Лённеберги», «Малыш и Карлсон»
15. Милн, А.«Винни-Пух и все-все-все»
16. Сказки народов мира
17. Носов, Н.«Незнайка и его друзья», «Приключения Коли и Миши», «Затейники», «Фантазеры»
18. Осеева, В. «Синие листья», «Волшебное слово», «Что легче»
19. Остер, Г. «Котенок по имени Гав и другие истории»
20. Пришвин, М. «Лесной хозяин»
21. Пушкин, А.С. «Сказки»
22. Распе, Р. «Приключения барона Мюнхгаузена»
23. Родари, Дж. «Путешествие Голубой Стрелы»
24. Романова, Н. «Муравей Красная Точка»
25. Русские народные былины
26. Толстой, А.«Приключения Буратино»
27. Уайлд, О. «Звездный мальчик»
28. Успенский, Э. «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино»

29. Чандлер, Х.. «Сказки дядюшки Римуса»
30. Чаплина, В. «Кинули»

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ

 Теперь определять круг чтения вашего ребенка будете не только вы, но и его классная руководительница. Заключите с юным учеником договор: каждый месяц вы отправляетесь в книжный магазин и покупаете там две книги – одну выбираете вы, вторую – он.

КАК ЧИТАТЬ?
• Чтение вслух пора заканчивать, разве что минут пять-десять – на ночь, чтобы лучше спалось. Ребенку уже действительно пора начинать читать самому.
• Читайте сказки и басни по ролям.
• Научите малыша сочинять стихи или, например, писать истории, продолжающие его любимые книги.
• Следите за тем, как юный библиофил читает вслух. Не путается ли он в словах, не проглатывает ли слоги, правильно ли ставит ударения и т.д. Аккуратно поправляйте все ошибки.
• Первоклассник практически ежедневно получает домашнее задание «прочитать текст с такой-то по такую-то страницу» – в результате приятное раньше занятие превращается для него в тягостную обязаловку. Не забывайте хвалить ученика.

ЧТО ЧИТАТЬ?

 • Неадаптированные детские произведения с полноценным сюжетом и сложносочиненными предложениями.

• То, что «все читают». В этом возрасте детям очень важно чувствовать себя «своими» в коллективе ровесников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 1. Адамс, Р. «Обитатели холмов»
2. Барри, Дж. «Питер Пэн»
3. Гофман, Э. «Щелкунчик и Мышиный король»
4. Грэм, К. «Ветер в ивах»
5. Даль, Р. «Чарли и шоколадная фабрика»
6. Даррелл, Дж. «Моя семья и другие животные»
7. Диккенс, Д. «Истории для детей»
8. Драгунский, В. «Денискины рассказы»
9. Конопницкая, М. «О гномах и сиротке Марысе»
10. Крюс, Дж. «Мой прадедушка, герои и я», «Тим Талер или проданный смех»
11. Кэрролл, Л. «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье»
12. Легенды и мифы Древней Греции
13. Лондон, Дж. «Белый клык»
14. Льюис, К. «Хроники Нарнии»
15. Некрасов, А. «Приключения капитана Врунгеля»
16. Одоевский, В. «Городок в табакерке»
17. Олеша, Ю. «Три толстяка»
18. Пройслер, О. «Крабат», «Маленькая Баба Яга», «Маленький водяной»
19. Рауд, Э. «Муфта, Полботинка и Моховая борода»
20. Сэтон-Томпсон, Э. «Рассказы о животных»
21. Таск, С.Э. Тайна рыжего кота
22. Твен, М. «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий»
23. Фриш, К. «Десять маленьких непрошенных гостей»
24. Экхольм, Я. «Тутта Карлсон. Первая и единственная»
25. Янссон, Т. «Мемуары папы Муми-тролля», «Шляпа волшебника».

Приучая ребенка к книге, вы не просто учите его читать,

но и делаете его будущую жизнь ярче, интереснее и богаче.